скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегическое совершенствование МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

При рассмотрении реализации ведущих целей происходит постоянное обращение к личности учителя. В программе развития, поэтому одной их ведущих целей определена такая как создание условий для самореализации учителя, для раскрытия творческого потенциала каждого учителя. Осуществление данной цели предполагало решение такой задачи, как выявление степени принятия миссии школы, стратегии и тактики ее реализации. Данные, представленные в мониторинговой карте позволяют сделать вывод, что стратегия развития гимназии (ориентация на педагогику недирективную, на личность ученика) на уровне сознания принимается 100% педагогов, но 86% педагогов сохраняют (пусть не очень высокую степень) принятия ценностей директивной педагогики. Поэтому говорить о невозможности возвращения к старой школе, основанной на восприятии ученика как объекта обучения, пока рано. Диагностическая карта педагога учитывает роль отдельного педагога в создании образовательного пространства гимназии. Поэтому легче поддается оценке деятельность всего коллектива. В ходе участия в краевом конкурсе «Школа года – 2000» все члены краевого жюри отмечали особый дух гимназии, для каждого характерны чувства сопричастности учителей и учеников, взаимоуважение, определенный уровень воспитанности, доброжелательность.

Задача сохранения, поддержания такой атмосферы во многом зависит от жизненного тонуса учителя, либо работника гимназии. Но среди задач, направленных на создание условий для учителя, пока не удалось решить такую, как формирование системы материального стимулирования специалистов из-за жесткой ограниченности финансовых возможностей.

Программа развития гимназии. Помимо определения целей и задач, рассматривала и вопросы перестройки системы управления. За прошедший период изменилась сама структура управления.

В 1995 году она выглядела следующим образом:


Директор

 

Психологическая служба

 
Попечительский совет
Совет школы
 

НМС

 

Служба диагностики

 

Служба здоровья

 

Заведующие кафедрами

 

Классные руководители

 

Учителя-предметники

 
 
















Данная схема несколько раз претерпевала изменения, особенно в связи с принятием управляющей программы. Управляющая программа ориентирована на систему 1) опережающего управления и 2) переход в режим самоуправления и соуправления, который предполагает расширение делегирования полномочий. Данная структура партисипативного управления (управления, основанного на включении исполнителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений) более соответствуют реальному состоянию гимназии, как результату осуществления стратегического плана (программы) развития на 1995 – 2001 годы.

Анализ степени реализации основных целей и задач программы развития позволяет сделать следующие выводы:

1.     Цели и задачи, определенные данной программой на период 1995

2001 г., фактически реализованы.

2.     Стратегические цели сохранили свою перспективность и

актуальность, вписались в стратегию развития образования в России, но на следующий период требуют уже иных конкретных задач по их реализации.

3.     В ходе реализации программы определился ряд новых проблем,

часть задач реализована частично в силу различных обстоятельств объективного и субъективного плана, что позволяет видеть не только сильные, но и слабые стороны в развитии гимназии.


Концептуальные документы, определяющие развитие МОУ «Гимназия №45»

1.     Педагогическая концепция развития

2.     «Концепция для всех» (по П.П. Щедровицкому)

3.     Модель выпускника гимназии (по материалам группы Громыко)

4.     Модель воспитательной работы

5.     Управляющая программа гимназии


Концепция развития гимназии

1.     Исходные положения и принципы концепции

Концепция строится в соответствии с принятым Законом об образовании, фиксирует стратегию и механизмы развития гимназии.

Реализация программы развития гимназии предполагает целенаправленную координацию действий:

- учителей, родителей и детей - главных участников образовательного процесса;

- работников системы образования (учителя, воспитатели, руководители школ), которые берут на себя профессиональную и гражданскую ответственность за уровень и качество образования;

- представителей региональной власти, других сфер общественности, заинтересованных в развитии школы.

Концепция развития школы реализуется в два этапа, целевая определенность которых различна. На первом этапе (1991 – 2001 г.г.) главной задачей является становление школы-гимназии на основе проводимой экспериментальной работы согласно утвержденному плану эксперимента. При одновременном запуске (1993 по 2010) программы второго этапа, характеризующейся следующими принципами развития гимназии:

1.     дифференциация уровней общеобразовательных услуг;

2.     формирование образовательных потребностей у всех возрастных

групп учащихся;

3.     создание условий для удовлетворения образовательных запросов

учеников гимназии;

4.     доступность образовательных услуг для разных слоев населения.


1.     Цели и основные направления развития гимназии


Основными целями развития гимназии являются:

1.     Обеспечение становления личности ребенка, выявление и целостное

развитие его способностей.

2.     Повышение качества образования на основе изменения его

содержания: переход от информации как предмета запоминания к школе мышления, действия и развития способностей.

3.     Создание условий для формирования развивающейся личности

ученика, способной к саморазвитию, саморегуляции, для формирования коллектива, позволяющего реализовать потребности личности в творческой деятельности, в самореализации.

4.     Создание условий для самореализации учителя, для раскрытия творческого потенциала каждого учителя.

Основные направления развития гимназии для достижения поставленных целей:

1.     Обеспечение государственного стандарта образования для учащихся

гимназии, сохранение на всех уровнях образования высокого качества обучения, введение повышенного уровня образования в гимназических классах.

2.     Инновационная деятельность гимназии, направленная на

разработку, создание качественно новых содержания и форм образования, новых технологий обучения и практики воспитания.

3.     Демократизация в развитии гимназии – изменение сути

педагогических отношений, выход из системы подчинения, противостояние в систему сотрудничества - взрослого и ребенка, педагога и руководителя.

4.     Гуманизация и открытость – поворот гимназии к ребенку, уважение

его личности, достоинства, учет его запросов и интересов, выход к общественным ценностям.

5.     Гуманитаризация гимназии – поворот к миру культуры, к миру

человека, на формирование гуманитарного и системного мышления, повышение статуса гуманитарных дисциплин при их радикальном обновлении: преодоление психологии хищнического отношения к природе, экологического невежества.

6.     Дифференциация и мобильность образования – создание веера

возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий с учетом психологических особенностей личности ребенка, возрастных особенностей. Углубление дифференциации на основе создания и развития медико-психологической, научно-диагностической, коррекционной службы школы, обеспечивающей цели развития, определенные данной концепцией.

2.     Механизмы (факторы), обеспечивающие реализацию концепции развития гимназии.

Концепция исходит из того, что для обеспечения реализации поставленных задач в гимназии создаются соответствующие механизмы деятельности, оговоренные ее Уставом:

1.     Функционирование классов общеобразовательных, а также классов прогимназии (1-7 классы) и гимназии (8-10) классы, занимающиеся по экспериментальным учебным планам, обеспечивающих как общественно-необходимое качество стандартного образования, так и специальную, профильную подготовку учащихся.

2.     Обеспечение права выбора формы обучения учениками, его родителями (лицами, их заменяющими) с учетом результатов психолого-педагогического диагностирования и результатов усвоения соответствующих программ обучения.

3.     Оказание гимназией дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, на условиях, оговоренных Уставом гимназии.

4.     Формирование кафедральной структуры управления, направленной на обеспечение научно-методической, диагностической, экспертной, коррекционной функции управления гимназией.

5.     Связь с высшими учебными заведениями, городским центром детского и молодежного творчества для обеспечения максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и дарований ребенка.

3. Критерии реализуемости развития гимназии.

1. Обеспечение качества образования, соответствующего требованиям стандарта, а также повышенного уровня образования в гимназических классах.

2. Обеспечение в достаточной мере соответствия реального выпускника и требований, определенных в модели выпускника, созданной на основе данной концепции.

3.         Критерий рациональности затрат при достижении максимально возможных для конкретных условий результатов.

КОНЦЕПЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ


важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.

Т. Эдисон


Гимназия №45 – школа саморазвития личности


ОСНОВНАЯ МИССИЯ ШКОЛЫ: готовить выпускников, способных обучаться в любом вузе страны.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: создать условия для самостоятельного участия в обучении; формировать умение пользоваться различными способами мыслительной деятельности, применять знания, умения, алгоритмы, технологии при изучении новых проблем и дисциплин; формировать умение самостоятельно делать выбор, принимать решения и брать ответственность за них на себя.

Поэтому гимназия:

1.     выбирает такие программы, методики и технологии обучения, которые способствуют эффективному развитию мыслительной деятельности учащихся;

2.     предоставляет большой спектр предметов, следуя путем гуманизации образования;

3.     обеспечивает возможность обучения по индивидуальным программам особо одаренных и увлеченных детей включая занятия с преподавателями ВУЗов.

ОСНОВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: пробудить у учащихся стремление к самосовершенствованию, то есть желание и способность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свои отношения с людьми и изменить, что возможно, к лучшему.

Поэтому школа работает над созданием такой психологической атмосферы, которая способствовала бы свободному проявлению каждого учителя и ученика как личности.

КАЖДЫЙ, ПРИДЯ РАБОТАТЬ ИЛИ УЧИТЬСЯ ИМЕННО В ЭТУ ШКОЛУ С ЕЕ ТРАДИЦИЯМИ, ТРЕБОВАНИЯМИ И ПРАВИЛАМИ ОСОЗНАННО СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР И СВОБОДЕН В СВОЕМ ВЫБОРЕ ОСТАВАТЬСЯ ИЛИ УХОДИТЬ.


МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА


1. Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, человека во всем их многообразии.

2. Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности, уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину.

3. Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, владеющий языками мира, знающий традиции, обычаи. Правила, необходимые в общении с другими людьми.

4. Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.

5. Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.

Модель выпускника нашей школы выстроилась также на основе имеющихся наработок, проектов концепций развития школы России, требований к выпускнику, предлагаемых авторами данных разработок, конечно, с учетом концепции развития нашей школы.


МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ № 45


Целью создания воспитательной работы в гимназии является организация единого воспитательного пространства способствующего реализации модели выпускника – человека творческого, способного к саморазвитию, самоопределению в окружающей его действительности, к самореализации и самосовершенствованию, определение приоритетных направлений воспитательной работы, наиболее адекватных форм и методов воспитания, место и роли каждого участника воспитательного процесса.

На основе коллективного анализа, накопленного в гимназии опыта воспитательной работы участниками инициативной группы проходившего в ноябре педсовета «Создание модели воспитательной работы школы» были определены основные направления воспитания, являющиеся в современных условиях приоритетными для школы. Это направление «Здоровье» и «Социализация». Были также определены воспитательные задачи и содержание работы по каждому направлению (см.таблицу).

Это содержание воспитательной работы реализуется через процесс обучения, систему общешкольных воспитательных мероприятий, деятельность классных коллективов, детских общественных организаций, НОУ, кружков, секций и клубов по интересам, а также работу медико-психолого-социологической службы гимназии. Координировать работу всех участников воспитательного процесса призван Совет по воспитательной работе, включающая заместителя директора по ВР, заместителя директора по правовому воспитанию, вожатую, педагога-организатора по работе с трудными подростками, социального педагога, психолога, валеолога, руководителя НОУ, преподавателя ОБЖ, руководителей МО учителей физкультуры и трудового обучения, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, каждый из которых курирует работу по определенному направлению.

За несколько лет проведения игры «Хоровод талантов» в школе сложилась своеобразная система работы , когда в каждой учебной четверти реализуется по преимуществу одно направление воспитательной работы. Так в 1 четверти главным направлением является «Здоровье», реализуемое прежде всего через организацию спортивного тура игры «Эстафета чемпионов»; во 2 четверти – направление «Интеллект» через проведение «Интеллектуального ринга», школьных олимпиад, участие в районных и городских олимпиадах и конференциях; в 3 четверти – направление «Творчество» через проведение «Фестиваля искусств»; в 4 четверти – направление «Социализация» через подведение итогов игры, отчеты кружков и детских общественных организаций, развертывание работы по благоустройству территории школы и подготовке к летней трудовой четверти. Направление «Патриотизм» реализуется, прежде всего, через проведение отдельных мероприятий, акций, недель и месячников, связанных с историческими датами и праздниками – Днем города, Днем защитника Отечества, Днем победы.

Однако работа по всем названным направлениям не является эпизодической, не ограничивается лишь проведением внеклассных мероприятий в масштабах школы, параллели или класса. В воспитательном пространстве школы есть такие элементы, которые реализуют отдельные направления воспитательной работе в течение всего года. Так, направление «Здоровье» является главным в работе медико-психолого-валеологической службы, преподавателей ОБЖ и физкультуры, руководителей спортивных секций. Направление «Интеллект» реализуется в работе НОУ, предметных кружков и факультативов, направление «Творчество» – в деятельности кружков и клубов эстетического направления, проведении различных праздников и творческих конкурсов. Направление «Социализация» должно реализовываться через деятельность детских и подростковых общественных организаций и классного самоуправления. Основным направлением работы классных руководителей, на наш взгляд, должно стать направление «Нравственность и культура». Создаваемый в школе музей будет, естественно, заниматься патриотическим воспитанием.

Данная модель должна стать основой программы воспитательной работы гимназии. Для ее создания необходимо определить конкретные, приемлемые для школы формы и методы деятельности, разработать систему и методику мониторинга воспитательной работы и систему профессионального совершенствования педагогов-воспитателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.