скачать рефераты

МЕНЮ


Современная практика мотивации труда в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Кадры или трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу. В настоящее время, в период перехода к рыночной экономике, роль трудовых коллективов существенно возрастает, и каждый руководитель ставит своей целью качественно улучшить состав работающих для более профессионального и грамотного исполнения тех функций, которые возложены на структуру.

Чтобы определить обеспеченность Департамента трудовыми ресурсами используется коэффициент обеспеченности, который рассчитывается по формуле:


Коб = Среднесписочная численность работников

              Штатная численность работников (3)

В 2006 году среднесписочная и штатная численность совпадает и коэффициент составляет 1.00, что говорит о полной комплектации штата и сто процентной обеспеченности трудовыми ресурсами.


Таблица 8. Обеспеченность Департамента трудовыми ресурсами.

Показатели

2006 год

Среднесписочная численность работников, чел

53

Штатная численность работников, чел

53

Коэффициент обеспеченности

1.00


2.2 Анализ использования рабочего времени в Департаменте


Рабочее время – это период, в течение которого работник осуществляет подготовку и непосредственное выполнение полученной работы. Оно состоит из времени работы по выполнению производственного задания и времени работы, не предусмотренного производственным заданием [22, 142].

Время работы по выполнению производственного задания, включает в себя подготовительно-заключительное время (ПЗ), оперативное время (ОП), время обслуживание рабочего места (ОРМ).

Подготовительно-заключительное время (Тпз) – это время, которое работник затрачивает на подготовку себя и средств производства к выполнению заданной работы. Оно затрачивается один раз и не зависит от объема работы.

Оперативное время (Топ) – это время, затраченное на выполнение заданной работы (операции), повторяемое с каждой единицей или определенным объемом продукции. Оно подразделяется на основное и вспомогательное.

Время обслуживания рабочего места (Торм) время, затрачиваемое работником на уход за рабочим местом, оборудованием и поддержании рабочего места в состоянии, обеспечивающем производительную работу в течении смены или другого рабочего периода.

Время работы, не предусмотренное производственным заданием – это время, затраченное на выполнение случайной и непроизводительной работы.

Время перерывов – это время, в течение которого работник не принимает участия в работе. Оно делится на время регламентированных перерывов (ПР) и время нерегламентированных перерывов в работе (ПН).

Время регламентированных перерывов в работе включает в себя время перерывов в работе, обусловленных технологией и организацией производственного процесса (ПТ), а так же время на отдых и личные надобности (ОТЛ).

Время нерегламентированных перерывов в работе – это время перерывов в работе, вызванных нарушением нормального течения производственного процесса. Оно включает в себя перерывы в работе, вызванные недостатками в организации производства (ПНТ), и время перерывов в работе, вызванных нарушением трудовой дисциплины (ПНД).

Все затраты рабочего времени исполнителя, кроме приведенной классификации, могут разделяться на нормируемые и ненормируемые [23, 144].

Нормируемые затраты рабочего времени включаются в норму труда и рассчитываются по формуле:


Нвр = Тпз + Топ + Тпт + Тотл + Торм (4)


Ненормируемые затраты труда рабочего времени являются прямыми потерями времени и в норму времени не включаются. Суммарная величина нормируемых затрат на единицу продукции называется штучно-калькуляционным временем (Тшт) и определяется по формуле:


Тшт = Тпз/n + Топ + Тотл + Торм, (5)


где n – размер партии изделий [].

Для Департамента рассчитываются нормируемые затраты труда и исходя из формулы 4 составляют:


Нвр = 15мин + 315 мин + 10мин + 80мин + 12мин = 7,2 ч


Так как в одном месяце 22 рабочих дня, то ежемесячное нормативное время равняется 158,4 часа. В Департаменте данное время распределяется следующим образом: в понедельник рабочий день составляет 8 часов, а во все остальные рабочие дни – 7 часов.

2.3 Классификация стимулирующих и компенсационных выплат в Департаменте


Стимул (мотив) – это побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо.

Стимулирование труда – довольно сложная процедура, и существуют определенные требования к его организации: оно должно быть комплексным, дифференцированным, гласным, гибким и оперативным [22, 148].

Основной частью стимулирующих и компенсационных выплат являются:

- должностной оклад,

- доплаты и компенсации,

- надбавки,

- премии.

Должностной оклад определяет величину оплаты труда в соответствие с его сложностью и ответственностью. Также устанавливается в соответствие уровнем цен на предметы потребления, ситуацией на рынке труда и другими факторами.

Назначение доплат – возмещение дополнительных затрат рабочей силы из-за объективных различий в условиях и тяжести труда. Компенсации учитывают независящие от предприятия факторы, в том числе рост цен.

Надбавки и премии вводятся для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукции и эффективности производства. Различия между надбавками и премиями в том, что надбавки выплачиваются в одинаковом размере каждый месяц в течение установленного периода, а премии могут быть нерегулярными, и их величина существенно меняется в зависимости от достигнутых результатов [21, 279].

Классификация стимулирующих и компенсационных выплат в Департаменте:

1) в зависимости от потребностей:

а) материальные:

- денежные (должностной оклад, премии, надбавки, доплаты, компенсации)

- неденежные (путевки на лечение и отдых, комфортные условия руда, ссуды, организация первоклассных рабочих мест)

б) нематериальные:

- социальные (престижность труда, возможность профессионального роста, возможность самоутверждения)

- моральные (устная похвала, вынесение благодарности)

- творческие (возможность самосовершенствования, самореализации, самовыражения)

- социально-психологические (возможность общения, причастность к делам трудового коллектива)

2) в зависимости от направленности:

а) поощряющие:

- материальные

- нематериальные

- индивидуальные

- коллективные

б) блокирующие:

- лишение премий

- замечание, выговор и т.д.

3) в зависимости от интереса:

а) индивидуальные

б) коллективные

в) общественные


Глава 3. Система мотивации труда и возможные пути ее совершенствования в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам

3.1 Движение трудовых ресурсов Департамента, как показатель удовлетворения потребностей сотрудников


Трудовой коллектив по численному составу не является постоянной величиной, он все время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Изменение численности работников называется движением рабочей силы.

Среди источников поступления рабочей силы принять выделять принятых непосредственно по инициативе организации; принятых по направлениям органов трудоустройства; принятым по путевкам после окончания соответствующих специальных учебных заведений (ВУЗов и техникумов); принятых в порядке перевода из других организаций.

Среди направлений выбытия работников, принято различать выбытие по причинам физиологического характера (в связи со смертью, длительной болезнью, достижением пенсионного возраста); выбытие по причинам, прямо предусмотренных законом, - так называемый, необходимый оборот рабочей силы (призыв в армию, поступление в учебное заведение, избрание в выборные органы государственной власти и некоторые общественные организации, переезд по месту жительства мужа или жены и др), а также по причинам, непосредственно законом непредусмотренным и связанным с личностью работника: увольнение по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, в связи с решениями судов (так называемый излишний оборот рабочей силы или текучесть кадров) [4, 167].

Коэффициент текучести кадров в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа можно рассчитать по нижеследующей формуле:

          Количество работников, выбывших по собственному желанию и

Кт = ______уволенных за нарушение трудовой дисциплины________

                     Среднесписочная численность работников (6)


Исходя из данных таблицы 9, коэффициент текучести составляет (6):

Кт = 0.02

Существует также коэффициент постоянства кадров, т.е. отношение числа работников, проработавших весь отчетный период, к их числу на конец этого периода:

Кпос = Количество работников, проработавших весь период

                     Среднесписочная численность работников (7)


По данным таблицы 9 мы имеем:

Кп = 0.97

Этот коэффициент как бы дополняет коэффициент текучести и применяется для оценки эффективности кадровой политики Департамента, так как невызываемый объективно неизбежными причинами оборот рабочей силы приводит к снижению эффективности ее использования.

Исходя из данных и расчетов, приведенных в таблице 9, то коэффициент текучести равняется 0,02. Делая выводы по низкой текучести кадров, можно сказать, что улучшаются условия труда и его оплаты, потенциал работников используется максимально, улучшение льгот и других факторов, влияющих на то, что работник не стремится сменить место работы, следовательно, удовлетворяет свои потребности (перечень основных потребностей изложен в таблице 1), что говорит о высокой мотивации труда. При отсутствие текучести кадров, что при данной кадровой политике Департамента возможно, производительность труда будет достигать 100%, что в свою очередь может поспособствовать расширению Департамента, а следовательно и возможности трудоустроить большее количество специалистов.

Противоположный выше анализируемому показателю коэффициент постоянного состава. Этот коэффициент как бы дополняет коэффициент текучести и применяется для оценки эффективности кадровой политики Департамента, так как невызываемый объективно неизбежными причинами оборот рабочей силы приводит к снижению эффективности ее использования. По данным таблицы 9 коэффициент постоянного состава составляет 0.97. Это показывает стабильность состава персонала и не значительное его изменение.


Таблица 9. Движение трудовых ресурсов Департамента.

Показатели

2006 год

Среднесписочная численность работников, чел

53

Принято работников, чел

2

Выбыло работников, чел

2

В том числе:

Уволены по собственному желанию, чел


-

Уволены за прогулы и другие нарушения, чел

1

Коэф. текучести кадров (4)

0.02

Коэф. постоянного состава (5)

0.97


3.2 Оплата труда, как основное стимулирование работников Департамента


Заработная плата работников Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа начисляется в соответствии с должностным окладом, к которому прибавляют районный коэффициент и северную надбавку (до 50%), а также персональную надбавку (до 50%) и надбавку за выслугу лет, ежемесячная премия (75% - с условием добросовестного исполнения своих должностных обязанностей).

Годовой фонд заработной платы вычисляется по следующей формуле:


ФЗПг = Месячный фонд заработной платы x 12 (8)


Исходя из приведенной выше формулы, можно рассчитать фонд заработной платы работников Департамента за 2006 год, опираясь на данные из расчета по статье «Оплата труда», согласно штатного расписания.

ФЗПг = 3712990 х 12 = 44555.88 тыс.руб.


Таблица 10 Средняя заработная плата работников Департамента.

Показатели

2006 год

Среднесписочная численность работников, чел

53

Фонд заработной платы, тыс.руб.

3712.99

Средняя заработная плата на одного работника, тыс.руб.

70.06


По данным таблицы 10 видно, что фонд заработной платы составляет 3712.99 тыс.руб. Это говорит о том что появляются дополнительные денежные средства для заработной платы, следовательно Департамент исполняет свои функции, что в первую очередь показывает хороший подбор персонала. Что касается средней заработной платы, то она достаточно высокая и составляет 70060 рублей.

Оплата труда всегда является наиважнейшим стимулятором производительности труда, из выше сказанного можно сделать вывод, что повышение заработной платы ведет к уменьшению текучести работников и к удовлетворению их основных потребностей.

Рассмотрим подробное начисление заработной платы сотрудников Департамента, на примере главного специалиста экономического отдела Воронцовой Екатерины Федоровны. Прежде чем производится расчет и начисление заработной платы сотруднику проводится анализ его рабочего времени за расчетный месяц. Для этого у начальника отдела берется ежемесячный табель рабочего времени сотрудников отдела (ежемесячно по норме времени каждый сотрудник должен отработать 165 часов), проводится подсчет нормативных ежемесячных рабочих часов, часов переработки, часов потраченных на больничный или на иные надобности сотрудника, не являющихся производственным процессом. После чего выводится общий фонд рабочего времени сотрудника за месяц.

Возьмем для расчета ноябрь 2006 года. Воронцовой Е.Ф. было отработано нормативное количество часов за весь месяц, не имелось переработок, не брался больничный и отгулы.

Из подсчета ежемесячного фонда рабочего времени видно, что переработок или недоработок у данного сотрудника не было, следовательно заработная плата считается по нормативному времени с нормативными надбавками и премиями.

Оклад Воронцовой Е.Ф. составляет 2310 руб., выплата за чин 850 руб., плата за выслугу 20%, коэффициент персональной надбавки 2,7, ежемесячная премия за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей 50%, северный и районный коэффициент – 2,2. В ноябре 2006 года единовременного премирования в честь праздничных дат и юбилеев не производилось.

Расчет заработной платы данного сотрудника за ноябрь 2006 года:


((2310 + 850 + 20%) * 2, 7 + 50%) * 2,2 = 33786 руб. 72 коп.


После всех начислений заработной платы вычитается Единый социальный налог, равный 13%:


33786,72 – 13% = 29371 руб. 83 коп.


Из вышеизложенных расчетов получаем номинальную заработную плату Воронцовой Е.Ф. в размере 29371 руб. 83 коп., что превышает прожиточный минимум 5232 руб.

Делая выводы можно отметить, что основными стимулами по заработной плате сотрудников Департамента являются: плата за выслугу, ежемесячное и единовременное премирование, персональные надбавки, а так же выплаты по материальной помощи, отпускные, 13 заработная плата и иные вознаграждения.


Выводы и предложения


Проанализировав проделанную мной работу по изучению использования трудовых ресурсов и их мотивации труда Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа можно сделать следующие выводы:

1. Подавляющим большинством сотрудники Департамента имеют высшее образование или обучаются в высших учебных заведениях на преддипломных курсах и фактическая численность практически соответствует штатной численности.

2. Среднесписочная численность работников Департамента равняется 53 человека и является нормативной.

3. В 2006 году включительно было уволено 2 человека, принято на работу 2 человека, из которых 1 человек уволен за прогулы и другие нарушения.

4.Текучесть кадров в Департаменте составила очень небольшой процент, сто говорит о правильной мотивации труда руководителем Департамента.

5. Большого оборота рабочей силы не наблюдалось, что говорит об ее эффективном использовании.

6. За 2006 год трудовые ресурсы Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам использовались полностью, что свидетельствует об эффективной кадровой политике Департамента.

7. Заработная плата работников начисляется в соответствии с должностным окладом, к которому прибавляют районный коэффициент (70%), северную надбавку (до 50%), персональную надбавку (до 50%), надбавку за выслугу лет (в зависимости от стажа работы в государственной службе), ежемесячная премия (до 75% - с условием добросовестного исполнения своих должностных обязанностей). Годовой фонд заработной платы составил за 2006 год – 44555880 рублей.

8. Ежемесячное нормативное время равняется 158,4 часа, что соответствует требованиям Трудового кодекса РФ. В Департаменте данное время распределяется следующим образом: в понедельник рабочий день составляет 8 часов, а во все остальные рабочие дни – 7 часов.

9. Отметим, что основными стимулами по заработной плате сотрудников Департамента являются:

- плата за выслугу;

- ежемесячное и единовременное премирование;

- персональные надбавки;

- выплаты по материальной помощи, отпускные, 13 заработная плата и иные вознаграждения.

Наряду с новым положением о Департаменте и расширением его функций и задач в вопросах недропользования в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа, Постановлением Губернатора автономного округа внесены изменения в штатном расписании.

В связи с новым положением в Департаменте в течение 2007 года будет создано новое Управление, занимающееся охраной и использованием водных ресурсов, но на данный момент еще нет четкого распоряжения по его штатному составу.

В настоящее время Департамент имеет вакансии на 9 должностей на замещение государственных служащих и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности и государственных органов. Это дало возможность объявить конкурс на замещение вакантных должностей, что позволит из числа претендентов выбрать наиболее опытных, высокопрофессиональных служащих, которые позволят наиболее качественно исполнять возложенные на Департамент функции контролирующего органа по территориальной программе Ханты-Мансийского автономного округа, по воспроизводству материально-сырьевой базы округа и топливно-энергетического комплекса страны в целом.

Так образование Управления по работе с топливно-энергетическим комплексом позволит привлечь высокопрофессиональных специалистов в области разработки и обустройства месторождений, в области транспорта нефти и газа, регулирования доступа к инфраструктуре общего пользования. При Управлении создается новый отдел по переработке нефти и газа. Уже одно это Управление позволит трудоустроить 6 специалистов. В данном случае преследуется цель принятия на работу специалистов высокого класса, производственников с большим опытом работы в нефтяных и геологоразведочных организациях.

Управление геологоразведочных работ Департамента создается с целью более качественного анализа состояния геологоразведки в нашем регионе. Отделы геологии нефти и газа, геофизики и отдел твердых полезных ископаемых ставят своей целью совершенствование контролирующей функции Департамента в вопросах разведки и добычи полезных ископаемых как округа, так и страны в целом. При образовании отделов предполагается принятие 3 специалистов высокой квалификации.

В Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа созданы отдел экономики недропользования, который контролирует налоговые поступления в бюджет округа и тесно взаимодействует с Департаментом финансов округа и отделениями федерального казначейства, расположенными на территории округа. Организация этого отдела позволила трудоустроить еще 2 специалиста.

Отдел стратегического планирования и развития ТЭК также утвержден в новой структуре Департамента. При его создании было приглашено 3 специалиста. Они успешно справляются с возложенными обязанностями.

Увеличен штат работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности и государственных органов на 3 работника – это архивариус, инженер по документационному обеспечению, заведующий хозяйством. В данном случае высшего специального образования не требуется, но среднее специальное необходимо.

Исходя из выше сказанного, можно сделать определенные выводы:

- в период формирования нового штатного состава работников Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа, необходимо приоритеты остановить на высоко профессионально образованных работниках с соответствующим образованием и опытом работы в производственной сфере, связанной с геологическим изучением недр;

- необходима корректировка кадровой политики с целью более эффективного использования трудовых ресурсов Департамента;

- в настоящее время в период перестройки всей экономики необходимо постоянное повышение уровня образованности кадров, постоянное эффективное обучение, подготовку и переподготовку кадров;

- необходима эффективная политика социальных льгот (некоторые льготы установлены региональным законодательством, которые требуют постоянной доработки), улучшение комфортности рабочих мест, стимулирование государственных служащих в сфере повышения квалификации и соответственно – продвижение по служебной лестнице;

- ввести гибкую систему оплаты труда, чтобы определенная часть заработка стала зависимой от общей эффективности работы Департамента;

- снижать текучесть кадров, чтобы не иметь лишних затрат на обучение новых работников и сократить прямые затраты на увольняемых работников.

Список использованной литературы


1.                 В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов «Экономика и статистика фирм», издательство «Финансы и статистика», Москва, 1996г.

2.                 Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин «Управление персоналом», Издательство «ЮНИТИ», Москва, 1996г.

3.                 И.А Баткаева, А.Я. Кибанов и др. «Управление персоналом организации», Издательство «ИНФРА-М», Москва, 2005г.

4.                 О.И. Волков «Экономика предприятия», Издательство «ИНФРА-М», Москва, 1999г.

5.                 В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков «Экономика предприятия», Издательство «ЮНИТИ», Москва, 1996г.

6.                 А.И. Егоров, Е.А. Егорова, Н.Т. Савруков и др. «Экономика», издательство «Политехника», Санкт-Петербург, 1998г.

7.                 М.Г. Колосницына «Экономика труда», издательство Магистр», Москва, 1998г.

8.                 В.П. Орлов «Экономика и управление геологоразведочным производством», издательство «Алматы», Москва, 1999г.

9.                 Распоряжение от 30 апреля 2004 года № 207 – п «О Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО – Югры».

10.            Распоряжение от 29 декабря 2006 года №547 – рп «О структуре и штатном расписании Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО – Югры».

11.            А.И. Рофе «Экономика и социология труда», издательство «МИК», Москва, 1996г.

12.            Г.И. Рузавин, В.Т. Мартынов «Курс рыночной экономики» «Банки и биржи», издательство «ИНИТИ», Москва, 1995г.

13.            Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова «Экономика предприятия», издательство «Политехника», Санкт-Петербург, 1998г.

14.            В.М. Семенов «Экономика предприятия», Издательство «Центр экономики и маркетинга», Москва, 1998г.

15.            Трудовой кодекс РФ.

16.            Устав Ханты-Мансийского автономного округа.

17.            В.Ф. Шматов, Ю.М. Малышев «Экономика, организация и планирование производства», издательство «Недра», Москва, 1990г.

18.            С.Н. Щадилова «Расчет заработной платы на предприятии всех форм собственности», Издательство «Экономист», Москва 1997г.

19.            Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

20.            Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. - Спб., 1999

21. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов – М.: Изд. НОРМА, 2002.

22. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2001.

23. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2001.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.