скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегия направлений развития города Калуги

Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Стратегическое планирование развития города и региона предполагает не только разработку программы действий, но и проведение мониторинга их социально-экономического состояния Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.. Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями развития, что дает возможность оценивать эффективность и результативность предпринятых мер. Оценивается, насколько совместима выработанная стратегия с ресурсами, с возможностями окружающей среды, помогает ли стратегия решить критические проблемы города и региона, получает ли она поддержку жителей.

Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но различными видами деятельности. Мониторинг выявляет показатели или результаты. Оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без мониторинга оценка проектов невозможна.

Реализация стратегического плана социально-экономического развития региона или города включает в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:

- поиск заинтересованных юридических и физических лиц, материальных и финансовых ресурсов;

- формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и "выращивание" ростков нового;

- подготовка и принятие (на соответствующих уровнях) нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;

- создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;

- контроль за выполнением планов и программ.

Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство по социально-экономическому развитию. Агентство, как правило, создается как некоммерческое партнерство основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон: местной администрации, местного совета, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности. Широкое представительство в агентстве всех заинтересованных сторон является залогом разработки взвешенной стратегии развития. Процесс разработки стратегического плана экспертами агентства и его широкое обсуждение помогают предпринимателям города лучше понять роль администрации в обеспечении условий развития бизнеса, а администрации - лучше узнать нужды предпринимателей. Агентство на постоянной основе формирует стратегический план развития с учетом интересов и мнений всех групп и представителей местного сообщества, а также участвует в мерах по его реализации.

Агентство может содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовывать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создавать бизнес-инкубаторы, выявлять резервы использования нежилых помещений, организовывать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с администрацией может заняться также разработкой общественного видения будущего региона, города. Для этого целесообразно проводить в администрации на регулярной основе встречи с предпринимателями с целью уточнения конкретных вопросов развития города Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006., региона, а также обучающие семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию города и региона состоит в том, что это развитие становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

В качестве примеров планов развития можно привести планы, разработанные в начале 2001 г. администрациями городов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль. Планы были подготовлены с участием Фонда "Институт экономики города". Каждый из этих планов индивидуален. Но их объединяет то, что для своей реализации они практически не требуют дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив, они направлены на создание условий для привлечения дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования имеющихся, в том числе:

- формирование системы планирования социально-экономического развития города; - повышение эффективности расходов местного бюджета;

- обеспечение устойчивости и рост эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

- улучшение транспортного обслуживания и снижение дотационной зависимости муниципальных предприятий транспорта;

- введение новой системы землепользования на принципах правового зонирования, стимулирования рынка земли и недвижимости;

- развитие системы жилищной ипотеки;

- конкурсное финансирование социальных программ, дальнейшее развитие адресной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам;

- создание механизмов финансового обеспечения экологической политики.

Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001.. Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных профессиональных сообществ.


2. Стратегический анализ и оценка конкурентных позиций модели "Город Калуга"


2.1 Анализ социальной сферы города Калуги


Калужская область расположена в центре Европейской части России к юго-западу от г. Москвы, входит в состав Центрального федерального округа и является одним из наиболее перспективно развивающихся регионов центральной европейской части России. Область ограничивают с севера Московская область, с востока - Тульская, с юга - Брянская и Орловская, с запада - Смоленская область. Выгодное экономико-географическое положение области обусловлено близостью столицы России и таких индустриальных центров как Тула и Брянск.

Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения как главной производительной силы общества. Для города демографическая проблема является одной из наиболее острых.

В 2004 году в нем проживало 505,98 тыс. человек, в том числе мужчин - 232,34 тыс. человек, женщин - 273,65 тыс. человек, или соответственно 45,9% и 54,1% от общей численности населения. Численность населения трудоспособного возраста в 2004 г. составляла 331,48 тыс. человек, или 66,0% от всего населения, численность детей в возрасте до 15 лет - 77,99 тыс. человек, численность лиц старше трудоспособного возраста - 100,52 тыс. человек (15,4% и 19,9% от всего населения соответственно).

В последние годы в Калуге, как и в большинстве российских городов, имеет место естественная убыль населения. Вместе с тем, данный показатель имеет тенденцию к снижению. Если в 2003 году он составлял 2,99 тыс. человек, то в 2007 году - 2,5 тыс. человек.

Миграционный прирост на протяжении последних лет последовательно снижался. В 2007 году он вырос и составил 2,2 тыс. человек. Общая численность постоянного населения города на 1.01.2008 года составила 502,8 тыс. человек, сократившись за прошедшее пятилетие на 2,88 тыс. человек (рис. 2).

Анализ частных показателей воспроизводства населения позволяет выявить ряд следующих негативных тенденций.

Растет младенческая и перинатальная смертность. В частности, в 2007 году в 2 раза увеличилась младенческая смертность от врождённых аномалий, составив 35,7% против 17,0% в 2006 году.

В целом коэффициент общей смертности населения в Калуге в 2007 году составил 14,3 человека на 1000 человек населения, в том числе среди взрослого населения -17,7 человек, среди детей до 18 лет - 0,8 человека на 1000 человек населения соответственно.

В то же время есть основания считать, что ситуация с показателями смертности в 2008 году стабилизируется.

Репродуктивное поведение населения характеризуется массовой распространенностью малодетности (1-2 ребенка в семье), ростом внебрачной рождаемости, увеличением количества семей с одним родителем из-за высокого процента разводов.

Отмечается рост социального сиротства. В 2007 году численность сирот составила 804 человека.

Увеличивается количество беспризорных детей. В 2006 году их было зарегистрировано 131 человек.

Низкой остается продолжительность жизни населения города Калуги. В 2007 году она составила 58,8 лет среди мужчин и 71,8 лет среди женщин.

Вместе с тем в демографической ситуации города наметились некоторые положительные моменты.

Несмотря на спад рождаемости в 2005 году, динамика рождаемости имеет тенденцию к росту. В 2007 году прирост рождаемости составил 0,3% по сравнению с предыдущим годом.

Имеет место снижение естественной убыли населения: число умерших в 2007 году составило 7,21 тыс. человек против 7,28 тыс. человек в 2006 году и 7, 40 тыс. человек в 2005 году.

Результатом низкой рождаемости и высокой смертности становится постепенное старение населения.

Анализ доходов населения города Калуги за 2003-2007 годы показывает, что среднедушевые денежные доходы выросли в 2 раза и в 2007 году составили 6000 рублей. На конец исследуемого периода они составили около 80% от уровня общероссийского показателя.

Реальные денежные доходы за пять последних лет увеличились на 38,9% (рис. 5).

По сравнению с 2003 годом отмечается рост среднего размера назначенных месячных пенсий на 1429 рублей или в 2,29 раза. В реальном выражении размер начисленной пенсии за последние пять лет увеличился на 49,5%.

В исследуемом периоде отмечается заметный рост средней заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен на товары и услуги. С 2003 по 2006 год в целом по промышленности города среднемесячная заработная плата возросла почти в 3 раза. В 2006 году она составила 8711,1 руб. Вместе с тем за последние годы усилилась дифференциация доходов населения, занятого в промышленности. Если в 2002 году разрыв между среднемесячной заработной платой по промышленности в целом и самой низкой среднемесячной заработной платой (в легкой промышленности) составлял 2,1 раза, то уже в 2006 году это соотношение увеличилось до 4.

Неконкурентоспособная оплата труда в ряде отраслей ведет к дефициту квалифицированных кадров. Среднемесячная заработная плата по отраслям промышленности представлена в приложении 1.

За период с 2003 по 2007 годы произошли следующие изменения по основным показателям уровня жизни населения города.

Таблица 1. Основные показатели уровня жизни населения Калуги

Показатели

Годы






2003

2004

2005

2006

2007

Среднедушевые денежные доходы в среднем за год, руб.

3000

3300

4200

5100

6000

Изменение величины реальных денежных доходов, в% к предыдущему году

108,2

107

110

106,7

107,0

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

3413,5

4398

5670,5

7080,5

8850,6

Изменение величины реальной начисленной заработной платы, в% к предыдущему году

120

ИЗ

114,4

112,4

112,5

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.

1106

1465,5

1751,4

2031

2535

Изменение величины реального размера начисленной пенсии, в% к предыдущему году

118

110

105

104

112,5

Величина прожиточного минимума, руб.

1250

1438

1676

1915

2275

Стоимость потребительской корзины, руб.

1125

1350

1620

1847

2226

 
Следует отметить позитивную динамику соотношения среднедушевого дохода к прожиточному минимуму от 240% в 2003 году до 264% в 2007 году. Стоимость потребительской корзины в структуре величины прожиточного минимума выросла с 90% в 2003 году до 97,8% в 2007 году. Для оценки трудового потенциала города необходимо провести анализ ситуации на рынке труда. Основными показателями, используемыми для характеристики рынка труда в условиях рыночной экономики, выступают численность занятых с распределением ее по отраслям и сферам экономики и численность безработных. Численность работников, занятых на предприятиях и организациях города, уменьшилась за период с 2003 по 2006 годы на 18,5 тыс. человек (со 191,9 тыс. до 173,4 тыс. человек).
 
Таблица 2. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по предприятиям и организациям Калуги (чел.)

Показатели

Годы






2003

2004

2005

2006

2007*

Среднесписочная численность работников всего, в том числе:

191906

185964

176272

173429

-

промышленность

90266

85678

76265

71834

-

сельское хозяйство

2061

2080

2193

2200

-

транспорт

7903

7306

7883

8039

-

связь

2856

3019

3080

3082

-

строительство

15610

14646

12862

13940

-

торговля и общественное питание

5465

5129

5523

5613

-

- ЖКХ

12608

11321

10939

9750

-

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

1183

1252

1204

1005

-

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

16640

16961

17004

17119

-

народное образование

15936

16195

16563

16761

-

культура и искусство

3099

3305

3236

3300

-

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

3144

3248

3416

3625

-

управление

9510

9668

10053

10409

-

прочие

5625

6156

6051

6752

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.