Налоговые поступления от
субъектов малого бизнеса во все уровни бюджетов в 2007 году увеличились на 20%
и составили 2104,3 млн. рублей, в том числе в городской бюджет - 485,0 млн.
рублей.
В качестве основных
проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в Калуге, можно
назвать:
- недостаточность
собственных средств для инвестиций в бизнес,
- проблемы кредитования,
вызванные отсутствием залога или кредитной истории,
- недостаточность
информации, а порой и ее отсутствует о мероприятиях по проведению тендеров на
муниципальные закупки, информации о свободных для аренды помещениях и пр.,
- нехватка
квалифицированных кадров для предприятий малого бизнеса.
Анализ практики
функционирования бюджета Калуги за последние пять лет подтверждает тенденцию к
перегруппировке доходов в пользу бюджетов вышестоящих уровней, в связи с чем
возникает ситуация, при которой происходит расширение социальных обязательств
города без адекватного перераспределения финансовых ресурсов.
Распределение налоговых
доходов, собираемых на территории города Калуги, по уровням бюджетной системы в
2007 году характеризовался следующим соотношением: федеральный бюджет -24,5%;
региональный бюджет - 60,0%; бюджет города Калуги - 15,5%.
Таблица 15. Динамика исполнения бюджета города Калуги (млн. руб.)
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Доходы - всего
1952,4
3297,3
3788,7
5343,6
5122,8
Темп роста к предыдущему году,%
-
168,9
114,9
141,0
95,9
В том числе собственные доходы
1860,4
3225,3
3683,2
4848,1
3358,3
Темп роста к предыдущему году,%
-
173,3
114,2
131,6
69,3
Безвозмездные поступления
92,0
72,0
105,5
505,5
1764,5
Темп роста к предыдущему году,%
-
78,2
146,5
479,0
349,0
Объем поступлений собственных доходов за период с 2004 года по
2007 год уменьшился соответственно с 97,8% до 65,6%.
Анализ
структуры доходов бюджета Калуги показал, что значительную часть в объеме
собственных доходов бюджета города составляют налоговые доходы. Их доля в 2007
году составила 2904,6 млн. рублей (86,5%), что на 1097,9 млн. рублей превышает
уровень 2003 года. Это объясняется значительными поступлениями в бюджет города
за период с 2003 года по 2006 год налога на прибыль. Они увеличились с 814 млн.
рублей до 3146 млн. рублей соответственно. Также резко возросли поступления по
налогу на доходы физических лиц - с 417 млн. рублей в 2003 году до 1482 млн.
рублей в 2007 году.
Доля
неналоговых доходов также увеличилась с 53,6 млн. рублей в 2003 году до 453,7
млн. рублей в 2007 году. Значительную часть в объеме неналоговых поступлений
составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной
собственности, и арендной платы за землю.
Таблица
16. Налоговые и неналоговые доходы Калуги (млн. рублей)
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Собственные доходы, всего
1860,3
3225,3
3683,2
4848,1
3358,3
Темп роста к предыдущему году,%
-
173,3
114,2
131,6
69,3
в том числе:
налоговые доходы
1806,7
2533,7
3536,7
4666,6
2904,6
темп роста к предыдущему году,%
-
140,2
139,6
131,9
62,2
неналоговые доходы
53,6
691,6
146,5
181,5
453,7
темп роста к предыдущему году,%
-
в 12,9 раз
21,2
123,9
250
Проблемой формирования доходной части городского бюджета является
исполнительность налогоплательщиков, своевременность уплаты ими налогов.
Бюджет
города Калуги по расходам за 2007 год исполнен в сумме 5188,2 млн. рублей
(94,7% от запланированного уровня) (рис. 14). Это на 2878,6 млн. руб. или в 2,2
раза больше расходов бюджета 2003 года и выше уровня предыдущего года на 15,7
млн. рублей.
В
течение 2003-2004 годов для покрытия временного кассового разрыва между доходами
и расходами бюджета города Калуги привлекались дополнительные ресурсные
источники в виде ссуд из бюджетов вышестоящих уровней и кредитов коммерческих
банков в общей сумме 442,3 млн. рублей. Проведённые мероприятия по привлечению
собственных доходных источников и заёмных средств позволили своевременно и в
полном объёме профинансировать за эти годы все первоочередные расходы бюджета:
выплату заработной платы с начислением работникам организаций бюджетной сферы,
автотранспортных и жилищно-коммунальных предприятий, приобретение ГСМ, оплату
продуктов питания, медикаментов, коммунальных услуг. В 2004 году бюджет
города Калуги исполнен с профицитом в сумме 592,3 млн. рублей при
планировавшемся дефиците 156,4 млн. рублей. Успешное выполнение доходной части бюджета в 2005 году
позволило сократить к концу 2005 года его дефицит с 286,4 млн. рублей,
утверждённых городским Советом депутатов, до 43,5 млн. рублей. Размер дефицита
составил 1,2% от объёма бюджета по доходам и его погашение обеспечено за счёт
поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности -
13,9 млн. рублей, и остатков средств на текущем счёте городского бюджета - 29,6
млн. рублей.
Таблица
17. Динамика дефицитов (-) и профицитов (+) бюджетов города Калуги (млн.
рублей)
Годы
План
Исполнено
2003
-393,9
-357,2
2004
-156,4
+592,3
2005
-543,8
-43,5
2006
-448,3
+171,1
2007
-426,4
-65,4
В 2006 году за счёт средств перевыполнения плана по доходам
бюджет города Калуги исполнен с профицитом в размере 171,1 млн. рублей при планировавшемся
дефиците 448,3 млн. рублей.
Бюджет
города на 2007 год по доходам и расходам был сформирован в условиях действия
Федерального Закона от 16.09.2005 г. №131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ" и других федеральных законов,
предусматривающих распределение между уровнями бюджетов доходных источников и
расходных полномочий.
2.3 Анализ конкурентных преимуществ и
недостатков Калуги
Стратегический анализ - это анализ
конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с другими
городами. Полученные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT -
анализа.
Таблица 18. Сильные и слабые стороны
внутренней среды
Фактор
Сильные стороны
Слабые стороны
Географическое положение
- транспортный узел
-
близость к источникам сырья основного градообразующего предприятия
-
близость к основным потребителям продукции перерабатывающих
- неразвитость авиаперевозок
Население
- высокий уровень занятости населения
- наличие
профессионального состава специалистов, занятых на металлургических
предприятиях
- депопуляция, недостаточность человеческих ресурсов
для реализации планов и проектов социально-экономического развития
-
недостаток квалифицированных кадров (наука и технология)
Пространственная организация и земельные ресурсы
- наличие резервов земли
Экология
- наличие природно-рекреационного комплекса с
источником минеральных вод
- наличие
большого числа парковых зон
- загрязнённая окружающая среда
Социальная сфера и качество жизни
- относительно высокий уровень среднедушевых доходов
- наличие
лечебно-оздоровительных учреждений, имеющих межрегиональный спрос
- наличие
развитой сети межрегиональной сферы
- недостаточная обеспеченность учреждениями
дошкольного и дополнительного образования и объектами сферы физкультуры и
спорта
-
недостаточный уровень безопасности
Инфраструктура
- наличие собственной базы стройиндустрии
-
развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ
- наличие
достаточного объема энергоносителей для обеспечения горожан
- хорошее
состояние улиц, дорог и площадей, включая подъездные дороги к городу
-
развитая система связи и телекоммуникаций
- значительный износ жилищного фонда и городских
инженерных коммуникаций
-
неравномерное размещение центров питания по территории города
Основные отрасли экономики города
- межрегиональный экономический центр
-
развитый отраслевой (металлургия) характер экономики с широким ассортиментом
конкурентоспособной продукции
-
формирование крупнейшего в Европе центра производства "белой"
бытовой техники
- моноотраслевой характер экономики
-
зависимость доходной части бюджета города от колебания мировых цен на
металлы
-
невысокий уровень развития системы поддержки малого и среднего бизнеса
Таблица 19. Возможности и
угрозы
Фактор
Возможности
Угрозы
Использование географического положения,
коммуникации и туризм
- развитие транспортных коммуникаций
-
создание трансмодальных центров и развитие логистики
-
развитие туризма
- конкуренция со стороны других областных центров
Центрального ФО
Использование пространственной организации и
земельных ресурсов, экологического и природно-рекреационного потенциала
- перевод высвобождающихся территориальных ресурсов
в промзоне в муниципальную собственность с дальнейшей передачей под
инвестиционные проекты
-
реконструкция центральной части города (жилье)
- ухудшение состояния окружающей среды
Использование и развитие человеческого потенциала,
привлечение квалифицированных кадров
- создание высокооплачиваемых и конкурентоспособных
по отношению к соседним регионам рабочих мест
- проблемы с занятостью, связанные с моноотраслевым
характером экономики города
-
несбалансированное обучение по профессиям
-
старение общества и, как результат, увеличение финансовой нагрузки на
работающего
Функционирование и развитие социальной сферы
- развитие рынка платных социальных услуг
-
включение Калуги в федеральные и региональные социальные программы развития
-
осуществление национальных проектов в области здравоохранения, образования,
жилья
- изменение порядка финансирования льготных категорий
населения
Функционирование и развитие инфраструктур экономики
города
- развитие частно-государственного партнерства на
основе концессионной деятельности
- дестимулирующий характер федеральной тарифной
политики естественных монополий
Потенциал развития основных
- преодоление моноотраслевого характера эконо-
- рост цен на сырье для основных градообразующих
Фактор
Возможности
Угрозы
отраслей экономики города
мики города за счет развития перерабатывающих
отраслей промышленности
-
развитие малого и среднего бизнеса
предприятий
-
конкуренция со стороны других отечественных и иностранных экономических
центров
-
несоответствие международным стандартам (ISO и др.) при вступлении России в
ВТО
Финансово-инвестиционный потенциал и наличие
интереса внешних интегрированных бизнес-групп к объектам города
- повышение инвестиционной привлекательности
промышленных предприятий перерабатывающих отраслей
-
привлечение инвестиций через механизмы фондового рынка
- резкое снижение инвестиционной привлекательности
крупнейших предприятий города без использования современных механизмов
привлечения инвестиций
Развитие экспортноориентиро-ванных и
импортозамещающих производств
- повышение конкурентоспособности промышленных
предприятий перерабатывающих отраслей
- обострение конкуренции после вступления России в
ВТО
Межрегиональные и международные связи и проекты
- расширение международного сотрудничества в области
производства бытовой техники
- обострение конкуренции после вступления России в
ВТО
Политика Администрации Калугаой области и
федеральных органов власти
- государственная поддержка социально-экономического
развития
-
проведение социально-ориентированной промышленной политики
- нестабильность налоговой политики, в т.ч. в
распределении источников налогов между федеральным, региональным и
муниципальным уровнями
Важнейшими внутренними
движущими силами развития являются: экономическая база города, ее рост и
диверсификация; высокая концентрация научно-технологического, образовательного
и культурного потенциала; нарастающая динамика изменений в городской среде.
Извне на город влияют как региональная политика государства на областном и
федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире. Влияние
этих изменений, связанных с преобразованиями на мировых рынках капитала, ростом
власти транснациональных компаний, технологическими революциями, новым
разделением труда между странами и регионами, формированием единого
общемирового финансово-информационного пространства на базе новых компьютерных
технологий, идет непосредственно и опосредовано через российскую экономическую
и социальную политику в регионах.