скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегические цели экономической политики России в современных условиях

p> Отсутствие госрегулирования приводит и будет приводить к искажению региональной структуры национальной экономики.

Во-первых, известно, что рынок в условиях глобализации дает максимум макроэкономического результата только для национальной экономики в целом, а отнюдь не для каждого регионального хозяйства. Более того, некоторые региональные экономики (особенно периферийные или расположенные в зонах с суровым климатом) могут терять от участия в «открытом конкурсе» очень много. Это не создавало бы особых проблем, если бы излишки рабочей силы из таких регионов были способны свободно перемещаться в западные и южные районы. Однако рынки труда либерализируются гораздо медленнее рынков капитала.

Во-вторых, возникший в последние десятилетия мощный контур кругооборота финансового капитала, фактически обособившегося от реального сектора, при отсутствии соответствующих ограничений и контролируемых приоритетов, обеспечиваемых госрегулированием, вполне в состоянии заблокировать любые усилия по оптимизации региональной структуры экономики, имея в виду соображения общественной пользы и государственной значимости.

В-третьих, огромное расстояние между западными и восточными районами
России и дороговизна наземной транспортировки сырьевых грузов усиливают опасность «врастания» отдельных частей нашей страны в разные сегменты мирового рынка, что чревато еще большим ослаблением внутренних связей.
Такое «врастание» даже неизбежно, если экономика страны и дальше будет развиваться по «сырьевому сценарию».

Все это диктует необходимость проведения специальной политики формирования эффективной региональной структуры экономики. Основным признаком такой структуры мы считаем сочетание определенной экономической самодостаточности (кадровой, финансовой, управленческой) на уровне крупных регионов России с налаживанием их интенсивного взаимодействия.

3.3 Основные элементы экономической политики

4.1. Укрепление рыночных основ экономики

Институциональные реформы конца 80-х — начала 90-х годов дали сугубо отрицательные или гораздо менее значимые, чем ожидалось, положительные результаты вследствие их непоследовательности. Рыночная экономика в России находится на начальном этапе строительства. Отсутствуют ряд важнейших рынков, рыночных институтов и инструментов, необходимое их правовое и информационное обеспечение. В режиме «естественного» функционирования рынки не способны обеспечить эффективное расширенное воспроизводство сопряженных с ними секторов российской экономики.

Госрегулирование было ориентировано преимущественно на создание и реконструкцию сферы обращения и финансов и не выработало еще механизмов координации отраслевых и региональных стратегий, не говоря уж об отсутствии конструктивных стратегий общеэкономического уровня. Между тем отсутствие консолидирующих стратегических целей и ценностей дезориентирует экономических субъектов, предопределяет разнонаправленность их стратегий и деятельности.

Слабое развитие сферы обращения привело к тому, что более или менее активно развивались малые и средние предприятия, но отсутствовали институты, обеспечивающие реализацию преимуществ крупных предприятий (лишь в последние год—два обозначились реальные процессы вертикальной интеграции в обрабатывающей промышленности). Разрушены сложные кооперационные сети, а сохранившиеся поддерживаются с повышенной нагрузкой или издержками.

Социальная политика осуществлялась и сегодня осуществляется самым нерациональным способом. Компенсация последствий всегда обходится дороже, чем профилактика. Практически отсутствуют институты, которые бы обеспечивали экономию затрат путем их перераспределения на профилактические меры.

Модернизация экономики требует нового этапа институциональных преобразований, нового подхода к их разработке и реализации. Необходимо сместить акценты в подходе к управлению экономическими процессами. В российских условиях недостаточно ограничиваться классическими регулирующими воздействиями на рынки, прежде всего следует обратить внимание на качество их функционирования.

Влияние на качество функционирования рынков распадается на две основные составляющие: o насыщение экономики необходимыми рыночными институтами и инструментами; o правовое и информационное обеспечение рынков. В первую очередь речь идет об ускоренном формировании рынков, необходимых для экономического роста. В России, например, практически не работают рынки коммерческих кредитов и коммерческих долговых обязательств, да и межбанковский кредитный рынок излишне сегментирован и слаб для того, чтобы обеспечивать должное перераспределение финансовых ресурсов. Опыт показывает, что без господдержки не приходится рассчитывать на начало эффективного функционирования указанных рынков в ближайшей перспективе.

Государство в состоянии способствовать развитию ряда институтов

(коммерческой оценки долгов, финансовой экспертизы экономических проектов и др.) и инструментов, существование которых существенно облегчило бы развитие соответствующих рынков.

В целом пока преждевременно говорить о курсе на дерегулирование в экономике, что стало модным в последние годы. Сначала надо добиться эффективного функционирования рынка и хотя бы относительной его управляемости. Действительно полезна в этой связи дебюрократизация государственного управления.

Целью институциональных реформ на предстоящем этапе призвано стать создание условий для максимально возможной интеграции и кооперации в экономике и в социальной сфере. Только на ` этой основе можно добиться усиления согласованности и координации стратегий различных экономических субъектов. Для этого необходимо решить ряд разнообразных задач, к числу которых относятся следующие. o Снижение инвестиционных, финансовых и хозяйственных рисков, повышение надежности кооперационных связей. Сегодня низкое качество последних приводит к завышению затрат предприятий реального сектора на производство и сбыт продукции, к ощутимым потерям от несвоевременности и неточности исполнения контрактных обязательств. В результате растут цены, снижается рентабельность. Высокие издержки в сфере обращения препятствуют расширению кооперации и развитию обрабатывающей и (тем более наукоемкой) промышленности. На первый план выходит проблема выстраивания между предприятиями устойчивых технологических цепочек. o Поощрение процессов концентрации капитала на финансовых, страховых и инвестиционных рынках. Нужны создание и концентрация крупных стратегических посреднических структур для формирования и быстрого освоения современных банковских, страховых, коммерческих и информационных технологий, значительно снижающих производственные издержки и издержки обращения предприятий реального сектора экономики, задающих стандарты их качественного обслуживания и низкие цены на эти услуги. Параллельно важно проводить политику информационной открытости (не затрагивающей банковской и коммерческой тайны их клиентов), поощрения надежных банков и формирования применительно к ним системы рейтингов и

«белых списков». Укрупнение банков и выделение круга особо надежных из них позволят перейти к формированию системы учета и переучета векселей Центральным банком России, что, несомненно, благотворно скажется и на системе регулирования денежного обращения, и на развитии реального сектора, и на российском инвестиционном климате в целом. o Формирование и поддержание в экономике системы доверия. Условия этого — судебная реформа, развитие гражданского законодательства

(хотя в данном направлении уже сделано немало), задействование дифференцированной и сбалансированной системы санкций по отношению к нарушителям договорной дисциплины, торжество принципа неотвратимости наказания не только в уголовной сфере, но и в сфере хозяйственного поведения. Государство обязано укреплять систему партнерских отношений и деловой этики, причем начав с себя. Пока именно государство слишком часто подает пример невыполнения обязательств и в сфере бюджетных отношений, и в смысле задолженности за госзаказы, и в области принятия законов, заведомо не обеспеченных финансовыми ресурсами, новых федеральных целевых программ на фоне неисполненных предыдущих, и т.д., и т.п. По крупному счету, государству как главному участнику российского бизнеса нужно позаботиться об улучшении своей «кредитной истории», о формировании репутации честного партнера, первоклассного заемщика. Стратегически это принесет гораздо большие выгоды, чем сегодняшняя недальновидная политика приобретения мелких выгод от неисполнения государственных обязательств. Формирование системы доверия выгодно и государству, и бизнесу, и населению, поскольку открывает перспективы для развития тех сложных видов экономической деятельности, которые зависят от развития кооперации в обрабатывающей (в том числе в наукоемкой) промышленности и которых пока нет в первую очередь из-за высоких издержек, компенсирующих отсутствие механизмов поддержания партнерских отношений. o Разработка и осуществление стратегии развития госсектора.

Сегодня практически отсутствуют механизмы определения целей его развития и управления им как целостным экономическим образованием. Отсутствует и понимание того, что госсектор российской экономики необходим не столько для решения коммерческих задач, сколько для формирования стратегических рынков, создания рабочих мест и расширения налогооблагаемой базы

(в том числе в смежных отраслях экономики), для поддержания пропорций воспроизводства, и др. Нужны процедуры определения приоритетов развития отраслей, продуктовой специализации и согласованной маркетинговой политики госпредприятий, а на этой основе — разработка программ госинвестирования.

Важно подчеркнуть, что государство — особый инвестор. Для него результат осуществления инвестиционного проекта — не только и не столько прямая прибыль от самого проекта, сколько суммарные, комплексные выигрыши от его реализации. В этом смысле государство заинтересовано в проектах развития инфраструктуры, в инвестициях в развитие стратегических рынков, в комплексных инвестиционных программах. Плюсами для государства в подобных случаях становятся косвенные эффекты — создание рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы, рост производства в смежных секторах экономики.

Должна быть развернута система управления деятельностью унитарных предприятий на основе бизнес-планирования и установления финансово- экономических показателей их деятельности, экономического мониторинга и контроля деятельности руководителей с точки зрения выполнения бизнес- планов. Требуются тщательная инвентаризация предприятий госсектора, выявление масштабов и структуры их дочерних и аффилированных с ними структур, позволяющих «уводить» государственные активы из-под госконтроля, и решительное пресечение подобной деятельности. o Пересмотр налогового режима как элемент стимулирования экономического роста. Россия находится сейчас в той стадии экономического развития, которая требует налогового поощрения активных инвестиций в технологический потенциал почти всех сфер бизнеса. Без интенсивного обновления технологий будут и далее не только утрачиваться экспортный потенциал страны (в том числе в сырьевом секторе), но и подрываться конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке. o Проведение целостной и сбалансированной инвестиционной политики.

В настоящее время таковая просто отсутствует, имеется лишь набор разрозненных соответствующих проектов, мер, идей, представлений.

Реальный подъем инвестиционной активности вряд ли возможен без вмешательства государства, ориентированного на снижение рисков в основных сегментах рынка инвестиций. Сегодня излишняя ликвидность банковской системы может трансформироваться в инвестиционные проекты реального сектора лишь при участии государства (если это не проекты, предложенные устоявшимися крупными финансово-промышленными группами). Поэтому предстоит вернуться к ранее разработанным предложениям по стимулированию инвестиций (например, по созданию фонда гарантирования инвестиций для малого предпринимательства). Аналогичные рекомендации могут реализовываться в рамках программ регионального и отраслевого развития. Целесообразно также задействовать ряд положений новой программы управления госсобственностью (залог акций и др.).

Кроме мероприятий, прямо нацеленных на наращивание инвестиционного потенциала российской экономики, возможны два направления «расчистки площадки» для инвестиционной деятельности. Необходимо создать:

. единые правила реструктуризации задолженности предприятий

(оформленные в законодательном порядке);

. прозрачный и эффективный механизм обжалования действий представителей органов власти, оформленных ненормативными актами, а также бездействия ее представителей.

В отношении иностранных инвестиций пора задействовать режим их ограниченного допуска в те отрасли и производства, где укрепляются позиции отечественных производителей, имеются хорошие перспективы для расширения выпуска и повышения конкурентоспособности наших товаров. Формирование режима ограниченного допуска иностранного капитала будет частично способствовать и сокращению вывоза капитала. o Разработка и реализация программы развития фондового рынка. В условиях экономического роста объективно повышается капитализация фондового рынка в части корпоративных ценных бумаг, поскольку опережающими темпами растет их будущая доходность и снижаются инвестиционные риски. Такой прирост капитализации чреват новым (как в 1993—1997 гг.) появлением множества мелких операторов рынка, тормозящим формирование крупных концентрированных инвестиционных структур. Следствием этого стало бы очередное относительное удорожание инвестиционных ресурсов для реального сектора. Наоборот, стимулирование процессов концентрации на рынке капиталов должно привести к их постепенному удешевлению и способствовать активизации инвестиций в материальное производство, увеличению их совокупного объема и улучшению инвестиционного климата в целом. Кроме того, переход от мелкодисперсных инвестиций к крупным проектам позволит повысить эффективность вложений. В этих целях важно поощрять концентрацию в сфере инвестиционных посредников, активней стимулировать формирование инвестиционных банков и фондов, активизировать создание Российского банка развития для аккумулирования страховых резервов, временно свободных ресурсов государственных внебюджетных фондов, активов пенсионных фондов и других финансовых ресурсов. o Стимулирование развития страхового рынка. В ходе решения этой задачи, во-первых, защищаются имущественные интересы населения и юридических лиц, ибо их издержки на компенсацию потерь замещаются издержками на предотвращение страховых событий (чем создается мотивация к их профилактике).

Во-вторых, укрепляются воспроизводственные связи, уменьшаются потери от вынужденного самострахования в форме завышенных цен, тарифов и себестоимости продукции, связывания оборотных средств предприятий для компенсации ненадежных операций с ненадежными партнерами, и т.п.

В-третьих, при развитии добровольного страхования жизни и появлении у страховых компаний соответствующих страховых резервов формируется значительный объем инвестиционных ресурсов. o В-четвертых, имеет место легализация хозяйственных операций, так как страховые компании сами заинтересованы в осуществлении жесткого контроля за состоянием и оборотом застрахованного имущества.

4.2. Активизация конечного спроса

Производственные мощности, квалифицированная рабочая сила и отсутствие значимых ресурсных ограничений — безусловно важнейшие резервы и факторы упрочения позитивной экономической динамики. В то же время они оказываются мертвым капиталом, если не оплодотворяются реальным платежеспособным спросом. Таким образом, ключевая проблема государственной экономической политики в перспективе состоит в расширении возможностей управления конечным спросом. В настоящее время эти возможности весьма невелики и практически ограничены спросом государственным. Между тем, согласно опыту развитых стран, могут быть задействованы механизмы государственного влияния как на конечный спрос домашних хозяйств, так и на инвестиционный спрос корпораций.

Регулирование доходов

Применительно к спросу домашних хозяйств этот механизм связан, в частности, с законодательным установлением и регулированием минимальной оплаты труда. Наличие такого рода регулирования является, с одной стороны, инструментом предоставления социальных гарантий работающим, с другой, — позволяет через механизмы социально-доходной стратификации «мягко» воздействовать на всю зарплату в народном хозяйстве, предопределяя в конечном счете динамику потребительского спроса домашних хозяйств.

Регулирование заработной платы через механизм законодательного установления ее минимального размера особенно актуализировано после 17 августа 1998 г. и последующего повышения мировых цен на энерго-сырьевые товары. Естественное макроэкономическое ограничение роста минимальной оплаты труда определяется динамикой доходов, зависящей от ситуации в народном хозяйстве. С июля 1998 г. по май 2000 г. доходы российской экономики во внутренних ценах увеличились почти в 3,5 раза, тогда как заработная плата возросла менее чем вдвое. Таким образом, в сложившихся условиях речь идет не о произвольном увеличении зарплаты и искусственном
«накачивании» денежного спроса населения, а о формировании механизма воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости.

Учитывая существующую в настоящее время крайне высокую дифференциацию доходов населения в России по отраслям экономики и регионам, практически невозможно установить единую для страны реальную (т.е. привязанную к минимальной потребительской корзине) ставку минимальной оплаты труда. Между тем ее установление необходимо, чтобы, с одной стороны, гарантировать доходы работников, а с другой, — ограничить аппетиты предпринимателей, собственников и акционеров. В этих условиях единственный разумный выход состоит в разработке некоторого набора регионально-отраслевых минимумов оплаты труда, ориентируясь на постоянное уменьшение их количества, чтобы в конечном счете применять не более двух минимумов (например, для экономики в целом и отдельно для районов Крайнего Севера).

Разработка и внедрение регионально-отраслевых минимумов оплаты труда позволит снять многие социальные проблемы, повысит ответственность государства и работодателей за уровень жизни работников, облегчит госрегулирование как уровня доходов населения, так и степени их дифференциации. Очевидно, что уровень выплачиваемых пенсий также должен быть привязан к устанавливаемым ставкам минимальной оплаты труда. Это станет важным этапом на пути создания действительно рыночной системы заработной платы.

Нормальная рыночная экономика возможна только тогда, когда наемный работник дорожит своим рабочим местом. А это достижимо лишь в том случае, если рабочее место обеспечивает ему принятые в обществе жизненные стандарты. Таким образом, государство обязано продиктовать частному предпринимателю тот уровень оплаты труда, который считается в обществе приемлемым. Это, разумеется, не прожиточный минимум, а заработная плата, обеспечивающая стандартный уровень жизни для работника стандартной квалификации. Данная цель не может быть реализована единовременным актом хотя бы потому, что основная часть наших предпринимателей в результате подобного шага просто обанкротится. Но синхронизировать процесс экономического роста и динамику государственных требований к оплате труда необходимо, так как высокая зарплата — главная предпосылка высокой производительности труда.

Рост инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата

Это — стратегическая задача развития и важнейшее условие модернизации отечественной экономики. В то же время необходимо подчеркнуть: при всей важности инвестиций в основной капитал приоритетным по-прежнему является обеспечение роста инвестиций в оборотный капитал. Именно наращивание последнего — ключевая материальная предпосылка высоких темпов экономического роста вышеотмеченного первого этапа в прогнозируемой среднесрочной перспективе народнохозяйственного развития. Благоприятный инвестиционный климат для оборотного капитала создается прежде всего снижением коммерческих рисков и определяемых ими уровней процентных ставок.
Снижение этих ставок создаст условия для более рационального использования собственных средств предприятий, соответственно повысит эффективность экономической деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.