скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегия направлений развития города Калуги

С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные). Анализируются ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), осуществляется сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов, проводится региональный бенчмар-кинг и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.

Интересен опыт других стран в формировании информационного поля, характеризующего относительное развитие регионов страны. Так, в США один из наиболее широко используемых источников информации - Ежегодная статистическая карта штатов (Annual Report Card of the States). Она разрабатывается некоммерческой консультативной фирмой - Корпорацией по содействию предпринимательству (Corporation for Enterprist Development), расположенной в Вашингтоне. Все штаты классифицируются по десяткам показателей (от темпа роста безработицы до уровня преступности), а данные сводятся в индексы. Штаты соревнуются между собой за хорошее место в статистической карте. Если их относительная позиция сдвигается вниз, то при очередном представлении ежегодной статистики в апреле администрации штатов обычно пытаются найти пути улучшения своего положения. Статистическая карта дает количественную оценку четырех обобщенных индексов Куделя А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент / Под ред. В.А. Трайнева. - М.: "Издательство ПРИОР", 2007.:

1) экономической эффективности - рост занятости, доходы, уровень бедности, экологические и социальные условия;

2) деловой жизнеспособности - капиталовложения, темпы появления и закрытия предприятий, рост торгового сектора;

3) потенциала роста, включающего средний образовательный уровень рабочей силы, количество исследований, проводимых в местных университетах, и развитие местной инфраструктуры;

4) налогово-фискального, измеряющего тяжесть и обоснованность местных налогов.

Как правило, ни у одного региона не могут быть хорошими сразу все эти показатели, однако их оценка в сравнении с другими сообществами есть первый шаг к определению лучшей стратегии в будущем. Такая статистическая карта, показывающая, как много различных факторов, присущих определенному сообществу, играют важную роль в принятии экономических решений, была бы полезна и для России.

Определение сильных и слабых сторон региона и города. Первоначально определяются результаты предшествующих программ социально-экономического развития региона. Выявляются причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению региональным экономическим развитием. Затем проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах региона:

- человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, его национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВВП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);

- природные ресурсы (использование земли, зонирование, свободные площади и цена земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

- экономические ресурсы (структура местной экономики: какие отрасли превалируют; какие производства развиваются быстрее, приватизация, собственность на землю, общественные и частные инвестиции, состав и объем муниципальных услуг и их соответствие потребностям населения, свободные производственные площади, наличие и качество жилья, инфраструктура, транспорт и связь, степень развития малого предпринимательства, экспортная деятельность предприятий региона).

Далее определяются характеристики предпринимательского климата. Выживание фирм зависит от лх поддержки органами местного управления. Предпринимательский климат служит индикатором уровня поддержки деловой среды со стороны местной администрации. О том, как местные органы поддерживают развитие бизнеса, можно судить по следующим показателям: отношение сообщества к ним, трудовые отношения, налоги и правила, касающиеся экономических субъектов, уровень и качество муниципальных услуг, информационные, транспортные и коммуникационные услуги для экономических субъектов, программы подготовки рабочей силы, доступ к капиталу и его стоимость, наличие агентства по городскому или региональному развитию Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006..

Еще одним важным фактором развития деловой активности является наличие развитой сети образовательных и исследовательских учреждений. Как правило, образовательные и научно-исследовательские центры выступают не только источником высококвалифицированных кадров, но и инициаторами конференций и семинаров, стимулируют различные инновации, которые получают свое развитие в конкретных предпринимательских проектах. Имеющиеся научные и образовательные учреждения становятся важнейшим фактором поддержки развития бизнеса в регионе или городе.

Традиционно к регионам с самым большим экономическим потенциалом относились те, которые имели доступ к топливным ресурсам, сырью, капиталу, дешевому труду и емким местным рынкам. Эти естественные преимущества в условиях развития новых информационных технологий, систем транспортировки и телекоммуникаций стали терять свою значимость. Исследования показывают, что современный бизнес процветает в тех регионах и городах, куда можно привлечь квалифицированный труд, где возможен доступ к современным средствам коммуникаций, где создана развитая инфраструктура.


1.3 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности


Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ. Стратегическое планирование обязательно предусматривает использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Кроме того, выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом, формируются новые или выявляются нереализованные региональные преимущества. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ, к которым можно отнести развитую рыночную инфраструктуру, коммуникационные линии, обеспечение безопасности (личной и бизнеса), наличие институтов, поддерживающих бизнес, а также квалифицированных кадров и благоприятных условий для инвестиций.

Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития региона в целом. Социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.

Важнейший современный фактор развития региона - наличие качественной инфраструктуры связи. Развитость коммуникационных линий и региональных компьютерных сетей, свободный доступ в Интернет - эти факторы стали иметь такое же значение, какое имели в начале века для регионального развития железные дороги.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня может оказаться степень безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при низком уровне безопасности Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб: Издательство "Питер", 2007..

Создание и поддержание высокого уровня квалификации кадров также весьма существенный фактор регионального развития. В конечном счете развитие региона зависит от степени квалификации работающих в нем людей, а эта степень в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни, привлекающим работников. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития рассматриваются возможности того, как максимально использовать сильные стороны региона, города, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества. Для этого полезно воспользоваться данными анализа и вычленить те мероприятия, которые необходимо провести для того, чтобы:

- укреплять сильные стороны для увеличения своих возможностей;

- преодолевать слабые стороны, используя предоставленные возможности; использовать сильные стороны для избежания угроз; минимизировать слабые стороны для избежания угроз.

В целом этап оценки сильных и слабых сторон развития региона, города и анализа местных преимуществ помогает определить Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006.:

- те проблемы, с которыми сталкивается экономика региона, города;

- конкурентные преимущества;

- препятствия на пути к достижению целей и задач экономического развития;

- региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику;

- местные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана развития.

Разработка концепции развития. На этом этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизмах развития, а также о методах управления им. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов и городов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики.

В основе концепции лежит выявление приоритетных направлений развития города, региона, анализ ресурсов развития, а также их конкурентных преимуществ.

Примерная структура концепции развития может быть следующей:

- цели и задачи;

- принципы;

- факторы;

- приоритетные направления;

- ресурсы;

- механизмы.

Главной целью развития региона, города является обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей, создание базовых инновационных структур, которые уже в ближайшей перспективе станут важнейшим фактором развития.

Принципами развития могут быть, в частности, следующие:

- опора на собственные силы;

- учет постиндустриальных тенденций развития;

- развитие в городе малого и среднего предпринимательства; использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.

Определяя факторы развития, целесообразно выявить элементы конкурентоспособности, отличающие данный регион, город от других. Также очень важно определить новые факторы, которые можно сформировать:

- развитая рыночная инфраструктура;

- наличие коммуникационных линий;

- безопасность (личная и бизнеса);

- комплекс институтов, поддерживающих бизнес;

- корпус квалифицированных кадров;

- благоприятные условия для инвестиций.

Одним из наиболее важных факторов сегодня стал уровень квалификации кадров, работающих в администрациях регионов и городов.

Приоритетные направления развития в значительной мере определяются конкретной спецификой тех или иных регионов или городов.

Основными ресурсами развития являются Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.:

- материальные ресурсы и имеющиеся мощности;

- финансовые;

- кадровые.

Из механизмов развития к наиболее важным относятся:

- финансовый;

- организационный.

Он предусматривает трансформацию организационной структуры управления, образование центра развития региона, города, доведение данной концепции до плана конкретных действий.

Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе концепции социально-экономического развития разрабатывается план конкретных действий. При этом весьма важным аспектом его составления может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать:

Управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности. Первые шаги администрации по экономическому развитию города, региона предполагают объемную и целенаправленную работу по зонированию.

Формирование дополнительных источников финансирования развития города, региона. Этот раздел включает в себя меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств по всем направлениям работы администрации, управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий.

Меры по поддержке малого предпринимательства. Этот раздел в первую очередь может включать в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, регионального инкубатора малых инновационных предприятий, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга. В данном разделе найдут свое место и такие меры, как установление сравнительно низких, но полностью собираемых налогов; защита от криминального и легального монополизма, поощрение конкуренции; борьба с незаконными видами бизнеса и коррупцией в госаппарате; привлечение вкладов населения в финансово-банковскую систему и в конечном счете в реальные инвестиции; эффективная приватизация; земельная реформа; совершенствование законодательства.

Восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей, утраченных в ходе разрушения административно-командной системы и "суверенизации" регионов.

Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в городском хозяйстве.

Маркетинг города, региона и его "продвижение" Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001.. Этот раздел включает меры по разъяснению процедур, связанных с открытием нового бизнеса; обеспечение информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о городе, регионе; координацию действий по региональному развитию с торгово-промышленной палатой и местными банками; использование средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее создания; применение методов коммерческого маркетинга для привлечения новых экономических агентов в город, регион и, прежде всего стратегических инвесторов.

Относительно самостоятельным аспектом плана действий является сохранение имеющихся и привлечение в регион (город) новых видов бизнеса. Эта деятельность нацелена на расширение местных компаний, которые уже обосновались в регионе или городе. Сохранение бизнеса предполагает усилия, направленные на то, чтобы избежать ухода местных компаний из региона или города, или их банкротства. Если такое случается, то это приводит к потере части доходов бюджета, не говоря уже о негативном влиянии на уровень занятости и увеличение социальной напряженности. Конкретная деятельность местной администрации сосредоточивается вокруг решения проблем и создания возможностей для компаний, чтобы они могли расширяться, создавать новые рабочие места, получать доступ к капиталу, поставлять продукцию на местный рынок, формировать предпринимательские сети.

Усилия по сохранению и расширению бизнеса лежат в центре экономических интересов сообществ. Дело в том, что те регионы и города, которые соответствуют потребностям существующего в них бизнеса, имеют больше шансов привлечь другие виды бизнеса и инвестиций. Когда уже существующие предприятия крепнут и расширяются, другие предприниматели оценивают это как признак, благоприятный для предпринимательства.

Усилия, направленные на привлечение бизнеса, могут иметь много позитивных последствий, включая создание новых рабочих мест, новых источников бюджетных поступлений и освоение новых технологий. Развитие нового бизнеса может в дальнейшем стимулировать привлечение в данный регион или город соответствующих поставщиков или потребителей.

Как уже отмечалось, чтобы утвердиться в качестве места, привлекательного для бизнеса, сообщество должно располагать адекватной инфраструктурой, надежными городскими службами, качественными услугами, доступными помещениями, рабочей силой, капиталом и другими факторами. Привлечению нового бизнеса в город или регион помогает муниципальный или региональный маркетинг.

Планы стратегического развития региона или города являются основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо ориентироваться на следующие принципы:

Переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни.

Постановка целей и задач.

Выбор критериев и показателей развития человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уровня и качества.

Выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели. Выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели.

Проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, предполагаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности.

Разработка стратегических планов, программ развития, заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми участниками их реализации Куделя А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент / Под ред. В.А. Трайнева. - М.: "Издательство ПРИОР", 2007..

Применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой метод, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам).

Закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.

Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки: Информационный. Нормативно-правового регулирования. Организационно-распорядительный. Финансово-экономический. Ресурсный. Оценочный.

Для разработки и реализации программ привлекаются (на договорных началах) компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники, имеющие свои решения назревших проблем и способные воплотить их в жизнь.

Механизмы проведения преобразований, которые включают в себя способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизируются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупности составляют сбалансированный комплекс. Без его хорошо продуманной организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.