Современная практика мотивации труда в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Заработная плата - совокупность
вознаграждений в денежной или (и) натуральной форме, полученных работниками за
фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время
[18, 46]. Поскольку источником выплаты заработной платы является национальный
доход, то величина фонда заработной платы трудового коллектива, каждого
работника должна быть поставлена в прямую зависимость от достигнутых конечных
результатов.
Исходные данные для планирования
фонда заработной платы [18, 57]:
- производственная программа в
натуральном и стоимостном выражении и ее трудоемкость;
- состав и уровень квалификации
работников, необходимых для выполнения программы;
- действующая тарифная система;
- применяемые формы и системы оплаты
труда;
- нормы и зоны обслуживания, а также
законодательные акты по труду, регулирующие заработную плату (род выплат и
доплат, учитываемых при оплате труда).
В состав фонда включается основная и
дополнительная заработная плата. К основной, относится оплата труда за
выполненные работы. Она включает сдельную заработную плату, тарифный фонд
заработной платы, премии.
К дополнительной заработной плате
относятся такие выплаты работникам предприятий, которые производятся не за
выполненную работу, а в соответствии с действующим законодательством (доплаты
за работу в ночное время, бригадирам, за сокращенный рабочий день подросткам и
кормящим матерям, оплата очередных и дополнительных отпусков, выполнение
государственных обязанностей, оплату за обучение учеников).
В основу организации оплаты труда на многих российских
предприятиях положены следующие основные принципы:
- осуществление оплаты в зависимости от количества и
качества труда;
- дифференциация заработной платы в зависимости от
квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности
предприятия;
- систематическое повышение реальной заработной платы,
т.е. превышение темпов роста номинальной заработной платы над инфляцией;
- превышение темпов роста производительности труда над
темпами роста средней заработной платы.
Глава 2. Анализ использования
трудового потенциала и система мотивационных выплат работникам Департамента по
нефти, газу и минеральным ресурсам
2.1 Организационно-экономическая
деятельность Департамента
Департамент является исполнительным органом
государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, обеспечивающим
исполнение государственной политики по регулированию отношений, возникающих в
связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр, и регулирование
отношений недропользования предприятий топливно-энергетического комплекса на
территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Департамент подчинен Правительству округа и курируется
заместителем Председателя Правительства автономного округа по недропользованию
и ТЭК.
Департамент находится в городе Ханты-Мансийске.
Юридический адрес: 628012 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ,
г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая д.2 [9, 1].
2.1.1 Организационная
деятельность Департамента
Организационная структура Департамента представляет
собой совокупность структурных подразделений, занимающихся регулированием
недропользования. Имеет иерархическую систему построения и состоит из
элементов: аппарат управления, бухгалтерия, юридический отдел, общий отдел и
управлений по вопросам регулирования недропользования. Подробная
организационная структура представлена в приложении №1.
Структура управления определяет соотношение между
функциями, выполняемыми сотрудниками организации.
Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам возглавляет
Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном
порядке Губернатором автономного округа.
Директор руководит деятельностью Департамента и
обеспечивает выполнение функций и полномочий на принципах единоначалия; имеет
четырех заместителей, назначаемых на должность и увольняемых Директором
департамента по согласованию с заместителем Председателя Правительства
автономного округа по недропользованию и ТЭК; устанавливает и распределяет
должностные обязанности заместителей и других работников Департамента, их
должностные инструкции и положения о структурных подразделениях Департамента;
представляет на утверждение Правительства округа структуру Департамента,
штатное расписание, изменения в штатное расписание, структуру и численность,
смету расходов на содержание Департамента; производит прием и увольнение,
перевод, перемещение работников, их поощрение и наложение взысканий. Директор
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
задач, функций и полномочий; издает приказы и распоряжения в пределах своей
компетенции; действует без доверенности от имени Департамента, представляет его
во всех организациях и судах, правоохранительных органах, органах власти округа,
субъектов Российской Федерации, а также органах местного самоуправления [9, 4].
Основными задачами Департамента являются следующие [9,
3]:
1. Проведение государственной политики в сфере
изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр и водных
объектов в пределах компетенции и предметов ведения Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры.
2. Участие в установленном порядке в разработке и
реализации государственных программ геологического изучения, развития и
освоения минерально-сырьевой базы автономного округа.
3. Участие в распоряжении государственным фондом недр
в установленном порядке.
4. Участие в разработке и осуществлении в
установленном порядке в соответствии с законодательством РФ государственной
энергетической политики на территории ХМАО - Югры.
5. Содействие созданию правовых и экономических
условий для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования ТЭК.
6. Разработка и реализация территориальных программ
развития и использования минерально-сырьевой базы.
7. Организация и координация управления
информационными ресурсами, формируемыми за счет средств бюджета автономного
округа, в области геологического изучения, использования и охраны недр водных
объектов, и их защита.
8. Организация и обеспечение мобилизационной
подготовки и мобилизации в пределах функций и полномочий Департамента.
9. Участие в территориальной подсистеме ХМАО – Югры
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в пределах задач и полномочий Департамента.
Одним из основных направлений деятельности
Департамента являются еще и следующие: обеспечение рациональной разработки и
обустройства месторождений полезных ископаемых, выполнения недропользователями
условий лицензионных соглашений Департамент, переработка нефти и газа, транспортировки
газа; в области подготовки, исполнения и контроля за соглашениями о разделе
продукции и т.д.
Департамент в процессе своей деятельности проводит
конференции, совещания и семинары; создает в установленном порядке рабочие
группы и комиссии, научно-технические и экспертные советы, в том числе с
привлечением представителей других органов власти, а также иных организаций;
разрешает в пределах своей компетенции споры по вопросам пользования недрами;
регулирует иные вопросы в области использования и охраны недр в пределах своей
компетенции.
2.1.2 Экономическая
деятельность Департамента
Основные фонды – это денежная оценка основных средств
как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В
соответствии с действующей классификацией в состав основных фондов входят
средства производственного и непроизводственного назначения. К первым относятся
основные фонды промышленного, строительного и сельскохозяйственного
производства, автомобильного транспорта, торговли и прочих видов деятельности
материального производства [13, 268].
Непроизводственные основные фонды предназначены для
обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения
и культуры.
По материально-вещественному составу основные фонды
подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, оборудование,
транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь
и др.
Таблица 2. Обеспеченность Департамента по нефти, газу
и минеральным ресурсам основными средствами.
Показатели
|
2006 год
|
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
Среднегодовая численность работников, чел.
Стоимость основных средств на одного работника, тыс.руб.
|
1685,00
53
31,79
|
Обеспеченность Департамента по нефти, газу и
минеральным ресурсам основными средствами в расчете на среднегодовую
численность работников можно рассчитать, используя баланс 2006 года (Табл. 2).
Стоимость основных средств на одного работника в 2006
году составила – 31,79 тыс. рублей.
Финансирование Департамента осуществляется за счет
средств бюджета автономного округа и Департамент наделяется имуществом, которое
закрепляется за ним в установленном порядке. Порядок хранения документов
финансовой и бухгалтерской отчетности определяется в соответствии с
законодательством. Департамент предоставляет в уполномоченные органы отчетность
по установленным формам и в установленные сроки [9, 12].
Так как Департамент является бюджетной организацией,
то все финансовые поступления равняются его затратам и входят в сводную смету
расходов (Табл. 3).
Таблица 3. Сводная смета расходов Департамента по
нефти, газу и минеральным ресурсам.
№
|
код
|
Наименование статей
|
2006 год
|
тыс. руб.
|
%
|
1
|
210
|
Оплата труда и начисления на оплату труда
|
51538,31
|
4,8
|
2
|
220
|
Приобретение услуг
|
1020048,00
|
94,7
|
3
|
290
|
Прочие услуги
|
2882,00
|
0,3
|
4
|
300
|
Поступления нефинансовых активов
|
2165,01
|
0,2
|
|
|
Итого:
|
1076633,32
|
100
|
Из таблицы 3 видно, что большинство затрат составляют
затраты на приобретение услуг, а меньше всего на поступления нефинансовых
активов. Динамика всех затрат в целом на протяжение трех лет возрастает. И так
затраты по оплате труда и начислениям на оплату труда в 2006 году составляют
51538,31 тыс. руб.; затраты на приобретение услуг (статьи 220 и 290) – 1022930
тыс. руб.; затраты на основные средства и материальные запасы – 2165,01 тыс.
руб. Первое место по затратам в Департаменте занимает приобретение услуг и
составляет 94,7%, далее идут затраты на оплату труда и начисления на оплату
труда – 4,85, самые малые затраты 0,5% составляют прочие услуги и поступления нефинансовых
активов.
Количественная характеристика трудовых ресурсов в
первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и
среднесписочная численность работников.
Списочная численность работников – это численность
работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых
и выбывших за этот день работников.
Явочная численность – это количество работников
списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным
составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни,
командировки и т.д.).
Для определения численности работников за определенный
период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для
исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов
оборота, текучести кадров и ряда других показателей.
Среднесписочная численность работников за месяц
определяется путем суммирования численности работников списочного состава за
каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни и деления
полученной суммы на количество календарных дней месяца. Среднегодовая
численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной
численности работников за все месяцы работы Департамента в году и деления суммы
на 12 (1).
сумма среднесписочного количества
Чр.г. = ____работников за каждый
месяц___ (1)
12
Показатель среднегодовой численности работников
Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного
округа можно вычислить исходя из данных таблицы 4.
Чр.г. = 631:12 = 53
Можно рассчитать показатель среднесписочной
численности работников Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам:
Чср = Общая численность работников за
все дни года
365 дней в году (2)
Чср = 19301 : 365 = 53
Таблица 4. Численность работников Департамента за
каждый месяц, чел.
месяцы
год
|
Численность работников
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
Общ.
|
2006
|
53
|
53
|
53
|
53
|
53
|
53
|
53
|
51
|
52
|
52
|
53
|
53
|
631
|
Для правильного определения среднесписочной
численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного
состава и счетом приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на
другую работу и прекращение трудового договора.
В Департаменте весь персонал составляет
производственный персонал, который в свою очередь делится на рабочих и
служащих, а служащие подразделяются на руководителей и специалистов (табл. 5).
По данным в 2006 году на предприятии рабочих - 2 человека, служащих 51, из них
руководителей 8 человек, специалистов – 43 человека.
Соотношение работающих в Департаменте мужчин и женщин
практически равное и не сильно изменяется по годам, что представлено в таблице
6.
Средний возраст работников Департамента – 30-50 лет
(табл. 7), но в Департаменте работают и молодые специалисты. Все сотрудники
Департамента, независимо от возраста, имеют высшее образование или получают
его, находясь на последнем курсе высшего учебного заведения.
Таблица 5. Структура персонала Департамента по нефти,
газу и минеральным ресурсам.
Показатели
|
2006 год
|
Чел.
|
%
|
Среднесписочная численность работников
|
53
|
100.00
|
Производственный персонал, в том числе:
Рабочие
Служащие, в том числе:
Руководители
Специалисты
|
53
2
51
8
43
|
100.00
1.06
98.94
4.08
95.92
|
Таблица 6. Соотношение мужчин и женщин, работающих в
Департаменте, %.
Пол
|
2006 год
|
Мужчины
Женщины
|
57,9
42,1
|
Таблица 7. Качественный состав трудовых ресурсов
Департамента.
Показатели
|
2006 год
|
По возрасту, лет
до 20
|
1
|
от 20 до 30
|
7
|
от 30 до 40
|
22
|
от 40 до 50
|
12
|
от 50 до 60
|
10
|
старше 60
|
1
|
По образованию:
среднее, среднее специальное
|
-
|
неоконченное высшее
|
19
|
высшее
|
34
|
По группам должностей:
высшие
|
2
|
главные
|
6
|
ведущие
|
31
|
старшие
|
12
|
Согласно реестру государственных должностей
Ханты-Мансийского автономного округа высшую государственную должность («В»
высшая) занимает Директор Департамента. Все заместители имеют категорию «В» и
группу – «главная». Помощник Директора и начальники всех отделов имеют
категорию «В» и состоят в группе «старшая». Начальники Управлений – категория
«В», группа – «главная». Главные специалисты Департамента имеют категорию «В» и
соответственно группу «старшая» [10, 3].
Страницы: 1, 2, 3
|