скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегический и инновационный менеджмент

p>Основными критериями для оценки инвестиционных проектов. А) цели орг, стратегия, политика, ценности: 1) совместимость проекта с текущим стратегией орг и долгосрочным планом; 2) оправданность изменений в стратегии орг; 3)соответствие проекта отношению орг к риску; 4) соответствие проекта отношению орг к нововведениям; 5) соответствие проекта потенциалу роста орг; 6) устойчивость положения орг и др. Б) финансовые критерии: 1) размер инвестиций; 2) потенциальный годовой размер прибыли; 3) ожидаемая норма чистой прибыли; 4) стартовые затраты на осуществление проекта; 5) наличие финансов в нужный момент времени; 6) фин риск, связанный с осуществлением проекта; 7) возможности использования налогового законодательства и т.д. В) нау-технические (для проектирования НИОКР) 1) вероятность технического успеха; 2) патентная чистота; 3) уникальность продукции 4) наличие нау-тех рес, необходимых для основного производства;
5) соответствие проекта стратегии НИЛКР орг; 6) воздействие на другие проекты и т.д. Г) производственные критерии: 1) необх технич нововведений для осуществления проекта. 2) наличие производственного персонала по численности и квалификации. 3) Величина издержек производства по сравнению с конкурентами. 4) потребность в дополнительных производственных мощностях.
5) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям. Д)т внешние и экологические критерии 1) возможное время воздействия продукции и производственных процессов. 2) правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость закону. 3) возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта. 4) возможное влияние перспективного законодательства на проект.
32. Факторы неопределенности и риска.
Неопределенности - это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в т.ч. соответствующих затратах и результатах.
Неопределенность связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризующихся понятием: риска. При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды: неопределенности и инвестиционных рисков: 1. Риск связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли. 2.
Внешнеэкономический риск, возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытие границ и тд. 3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных соц-полит изменений в стране или регионе. 4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экон показателей, параметров новой техники и технологий. 5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.д. 6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий. 7. Производственно-технологический риск
(аварии, отказ оборудования). 8. Неопределенность целей, интересов и нововведения участников. 9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий участников (возможность неплатежей, банкротств). Наиболее точный метод уменьшения риска- формализованное описание неопределенности. Его этапы: 1. описание всего множества возможных условий реализации проекта и отвечающий этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности. 2. Преобразование исходной информации о факторах неопределенности, в информацию о вероятности отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности и интервалах их изменения. 3. Определение показателей эффективности в целом, с учетом неопределенности условий его реализации и показателей ожидаемой эффективности.

35. Выявление фактической результативности работы науч-тех орг и коммерческого риска инвестора.
Механизм управления инновационными процессами в области создания новой прод, должен учитывать возможность уменьшения неопределенности при выборе пути научно- технического развития, для этого целесообразно использовать не только технические, но и экономические оценки. По мере углубления рыночных отношений, распространение новых видов прод и технологии, все больше связывается с ростом ком риска у потенциальных инвесторов. Для уменьшения ком риска нужно стремиться: к конкурентному выполнению исследований и разработок. Необходима новая система управления инвестициями, адекватна рыночным формам хозяйствования. Потенциальный инвестор, финансирующий исследования и разработку должен знать степень ком риска вложения средств на создание конкурентоспособной продукции величина ком риска в значительной мере зависит от фактической результативности науч-тех орг при проведении прикладных науч-исслед работ и выполнении ОКР. Известно, что фактическая результативность работ науч-тех орг в целом по стране определяется величиной в пределах 30-50%, что можно выразить коэффициентом ( 0,4. В этой связи для потенциального инвестора имеет большой практический интерес возможность определения расчетным путем фактической результативности работ какой-либо конкурентной науч-тех орг. r = (R + (H2-H1)r ( J ( i=1 Qi. r – коэфф фактической работы науч-тех орг. (R – суммарные затраты по законченым работам, принятым для освоения в серийном производстве. (H2-H1) – незавершенное производство в рублях на начало и на конец анализируемого периода. Qi – фактические затраты на исследование и разработки за Q год. J
– число лет анализируемого периода.

33. Инвестиции в освоение новой продукции (мелкосерийное).
Технологическое освоение производства новой прод приходится на 2 фазу жизненного цикла поколения новой прод. По исследованиям ГАУ, следует, что если принять затраты на исследование и разработки, проводимые на первой фазе жизненного цикла, за единицу, то объемы инвестиций в технологию освоения производства новой прод на второй фазе жизненного цикла увеличивается от 4,6 до 8 раз в зависимости от масштабности освоения прод
(мелкосерийное, крупносерийное серийное производство). Проектируемые масштабы технологического освоения производства нового вида прод зависит от наличия спроса на товарном рынке. Поэтому потенциальные инвесторы в лице концернов, фирм должны быть заинтересованы в эффективном использовании инвестиций, в обновлении ассортимента прод с учетом рыночной конъюнктуры. В зависимости от масштабов освоения производства новой прод проектируется соответствующий тип производства, его технологическое оснащение. В единичном и мелкосерийном производстве практически не бывает специальной технологической оснастки. Там используют в основном универсальную оснастку, пригодную для выпуска широкого ассортимента прод. По мере роста серийного производства технологические процессы все более усложняются. Самая высокая сложность технологических процессов присутствует в массовом производстве новой прод. Здесь применяется специальное оборудование и технологическая оснастка. Кроме того, чем выше объем производства, тем ниже цены на выпускаемую прод, что заметно увеличивает ее конкурентоспособность.

8. Миссии и цели орг.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается орг. с установления общей цели орг. Целевая функция начинается с установления общей цели орг., выражающей причину его существования. В литературе она обозначается такими словами и понятиями как: политика орг, философия орг., миссия орг. В ней обычно централизуется статус предприятия, декларируется принципы его работы, заявления и действия намерения руководства и дается определение самых важных характеристик орг. При централизации упр цели и задачи каждого упр объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Они раскрывались через систематический план показателей в условиях рыночной экономики требования соблюдать определенные правила поведения хозяйствующих субъектов. Среди них обнародование миссий орг., дающий представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников и общества в целом. Не существует универсальных правил формулирования миссий является ответ на вопрос: какова главная цель орг? На 1 месте должны стоять интересы ожидания и целостности потребителей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
Формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании. Миссии не должны зависеть от текущего состояния компании, форм и методов ее работы, т.к. в целом она выражает устремленность в будущем, показывал на что будут направляться усилия и какие ценности при этом будут приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели – получение прибыли. Прибыль как миссия может существенно ограничить пути и направления развития и в конечном итоге приведет к неэффективной работе.

7. Планирование стратегии.
Стратегический планирование- это процесс формулирования миссии и целей; выбора стратегии для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение для обеспечения эффективной работы орг в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, его задача - обеспечивать нововведения и изменения в достаточном объеме, для адекватной реакции на изменения во внешней среде.
Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием; обычно заканчивается установлением общих направлений, кот обеспечивают рост и укрепление позиций организации. Процесс страт планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации, чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи всех подразделений организации, видов ее деятельности и всю сложную систему планов, процесс стратегического планирования нужно организовать и формализовать. Очень важно создать систему стимулирования за предложение включения в систему планирования современных вычислительных технологий, экономико-математических методов и моделей, что позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в организацию и обоснованность принимаемых решений. Таким образом, формализация процесса планирования позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена.
34. Инвестиции в освоение новой продукции (крупносерийное и массовое производство).
Для организации крупносерийного или массового производства конкурентоспособной прод необходимо применять программно-целевой метод планирования предстоящих работ. Обычно предприятия осуществляют эти работы совместно с проектно-техническими институтами, поэтому потенциальный инвестор может финансировать выполнение целевой науч-тех программы широкомасштабного освоения новой прод, кот отражает масштабность крупносерийного или массового производства новой прод и нацелена на наукоемкие технологические процессы. В основу целевой науч-тех программы крупносерийного и массового производства новой прод, закладываются типовые этапы выполнения проектно-технол и науч-исслед работ. Очень трудоемкой частью в реализации целевой науч-технол программе, являются СМР, объем этих работ зависит от проектируемого уровня технологического нововведения.
Специальные функции программно-целевого управления СМР входят: заключение договоров на проведение проектно изыскательских работ, контроль за работой
СМО, приемка поставленного оборудования по комплектности и качеству. Для организации выполнения работ по целевой науч-тех программе необходимо выделить наиболее важные промежуточные результаты по след подпрограммам: 1.
Проведение проектно- технол работ по подготовке крупносерийного или массового производства новой прод. 2. Выполнение СМР. 3. Проектирование и изготовление для стандартного оборудования. 4. Технологическое освоение производства новой прод, до предусмотренного проектом уровня. Программно- целевой метод планирования освоения крупносерийного или массового производства конкурентоспособной прод охватывает ( 20% объема производства, остальные 80% приходятся на продукцию предприятий с мелкосерийным и среднесерийным типами производства. Для них комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, может быть осуществлена по специально разработанным программам технического перевооружения производства. Инвестиции в освоение широкомасштабного производства нового вида продукции сопряжены со значительным ком риском для потенциального инвестора. До перехода к рыночной экономике гос-во финансировало создание новой прод, а на данный момент она это не делает. В этих условиях усложняется решение вопросов связанных с инвестированием на инновационные процессы в промышленности. Очевидно, что главными источниками инвестиций должны стать кредиты банков, а также акционерный капитал. Не исключено участие в инвестировании инновационных процессов иностранных владельцев акций. Однако, в условиях сложившихся монопольных структур в промышленности имеется значительный коммерческий риск для потенциальных инвесторов, они не могут получить тех дивидендов на которые могли рассчитывать. Особенно нетерпим монополизм нау-тех проблем от чего в первую очередь зависти уровень новизны и конкурентоспособности выпускаемой прод. Здесь достаточно эффективным решение проблемы по преодолению такого рода монополизма, является конкурсное выполнение работ на стадии иннов деятельности, это значительно уменьшает ком риск. Если же окажется, что предлагаемые варианты не соответствуют лучшим мировым аналогам, то может быть принято решение о привлечении иностранного капитала, такие решения практиковались и раньше, когда иностранная фирма сдавала крупные производственные объекты под ключ.
Однако контрольный пакет акций находился в стране, где этот объект создается.

36. Развитие конкуренции в инновационной и технической деятельности.
Понятие конкурса означает столкновение интересов и приближается по смыслу к конкуренции. Формой неценовой конкуренции является техническое и научно- техническое превосходство при создании новой прод. При этом в основе такого превосходства лежит инновационная деятельность, успех кот определяется признанием интеллектуальной собственности ее субъектов. Наука имеет ценность через выражение человеческого труда, а на рынке капитала отношение
1 товара к др. Естественно, что оценить можно только вещественные проявления результатов научного поиска, кот имеет прикладной характер и обеспечивает конкурентоспособность прод путем использования новейших изобретений. Интеллектуальная собственность на изобретения закрепляется патентами и лицензиями, что позволяет творческому индивидууму получать дивиденды. Следовательно, практика выступает в качестве определения ценности, как непосредственно, так и через систему общественных отношений.
Конкуренция как соперничество между товаропроизводителями, является естественным состоянием рыночных отношений. Законодательством не допускается недобросовестная конкуренция, через распространение ложных сведений, способных причинить вред другому товаропроизводителю, нанести ущерб его деловой репутации. Не допускается введение потребителей прод в заблуждение относительно ее характеристик, способа и места ее изготовления, самовольное использование фирменного наименования и маркировки. Конкуренция в сфере инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс в итоге которого могут быть получены неординарные результаты при решении науч-тех, соц-экон и др проблем. Непременным условием конкуренции является наличие ком тайны, уменьшающий риск инвестора.

29. Эффективность инновационного проекта.
Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвест проектов и их отбора для финансирования (утвержденными Госсторем, мин экономики, мин фином и гос ком промом РФ №7-12/47 от 31.03.94), установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта: 1. Коммерческая эффективность, учитывает фин последствия для участников проекта.
Определяется соотношение фин затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Она может рассчитываться, как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов, при этом в качестве эффекта на каждом шаге расчета (tм) возникает эффект (Эt) и возникает поток денег
(Фt), (Pt) отток денег от инвестиционной и оперативной деятельности в каждом периоде осущ проекта. 2. Бюджетная эффективность, учитывает влияние проекта на расходы бюджета. Бюджетный эффект (Bt) для t шага осущ проекта определяется, как превышение доходов (Дt), над расходами (Рt), в связи с осуществлением данного проекта (Вt=Дt-Рt) 3. Народно-хозяйственная эффективность, отражает его эффективность с точки зрения всего нар хоз-ва и для регионов и отраслей. При его расчетах в состав результатов проектов включают: 1. Конечное производственный результат (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей прод, кроме прод, потребляемой Российскими организациями участниками). 2. Соц и экологические рез. 3. Кредиты и займы иностранных государств. Необходимо также учитывать косвенные фин результаты, т.е. изменение доходов сторонних организаций и граждан. 4. Соц, экологический, полит и др результаты не поддающиеся стоимостной оценке. При оценке эффективности инвест проекта, соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения их ценности в начальном периоде.

20. Инвестиции, инвесторы, инфрастуктура.
Виды инвестиций: прямые, портфельные, интеллектуальные, финансовые, альтернативные и рискоинвестиции. Инвесторы: правительственные, региональные, частные, корпоративные, межгосударственные, иностранные.
Инфраструктура: биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты, гос и комм банки, инвестиционные и финансовые компании, страховые компании, издательства и инвестиционные фонды. По сущности и целям инвестиции делятся на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляются организациями и др субъектами хозяйствования, приобретая земли, средства производства, н/а и др активы. Финансовые инвестиции- покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ц.б. различного номинала. В данном случае приток капитала в бизнес происходит, через инвестирование средств в ц.б. Приобретая ц.б. инвестор преследует 3 главные цели: 1.безопасность вложений, т.е. отсутствие риска потерь капитала. 2.доходность вложений, т.е. получение текущего дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или %. 3.рост вложений, т.е. увеличение роста рыночной цены ц.б. Сегодня гос источники инвестирования очень ограничены, а кредитные рес в условиях инфляции очень дороги, поэтому основными источниками инвестирований явл: собственные средства и фин инвестиции через рынок ц.б. Рынок ц.б. сегодня в России находится в стадии формирования, однако, уже сейчас можно утверждать о наличии жесткой конкурентной борьбы в этом секторе экономики.

9. Анализ внешней среды является инструментом, при помощи которого контролируются внешние по отношению к орг. факторы с целью предвидения потенциальной угрозы и открывающиеся возможности. Анализ внешней среды позволяет орг. своевременно прогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегии, позволяет орг. достичь целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности могут проявляться в 7 областях внешнего окружения, соответственно им формируются факторы, которые подвергаются анализу. 1.При анализе экономических факторов рассматриваются темпы инфляции, налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отрасли; платежеспособность предприятия. 2.При анализе политических факторов нужно следить за соглашением по тарифам и торговле между странами, таможенной пошлиной, актами центрального правительства и местными органами власти, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением гос. и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы. 3.Рыночные факторы: характеристики, влияющие на эффективность работы орг; исследуются изменения демографических условий, уровень и распределение доходов населения, жизненный цикл товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, доля рынка орг., емкость рынка, защищенность его правительством.
4.Технологические факторы: нужно постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, представляющих угрозу существованию орг. Изменения в технологической внешней среде могут поставить орг. в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалов, применении техники в проектировании, управлении; технологии сбора, обработки, передачи информации, средствах связи. 5.Конкурентные факторы: постоянный контроль за действиями конкурентов. Необходимо ответить на вопросы, что движет конкурентами, что он сделает, что может сделать. Выделяют 4 технологические зоны: 1 – анализ будущих целей конкурентов, 2 – оценка их текущей стратегии, 3 – оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли, 4 – изучение сильных и слабых сторон конкурентов. 6.Социальные факторы: изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания, нравы.
В условиях экологической нестабильности именно в социальной сфере рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для орг. Чтобы с ними справиться, орг. как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде. К социальным факторам относятся: обостренные национальные чувства, отношения основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных ценностей.
7.Международные факторы. Имеют большое значение для отечественных орг. после отмены гос. монополии на внешнюю торговлю. Руководство фирм должно отслеживать ситуацию на международном рынке, следить за политикой других стран по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей.
С учетом факторов внешней среды стратегия орг. может быть направлена на поиск защиты у правительства против иностранных конкурентов, укрепления внутреннего рынка или расширения международной активности. Анализ внешней среды рекомендуется заканчивать составлением перечня внешних как опасностей, так и возможностей, с которыми орг. сталкивается в данной среде. Форма представляемого перечня может быть различной, но она должна включать взвешивание факторов для их ранжирования по степени воздействия и его оценку (воздействия). Для наглядности и облегчения работы руководителей, планирующих стратегию фирмы, все факторы размещают в 2 столбца: факторы возможностей и факторы угроз, и располагают по степени убывания значимости.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.