скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегия развития предприятия ОАО "АОКБА"


На основании таблицы 4 можно сделать вывод, что увеличились все относительные показатели финансовой устойчивости. При этом большая часть показателей имеет положительную динамику роста, что говорит об очень хорошем положении в части финансовой устойчивости предприятия, что подтверждает вывод по результатам анализа абсолютных показателей финансовой устойчивости. Это говорит об улучшении финансового состояния предприятия. Единственным отрицательным моментом является снижение коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами.

5. Планирование производства и сбыт продукции на предприятии


На ОАО «АОКБА» документом, обосновывающим расход материалов на каждую деталь, является ведомость расхода основных материалов, составляемая заново только на новую продукцию. При запуске заказа в производство на основании таких документов формируется общая ведомость материальных расходов на целое изделие.

Ведомости используются для внутризаводского планирования, обеспечения цехов, участков и рабочих мест материалами, контроля за их использованием, составления баланса отходов, расчета себестоимости продукции отдельных цехов. На основе норм расхода материалов на изделия определяется потребность в них для предприятия в целом на месяц, квартал, год, рассчитываются нормы запасов.

Вспомогательные материалы (сварочные, ГСМ на испытание оборудования, краска на маркировку продукции и т.п.) нормируются исходя из производственной программы предприятия в расчете на единицу измерения выпускаемой продукции.

Общая плановая себестоимость запаса рассчитывается на основании указанных нормативов, умноженных на утвержденные закупочные цены на сырье и материалы (они пересматриваются раз в квартал планово-экономическим отделом предприятия). Кроме того, в ней учитываются плановые расходы по заработной плате.

Полученная информация вносится в единую базу по затратам. В дальнейшем в ходе производственного процесса там фиксируются фактические данные, и раз в месяц проводится анализ отклонений, выявление причин и виновников их образования. В оперативном управлении факт сравнивается с достижимым планом. В стратегических целях сравнение производится также и с целевыми нормативами. По результатам анализа принимаются управленческие решения.

Например, отклонение по расходу материалов может быть вызвано изменением их цены или объема потребления. Причиной колебания цены в свою очередь может быть смена источников снабжения, общий рост цен, изменение размеров скидок поставщиков, экстренные закупки. Отклонение по объему потребления материалов может быть связано с неэффективным использованием, ухудшением качества, изменением дизайна продукции, поломки или изношенностью оборудования. Основные причины расхождения с планом по трудовым затратам - изменение соотношения рабочих различий квалификации, сверхурочные выплаты, смена технологии или дизайна продукции, поломка или изношенность оборудования, снижение или повышение квалификации персонала.

Одна и та же причина может по-разному воздействовать на изменение разных статей затрат. Так, благоприятное отклонение по цене на материалы, вызванное их более низким качеством, может привести к их перерасходу в производстве (увеличению брака), а приобретение нового оборудования - к экономии на материальных издержках, но увеличению накладных расходов.

В ОАО «АОКБА» сбыт готовой продукции осуществляется поэтапно: преддоговорная работа; подготовка и заключение договора поставки; исполнение договора:

1) Преддоговорная работа.

Поступившие заказы регистрируются в книге учета заказов (в файлах заказов). При этом заказы, поступившие от субъектов рынка, устанавливающих хозяйственные связи с организацией впервые, группируются отдельно. Все заказы вместе со спецификациями (приложениями) в порядке их группировки нумеруются (с занесением номеров заказов в файл их регистрации) и подшиваются для хранения в журналах учета поступивших заказов.

2) Подготовка и заключение договора поставки.

Проект договора поставки готовится юристом ОАО «АОКБА» на основе образцов примерных договоров поставки, составленных в предусмотренной законодательством форме для различных отраслей промышленности, и с учетом условий конкретного заказа и приложений (спецификаций).

Начальник коммерческого отдела методом нормативной проверки документов осуществляет контроль на предмет наличия у представителя организации-покупателя, прибывшего для заключения договора, необходимых полномочий (на заключение договора). Такие полномочия подтверждаются паспортом и соответствующей надлежащим образом оформленной доверенностью (желательно, завизированной у нотариуса). Доверенность должна быть подписана руководителем и скреплена круглой печатью организации-покупателя. В доверенности обязательно должны быть указаны следующие данные: дата выдачи; срок действия; ФИО, должность и заверенный образец подписи лица, которому выдана доверенность; объем полномочий по доверенности. Если представителем организации-заказчика является ее директор, то его полномочия по заключению договора и их объем должны быть подтверждены выпиской из приказа или протокола собрания учредителей о его назначении с указанием соответствующих полномочий.

3) Исполнение договора поставки.

Выписка ТТН (товаро-транспортной накладной) и санкционирование отгрузки во избежание злоупотреблений производится разными должностными лицами. Выписанные экземпляры ТТН регистрируются в специальном журнале (регистре) или файле. Все экземпляры выписанной ТТН передаются на склад готовой продукции, откуда далее передаются в бухгалтерию предприятия.

6. Материально-техническое и кадровое обеспечение производства


Коммерческий отдел ОАО «АОКБА» обеспечивает и комплектует производственно-хозяйственную деятельность предприятия материально-техническими ресурсами (МТР), закупаемыми по прямым договорам от предприятий-изготовителей, через дилерские фирмы и посреднические организации.

Подразделения ОАО «АОКБА» ежеквартально в установленные сроки (до 5 числа месяца, предшествующего планируемому), предоставляют в коммерческий отдел сводные заявки на потребность в сырье, материалах, инструментах, оборудовании с приложением к ним подробных технически обоснованных расчетов и необходимой нормативно-технической документации. На основании заявленных потребностей и с учетом имеющихся остатков формируется месячная расчетная потребность предприятия в денежных средствах для приобретения МТР (материально-технических ресурсов). Отпуск материально-технических ресурсов в цеха и подразделения производится с учетом согласованных ежемесячных потребностей на основании заявок установленной формы, подписываемых начальником коммерческого отдела.

В таблице 5 и на рисунке 2 представлена структура персонала ОАО «АОКБА» по категориям.


Таблица 5 Структура персонала ОАО «АОКБА» по категориям

Персонал

2007 г.

2008 г.

Изменение, +,-

Рост, %

1

2

3

4

5

Всего, чел.

297

276

-21

92,9

В т.ч. Руководители

39

38

-1

97,4

Специалисты

46

45

-1

97,8

Служащие

11

12

+2

109,1

Рабочие

201

181

-20

90,0


Рисунок 2 Динамика изменения структуры персонала по категориям


Особенности структуры персонала и его расстановки на ОАО «АОКБА» обуславливаются своеобразием технологии продаж. В составе персонала здесь наибольший удельный вес занимает категория рабочего персонала. Численность работников предприятия за последние 2 года снизилась на 8,1%. Такая тенденция связана с проведением политики, направленной на оптимизацию численности персонала. Состав персонала по стажу работы на данном предприятии приведен ниже в таблице 6.


Таблица 6 Состав персонала по стажу работы по состоянию на 01.01.2009 г.

Персонал

От 1 года до 3-х лет

От 3-х до 5-ти лет

От 5-ти до 10-ти лет

Свыше 10-ти лет

1

2

3

4

5

Всего, чел.

7

175

44

50

В т.ч. Руководители

1

13

13

11

Специалисты

1

12

21

11

Служащие

1

11

-

-

Рабочие

4

139

10

28


Структура персонала по стажу работы на данном предприятии представлена ниже в таблице 7.


Таблица 7 Структура персонала по стажу работы на 01.01.2009 г., %

Персонал

Всего,

%

В том числе

От 1года до 3-х лет

От 3-х до 5-ти лет

От 5-ти до 10-ти лет

Свыше 10-ти лет

1

2

3

4

5

6

Всего

100

2,5

63,4

15,9

18,2


Среди персонала наибольший удельный вес занимают работники со стажем от 3-х до 5-ти лет – 63,4 %, что говорит о непостоянстве кадрового состава предприятия ОАО «АОКБА». Доля вновь принятого персонала со стажем до 3 лет составляет 2,5 %; среди этой категории работников наиболее велика текучесть кадров. На рисунке 3 представлено распределение персонала в зависимости от стажа работы на предприятии.

Рисунок 4 Распределение персонала в зависимости от стажа работы


Состав персонала по возрасту приведен ниже в таблице 8.


Таблица 8 Состав персонала по возрасту по состоянию на 01.01.2009 г.

Персонал

до 30 лет

От 30 до 40 лет

От 40 до 50-ти лет

Свыше 50-ти лет

1

2

3

4

5

Всего, чел.

55

145

47

29

В т.ч. Руководители

4

16

12

6

Специалисты

6

19

12

8

Служащие

1

11

-

-

Рабочие

44

99

23

15


Структура персонала по возрасту представлена ниже в таблице 9.


Таблица 9 Структура персонала по возрасту по состоянию на 01.01.2009 г., %

Персонал

Всего,

%

В том числе

до 30 лет

От 30 до 40 лет

От 40 до 50-ти лет

Свыше 50-ти лет

1

2

3

4

5

6

Всего

100

19,9

52,5

17,0

10,6


По состоянию на 01.01.2009 г. средний возраст персонала составил 40 лет (55*30+145*35+47*45+29*50) / 276 =39,6лет.

Градация на такие категории не случайна, потому что именно при такой разбивке на возрастные группы удобнее рассматривать и решать проблемы мотивации и кадрового планирования.

Увеличение числа принятых молодых работников в возрасте до 30 лет среди принятых на предприятие в 2008 году (51,0 %), в целом не изменило сложившуюся ситуацию, так как среди уволенных также высок удельный вес молодежи.

Несмотря на невысокий показатель текучести в целом по предприятию (2,7 %), текучесть среди молодежи выше, чем среди других категорий персонала (3,4 %). Указанные факты свидетельствуют о низкой закрепляемости молодежи на предприятии, особенно в рабочей среде.

Администрация предприятия пришла к единому мнению о необходимости омоложения коллектива. Молодой состав несет в себе большой трудовой потенциал, поэтому политика предприятия должна сводиться к тому, чтобы учить и развивать свои кадры, а не искать высококлассных специалистов на стороне.

По данным годового отчета за 2008 год удельный вес уволенных в общей численности персонала составляет 19,7 %. Основными причинами увольнения являются: увольнение по переводу – 8,48 %, по закону – 8,4 % (сюда относят увольнение на пенсию по старости, льготная пенсия, по сокращению штата, собственное желание).

Следует отметить, что при увольнении по собственному желанию, а это 2,25 %, работники в большей степени отмечают неудовлетворенность заработной платой, что составляет 1,7 % от их общего числа. Количество принятых в 2008 году составляет 7,64 % - это в два раза меньше, чем уволенных, что неуклонно ведет к сокращению персонала.

Наибольший удельный вес составляют принятые вольным наймом (4,49 %), по контракту (1,82 %), принятые из вузов и других учебных заведений (0,9 %). Исходя из всего вышеизложенного, становится актуальной проблема мотивации персонала на данном предприятии.

7. Основные фонды


По состоянию на 01.01.09 г. основные средства по остаточной стоимости составляют 17532 тыс.руб.- это здания, транспортные средства, оргтехника, производственное оборудование. Инвентаризация основных средств проводилась по состоянию на 01.11.08 г. Последняя переоценка основных средств проводилась в 2007 году. Учет основных средств производится на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств» по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.

Основные средства в ОАО «АОКБА» принимаются к учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Начисленная сумма амортизации основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача.

На основании данных организации проведем анализ эффективности использования основных средств за 2008 год.


Таблица 10 Анализ использования основных фондов, тыс.руб.

Показатели

На начало 2008 г.

На конец 2008г.

Отклонение, тыс.руб.

Отклонение, %

1

2

3

4

5

1. Выручка от реализации продукции

33093

32778

-315

99,1

2. Балансовая стоимость основных фондов

17731

17532

-199

98,89

3. Фондоотдача, руб./ руб.

0,536

0,535

-0,001

99,81


Как видим из табл. 10, опережение темпов роста выручки над темпами роста балансовой стоимости основных фондов повлияло на фондоотдачу отрицательно (-0,19 %).

8. Система стимулирования труда

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.