скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегическое совершенствование МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы


Особенность учебниками из библиотечного фонда – 80%. Фонд учебников сокращается из-за списания устаревших учебных пособий. Фактически централизованно прекратилась поставка учебников нового поколения.


Социум микрорайона


1.     Социальная карта микрорайона:

-  География: центральная часть города, ограниченная пл.Октября и пл.Советов, пр-т Ленина (четная сторона), пр-т Комсомольский и Сибирским от ул.Советская (нечетная сторона) до ул.Димитрова, включая постройки АлтГТУ.

-  Микрорайон насыщен учреждениями и организациями, численность которых за 5 лет выросла.

ВУЗы

1- АлтГТУ 2- АлтГТУ АГИИК ССУЗы 2 – строительный

2 - строительный текстильный текстильный

Административные 1 – администрация района. 1 – администрация района

1 – комитет по образованию 2 – комитет по образованию города района

Организации

– Барнаулэнерго

1 – ГУВД Алт.края  1 – ГУВД Алт.края

1 – Главпочтампт 1 – Главпочтампт

1 – Городская телефон 1 – Городская станция телефонная

1 – Переговорный центр 1 – Переговорный центр

Учреждения

1 – роддом №2 1 – роддом №2 здравоохранения 1 – краевой диагност.

1 – краевой диагност. центр центр 1 – горбольница

 скорой помощи 1 – Ж/д больница

Общежития

1 – АГМУ 1 – АГМУ 1 – АлтГТУ 1 – АлтГТУ

1 – радиозавод

Предприятия 1 – БЛВЗ

Учреждения культуры 1 – театр муз.комедии

1 – камерный оркестр

Учреждения образования:

1 – ГДЮЦ 1 – гор.психолого-педцентр, 1 – ПТУ-19, 3 – МДОУ (127, 133, 120) 3 – МДОУ (127, 133,120)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

-  Большинство первых этажей жилых зданий в микрорайоне занято магазинами, коммерческими организациями.

-  Микрорайон застроен в 50 – 60ые годы, нового строительства жилья не ведется, поэтому большинство жителей пенсионного и предпенсионного возраста, число учащихся 1 класса сокращается.


2. Зоны социального риска


1996 г.- парк «Октябрьский»

- двор магазина «Старт»

  - район частной застройки от ул.Путиловская до ул.Крупской

- площадь у кинотеатра «Россия», кафе «Петушок»

- общежитие радиозавода

2001 г.- двор магазина «Старт»

- район частной застройки от ул.Путиловская до ул.Крупской

- площадь у кинотеатра «Россия»

- кафе на пл.Советов

- дендрарий гимназии.


Ш. Основные цели и задачи программы (стратегического плана) развития гимназии на 1995–2000 г.г. и степень их реализации.

Программой развития, утвержденной в 1994 г., определены:

1.         миссия школы – готовить выпускников, способных обучаться в любом вузе страны;

2. основные цели по осуществлению миссии:

-      обеспечение государственного стандарта образования;

-      переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики;

-      создание условий для освоения учеником различных типов деятельности с целью саморазвития, самоопределения, задания его личной жизненной траектории;

-      создание условий для самореализации учителя, для раскрытия творческого потенциала каждого учителя;

3. основные ценностные ориентации в деятельности школы:

-      личность, способная к самоопределению, саморазвитию, самореализации;

-      мировые нормы общей и профессиональной культуры.

Для каждой цели сформированы задачи краткосрочные,

среднесрочные, долгосрочные.

Анализ данных концептуальных положений позволяет сделать следующие выводы:

1.     Сохраняется не только актуальность миссии, целей и нравственных

ценностных ориентиров, но со временем возросла их значимость, не только для гимназии.

В условиях сокращения рождаемости и, соответственно, численности учащихся начальной школы отмечается привлекательность гимназии для учащихся старших классов. Число классов в параллелях 10-11х классов выросло с 3 до 5. Многих старшеклассников и их родителей привлекают сочетание принципов универсального образования с принципом свободы выбора курсов для углубленного изучения при сохранении классных коллективов, индивидуального подхода в обучении с учетом склонностей и способностей учеников.

1997 - 1998 учебный год: 170 учащихся старшей ступени

1998 – 1999 учебный год: 195 учащихся старшей ступени

1999 – 2000 учебный год: 209 учащихся старшей ступени

2000 – 2001 учебный год: 240 учащихся старшей ступени

на 01.09.2000 год: 250 учащихся старшей ступени

За 5 лет численность учащихся старшей ступени выросла на 80 человек.

80% и более выпускников продолжают обучение в том числе за пределами города, края, страны.

Таким образом, гимназия успешно осуществляет свою миссию, обучая всех детей микрорайона без конкурсного набора.

Возросла актуальность задачи обеспечения государственного стандарта в связи с переходом к системе централизованной итоговой аттестации выпускников. Тестирование выпускников 2000 года, проведенное АКИПКРО, результаты ежегодной итоговой аттестации и вступительных экзаменов. В ВУЗы (данные приведены мониторинговой карте), в том числе медалистов подтверждают, что гимназия решает данную цель. В ходе достижения этой цели были решены поставленные по времени задачи. Педсовет «Стандартизация и мониторинг уровня образования» (ноябрь 1998 г.), посвященный содержанию, функциям, компонентам государственного стандарта, работа, проводимая кафедрами по различным направлениям обеспечения требований временного стандарта привела к тому, что в практику педагогов гимназии вошли технологии и методики, способствующие и усвоению, и контролю за усвоением стандартов (методика уровневой дифференциации, тестовая методика, модульная технология и другие). Опыт кафедры общественных дисциплин, первой в районе перешедшей на концентрическую структуру исторического образования обобщен в ходе районного семинара (2000) и представлен на районной методической выставке. Успешный опыт педагогов гимназии по оцениванию результатов учебного процесса, представленный на педсовете в феврале 2001 г., показал, что у многих педагогов сложилась система диагностики с учетом уровня классов и особенностей учащихся (на педсовете – методическом дне в ходе открытых уроков и в виде видеофрагментов уроков был представлен опыт 16 учителей гимназии).

В тоже время данная задача остается актуальной в связи с процессами в народном образовании, направленными на перестройку всей системы итоговой аттестации выпускников. В связи с изменением форм проведения итоговой аттестации как основного вида контроля за усвоением госстандарта на ближайшие 5 лет данная цель остается одной из ведущей в деятельности гимназии, но видоизменяются задачи по ее реализации, так как ранее поставленные задачи в основном решены.

Не менее актуальной остается и такая цель, как переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики. Определенные программой развития краткосрочные и среднесрочные задачи решены. Во-первых, большинство педагогов (на разном уровне) признают ценности недирективной педагогики, чему в немалой степени способствовало внедрение в практику гимназии личностно-ориентированных методик и технологий, направленных на развитие ребенка в зоне его ближайшего развития (по Выготскому): развивающая методика Л.В. Занкова, ее выход за рамки начальной школы, методика полного усвоения, новая технология литературного образования, уровневая дифференциация, интенсивная технология обучения иностранным языкам, модульная технология, программированное обучение и др. Учебники нового поколения, знакомство с опытом коллег в школе, районе, крае, участие в экспериментальной деятельности, в том числе по апробированию регионального компонента содержания образования (история Алтайского края, региональная программа и учебник по обществознанию, авторского коллектива АГУ под руководством Григорьева, региональный компонент в обучении русскому языку) также способствовали решению сквозной задачи – выделению сущности нового качества содержания образования: Педагоги гимназии не только прошли обучение на курсах, семинарах, в районных школах-лабораториях, но и их многим проблемам активно участвуют в деятельности творческих микрогрупп. Что явилось результатом решения еще одной задачи – перестройки системы повышения квалификации педагогов. В гимназии сложилась новая система повышения квалификации, в основе которой лежит создание «мест демонстрации успешности учителя» с последующим выходом к созданию «мест подготовки будущего успеха». Создана концепция научно-методической работы, что позволило решить и такие долговременные задачи по данному направлению деятельности, как создание системы диагностики профессионального уровня педагогов ее результаты представлены в мониторинговой карте, и на ее основе перейти на такую систему работы с кадрами, которая учитывает различные квалификационные уровни и их индивидуальные потребности через создание на основе диагностики микрогрупп и систему отчетов педагогов по участию в опытно-экспериментальной и методической работе гимназии и творческих отчетов предметных кафедр по различным направлениям их деятельности. Кафедры гимназии достигли уровня, позволяющего им не только представлять свой опыт работы перед коллегами в школе, но и выходить за рамки гимназии. Только за 1999 – 2000 и 2000 – 2001 учебные годы кафедрами были подготовлены и проведены 6 районных семинаров и 4 краевых. Наиболее активны кафедры гуманитарных дисциплин, математики и информатики. Поэтому можно говорить и о решении такой сквозной задачи как овладение педагогами гимназии новыми методиками и технологиями, соответствующими новому качеству образования. Решена долговременная задача: создана методическая служба, способная оказать помощь учителю в овладении новыми методиками и технологиями. При этом экспериментальная работа гимназии в данном направлении вышла на этап массовой практики внутри гимназии и на этап распространения опыта во внешних структурах. В 2000 и 2001 годах опыт педагогов был представлен на Сибирской ярмарке образовательных услуг (два диплома и малая золотая медаль) и на краевой образовательной выставке (три лауреата и один дипломант).

Анализ деятельности гимназии по реализации такой цели как переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики позволяет выделить ряд проблем.

Главная из проблем в том, что министерство на основе разрабатываемой новой концепции российского образования начинает очередной этап реформирования системы образования. Поэтому коллективу педагогов гимназии предстоит знакомство с новой моделью российского образования. Определение вектора преобразований позволяет сделать вывод о том, что гимназия в своем развитии движется в том же направлении, когда в центре системы образования находится личность ученика. А это один из главных ценностных ориентиров гимназии.

Следующая проблема заключается в том, что, несмотря на то, 100% педагогов признают ценности недирективной педагогики, субъект – субъектных отношений, 83% на разном уровне, но признает ценности директивной педагогики (см. мониторинговую карту). То есть психологическая перестройка педагогов не завершилась. С одной стороны такой перестройке мешает, в основном сохраняется система подготовки специалистов в вузах, где хотя и идет знакомство студентов с новыми методиками и технологиями, но в основном сохраняется ориентация на субъект – объектные отношения в процессе обучения и воспитания. Поэтому молодые специалисты и ветераны педагогического труда отличаются высоким уровнем принятия ценностей директивной педагогики. С другой стороны, психологические установки на личность ученика пока сформированы у большинства педагогов на уровне сознания, о чем свидетельствуют данные исследования, проведенные кафедрой психологии БГПУ:

Профессионально-педагогические установки педагогов гимназии на восприятие ученика в % (по состоянию на январь 1998 г.)

Активно – положительные – нет

Ситуативные – 15%

Функциональные – 28%

Безразличные – 2%

Скрытно-отрицательные – 55%

Открыто-отрицательные – нет

Поэтому технологическая готовность педагогов, владение личностно ориентированными технологиями и методиками обучения неадекватны психологической готовности выстраивать субъект – субъектные отношения. При сохранении актуальности поставленной цели по переходу на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, методики предстоит учесть данное смещение акцентов, когда на первый план выдвигаются задачи не освоения новых технологий, методик, а продолжения работы по постепенной перестройке психологии педагогов, их установок на восприятие ученика. Во многом эта задача связана с одной из ведущих целей, сформулированных и предыдущей программой развития: создание условий для освоения учениками различных типов деятельности с целью его саморазвития, самоопределения, задания его личной жизненной траектории.

В реализации данной цели гимназия сделала огромный шаг, фактически перестроив подход в организации углубленного изучения предметов. Удалось решить противоречие между миссией гимназии, которая предполагает универсальное образование и профильным обучением с введением углубленного изучения отдельных предметов и курсов. Таким выходом стало создание индивидуальных профильных учебных блоков-модулей в 10-11х классах. Учащиеся, оставаясь в своих классных коллективах, изучая все предметы учебного плана в полном объеме (универсальное образование) за счет часов школьного компонента учебного плана выбирают курсы для углубленного изучения (от 3 до5 часов в неделю). Набор предметов достаточно широк, преподавание таких углубленных курсов обеспечивают учителя гимназии и преподаватели вузов. Выбор практически неограничен, в отличие от профильных классов, где углубленное изучение одних предметов осуществляется за счет сокращения часов на изучение других. Ставка на универсализм образования в условиях превращения большинства институтов в университеты, с одной стороны, и в условиях предоставления свободы выбора ученику, с другой стороны, себя оправдала. Набор предметов в таких учебных модулях: русский язык – математика, математика – иностранный язык, обществознание – информатика и т.п. свидетельствует о том, что подобная система действительно помогает строить обучение с учетом интересов, склонностей учащихся. Профильные блоки по большинству предметов разноуровневые (2х, 3х уровневые), что помогает учесть и степень подготовки учеников, и их ориентацию на последующее вузовское образование.

Данная схема, ориентированная на возможность самоопределения, основанная на свободе выбора старшеклассника, привела к перестройке системы работы с одаренными детьми. Эта система факультативов, начиная с начальной школы, сочетающаяся с деятельностью кружков, клубов студий. Сложившееся в гимназии клубно-студийное пространство, вытекающее из учебной деятельности, не только учебную деятельность расширяет и дополняет, но и влияет на ее содержание. Фактически профильные учебные блоки для многих учеников гимназии становятся завершающим этапом, влияющим на жизненный выбор по окончанию гимназии. Сложившееся единое образовательное пространство, взаимосвязь и взаимовлияние учебной и внеурочной деятельности, развивающаяся в последние годы активно внутрипредметная и межпредметная связь подвели гимназия к созданию интегративной модели образовательного учреждения. Чему в немалой степени способствовала и перестройка системы воспитательной работы. Традиционная общешкольная игра «Хоровод талантов», сложившиеся не в результате внешнего влияния, а в результате развития детского самоуправления детские общественные организации «Бригантина», «МОГУ», клуб старшеклассников «Образ», выведший учеников гимназии за рамки гимназии, сделавший наших учеников активными участниками районных и городских творческих мероприятий – неполный перечень того нового, что появилось в воспитательной работе. Изменяются и формы , и содержание воспитательной деятельности: школьный хор преобразовался в вокально-хоровую студию, включающую в себя несколько творческих колективов. Кружок шитья превратился в великолепный театр моды «Сам себе кутюрье». Спортивный клуб «Фанат», клуб психологов – это не кружки, замкнутые на себе, а объединения ребят, активно влияющих на жизнь гимназии. В силу этого возможно говорить о том, что гимназия вышла на реализацию ведущей цели – создания условий для освоения учениками различных типов деятельности с целью их саморазвития, самоопределения, самореализации. Сложившаяся интеграция урочной и внеурочной деятельности, широкий спектр объединений и коллективов учащихся, туры школьной игры ориентированные на то, чтобы могли себя проявить дети с разными склонностями и способностями позволяют помочь каждому ученику в выстраивании его личной жизненной траектории. В 2001 г. оформилась новая модель воспитательной работы, ориентированная на то, чтобы каждый ученик действительно смог себя реализовать, еще обучаясь в гимназии.

Работа над реализацией данной цели выявила ряд проблем, которые гимназии предстоит в дальнейшем решать. Проблема классного руководителя. Если учитель-предметник получил в руки целый спектр обучающих технологий, методик, за ним остается только выбор и дальнейшая реализация их в повседневной деятельности. То классный руководитель, педагог дополнительного образования пока такого выбора форм, методик, технологий воспитательной работы не имеют. Созданная модель воспитательной работы предусматривает поэтому не только направления и формы работы с учащимися, но предусматривает и перестройку системы работы с классными руководителями, с педагогами дополнительного образования.

Проблема вовлечения родителей в образовательное пространство гимназии, превращение их в полноправных участников образовательной деятельности, неподменяющих учителей и классных руководителей, а их активных союзников. Во многом от родителей зависит внешний облик гимназии, ее кабинетов, рекреаций, коридоров. От их помощи, участия зависит, будет ли интересной жизнь в классе, в школе. Дети живут днем сегодняшним, поэтому их поощрение, стимулирование активной общественной жизни во многом зависит от поддержки родителей. Пока это остается проблемой, хотя есть сдвиги благодаря деятельности Попечительского совета. Одна из причин отстраненности родителей, помимо сложившегося стереотипа мышления некоторых родителей, рассматривающих школу как «камеру хранения», куда сдают на день детей, является психологическая установка многих педагогов, часто видящих в родителях не помощников, даже помеху в работе с детьми.

Проблема материально-финансового обеспечения образовательного процесса в целом, которая усугубляется в условиях, когда финансирование воспитательной работы вообще никак не осуществляется, за исключением доплат за классное руководство. Частично эта проблема решается за счет тесного сотрудничества с районным и городским центрами детского творчества. Частично за счет помощи родителей. Но этого недостаточно, поэтому эта проблема сохраняет свою актуальность. Часть мероприятий, деятельность отдельных кружков финансируется как дополнительные платные услуги. Но так как большинство семей учащихся – служащие, бюджетники, то и этот канал финансирования не будет в ближайшей перспективе расширяться. Данная проблема мешает решению такой задачи, как собственная издательская деятельность, как создание современного внешнего оформления школьных помещений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.