скачать рефераты

МЕНЮ


Современная практика мотивации труда в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Заработная плата - совокупность вознаграждений в денежной или (и) натуральной форме, полученных работниками за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время [18, 46]. Поскольку источником выплаты заработной платы является национальный доход, то величина фонда заработной платы трудового коллектива, каждого работника должна быть поставлена в прямую зависимость от достигнутых конечных результатов.

Исходные данные для планирования фонда заработной платы [18, 57]:

- производственная программа в натуральном и стоимостном выражении и ее трудоемкость;

- состав и уровень квалификации работников, необходимых для выполнения программы;

- действующая тарифная система;

- применяемые формы и системы оплаты труда;

- нормы и зоны обслуживания, а также законодательные акты по труду, регулирующие заработную плату (род выплат и доплат, учитываемых при оплате труда).

В состав фонда включается основная и дополнительная заработная плата. К основной, относится оплата труда за выполненные работы. Она включает сдельную заработную плату, тарифный фонд заработной платы, премии.

К дополнительной заработной плате относятся такие выплаты работникам предприятий, которые производятся не за выполненную работу, а в соответствии с действующим законодательством (доплаты за работу в ночное время, бригадирам, за сокращенный рабочий день подросткам и кормящим матерям, оплата очередных и дополнительных отпусков, выполнение государственных обязанностей, оплату за обучение учеников).

В основу организации оплаты труда на многих российских предприятиях положены следующие основные принципы:

- осуществление оплаты в зависимости от количества и качества труда;

- дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия;

- систематическое повышение реальной заработной платы, т.е. превышение темпов роста номинальной заработной платы над инфляцией;

- превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.


Глава 2. Анализ использования трудового потенциала и система мотивационных выплат работникам Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам

2.1 Организационно-экономическая деятельность Департамента

Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, обеспечивающим исполнение государственной политики по регулированию отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр, и регулирование отношений недропользования предприятий топливно-энергетического комплекса на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Департамент подчинен Правительству округа и курируется заместителем Председателя Правительства автономного округа по недропользованию и ТЭК.

Департамент находится в городе Ханты-Мансийске. Юридический адрес: 628012 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая д.2 [9, 1].


2.1.1 Организационная деятельность Департамента

Организационная структура Департамента представляет собой совокупность структурных подразделений, занимающихся регулированием недропользования. Имеет иерархическую систему построения и состоит из элементов: аппарат управления, бухгалтерия, юридический отдел, общий отдел и управлений по вопросам регулирования недропользования. Подробная организационная структура представлена в приложении №1.

Структура управления определяет соотношение между функциями, выполняемыми сотрудниками организации.

Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам возглавляет Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке Губернатором автономного округа.

Директор руководит деятельностью Департамента и обеспечивает выполнение функций и полномочий на принципах единоначалия; имеет четырех заместителей, назначаемых на должность и увольняемых Директором департамента по согласованию с заместителем Председателя Правительства автономного округа по недропользованию и ТЭК; устанавливает и распределяет должностные обязанности заместителей и других работников Департамента, их должностные инструкции и положения о структурных подразделениях Департамента; представляет на утверждение Правительства округа структуру Департамента, штатное расписание, изменения в штатное расписание, структуру и численность, смету расходов на содержание Департамента; производит прием и увольнение, перевод, перемещение работников, их поощрение и наложение взысканий. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач, функций и полномочий; издает приказы и распоряжения в пределах своей компетенции; действует без доверенности от имени Департамента, представляет его во всех организациях и судах, правоохранительных органах, органах власти округа, субъектов Российской Федерации, а также органах местного самоуправления [9, 4].

Основными задачами Департамента являются следующие [9, 3]:

1. Проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр и водных объектов в пределах компетенции и предметов ведения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2. Участие в установленном порядке в разработке и реализации государственных программ геологического изучения, развития и освоения минерально-сырьевой базы автономного округа.

3. Участие в распоряжении государственным фондом недр в установленном порядке.

4. Участие в разработке и осуществлении в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ государственной энергетической политики на территории ХМАО - Югры.

5. Содействие созданию правовых и экономических условий для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования ТЭК.

6. Разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы.

7. Организация и координация управления информационными ресурсами, формируемыми за счет средств бюджета автономного округа, в области геологического изучения, использования и охраны недр водных объектов, и их защита.

8. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в пределах функций и полномочий Департамента.

9. Участие в территориальной подсистеме ХМАО – Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах задач и полномочий Департамента.

Одним из основных направлений деятельности Департамента являются еще и следующие: обеспечение рациональной разработки и обустройства месторождений полезных ископаемых, выполнения недропользователями условий лицензионных соглашений Департамент, переработка нефти и газа, транспортировки газа; в области подготовки, исполнения и контроля за соглашениями о разделе продукции и т.д.

Департамент в процессе своей деятельности проводит конференции, совещания и семинары; создает в установленном порядке рабочие группы и комиссии, научно-технические и экспертные советы, в том числе с привлечением представителей других органов власти, а также иных организаций; разрешает в пределах своей компетенции споры по вопросам пользования недрами; регулирует иные вопросы в области использования и охраны недр в пределах своей компетенции.


2.1.2 Экономическая деятельность Департамента

Основные фонды – это денежная оценка основных средств как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В соответствии с действующей классификацией в состав основных фондов входят средства производственного и непроизводственного назначения. К первым относятся основные фонды промышленного, строительного и сельскохозяйственного производства, автомобильного транспорта, торговли и прочих видов деятельности материального производства [13, 268].

Непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения и культуры.

По материально-вещественному составу основные фонды подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и др.


Таблица 2. Обеспеченность Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам основными средствами.

Показатели

2006 год

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

Среднегодовая численность работников, чел.

Стоимость основных средств на одного работника, тыс.руб.

1685,00

53

31,79


Обеспеченность Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам основными средствами в расчете на среднегодовую численность работников можно рассчитать, используя баланс 2006 года (Табл. 2).

Стоимость основных средств на одного работника в 2006 году составила – 31,79 тыс. рублей.

Финансирование Департамента осуществляется за счет средств бюджета автономного округа и Департамент наделяется имуществом, которое закрепляется за ним в установленном порядке. Порядок хранения документов финансовой и бухгалтерской отчетности определяется в соответствии с законодательством. Департамент предоставляет в уполномоченные органы отчетность по установленным формам и в установленные сроки [9, 12].

Так как Департамент является бюджетной организацией, то все финансовые поступления равняются его затратам и входят в сводную смету расходов (Табл. 3).


Таблица 3. Сводная смета расходов Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам.

код

Наименование статей

2006 год

тыс. руб.

%

1

210

Оплата труда и начисления на оплату труда

51538,31

4,8

2

220

Приобретение услуг

1020048,00

94,7

3

290

Прочие услуги

2882,00

0,3

4

300

Поступления нефинансовых активов

2165,01

0,2



Итого:

1076633,32

100


Из таблицы 3 видно, что большинство затрат составляют затраты на приобретение услуг, а меньше всего на поступления нефинансовых активов. Динамика всех затрат в целом на протяжение трех лет возрастает. И так затраты по оплате труда и начислениям на оплату труда в 2006 году составляют 51538,31 тыс. руб.; затраты на приобретение услуг (статьи 220 и 290) – 1022930 тыс. руб.; затраты на основные средства и материальные запасы – 2165,01 тыс. руб. Первое место по затратам в Департаменте занимает приобретение услуг и составляет 94,7%, далее идут затраты на оплату труда и начисления на оплату труда – 4,85, самые малые затраты 0,5% составляют прочие услуги и поступления нефинансовых активов.

Количественная характеристика трудовых ресурсов в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

Списочная численность работников – это численность работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.

Явочная численность – это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.).

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей.

Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Среднегодовая численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы Департамента в году и деления суммы на 12 (1).


           сумма среднесписочного количества

Чр.г. = ____работников за каждый месяц___ (1)

                                         12


Показатель среднегодовой численности работников Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа можно вычислить исходя из данных таблицы 4.

Чр.г. = 631:12 = 53

Можно рассчитать показатель среднесписочной численности работников Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам:


Чср = Общая численность работников за все дни года

                                365 дней в году (2)

Чср = 19301 : 365 = 53


Таблица 4. Численность работников Департамента за каждый месяц, чел.

месяцы

год

Численность работников

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Общ.

2006

53

53

53

53

53

53

53

51

52

52

53

53

631


Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного состава и счетом приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращение трудового договора.

В Департаменте весь персонал составляет производственный персонал, который в свою очередь делится на рабочих и служащих, а служащие подразделяются на руководителей и специалистов (табл. 5). По данным в 2006 году на предприятии рабочих - 2 человека, служащих 51, из них руководителей 8 человек, специалистов – 43 человека.

Соотношение работающих в Департаменте мужчин и женщин практически равное и не сильно изменяется по годам, что представлено в таблице 6.

Средний возраст работников Департамента – 30-50 лет (табл. 7), но в Департаменте работают и молодые специалисты. Все сотрудники Департамента, независимо от возраста, имеют высшее образование или получают его, находясь на последнем курсе высшего учебного заведения.

Таблица 5. Структура персонала Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам.

Показатели

2006 год

Чел.

%

Среднесписочная численность работников

53

100.00

Производственный персонал, в том числе:

Рабочие

Служащие, в том числе:

Руководители

Специалисты

53

2

51

8

43

100.00

1.06

98.94

4.08

95.92


Таблица 6. Соотношение мужчин и женщин, работающих в Департаменте, %.

Пол

2006 год

Мужчины

Женщины

57,9

42,1


Таблица 7. Качественный состав трудовых ресурсов Департамента.

Показатели

2006 год

По возрасту, лет

до 20


1

от 20 до 30

7

от 30 до 40

22

от 40 до 50

12

от 50 до 60

10

старше 60

1

По образованию:

среднее, среднее специальное


-

неоконченное высшее

19

высшее

34

По группам должностей:

высшие


2

главные

6

ведущие

31

старшие

12


Согласно реестру государственных должностей Ханты-Мансийского автономного округа высшую государственную должность («В» высшая) занимает Директор Департамента. Все заместители имеют категорию «В» и группу – «главная». Помощник Директора и начальники всех отделов имеют категорию «В» и состоят в группе «старшая». Начальники Управлений – категория «В», группа – «главная». Главные специалисты Департамента имеют категорию «В» и соответственно группу «старшая» [10, 3].

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.