скачать рефераты

МЕНЮ


Справочник по делопроизводству

Служебные помещения, отведенные для выполнения работ (операций) по подготовке и обработке документированной информации должны иметь планировку, обеспечивающую их достаточное естественное и (или) искусственное освещение. Площадь, отводимая на размещение одного автоматизированного рабочего места, должна составлять в общем случае не менее 6 кв. м.

Размещение мебели и специализированного оборудования в еду служебных помещениях, как правило, должно осуществляться по пе- риметру (вдоль стен). При размещении автоматизированных рабочих мест расстояние между рабочими столами в направлении о плоскости тыла одного видеотерминала до плоскости экрана яру го-го видеотерминала должно составлять не менее 2,0 м, а между смеж-ными боковыми поверхностями соседних видеотерминалов— не менее 1,2м.

Рабочие места, предназначенные для выполнения творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать перегородками высотой 1,5—2,0м. Шумящее оборудование — матричные принтеры, пишущие машины, серверы, телетайпы и т.п., уровни шуми которого превышают нормативные, должно размещаться в специально отведенных для этого помещениях.

С целью обеспечения необходимого комфорта, способствующего эффективному труду, рабочие места работников оборудуются од-нотумбовыми столами (с приставкой), обеспечивающими удобное размещение на нем оргтехники (в том числе компьютерной) и ос - новных предметов труда, постоянно используемой в работе литepa-туры по делопроизводству, карточек и лотков для них. В ящичках тумбы стола хранятся документы, используемые в работе в течение дня, а также вспомогательные предметы труда (канцелярские принадлежности).

Хранение специальной и справочной литературы должно осуществиться в шкафах. На соответствующих полках в строго определенном порядке должны располагаться:

инструкции и нормативно-методические документы по дело- производству;

справочники по законодательству;

справочники по административно-территориальному делению;

орфографические и терминологические словари (справочники по написанию отдельных слов);

картотеки-указатели к сборникам нормативно-правоывых актов и организационно-распорядительных документов (постановлений, решений, приказов, инструкций и пр.) по вопросам ведения делопроизводства, изданных федеральными, территориальными, отраслевыми (ведомственными) и местными органами управления (власти);

списки работников предприятия с указанием структурных подразделений, номеров телефонов и адресов для направления деловой корреспонденции".

Своевременное получение работниками информации, необходимой для надлежащего выполнения порученных работ (операций) в течение всего рабочего времени, обеспечивается:

постоянным поддержанием в служебных помещениях тишины и порядка;

наличием достаточного свободного пространства между рабочими местами, не затрудняющего проход (подход) к ним;

оборудованием рабочих мест средствами внутренней телефонной связи;

размещением на столах минимально необходимого для выполнения повседневной работы количества документов (материалов). Установление для работников делопроизводства (службы ДОУ) оптимального режима труда и отдыха предполагает:

категорирование труда работников в зависимости от его сложности и напряженности;

надлежащий учет влияния на работников вредных факторов производственной среды и характеристик микроклимата служебных помещений;

упорядоченное чередование временных отрезков, отведенных соответственно для выполнения более сложных и менее сложных видов работ (операций);

предоставление работникам для поддержания высокой работоспособности в течение всего рабочего времени перерывов для отдыха, приема пищи и т.п.

Нормальная продолжительность рабочего времени, отведенного на выполнение работ по подготовке и обработке документов, должна составлять 8 часок, при этом продолжительность непрерывной работы на ПЭВМ не должна превышать 2 часов. Наиболее сложных и трудоемкие виды работ (операций) рекомендуется производить первой половине рабочего времени. Время перерывов в течение рабочего времени следует устанавливать в зависимости сложности и напряженности труда. Примерные варианты режима труда и отдыха (с учетом 8-часового рабочего дня — с 9 до 18 часов, включая! часовой обеденный перерыв и категории сложности и напряженности работ) представлены в таблице 2.

Таблица 2, Варианты режима труда и отдыха персонажа службы ДОУ, выполняющего работы по документационному обеспечению управ, мни. с применением компьютерной техники


3.6 Особенности подготовки важнейших организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность службы ДОУ

Основными организационно-распорядительными документами, регламентирующими деятельность службы ДОУ и ее работников, являются, как отмечалось ранее, положение о службе и соответствующие должностные инструкции. В рамках данного параграфа рассмотрим наиболее существенные особенности подготовки этих документов.

Функциональное назначение Положения о службе ДОУ заключается в установлении основных правил организации ее деятельности. В качестве основы для полготовки проекта данного документа рекомендуется принять примерное Положение о службе ДОУ, представленное в прил. 12 к ГСДОУ, помня, однако, о том. что его текст нуждается в определенной актуализации с учетом более поздних изменений в правовой базе делопроизводства40.

В содержании Положения о службе ДОУ представляется целесообразным изложить следующие основные вопросы:

краткая характеристика делопроизводства (ДОУ) как специфического вида деятельности по управлению (обеспечению управления) предприятием;

статус службы ДОУ, организационно-правовые основы ее деятельности;

основные организационно-распорядительные документы, регламентирующие деятельность службы ДОУ (помимо положения. — Авт.). порядок их введения в действие;

организация повседневного руководства службой ДОУ;

организация нормирования работ по ДОУ, рабочих мест и труда персонала службы ДОУ;

порядок регламентации повседневной деятельности структурных подразделений в составе службы ДОУ, основных категорий ее работников;

цели и задачи службы ДОУ, их краткое содержание;

функции службы ДОУ, их характеристика;

полномочия (права и обязанности) службы ДОУ, их характеристика;

взаимоотношения службы ДОУ с другими структурными подразделениями (должностными лицами) предприятия;

порядок внесения изменений в положение, сроки ею переутверждения.

Для ясного и точного понимания содержания положения о службе ДОУ особое значение имеет выбор оптимальной структуры документа. В этой связи представляется уместным привести сравнительную характеристику рекомендуемых вариантов структуры положения о службе ДОУ.

Так, согласно прил. 12 ГСДОУ примерная структура документа включает следующие разделы: общие положения; цели и задачи службы; функции службы; права и ответственность службы; взаимоотношения службы. Представленная в Методических рекомендациях ВНИИДАД ФАС РФ «ОРД. Требования к оформлению документов»

примерная структура Положения о службе ДОУ включает следующие разделы: общие положения; задачи службы; функции службы; обязанности службы; права службы; ответственность службы; взаимоотношения службы с другими подразделениями предприятия.

И наконец, в соответствии с прил. 1 к Методическим рекомендациям ВНИИДАД ФАС РФ «Ведение делопроизводства в организации» примерная структура положения о службе ДОУ включая следующие основные разделы: общие положения; задачи и функции службы; обязанности службы; права службы; ответственность службы; взаимоотношения и связи службы. Раздел «Заключительные положения» не является обязательным элементом структуры документа.

Примерный текст Положения о службе ДОУ представлен и прил. 3 к настоящему пособию. Пример оформления титульного листа По ложен ия о службе ДОУ представлен на стр. 43.

Представленные выше рекомендации могут быть применены и при подготовке проектов положений о структурных подразделениях в составе службы ДОУ, а также проекта положения об архиве предприятия. Примерный текст положения об архиве государственной предприятия (организации, учреждения) представлен в прил. 4 настоящему пособию.

Функциональное назначение должностной инструкции заключается в регламентации деятельности работника (категории работников) и установлении порядка применения работником (работниками (положений нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов по вопросам делопроизводства (ДОУ) в процессе осуществления своих повседневных полномочий. В качестве основы для полготовки содержания проекта должностной инструкции рекомендуется принять соответствующие положения Квалификационного справочника должностей служащих, при необходимости адаптировав их к конкретным условиям функционирования того или иного предприятия и службы ДОУ и отразив в нем следующие основные вопросы:

задачи, возлагаемые на работника (в виде перечня, возможно, дополненного краткой характеристикой);

статус работника, порядок его назначения на должность и освобождения от должности;

основные квалификационные требования, предъявляемые к работнику;

организационно-правовые основы деятельности работника;


Эмблема предприятия Утверждаю

Генеральный директор

Открытое акционерное ОАО «Вега»

Общество «Вега»

Положение Личная подпись

 о службе документационного обеспечения     А.А.Агеев


Управления (ДОУ) 00.00.000

00.00.000

№_________г.

Екатеринбург

1.Общие положения

1.1Текст

1.1.1…


РАЗДЕЛ 2

Управление документацией предприятие

Глава 4

СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ТАБЕЛЬ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ

4.1 Управленческая документация предприятия. Состав и функциональное назначение


В рамках настоящего пособия уже упоминалось о документация как об упорядоченной совокупности документов, образующихся в процессе деятельности предприятия. Настало время более подробно ознакомиться с составом управленческой документации предприятия и образующими ее основными видами документов.

С этой целью обратимся к Общероссийскому классификатор) управленческой документации (ОКУД) (Ж 011-93, включающему себя унифицированные системы документации и образующие их формы документов, разрешенные к применению на предприятия (в организациях, учреждениях) для обеспечения потребностей в документированной информации. Уточним, что в составе ОКУД ceгодня имеется девять унифицированных систем документации:

унифицированная система организационно-распорядительной! документации (УСОРД);

унифицированная система первичной учетной документации (УСПУД);

унифицированная система банковской документации (УСБД);

унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций (УСФУОБД);

унифицированная система отчетно-статистической документации (УСОСД);

унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской] документации предприятий (УСУОБД);

унифицированная система документации по труду (УСДТ);

унифицированная система документации Пенсионного фонда РФ (УСДПФР);

унифицированная система внешнеторговой документации

(УСВД).

Собственно управленческую документацию предприятия образуют, таким образом, документы, отнесенные к УСОРД, т.е. документы, общее функциональное назначение которых состоит в организации и распоряжении деятельностью предприятия. В свою очередь п.. в состав УСОРД входит 13 групп управленческой документации.

Основные группы управленческой документации в составе УСОРД

1.Документация по созданию предприятия (организации, учреждения).

2.Документация по реорганизации предприятия (организации.

учреждения).

3.Документация по ликвидации предприятия (организации, учреждения).

4.Документация по приватизации государственных и муниципальных предприятий (организаций, учреждений).

5.Документация по распорядительной деятельности предприятия (организации, учреждения).

6.Документация по организационно-нормативному регулированию деятельности предприятия (организации, учреждения).

7.Документация по оперативно-информационному регулированию деятельности предприятия (организации, учреждения).

8.Документация по приему на работу.

9.Документация по переводу на другую работе

10.Документация по увольнению.

11.Документация по оформлению отпусков.

12.Документация по оформлению поощрений.

13.Документация по оформлению дисциплинарных взысканий.

Рассмотрим далее функциональное назначение каждой из перечисленных выше групп документации основных видов управленческих документов, образующих соответствующие группы документации.

 Несмотря на то что соответствующими нормативно-методическими доку ментами предусмотрены, к примеру, документы по оформлению командировок, Упоминание об этом в ОКУД отсутствует. Что касается документации по учету труда и его оплаты, то она включена в состав унифицированной системы первичной учетной документации ОКУД. Между тем, на наш взгляд, эти группы документации имеют самое непосредственное отношение к управлению предприятием (в частности управлению персоналом)

Документация по созданию предприятия (организации, учреждения) предназначена для документирования факта его учреждения (формирования) в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством документов, их индексов, названий, дат, номеров листов.

124.  Проверка наличия {состояния] дел: устаноатение соответствия 1реального количества единиц хранения записям в учетных документах архива, а также выявление дел и документов, требующих улучшения физического состояния, реставрации, дезинфекции.

125.Научно-информационная деятельность архива: создание архивных справочников, организация использования и публикация архивных документов.

126.Использование архивных документов: применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и Д1Я обеспечения законных прав и интересов граждан.

127.Публикация архивных документов: подготовка документов-изданию в соответствии с установленными правилами.

128.Система научно-справочного аппарата к документам архива: комплекс взаимосвязанных архивных справочников и автомагизи-1роианных информационно-поисковых систем о составе и содержа-•'нии документов, создаваемых на единых научно-методических ocновах для поиска архивных документов и архивной информации в целях их эффективного использования.

129.Историческая справка к архивному фонду: документ, содер-1жашин сведения но истории фондообразователя и архивного фон-1да, краткую характеристику состава и содержания его документов и Iнаучно-справочного аппарата.

130.Архивный справочник: справочник, предназначенный для поиска информации об архивных фондах и/или архивных документах.

Межархивный справочник: архивный справочник, содержащий сведения о документах нескольких архивов.

131.Архивная опись: архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, кол и предназначенный для их учета и раскрытия их содержания.

132.Путеводитель по (архивным) фондам архива: архивный справочник, содержащий в систематизированном порядке характеристики или краткие сведения об архивных фондах и предназначенный, ознакомления с его составом и содержанием.

133.Обзор архивных документов: архшшый справочник, включающий систематизированные сведения о составе, содержании и поисковых данных отдельных комплексов архивных документов, дополненные в необходимых случаях их источниковедческим анализом.

135.Архивный каталог: архивный справочник, в котором информация об архивных документах расположена в соответствии с выбранной схемой классификации.

136.Указатель (архивный): архивный справочник, содержащий систематизированный перечень наименований предметов или объектов, о которых содержатся сведения в архивных документах, с указанием их поисковых данных.

137.Доступ к архивным документам: предусмотренные нормативными документами условия использования архивных документов.


138.Архивная справка: официальный документ, имеющий юридическую силу и содержащий архивную информацию о предмет запроса, с указанием поисковых данных документов.

139.Архивная копия: официальный документ архива, воспроизводящий текст или изображение архивного документа с указанием

. его поисковых данных.

140. Архивная выписка: копия части текста архивного документа, оформленная в установленном порядке.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА (ДОУ)

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I и II).

Федеральный закон от 28августа 1995г. Ns 154-ФЗ «Обобщим принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Федеральный закон РФ от 25 января 1995 г. «Об информации, j информатизации и защите информации».

Федеральный конституционныii закон РФ от 25 декабря 2000г.] № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 10 января 1902 «Об электронной цифровой подписи».

Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Закон Российской Федерации от 25октября 1991 г. № IS07-11 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. Федеральном закона от 24 июля 1998 г. № 126-ФЗ).

Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов (утверждены Постановлением Правительств; РФ от 2 августа 2001 г. № 576).

Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие по-1 становлений, распоряжений Правительства Российской Федерации».

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации 140

(утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (с последующими изменениями).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 1547-р «О совершенствовании делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и усилении исполнительской дисциплины».

ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. № 28).

ГОСТ Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документации» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст).

Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения (одобрена коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 г.. Введена в действие Приказом Главархива СССР от 25 мая 1988г. №33).

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Росархива от 27 ноября 2000 г. № 68).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.