Стратегическое планирование местного самоуправления
После утверждения плана стратегического развития города разрабатывается
план-график его реализации, который, в свою очередь, становится основой для
разработки главного среднесрочного документа – приоритетных направлений
развития города Дзержинского до 2010 г. В данном документе перечисляются
приоритетные целевые программы, которые необходимо выполнить в ходе реализации
плана-графика реализации стратегии. Программы носят среднесрочный (3-5 лет)
характер. Каждая целевая программа структурно включает в себя цель, задачи и
мероприятия, а также график ее выполнения, примерные оценки объема и источников
необходимых ресурсов, перечень исполнителей и другие необходимые данные.
Целевые программы, в свою очередь, являются основой для годового
планирования, в том числе бюджетного. В частности, разрабатывается план
социально-экономического развития на каждый год. В нем перечисляются те
мероприятия городских целевых программ, которые должны быть выполнены в течении
ближайшего года. Также указываются ответственные исполнители мероприятий,
объемы и источники их финансирования, конкретные сроки выполнения и механизмы
контроля исполнения.
Таблица 3.1
Схема системы
социально-экономического развития города Дзержинского
Важнейшим условием
успешной реализации плана стратегического развития должна стать система мониторинга
и оценки его выполнения. Система должна обеспечивать постоянный контроль и
анализ выполнения запланированных мероприятий, а также обеспечивать обратную
связь и корректировку текущего планирования в соответствии с изменяющимися
обстоятельствами.
Мониторинг плана стратегического
развития города – это процесс текущего измерения и учета важнейших индикаторов
деятельности по выполнению плана, ее результатов. Мониторинг характеризует
выполнение плана в количественных показателях: выполнялись ли запланированные
мероприятия, какие ресурсы были потрачены и в каком объеме и т.д. Мониторинг
представляет собой прекрасный инструмент для контроля выполнения стратегии и
управления социально-экономическим развитием. Мониторинг дает возможность
выявить существующие или потенциальные недостатки проекта прежде, чем они
перерастут в серьезную проблему. Данные периодического мониторинга показывают
нехватку или, наоборот, перерасход ресурсов в процессе реализации плана. Это
дает возможность их более эффективного использования.
В целом, данные
мониторинга позволяют «измерять» социально-экономические процессы в городе с
помощью измеряемых, количественных показателей и получать оперативную
информацию о «скорости» и направлениях развития города.
Один из важнейших
моментов при организации мониторинга – отбор индикаторов. Основой мониторинга
выполнения плана стратегического развития может стать система индикаторов
социально-экономического развития города. Опыт использования системы
индикаторов в качестве основы для проведения мониторинга муниципальных программ
администрациями городов показывает, что отслеживание индикаторов становится
хорошим стимулом для организации муниципальной статистики и создания
муниципальных информационных систем. Это позволяет организовать электронный
документооборот между подразделениями администрации.
Применение системы
индикаторов социально-экономического развития в качестве основы для мониторинга
реализации стратегического плана означает регулярный (раз в полгода) сбор
первичной статистической информации о развитии города и расчет на ее базе
индикаторов социально-экономического развития Дзержинского. Таким образом
формируется электронная база данных на базе отдела экономики администрации
города. Показатели индикаторов позволят анализировать социально-экономические тенденции
в развитии города и оценить степень воздействия стратегического плана на
текущее развитие города. На основании такого анализа будут приниматься
управленческие решения по корректировке в случае необходимости графика
реализации мероприятии Стратегического плана. В соответствии с результатами
анализа социально-экономического развития города могут готовиться
соответствующие периодические аналитические отчеты о текущей ситуации в городе.
Еще
один важный инструмент управления реализацией стратегического плана – оценка.
Оценка – это экспертиза программ и проектов, направленная на анализ их
качества, произведенного ими эффекта и сравнение этих результатов с
определенными критериями. В задачи оценки программы входит не только суждение о
программе, но и определение критериев суждения, по которым, оцениваются
достоинства, ценность, качество, эффективность, значение программы и ее
применимость на практике.
В результате проведения
оценки решается целый ряд задач. Их набор может быть различен. Вот некоторые из
них:
· корректировка содержания
плана-графика реализации стратегии или целевых программ – уточнение целей и
задач, переориентирование их на достижение реалистичных результатов и т.д.;
· активизация работы по выполнению
плана – экспертиза эффективности организации выполнения плана, вовлечение в
работу новых исполнителей, повышение эффективности сбора данных, экспертиза
дополнительных потребностей и т.д.;
· анализ причин успехов и неудач
выполнения плана;
· учет ошибок и недостатков плана при
разработке других стратегических документов;
· обеспечение текущего и привлечение
дополнительного финансирования;
· информирование лиц и организаций,
принимающих решения;
· анализ разногласий, возникающих среди
исполнителей по ходу реализации стратегии.
Оценка сама по себе
является проектом. Она, как и любая аналитическая процедура, подчиняется
определенной логике, с опорой на специальные технологии, методы сбора и анализа
данных.
Проводить оценку
целесообразно силами местных экспертов – специалистами городской администрации,
управляющими реализацией плана, и другими специалистами органов местного
самоуправления, городских предприятий и организаций. С этой целью будет создана
специальная рабочая группа по оценке выполнения плана.
Стратегическое
планирование – это самостоятельное определение местным сообществом целей и
основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной
конкурентной среде.
Стратегическое
планирование — это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное
конкурентное преимущество организации в области менеджмента.
В основе стратегического
планирования лежит:
Ø
решение текущих
стратегических проблем организации.
Ø
построение цикла
стратегического планирования.
Ø
формирование
стратегического мышления топ-менеджмента.
Ø
обучение и
внедрение современных методов стратегического анализа и планирования.
В результате решения
поставленных в работе задач были получены следующие выводы:
Стратегическое
планирование является эффективным инструментом и основой менеджмента в
осуществлении социально - хозяйственной деятельности.
Современная наука
управления предлагает достаточно большое количество различных типов стратегий и
методов их построения.
Методы стратегического
развития применяются на всех этапах от постановки цели, выбора стратегии ее
достижения, в процессе реализации и до завершения проекта.
Стратегическое
планирование включает в себя постановку общих целей, проведение анализа внешней
среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий, и выбор
одной из них, внедрение выработанной стратегии и экспертный стратегический
контроль.
Процесс стратегического
планирования включает основные виды управленческой деятельности: распределение
ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное
стратегическое предвидение.
Стратегическое
планирование может быть задействовано в любых отраслях человеческой
деятельности, с успехом использоваться в сфере управления, в том числе в
государственном секторе.
При анализе социально -
экономической ситуации муниципального образования г. Дзержинского было выявлено
большое количество проблем, для решения которых при составлении плана
перспективного развития МО на период до 2020 года были применены методы и
принципы стратегического планирования.
Использование
стратегического планирования позволит наиболее эффективно и в реальные сроки
решить проблемы социально - экономического сектора района.
Список литературы
1.
Конституция
Российской Федерации. М 1995г.
2.
Российская
Федерация. Законы. О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации: федеральный Закон от 20
июля 1995 г // Собрание Законодательства РФ.-1995.- № 115.
3.
Российская
Федерация. Законы. Об основах муниципальной службы РФ : федеральный Закон от
22.01.1998г № 2 // Собрание Законодательства РФ.-1998 №32
4.
Российская
Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления РФ:
федеральный Закон от 06.10.2003г № 131 // Собрание Законодательства РФ.-2003
№33
5.
Российская
Федерация. Законы. Об основах стратегического планирования в РФ: Указ
Президента РФ от 12.05.09 // Собрание Законодательства РФ – 2010
6.
Василенко, Ирина
Алексеевна. Административно- государственное управление в странах Запада: США,
Великобритания, Франция, Германия : Учеб. пособие для вузов / Василенко,Ирина
Алексеевна. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2001
7.
Грицюк, Татьяна
Владимировна. Система государственного и муниципального управления : учебник /
Т. В. Грицюк. - М. : РДЛ, 2005
8. Кнорринг, Владимир Игоревич. Основы государственного и муниципального управления : учебник / В. И. Кнорринг. - М. : Экзамен, 2005. 9. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт : учеб.пособие / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. 10. Омельченко, Николай Алексеевич. История государственного управления в России : учебник для вузов / Н. А. Омельченко ; Гос. ун-т управления. - М. : Проспект, 2005.
11.
Экономика //
Советский энциклопедический словарь. – М., 2000. – С. 396.
12.
#"#">http://www.ugresh.ru/mapnew/index.php
Приложение 1
Перечень приоритетных
проектов и мероприятий подлежащих включению в среднесрочные и долгосрочные
программы реализации основных направлений стратегического плана.
Научно-техническое и
промышленное развитие, развитие города как наукограда
Приоритетные мероприятия и проекты
|
Приблизительные сроки реализации
программ и мероприятий в срок до 2020 г.
|
Программа развития города
Дзержинского как территории научно-технического развития Московской области
§ Получение статуса территории
научно-технического развития
Программа развития города
Дзержинского как наукаграда
Увеличение количества предприятий в
научной сфере, увеличение выпуска наукоемкой продукции по направлениям:
§
Технологии,
материалы и техника для разметки дорог
§
Технологии
переработки полимерных отходов
§
Пожаротушение
§
Непрерывная
промышленная технология очистки питьевой воды
§
Современное
производство сердечно-сосудистых препаратов
§
Теплоизоляция
на основе пенополиуретана
§
Стекло и
базальтопластик
§
Технологии
высокотемпературной керамической сварки
§
Интернет
технологии
§
Фонда
интеллектуальной собственности
Привлечение в город наукоемких
предприятий
Привлечение инвестиций, в т.ч. из
Государственного бюджета
Программа промышленного развития
города
§
Создание
предприятий по переработке золоотвала
§
Техническое
перевооружение основных фондов предприятий.
§
Восстановление
основных фондов инженерной инфраструктуры города и жилищного фонда.
Программа подготовки кадров для
научно-промышленных предприятий города
§
Обеспечение
высококвалифицированными кадрами предприятий и организаций города
§
Развитие
профессионального образования в городе
§
Трудовое
обучение в школах.
§
Научно-исследовательская
деятельность школьников.
§
Клуб юных
техников
|
2005
2004 -2010
2005-2012
2004-2010
|
Развитие малого предпринимательства
§ Создание инфраструктуры поддержки и
развития малого бизнеса (фонда поддержки малого предпринимательства,
бизнес-центра, лизинговой компании)
§ Поиск инвесторов
§ Строительство технопарка
§ Создание и строительство
научно-технологического парка Угреша-Оризона
§ Создание и обновление
инвестиционного паспорта города
§ Подготовка планов проведения
выставок и конференций
§ Участие в областных инвестиционных
и рекламных программах
§ Реализация среднесрочных программ
§ Создание единой справочной службы
§ Развитие сети предприятий бытового
обслуживания
§ Развитие производств
потребительских товаров
§ Привлечение ресурсов и потенциала
малого бизнеса в реализации следующих городских проектов: парк семейного
отдыха, строительство пристани и набережной Москва-реки, реставрация
монастыря, строительство городских дорог и развязок
|
2004-2015
2004-2006
2006-2010
2004-2008
2004
постоянно
постоянно
постоянно
2006
2004-постоянно
2004- постоянно
2004-постоянно
|
Развитие городского
сообщества и общественного самоуправления
Развитие городского сообщества
§ Воспитание нового осознанного
отношения к своему соседу, дому, двору, городу, стране.
§ Воспитание толерантности между
пожилыми жителями и молодежью, во дворе должно быть место у всех поколений.
§ Создание благоприятного климата для
проживания в каждом подъезде, микрорайоне
§ 100% информирование населения о
событиях, происходящих в городе и деятельности муниципалитета и
общественности.
|
2020
2005
2010
2005
|
Гражданское участие
§ Приведение депутатских округов в
соответствие с территориями действия Комитетов общественного самоуправления.
Увеличение количества КОС с ростом города.
§ Разработка и внедрение действенного
механизма информирования населения и системы обратной связи
"жители-власть".
§ Создание "Объединений жителей
многоквартирных домов".
§ Разработка и оформление
социально-общественного паспорта каждого микрорайона.
|
2007
2005
2020
2005
|
Социальное партнерство
§ Создание и развитие сети
общественных центров в городе.
§ Разработка и реализация социально
значимых партнерских проектов в рамках региональных программ с участием всех
членов городского сообщества.
§ Разработать и реализовать проект
"Школа - центр общественной жизни микрорайона".
§ Общественным центрам –
Интернет-ресурсы.
|
2010
2007-2011
2004
2003-2010
|
Развитие инфраструктуры местного
самоуправления
§ Привлечение в ряды КОС новых
членов, в т.ч. научно-творческой интеллигенции, депутатов, предпринимателей,
администрации, молодежи
§ Создание методического отдела по
развитию территориального общественного самоуправления
§ Укрепление и развитие структуры
КОС, "Школа актива КОС"
§ Создание центра поддержки инициатив
жителей
§ Создание молодежного
координационного Совета по ТОС движению.
|
2004-2020
2005
2004-2020
2005
2007
|
Формирование системы
непрерывного образования
§ Создание Городского
научно-методического центра для переподготовки педагогических кадров и повышения
их квалификации. Установление связей образовательных учреждений с профильными
научно-исследовательскими Центрами и ВУЗами
§ Создание комплексных учебных
заведений в системе д/с – начальная школа; д/с – средняя школа.
§ Создание Центра работы с подростками.
§ Создание Центра помощи детям с
ограниченными возможностями
§ Организация в колледже «Угреша»
подготовки по следующим специальностям: учитель-воспитатель по работе с
детьми 6-10 лет; средний медицинский персонал; менеджеры в системе
образования.
§ Основание Училища искусств и при
нем Центра дополнительного образования, который объединит в себе детскую
музыкальную школу и школу искусств
§ Организация станции юных техников
§ Создание педагогического колледжа
§ Создание медицинского училища
|
2004
2010
2010
2012
2007-2010
2015
2010
2020
2020
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|