скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегическое совершенствование МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

 

Отдельная группа условий связана с выработкой показателей результативности, критерии оценки результатов управляющей программы. То есть речь идет о мониторинге, позволяющем отследить, оценить, скорректировать деятельность в рамках управляющей программы. За основу можно взять группы показателей управленческой деятельности, предложенные М. Поташником и А. Моисеевым.

Первая группа: результаты управления определяются по конечным результатам деятельности школы: уровню образованности, воспитанности, развитости ее выпускников.

Вторая группа: результаты управления оцениваются по изменениям в педагогическом коллективе, в учителе.

Третья группа: результаты управления (качество и эффективность) по показателям самого управления.

Каждая группа показателей представляет целую систему, так уровень образованности отслеживается по результатам успеваемости, качества знаний, результатам выпускных экзаменов, количеству медалистов, % поступления в вузы, ссузы. Уровень воспитанности определяется уровнем дисциплинированности (количество учащихся, стоящих на учете в ИДН, на внутришкольном учете, заслуженных на КДН, % посещаемости), уровнем нравственной и правовой культуры, др. параметрами, представленными в модули выпускника. Уровень развитости определяется через участие в предметных олимпиадах различного уровня, в конкурсах внутри и вне школы, в конференциях школьных, городских, типа «Шаг в будущее», в международных программах.

Изменения в педагогическом коллективе измеряются такими параметрами как состояние морально-психического климата, включенность педагогов в инновационную деятельность, мотивация пед. деятельности, диагностика профессионализма, количество педагогов, имеющих категории, участие педагогов в конкурсах, проектах, программах, повышение квалификации педагогов и т.д.

Качество и эффективность управления можно отследить на основе таких параметров как влияние управленческой системы на мотивацию педагогов, учащихся, оптимальность управленческих решений, уровень психологической комфортности для участников образовательного процесса, состояние физического и психического здоровья участников образовательного процесса, результаты аттестации управленческих кадров, др.

Данные группы показателей недостаточны, так как не позволяют определить, носит ли управление опережающий характер, является ли оно по сути рефлексивным. Поэтому разработка параметров отслеживания данных показателей является необходимым условием, которое предстоит создавать для реализации управляющей программы.

1У. Механизмы обеспечения управляющей программы


1. Механизмы мотивационного плана: - личный паспорт участия в опытно экспериментальной деятельности и самоанализ - отчет на его основе об участии в данной деятельности;

-      необходимость создания варианта такого же механизма по воспитательной деятельности классного руководителя;

-      научно-практические конференции педагогов и учащихся, возможность публикаций по результатам педагогической деятельности;

-      положение о стимулировании учителей;

-      подход к аттестации как форме поощрения творчески работающих педагогов и управленцев;

-      система стимулирования учащихся: представление на именные стипендии, стипендии отличника учебы, дипломы классам-победителям школьной игры, школьная доска почета и т.п.;

-      система «дней открытых дверей» для родителей.

2. Механизмы организационного плана; - диагностика и работа с группами педагогов по ее результатам, направленная на становление системы самоуправления, на рефлексию педагогов;

- создание органиграммы.


Основные цели и задачи развития гимназии №45 на 2002 – 2007 годы


Анализ деятельности гимназии №45 по реализации намеченных стратегических целей и задач развития позволяет определить дальнейшие перспективы ее развития, сохранив ведущие стратегические ориентиры.

Миссия гимназии №45: готовить выпускников, способных учиться в любом вузе страны.

Ведущие цели по осуществлению миссии:

1. Освоение и обеспечение государственных и образовательных стандартов с учетом структурной перестройки системы российского образования.

2. Развитие образовательной системы гимназии (содержание, методики, технологии обучения), основанной на сочетании универсального образования и принципов личностно-ориентированной педагогики.

3. Создание условий для освоения учеником гимназии различных типов деятельности с целью его саморазвития, самоопределения, для задания его личной жизненной траектории.

4. Создание условий для самореализации учителя, формирование психологической и технологической готовности педагога реализовать основные цели и задачи развития гимназии.

Основные ценностные ориентиры:

1. Личность (ученика, учителя, руководителя), способная к самоопределению, саморазвитию, самореализации.

2.  Мировые нормы общей и профессиональной культуры.

Программа развития гимназии базируется на:

-      педагогической концепции развития гимназии;

-      «концепции – для – всех», ориентированной на внешние структуры, родителей учащихся;

-      модели выпускника гимназии;

-      модели воспитательной работы;

-      управляющей программы гимназии.

Программа развития является определяющей при формировании образовательной программы (учебные планы, учебные и воспитывающие программы, программы дополнительного образования).

Основные задачи, направленные на реализацию ведущих целей.

1. Освоение и обеспечение государственных образовательных стандартов с учетом структурной перестройки системы российского образования.

Краткосрочные задачи (2003 г.)

Среднесрочные задачи (2005 г.)

Долгосрочные задачи (2007 г.)

1.Создать систему внутри и межкафедральных семинаров с цель ознакомления с требованиями ЕГЭ как новой формы итоговой аттестации учащихся.

2.Начать отработку модели развивающей системы обучения (Л.В. Занков) в условиях 4х летнего начального образования.

1.Организовать курсовую переподготовку всех учителей-предметников и учителей начальных классов в связи с переходом на новую структуру образования.

2.Завершить корректировку системы оценивания результатов учебного процесса с учетом новых требований гос.стандартов.

1.Завершить создание системы мониторинга обеспечения государственных стандартов.


П. Развитие образовательной системы гимназии, основанной на сочетании универсального образования и принципов личностно-ориентированной педагогики.


Краткосрочные задачи (2003 г.)

Среднесрочные задачи (2005 г.)

Долгосрочные задачи (2007 г.)

1. Начать формирование интегративной модели ОУ.

2. Продолжить деятельность ПМСС по принятию педагогами гимназии ценностей недирективной педагогики.

3. Продолжить перестройку системы повышения квалификации кадров, построенной на принципах свободного выбора учителем форм и методов повышения квалификации, с одной стороны, и направленной на освоение педагогами личностно-ориентированных методик и технологий образования, с другой стороны.

4. Разработать систему мониторинга психологической готовности педагогов работать в условиях новой образовательной модели гимназии.

1. Завершить работы по формированию интегративной модели ОУ, основанной на интеграции 1) универсальности и профильности образования;

2) учебного процесса и внеучебной деятельности;

3) интересов всех участников образовательного процесса при приоритете личности ученика.

2. На основе психологического мониторинга педагогических кадров создать структуру, помогающую педагогам с учетом степени принятия принципов недирективной педагогики, стать психологически готовыми работать в условиях личностно-ориентированной педагогики.

1.Отследить уровень психологической и технологической готовности педагогов работать в условиях новой образовательной системы гимназии и определить дальнейшие задачи развития гимназии.


Ш. Создание условий для освоения учеником гимназии различных типов деятельности с целью его саморазвития, самоопределения, для задания его личной жизненной траектории.


Краткосрочные задачи (2003 г.)

Среднесрочные задачи (2005 г.)

Долгосрочные задачи (2007 г.)

1. Апробировать разработанную модель воспитательной работы.

2. Разработать критерии оценки воспитательной деятельности: а) по основным положениям модели выпускника;

б) по основным направлениям воспитательной работы

в) классного руководителя и педагога дополнительного образования.

3. Начать перестройку работы с родителями учащихся по формированию системы родительского соуправления, направленной на создание условий для самореализации каждого ученика.

4. Разработать формы и методы поощрения деятельности классных руководителей по реализации модели воспитательной работы.

1. Завершить формирование системы ученического само и соуправления, ориентированной на создание условий для само реализации ученика.

2. Сформировать структуру родительского соуправления, направленную на создание условий для самореализации каждого ребенка.

3. Наладить мониторинг на основе критериев оценки воспитательной деятельности.


1. Скорректировать модель воспитательной работы на основе системы ученического и родительского само и соуправления гимназией с целью создания условий для самореализации каждого ученика.

2. Осуществить анализ воспитательной деятельности на основе разработанных критериев ее оценки.


1У. Создание условий для самореализации учителя, формирование психологической и технологической готовности педагога реализовывать основные цели и задачи развития гимназии.


Краткосрочные задачи (2003 г.)

Среднесрочные задачи (2005 г.)

Долгосрочные задачи (2007 г.)

1. ПМСС разработать программу работы с педагогами по формированию психологической готовности педагогов строить свою профессиональную деятельность на принципах недирективной педагогики с учетом принятия педагогами ее ценностей.

2. НМС завершить создание системы повышения квалификации кадров, направленной на обеспечение технологической готовности педагогов реализовать цели развития гимназии.

3. Продолжить формирование системы педагогов.

4. Продолжить создание системы педагогического само и соуправления на основе свободного выбора педагогами методик и технологий обучения и воспитания, способствующих реализации целей развития гимназии.

1. Начать реализацию программы работы с педагогами по формированию психологической готовности строить свою профессиональную деятельность на принципах недирективной педагогики.

2. Создание системы отслеживания результативности реализации данной программы.

3. Мониторинг технологической готовности педагогов реализовать цели развития гимназии.

4. Апробировать новую систему стимулирования педагогов.

1. Завершить создание системы педагогического само и соуправления на основе психологической и технологической готовности педагогов реализовать основные цели развития гимназии.


План действий по созданию условий для реализации программы развития МОУ «Гимназия №45»


Анализ реализации предыдущей программы развития показал, что выделение необходимых условий является фактором, обеспечивающим при их наличии или сдерживающим при их отсутствии, выполнение поставленных задач. В.С. Лазарев, М.М. Поташник выделяют такую группу условий: организационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые, мотивационные, нормативные. Специфика программы развития гимназии заключается в том, что создание условий, направленных на самореализацию педагогов (кадровые, научно-методические, мотивационные) является одной из ведущих целей развития гимназии. С другой стороны, формирование ряда условий шло уже в ходе работы по осуществлению предыдущей программы (см. мониторинговую карту), а также в ходе реализации управляющей программы. В-третьих, в условиях постоянных структурных, содержательных, иных изменений в сфере образования страны ряд условий (нормативные, организационные, материально-технические) требуют ежегодной конкретизации и не могут быть детализированы на более длительный срок. Поэтому данный раздел может быть представлен: 1) перечислением необходимых условий; 2) годовыми планами работы гимназии как планами действий по созданию и отслеживанию перечисленных условий.


1. Организационные условия


1. Развитие партисипативной структуры управления гимназией, основанной на включении исполнителей в процессы выработки, принятия, реализации управленческих решений через такие структуры как педсовет, Совет гимназии, административный совет, попечительский совет, через органы общественного самоуправления: общее собрание коллектива, профсоюзная организация, общешкольная родительская конференция. Через органы само и соуправления по направлениям деятельности: малые педсоветы и совет по качеству образования, МПК при зам.директора по УВР, НМС, кафедральная структура – зам.директора по НМР, Совет по ВР, м/о классных руководителей, Совет по правовому обучению, ученический совет, совет по профилактике правонарушений, органы самоуправления детских общественных организаций – зам.директора по ВР и по правовому обучению (см. структуру управления гимназии). А также через создание временных творческих групп и коллективов педагогов, учащихся для решения конкретных задач.

2. Развитие связей с внешними структурами, могущими помочь в реализации поставленных задач:

а) ВУЗы: АлтГТУ, АГУ,БГПУ, БЮИ МВД РФ, АКИПКРО. Система договоров о сотрудничестве. Привлечение к участию в органах гимназического самоуправления (совет по правовому обучению, попечительский совет). Участие в деятельности вузов: научно-практические конференции, базовая школа для ФППК ОНО БГПУ, для математического и химического факультета АГУ, организация практики студентов БГПУ, АГУ, организация стажировки слушателей АКИПКРО, участие в деятельности совета директоров школ при ректоре АГУ и т.д. Переподготовка и повышение квалификации кадров (АКИПКРО, БГПУ, АГУ). Преподавательская деятельность работников вузов по организации профильного и углубленного изучения предметов в старшей школе по выбору учащихся, в т.ч. юридического профиля на базе БЮИ МВД РФ.

б) Шефы – ГУВД Алтайского края. Создание условий для организации профильного юридического обучения, в т.ч. материально-технических. Организация совместной деятельности по правовому и патриотическому воспитанию на основе совместного «Плана мероприятий по организации дальнейшего сотрудничества ГУВД Алтайского края и гимназии №45» от 19.09.2001 г.

в) Попечительский совет – обеспечение выхода на администрацию района, организации и предприятия, где работают родители учащихся.

г) Центр детского творчества Октябрьского района, Центр детско-юношеского творчества г.Барнаула, детская музыкальная школа №2 – деятельность совместных творческих коллективов, организация детского самоуправления, участие в городских, районных мероприятиях, учеба актива, организация кружковой внеклассной деятельности и т.д.

д) Учреждения культуры, с которыми гимназия сотрудничает: Молодежный театр, театр музыкальной комедии, художественный и краеведческий музеи.

е) Иные структуры и организации: ГППЦ (городской психолого-педагогический центр), городской молодежный парламент, творческие союзы и т.д.


П. Материально-технические и финансовые условия


1. Развитие системы попечительства и создание Попечительским советом Фонда развития образования (2001 – 2002 учебный год).

2. Развитие системы дополнительных платных услуг.

3. Система ученических ремонтных бригад в летний период для благоустройства помещений и территории гимназии за оплату из средств департамента занятости.

4. Зарабатывание собственных средств детскими общественными организациями (дискотеки, распространение газет, подготовка шоу-программ).

5. Укрепление отношений с внешними структурами (шефами, вузами, внешкольными учреждениями) для обеспечения доступа к использованию их материально технических условий:

а) профильное обучение в блоке «информатика» на базе АлтГТУ;

б) возможность обучения в центре «Интернет-образование» при АГУ и выход через него в сеть Интернета;

в) укрепление базы кабинета ОБЖ и права через помощь шефов; использование материально-технической базы БЮИ МВД РФ для обеспечения юридического профиля обучения;

г) использование возможностей ЦДТ, ДМШ-2 учреждений культуры для проведения внеклассной работы;

д) поиск других возможностей, в т.ч. участие в конкурсах, проектах, которые способствуют улучшению материально-технических и финасовых условий (например, по линии АСПРЯЛ).


Ш. Нормативные условия


Подготовка локальных правовых актов по каждому подразделению – участнику процесса управления (см. структуру управления), с учетом уже имеющихся.


Локально-правовые акты,


которые уже имеются

Которые нуждаются в разработке


1. Устав гимназии

2. Правила внутреннего распорядка

3.       Коллективный договор

4.       Положение о Совете гимназии

5.       Правила приема учащихся в школу

6.       Положение о порядке аттестации учащихся гимназии

7.       Правила поведения учащихся

8.       Декларация прав учащихся гимназии

9.       Правила о поощрениях и взысканиях учащихся

10.     Положение о Попечительском совете гимназии

11.     Положение о психолого-медико-социальной службе гимназии

12.     Положение о стимулировании работников

13.     Положение о премиях

14.     Положение о доплатах в гимназии

15.     Порядок разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса

16.     Положение о научно-методическом совете (НМС)

17.     Положение о предметной (профильной)кафедре

18.     Положение о научно-практической конференции учителей

19.     Положение о профильных блоках

20.     Положение о НОУ гимназии.

21.     Положение о научно-практической конференции учащихся.

22.     Права и обязанности дежурных учащихся.

23.     Инструкции для :

-          дежурного администратора;

-          дежурного учителя по этажу;

-          дежурных классов;

-          дежурного охранника;

-          для учителя по ОТ и ТБ

-          для учителя при изменении расписания и замещении уроков;

-          для группы продленного дня.

24.     Положение «О порядке предоставления дополнительных платных образовательных услуг».

25.     Положение о расходовании внебюджетных средств.

26.     Типовой договор с родителями о предоставлении платных образовательных услуг.

27.     Положение о детской организации «Бригантина».

28.     Положение о школьной экспериментальной площадке.

29.     Дополнительные инструкции:

-          директора;

-          зам.директора по УВР;

-          зам.директора по НМР;

-          зам.директора по ВР;

-          учителя;

-          классного руководителя;

-          педагога дополнительного образования

-          воспитателя ГПД;

-          старшей вожатой;

-          преподавателя-организатора ОБЖ;

-          библиотекаря;

-          зам.директора по АХР;

30. Должностные инструкции по ОТ:

-          директора;

-          председателя профкома;

-          зам.директора по УВР;

-          зам.директора по ВР;

-          зам.директора по АХР;

-          учителя (преподавателя);

-          классного руководителя (воспитателя);

-          преподавателя-организатора ОБЖ;

-          зав.кабинетом (спортзала);

-          зав.мастерскими;

-          учителя по техническому труду;

-          учителя и зав.кабинетом физики;

-          учителя и зав.кабинетом химии;

31.     Инструкции (правила поведения) по ОТ для учащихся (в кол-ве 10)

32.     Инструкция о мерах пожарной безопасности.

33.     Инструкция дежурному персоналу в случае обнаружения пожара.

1.       Положение о малом педсовете

2.       Положение о Совете по качеству образования

3.       Положение о Совете по воспитательной работе

4.       Положение о Совете по правовому обучению

5.       Положение о Совете по профилактике правонарушений

6.       Положение об ученическом совете

7.       Положение о Совете по благоустройству гимназии

8.       Положение о метод объединениях классных руководителей и педагогов дополнительного образования

9.       Положение творческой (инициативной) группе педагогов

10.     Положение о школьной МПК

11.     Должностные инструкции по ОТ для технического персонала.


Так как нормативные акты, которые предстоит разработать касаются структурных подразделений, возглавляемых зам.директора по УВР, ВР, АХР, правовому обучению и включающих разных педагогов, то срок их разработки совпадает с началом реализации программы (2002 г.).

Анализ условий, необходимых для реализации программы развития и зависимых от внутренних факторов, свидетельствуют, что они стали складываться в ходе работы над первой программой развития, реализация второй программы начинается уже на определенной базе. Изменение внешних условий будет вносить коррективы, но уже в саму программу заложено возможное воздействие на гимназию перестройки системы образования.

Гимназия находится на таком этапе развития, когда ее можно рассматривать как сложную систему, состоящую из автономных, но взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. Роль программы развития заключается в координации и управлении развитием данных подсистем в соответствии с концепцией, миссией, целями и основными задачами развития. В свою очередь, каждая подсистема внутренне достаточно самостоятельна в определении конкретных действий для решения поставленных задач. Координация этих действий производится на уровне годового плана работы гимназии.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.