скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегические цели экономической политики России в современных условиях

p> В-третьих, — относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998—1999 гг.
Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

Следовательно, в российской экономике имеются главные предпосылки продолжения экономического подъема: свободные производственные мощности,
«мягкие» ресурсные ограничения и ищущие эффективного приложения финансовые ресурсы. Основная задача экономической политики состоит в том, чтобы соединить эти факторы роста. В этом случае удастся реализовать малокапиталоемкий вариант развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты показывают, что в ближайшие два—три года только путем использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено минимум на 25—30%. В то же время ориентация на приоритетное обслуживание внешнего спроса практически исключает устойчивый экономический рост. Сохранение основных составляющих воспроизводственного режима последних лет может обеспечить в лучшем случае не более чем трехпроцентный экономический рост, стагнацию в течение десятилетия уровня жизни населения и повлечь за собой дальнейшее снижение роли России в мировой экономике и политике.

Вместе с тем сохранившийся ресурсный потенциал невечен. Любая задержка с разработкой и реализацией адекватной социально-экономической политики с неизбежностью сокращает обусловленные им возможности позитивного экономического развития и достижимые его итоги.


3.3 Проблемы и ограничения роста

Недостаточность внутреннего спроса

В настоящее время в экономике России сложилась ситуация, характеризующаяся наличием избыточных доходов, которые не могут быть эффективно использованы, в одной части экономики и острой потребностью в финансовых ресурсах для развития производства — в другой.

Основная часть потенциального дополнительного спроса в настоящее время формируется за счет девальвационных доходов экспортоориентированного сектора. Реально же данный сектор ни в отношении оплаты труда своих работников, ни в смысле наращивания инвестиций не готов предъявить спрос, тем более на внутреннем рынке, в масштабах, соответствующих росту его доходов. В результате дополнительные доходы экспортоориентированного сектора, возникшие в результате девальвации рубля (а также улучшения ценовой конъюнктуры мировых рынков), фактически превращаются в ресурс для вывоза капитала.

В то же время значительная часть предприятий реального сектора экономики имеет чрезмерно низкую рентабельность и плохо обеспечена собственными оборотными средствами. В условиях, когда банковская система не в состоянии выполнять функции по межотраслевому переливу капитала (что приводит к ценовой недоступности банковских кредитов и отсутствию реальных возможностей долгосрочного заимствования), дефицит собственных средств в реальном секторе экономики обусловливает низкий уровень спроса. Поэтому стратегические перспективы развития экономики во многом будут определяться тем, удастся ли направить дополнительные доходы экономических агентов на внутренний рынок, и прежде всего на инвестиции.

Внешний долг

В случае выполнения в полном объеме обязательств по выплате внешнего долга (объем этих выплат должен составлять в среднем около 16 млрд. долл. в год на протяжении первого десятилетия ХХI в.) результатом явится стагнация производства и дальнейшее снижение уровня жизни населения. Наиболее естественным выходом из этой ситуации как для России, так и для ее кредиторов, является реструктуризация внешней задолженности в результате переговорного процесса. Другой вариант решения проблемы — формальное объявление дефолта по внешним долгам — имеет непредсказуемые последствия.

В основу переговорного процесса целесообразно заложить следующие позиции.

Во-первых, российская экономика в отличие от российского государства является платежеспособной уже в настоящее время (налицо положительное сальдо торгового баланса в объеме 50—60 млрд. долл. в год, постоянное улучшение инвестиционной позиции кредитных организаций, сокращение долговых обязательств российских корпораций).

Во-вторых, восстановление в России экономического роста (на основе использования ресурсов, высвобождаемых в результате резкого сокращения утечки капитала, сохранения конкурентных преимуществ экономики, возникших в результате масштабной девальвации, и широкого развития внешнеэкономических связей посредством устранения дискриминационных и иных преград отечественному экспорту) сможет превратить и российское государство в платежеспособный субъект международных отношений.

В-третьих, кредиторы заинтересованы не в конфликте с российским государством, а в возврате долгов и сохранении нашей страны как значимого рынка сбыта и инвестиций. Следовательно, главные усилия Правительства и
Центрального банка РФ должны быть сосредоточены на ограничении как нелегального вывоза капитала, так и импорта — с помощью политики обменного курса и таможенной политики. Это будет способствовать сохранению положительного сальдо торгового баланса, с одной стороны, и снижению давления импорта на внутренний рынок и расширению экономического пространства для импортозамещения, — с другой.

Вполне приемлемой как для России, так и для кредиторов, была бы такая реструктуризация задолженности, которая позволила бы выплачивать половину обязательств, связанных с долгом СССР; в этом случае ежегодные платежи
России составляли бы в ближайшие три года около 8 млрд. долл.
Реструктуризация задолженности частному сектору и списание части госдолгов, предоставление которых определялось политическими, а не коммерческими мотивами, безусловно облегчило бы России выход из кризиса.

«Связанность» ресурсов

Нельзя недооценивать проблемы, возникшие в результате действия механизмов поддержания относительной сбалансированности воспроизводственных процессов, сложившихся в годы кризиса. «Балансовый» избыток энергетических ресурсов и конструкционных материалов (превышение объемов их производства по отношению к уровню внутреннего потребления) в существенной мере «связан» и без труда утилизируется.

Во-первых, экспортные поставки являются «связанными» в силу необходимости поддержания относительной внешнеторговой сбалансированности
(объективная экономическая нагрузка на экспорт, обусловленная обслуживанием внешнего долга и потребностью в импорте).

Во-вторых, сложившийся режим воспроизводства мощностей в самих отраслях- экспортерах определяет нагрузку на экспорт как источник финансирования инвестиций в поддержание добычи природных ресурсов или в обеспечение качественных характеристик продукции, необходимых для эффективной конкурентной борьбы на внешних рынках.

В-третьих, следует иметь в виду явление, которое можно назвать
«анклавизацией» отечественной экономики. Несмотря на наличие потенциального спроса на внутреннем рынке, некоторые предприятия прекращают производить отвечающую этому спросу продукцию и при возможности переключаются на поставки продукции за рубеж.

Эффективная мобилизация балансово избыточных материальных ресурсов, превращение их в резерв экономического роста предполагает проведение соответствующей целенаправленной экономической политики.

Инвестиционные ограничения

В условиях многолетнего кризиса отрасли инвестиционного комплекса не только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития. В результате длительного периода функционирования в режиме выживания произошла деградация их производственного потенциала как в количественном, так и в качественном отношениях. В самом тяжелом положении оказались подотрасли, составляющие технологическое ядро машиностроения, а также ориентированные на обеспечение воспроизводства фондов в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве.

В настоящее время производственные возможности инвестиционного комплекса не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем числе секторов отечественной экономики и не позволяют решить задачу ее структурно-технологической модернизации. В то же время возможности некапиталоемкого роста довольно ограничены, и уже через два—три года все свободные ресурсы могут быть задействованы. Следовательно, без значительного наращивания инвестиций и ввода новых фондов дальнейший рост будет невозможен.

Это определяет императив осуществления задельных инвестиций в самом инвестиционном комплексе. Единственным экономическим субъектом, который может быть инициатором подобного инвестирования, является государство, осознающее свою роль в предопределении исторических перспектив страны и реализующее политику реформ как долгосрочную программу социально- экономических преобразований.

Ценовые пропорции

Экономический рост последних двух лет в решающей степени был обусловлен благоприятными ценовыми пропорциями. Для сырьевых (экспортных) отраслей главным источником роста и финансовых накоплений явилась разница между внутренними и внешними ценами, обусловленная девальвационным эффектом. Для отраслей обрабатывающей промышленности важнейшим фактором, предопределившим положительную экономическую динамику, явился относительно медленный рост транспортных тарифов, а также цен на электроэнергию, топливо и услуги торгово- посреднического сектора.

Однако с начала 2000 г. наметилась обратная тенденция. В частности, рост цен на топливо и энергию стал существенно обгонять динамику цен на конечную продукцию промышленности. Дальнейшее развитие этой тенденции способно резко снизить возможности экономического роста. В этой связи необходимо инструментами госрегулирования ограничить рост цен на продукцию естественных монополистов. Следует исходить из того, что действительная задача отраслей- естественных монополистов состоит в создании общеэкономических условий для динамичного развития всего народного хозяйства России, а их прибыль является результатом успешной работы в этом направлении.

Неразвитость финансовой системы

Фактически в настоящее время мы опять оказались на этапе, когда необходимо заново строить финансовую систему, адекватную рыночной экономике. Общие основы такой системы очевидны: главенство права; строгая финансовая ответственность; экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах; безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой основы предполагает постоянную и кропотливую работу государства в сферах как собственно права, так и его применения посредством судебного и административного принуждения к исполнению закона.

С точки зрения оздоровления финансовой системы требуются законодательные акты, которые обеспечат:

. ужесточение обязательности исполнения хозяйственных договоров путем введения материальной и уголовной ответственности собственников и высших менеджеров, включая наложение взысканий на личное имущество;

. гарантированную и своевременную оплату труда наемных работников в негосударственном секторе экономики на уровне не ниже прожиточного минимума;

. эффективное управление акционерной собственностью на базе расширения прав собственников, владеющих менее 10% голосующих акций, упрощения процедуры применения санкций к управляющим акционерного общества, нарушающим законные права акционеров;

. действенное управление госдолгом посредством принятия поправки к бюджетному законодательству, обязывающей сокращать отношение государственного долга к ВВП;

. повышение доверия к банковской системе на основе гарантии достаточно высокого уровня сохранности вкладов населения и средств на счетах предприятий в коммерческих банках;

. постепенный переход к бездотационности работы жилищно-коммунального хозяйства;

. поэтапный выход на финансовый профицит Пенсионного фонда России при безусловном обеспечении прожиточного минимума для всех категорий пенсионеров.

3.3. Этапы развития

Анализ ресурсных и производственных возможностей нашей экономики свидетельствует о том, что эффективная траектория экономического роста в среднесрочной перспективе естественным образом распадается на следующие три периода.

1. Период высоких темпов роста и наращивания инвестиций, опирающийся на вовлечение в экономический оборот неиспользуемого потенциала и связанных с этим возможностей значительного повышения эффективности использования ресурсов. Учитывая, с одной стороны, имеющиеся резервы, а с другой, — рост производства, уже произошедший в 1999—2000 гг., этот период не превысит трех лет. В его рамках достижимы темпы экономического роста на уровне 8—10% в год.

2. Период существенного снижения темпов экономической динамики, обусловленного исчерпанием имеющихся резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, связанных с инвестициями последних лет. Длительность этого периода, а также степень снижения темпов роста напрямую сопряжены с тем, в какой мере нам удастся нарастить инвестиции в рамках первого периода.
Расчеты показывают, что его длительность — два—три года. Темпы экономического роста при этом могут снизиться до 2—4% в год. Однако улучшится качество экономического роста, поскольку он будет обеспечиваться на базе развития наиболее высокотехнологичных производств. Избежать существенного снижения экономической динамики удастся лишь в том случае, если в ближайшие три года удастся обеспечить сверхвысокие темпы капитальных вложений (более 25% в год).

3. С 2005 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с сохранением в течение десятилетия темпов экономического роста на уровне не ниже 5% в год. При этом задача состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость российской экономической системы к колебаниям конъюнктуры мировых рынков, создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественно внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.


3.5 Формирование эффективной региональной структуры в экономике

Россия слишком большая страна, чтобы позволить себе игнорировать специфику действия пространственных факторов экономического роста. Их учет тем более важен, что усиление межрайонной дифференциации экономических и социальных параметров функционирования общественной системы в пространственном аспекте стало если не наиболее важным, то, во всяком случае, одним из наиболее заметных и социально раздражающих результатов предшествовавшего этапа реформ.

При этом сама по себе дифференциация — совершенно нормальное явление, основанное на естественных различиях условий применения капитала и проживания населения. Эти различия (особенности климата, рельефа, местоположение по отношению к сложившимся рынкам и источникам снабжения, размещение природных ресурсов, степень заселенности, исторические и этнические особенности того или иного региона, и т.п.) не являются вечными, но требуют для своего изменения длительного времени и концентрации огромных ресурсов.

В рамках централизованной командной экономики для уменьшения межрегиональных различий осуществлялось крупномасштабное перераспределение национального дохода. Несмотря на это, к началу либеральных реформ на долю
10 наиболее развитых субъектов Федерации приходились 40,1% общего объема валового продукта. А денежные доходы на душу населения в 10 наиболее
«богатых» регионах превышали уровень замыкающей десятки субъектов Федерации в 2,86 раза. Сейчас доля валового производства первой десятки регионов увеличилась до 48%, а превышение уровня доходов проживающего в ней населения по сравнению с проживающими в замыкающей десятке — до 3,3 раз
(при том, что соотношение самых богатых и самых бедных регионов с учетом стоимости жизни составило почти 600%). Иначе говоря, усиление дифференциации не было катастрофичным, отражая в межрегиональном аспекте общую тенденцию стратификации общества при переходе к рынку. Однако при этом обозначилось несколько опасных тенденций.

Во-первых, чрезмерная концентрация экономического потенциала и доходов в небольшом количестве регионов в столь обширной стране, как Россия, грозит в перспективе превратить большую ее часть в «экономическую пустыню». За этим неизбежно последуют отток экономически активного населения из «зоны пустынь» и рост бюджетных расходов на поддержание территорий экономического бедствия.

Во-вторых, такая концентрация изменяет сам характер межрегиональных экономических взаимодействий. Регионы, находящиеся в зоне экономического бедствия, постепенно выпадают из системы межрегионального обмена, становясь чистыми потребителями ресурсов и конечных продуктов. Это приводит к появлению разрывов в рыночном пространстве и к прогрессирующей дезинтеграции.

В-третьих, определенная несогласованность политики в рамках субъектов
Федерации усиливает межрегиональную дифференциацию. Результативность этой политики различна. В одних регионах политика администраций по снижению инвестиционных рисков и построению более или менее либеральной, управляемой и устойчивой экономической среды успешнее, чем в других. Различие результатов при изначально различных экономических и ресурсных параметрах определило перераспределение доходов и экономического потенциала в пользу регионов, имеющих лучшие условия для более эффективной экономической политики. Подавление ее потенциала на уровне субъектов Федерации неразумно и означало бы возврат к командной экономике, причем он не ограничился бы пространственным аспектом, а неизбежно распространился на все сферы экономической жизни. Но и консервация подобного перераспределения противоречит задачам восстановления межрегиональной экономической интеграции, конвергенции в пространственном аспекте, рационального освоения и развития территорий страны, поддержания социальных стандартов.

Сама по себе политика бюджетного маневрирования недостаточно эффективна для противостояния перераспределению, о котором идет речь. Необходимо дополнить ее активными действиями федерального центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. Государство должно сосредоточиться на важнейших пространственных приоритетах, среди которых — Север, Дальний Восток и некоторые другие стратегически важные регионы.

Неконкурентоспособность производственно-экономических систем в ряде регионов, особенно на Севере, Дальнем Востоке и в некоторых ареалах Сибири, сейчас используется в качестве аргумента за ограничение их развития задачами выборочного освоения природных ресурсов. Однако с государственной точки зрения коммерческие аргументы не могут быть признаны достаточным критерием политики в отношении этих регионов. Единственным веским доводом с точки зрения общенациональной стратегии является необходимость поддержания эффективной комплексности социального и экономического прогресса в регионах для сохранения единства экономического пространства, социального гарантирования и свободы выбора мест проживания, обеспечения геополитических и военно-стратегических позиций России.

Только регулируемый рынок является эффективным механизмом такого распределения мобильных ресурсов между разными частями страны, при котором достигается максимум макроэкономических результатов при сохранении необходимого баланса (недопущении чрезмерных различий) между всеми регионами и социально-территориальными общностями. Следовательно, основной задачей государственной региональной политики является, с одной стороны, снятие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой, — создание специального механизма, позволяющего сдерживать рост межрайонных различий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.