скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегия направлений развития города Калуги


Налоговые поступления от субъектов малого бизнеса во все уровни бюджетов в 2007 году увеличились на 20% и составили 2104,3 млн. рублей, в том числе в городской бюджет - 485,0 млн. рублей.

В качестве основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в Калуге, можно назвать:

- недостаточность собственных средств для инвестиций в бизнес,

- проблемы кредитования, вызванные отсутствием залога или кредитной истории,

- громоздкая административно-разрешительная система,

- отсутствие гарантий стабильного ведения бизнеса (постоянно изменяющиеся "правила игры"),

- недостаточная организованность субъектов малого предпринимательства,

- недостаточность информации, а порой и ее отсутствует о мероприятиях по проведению тендеров на муниципальные закупки, информации о свободных для аренды помещениях и пр.,

- нехватка квалифицированных кадров для предприятий малого бизнеса.

Анализ практики функционирования бюджета Калуги за последние пять лет подтверждает тенденцию к перегруппировке доходов в пользу бюджетов вышестоящих уровней, в связи с чем возникает ситуация, при которой происходит расширение социальных обязательств города без адекватного перераспределения финансовых ресурсов.

Распределение налоговых доходов, собираемых на территории города Калуги, по уровням бюджетной системы в 2007 году характеризовался следующим соотношением: федеральный бюджет -24,5%; региональный бюджет - 60,0%; бюджет города Калуги - 15,5%.


Таблица 15. Динамика исполнения бюджета города Калуги (млн. руб.)

Показатели

Годы






2003

2004

2005

2006

2007

Доходы - всего

1952,4

3297,3

3788,7

5343,6

5122,8

Темп роста к предыдущему году,%

-

168,9

114,9

141,0

95,9

В том числе собственные доходы

1860,4

3225,3

3683,2

4848,1

3358,3

Темп роста к предыдущему году,%

-

173,3

114,2

131,6

69,3

Безвозмездные поступления

92,0

72,0

105,5

505,5

1764,5

Темп роста к предыдущему году,%

-

78,2

146,5

479,0

349,0

 
Объем поступлений собственных доходов за период с 2004 года по 2007 год уменьшился соответственно с 97,8% до 65,6%.
Анализ структуры доходов бюджета Калуги показал, что значительную часть в объеме собственных доходов бюджета города составляют налоговые доходы. Их доля в 2007 году составила 2904,6 млн. рублей (86,5%), что на 1097,9 млн. рублей превышает уровень 2003 года. Это объясняется значительными поступлениями в бюджет города за период с 2003 года по 2006 год налога на прибыль. Они увеличились с 814 млн. рублей до 3146 млн. рублей соответственно. Также резко возросли поступления по налогу на доходы физических лиц - с 417 млн. рублей в 2003 году до 1482 млн. рублей в 2007 году.
Доля неналоговых доходов также увеличилась с 53,6 млн. рублей в 2003 году до 453,7 млн. рублей в 2007 году. Значительную часть в объеме неналоговых поступлений составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и арендной платы за землю.

Таблица 16. Налоговые и неналоговые доходы Калуги (млн. рублей)

Показатели

Годы






2003

2004

2005

2006

2007

Собственные доходы, всего

1860,3

3225,3

3683,2

4848,1

3358,3

Темп роста к предыдущему году,%

-

173,3

114,2

131,6

69,3

в том числе:






налоговые доходы

1806,7

2533,7

3536,7

4666,6

2904,6

темп роста к предыдущему году,%

-

140,2

139,6

131,9

62,2

неналоговые доходы

53,6

691,6

146,5

181,5

453,7

темп роста к предыдущему году,%

-

в 12,9 раз

21,2

123,9

250

 
Проблемой формирования доходной части городского бюджета является исполнительность налогоплательщиков, своевременность уплаты ими налогов.
Бюджет города Калуги по расходам за 2007 год исполнен в сумме 5188,2 млн. рублей (94,7% от запланированного уровня) (рис. 14). Это на 2878,6 млн. руб. или в 2,2 раза больше расходов бюджета 2003 года и выше уровня предыдущего года на 15,7 млн. рублей.
В течение 2003-2004 годов для покрытия временного кассового разрыва между доходами и расходами бюджета города Калуги привлекались дополнительные ресурсные источники в виде ссуд из бюджетов вышестоящих уровней и кредитов коммерческих банков в общей сумме 442,3 млн. рублей. Проведённые мероприятия по привлечению собственных доходных источников и заёмных средств позволили своевременно и в полном объёме профинансировать за эти годы все первоочередные расходы бюджета: выплату заработной платы с начислением работникам организаций бюджетной сферы, автотранспортных и жилищно-коммунальных предприятий, приобретение ГСМ, оплату продуктов питания, медикаментов, коммунальных услуг. В 2004 году бюджет города Калуги исполнен с профицитом в сумме 592,3 млн. рублей при планировавшемся дефиците 156,4 млн. рублей. Успешное выполнение доходной части бюджета в 2005 году позволило сократить к концу 2005 года его дефицит с 286,4 млн. рублей, утверждённых городским Советом депутатов, до 43,5 млн. рублей. Размер дефицита составил 1,2% от объёма бюджета по доходам и его погашение обеспечено за счёт поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности - 13,9 млн. рублей, и остатков средств на текущем счёте городского бюджета - 29,6 млн. рублей.
 
Таблица 17. Динамика дефицитов (-) и профицитов (+) бюджетов города Калуги (млн. рублей)

Годы

План

Исполнено

2003

-393,9

-357,2

2004

-156,4

+592,3

2005

-543,8

-43,5

2006

-448,3

+171,1

2007

-426,4

-65,4

 
В 2006 году за счёт средств перевыполнения плана по доходам бюджет города Калуги исполнен с профицитом в размере 171,1 млн. рублей при планировавшемся дефиците 448,3 млн. рублей.
Бюджет города на 2007 год по доходам и расходам был сформирован в условиях действия Федерального Закона от 16.09.2005 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и других федеральных законов, предусматривающих распределение между уровнями бюджетов доходных источников и расходных полномочий.

2.3 Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Калуги

 

Стратегический анализ - это анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с другими городами. Полученные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT - анализа.

 

Таблица 18. Сильные и слабые стороны внутренней среды

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

Географическое положение

- транспортный узел

- близость к источникам сырья основного градообразующего предприятия

- близость к основным потребителям продукции перерабатывающих

- неразвитость авиаперевозок

Население

- высокий уровень занятости населения

- наличие профессионального состава специалистов, занятых на металлургических предприятиях

- депопуляция, недостаточность человеческих ресурсов для реализации планов и проектов социально-экономического развития

- недостаток квалифицированных кадров (наука и технология)

Пространственная организация и земельные ресурсы

- наличие резервов земли


Экология

- наличие природно-рекреационного комплекса с источником минеральных вод

- наличие большого числа парковых зон

- загрязнённая окружающая среда

Социальная сфера и качество жизни

- относительно высокий уровень среднедушевых доходов

- наличие лечебно-оздоровительных учреждений, имеющих межрегиональный спрос

- наличие развитой сети межрегиональной сферы

- недостаточная обеспеченность учреждениями дошкольного и дополнительного образования и объектами сферы физкультуры и спорта

- недостаточный уровень безопасности

Инфраструктура

- наличие собственной базы стройиндустрии

- развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ

- наличие достаточного объема энергоносителей для обеспечения горожан

- хорошее состояние улиц, дорог и площадей, включая подъездные дороги к городу

- развитая система связи и телекоммуникаций

- значительный износ жилищного фонда и городских инженерных коммуникаций

- неравномерное размещение центров питания по территории города

Основные отрасли экономики города

- межрегиональный экономический центр

- развитый отраслевой (металлургия) характер экономики с широким ассортиментом конкурентоспособной продукции

- формирование крупнейшего в Европе центра производства "белой" бытовой техники

- моноотраслевой характер экономики

- зависимость доходной части бюджета города от колебания мировых цен на

металлы

- невысокий уровень развития системы поддержки малого и среднего бизнеса


Таблица 19. Возможности и угрозы

Фактор

Возможности

Угрозы

Использование географического положения, коммуникации и туризм

- развитие транспортных коммуникаций

- создание трансмодальных центров и развитие логистики

- развитие туризма

- конкуренция со стороны других областных центров Центрального ФО

Использование пространственной организации и земельных ресурсов, экологического и природно-рекреационного потенциала

- перевод высвобождающихся территориальных ресурсов в промзоне в муниципальную собственность с дальнейшей передачей под инвестиционные проекты

- реконструкция центральной части города (жилье)

- ухудшение состояния окружающей среды

Использование и развитие человеческого потенциала, привлечение квалифицированных кадров

- создание высокооплачиваемых и конкурентоспособных по отношению к соседним регионам рабочих мест

- проблемы с занятостью, связанные с моноотраслевым характером экономики города

- несбалансированное обучение по профессиям

- старение общества и, как результат, увеличение финансовой нагрузки на работающего

Функционирование и развитие социальной сферы

- развитие рынка платных социальных услуг

- включение Калуги в федеральные и региональные социальные программы развития

- осуществление национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья

- изменение порядка финансирования льготных категорий населения

Функционирование и развитие инфраструктур экономики города

- развитие частно-государственного партнерства на основе концессионной деятельности

- дестимулирующий характер федеральной тарифной политики естественных монополий

Потенциал развития основных

- преодоление моноотраслевого характера эконо-

- рост цен на сырье для основных градообразующих

Фактор

Возможности

Угрозы

отраслей экономики города

мики города за счет развития перерабатывающих отраслей промышленности

- развитие малого и среднего бизнеса

предприятий

- конкуренция со стороны других отечественных и иностранных экономических центров

- несоответствие международным стандартам (ISO и др.) при вступлении России в ВТО

Финансово-инвестиционный потенциал и наличие интереса внешних интегрированных бизнес-групп к объектам города

- повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей

- привлечение инвестиций через механизмы фондового рынка

- резкое снижение инвестиционной привлекательности крупнейших предприятий города без использования современных механизмов привлечения инвестиций

Развитие экспортноориентиро-ванных и импортозамещающих производств

- повышение конкурентоспособности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей

- обострение конкуренции после вступления России в ВТО

Межрегиональные и международные связи и проекты

- расширение международного сотрудничества в области производства бытовой техники

- обострение конкуренции после вступления России в ВТО

Политика Администрации Калугаой области и федеральных органов власти

- государственная поддержка социально-экономического развития

- проведение социально-ориентированной промышленной политики

- нестабильность налоговой политики, в т.ч. в распределении источников налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями


Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, ее рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технологического, образовательного и культурного потенциала; нарастающая динамика изменений в городской среде. Извне на город влияют как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире. Влияние этих изменений, связанных с преобразованиями на мировых рынках капитала, ростом власти транснациональных компаний, технологическими революциями, новым разделением труда между странами и регионами, формированием единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых компьютерных технологий, идет непосредственно и опосредовано через российскую экономическую и социальную политику в регионах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.