Мен-т как вид деят-ти Термин м-т – аналог термина управление, но управление гораздо шире, т.к.
примен-ся к разным сферам деят-ти человека. Термин м-т применяется только к
управлению соц-эк отношениями на ур. фирмы, действующих в условиях рынка, в
последнее время в США этот термин стали применять в отношении не
предпринимательских организаций. М-т амер происхождения не переводится на
др язык дословно. Так в англо-языч странах он примен-ся довольно свободно
для обозначения управления различными видами хозяйственной деят-ти. М-Т –
сов-ть принципов, м-дов управления фирмой, направленных на достижение
поставленных целей на основе исполь-я внут потенциала фирмы. М-Т – управление предприним деят-тью. М-т тесно связан с оптимизацией
использования фирмой персонала, оборудования, методов деятельности, ден рес-
сов. В связи с че выделяют м-т персонала, оперативный, финансовый м-т и т.
д. в условиях рын эк-ки м-т означает: 1) ориентацию фирмы на спрос и
потребности рнка; на запросы конкретных потребителей и организацию
производства тех видов продукции, кот пользуются спросом и могут принести
предприятию намеченную прибыль; 2) постоянное стремление к увеличению произ-
ва, получению оптимальных результатов с наименьшими затратами; 3)
хозяйственная самостоят-ть, обеспечивающая свободу принятия решений тем,
кто несёт отв-ть за конечные рез-ты деят-ти фирмы; 4) постоянную
корректировку целей и программ в завис-ти от состояния рынка; 5)
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной
техникой для многовариантных расчётов при принятии оптимальных решений.
Агропром-е производство, как объект управления. – Это крупная, динамическая и сложная система. Если рассматривать Агропром
произ-во как объект управления в структурно-организационном смысле то можно
увидеть сов-ть взаимодействующих подсистем: 1) природно-естественных рес-
сов – вкл в себя сов-ть климатич, почвенных и естественно-географических
условий(С/Х угодия, пашня, леса). Это осн ресурс агропр-ва и он во многом
определяет виды производимой продукции, технологию их производства; 2)
техническая – состоит из машин, оборудования и играет важную роль в произ-
ве. При этом следует помнить, что не всякое кол-во техники и оборудования
составляет эту подсистему. Она должна представлять собой взаимосвязанный,
взаимообусловленный комплекс тех-х ср-в, в т.ч. оргтехники, ЭВМ… отдельные
виды техники должны быть определённым образом размещены по территории,
сочетаться друг с другом по мощ-ти и взаимозаменяемости. Это взаимное
пропорц-е сочетания и создаёт из мн-ва отдельных видов техники эту
подсистему; 3) технологическая – набор опред-х правил определяющих послед-
ть операций и производственных процессов. По сравнению с технической она
более гибкая и гораздо восприимчивее к воздействиям. В С/Х технолог-я
состоит из двух эл-тов: раст-ва и жив-ва. Технологие производства в раст-ве
предполагает рациональную организацию ииспольз-е с/х угодий. Технология
произ-ва в жив-ве предусматривает обоснование поголовья животных по видам и
структурам стада, проведение племенной и ветеринарной работы, произ-ва
кормов, организацию кормления, способы содержания животных и стр-во жив-ких
помещений; 4) организации с/х произ-ва – система мер на рациональное
сочетание ср-в пр-ва и труда в едином процессе пр-ва. С/Х пр-во, как часть
общест-го пр-ва развив-ся по объективным законам и закономерностям; 5)
совместного труда – опред-е колич и кач пок-ли отдельных видов труда,
взаимные связи их в пр-ве. В эту подсист входит организация труда и его
стимулир-е; 6) экономическая – единство эк процессов, эк связей в движении
производственных ф-дов. Эта подсистема решает задачу повсеместного
использования всех подсистем для повыш-я эф-ти пр-ва. Все эти подсистемы
сущ-ют во взаимодействии, но каждая из них отражает определённую сторону
объекта управления.
Система управления предприятием – Это сов-ть взаимосвяз-х структурных эл-тов, обеспечивающих и скоординир-е
воздействие в процессе управления деят-тью. Она состоит из след
куомпонентов: 1) механизм управления – вкл исходные фундаментальные звенья
системы управления: общие принципы, цели, м-ды, ф-ции; 2) стр-ра управления
– вкл систему органов управления: кадры управ-я и применяемые технич-е ср-
ва управления; 3) процесс упр-я – деят-ть всех звеньев упр-я по достижению
целей м-та с помощью опред-х м-дов упрв-я; 4) механизм развития системы
управления – организация изменений управления в рез-те действия внешних
факторов. Механизм управленческих отношений в системе управления
предприятием вкл: 1) принципы м-та – осн руководящие правила мен-ров; 2) ф-
ции и м-ды м-та – конкретные формы и приёмы целенапр-го воздействия
субъекта управления на интересы и условия участников коллектива;3) стр-ра
упр-я – внутреннее строение системы управления; 4) кадры упр-я – объединяют руководителей, спецов и технич исполнителей; 5) техника управления –
комплекс технич ср-в, котисп-ся в управ-ии предприятием; 6) процесс упр-я –
сов-ть целенаправленных воздействий работников упр-я. Система упр-я предпр-
ем постоянно измен-ся под воздействием внут и внеш факторов. Среди всех
характеристик наиболее важное значение для системы упр-я предпр-ем имеет
надёжность - способность системы принимать эф-ые управленческие решения в
теч всего периода времени при различных режимах функционирования; она опред-
ся с помощью след пок-лей: устойчивость и безопасность; гибкость;
готовность; восстанавливаемость.
Особенности российского менеджмента. Российская модель м-та только начинает складываться, она возникает на
стыке старых и новых м-дов упр-я, восточной и западной модели м-та.наша
модель во многом оригинальна и становится всё более действенной в наст
время. М-т в РФ хар-ся след особ-тью – он почти всегда носит антикризисный
хар-р. В нынешних условиях предпр-е имеет большую свободу в принятии
решений с одной стороны, а с др. не гарантированы гос-вом от тяжёлых
последствий неправильных решений. Осн задачей многих предприятий явл
предотвращение м успешное преодоление кризисов в деят-ти пред-я. Кризисы
носят как общий так и специф-й хар-р. Задачей м-ра любого пред-я явл
решение задач по определению объёмов, источников и рационального использ-я
фин рес-сов. Их источ-ми могут быт собственные ср-ва, кредиты банков и др
заёмные ср-ва. М-ры определяюит какой вид затрат нужно осуществить в связи
с хоз деят-тью и каков сущ-ет риск. Кризис может наступить по многим
причинам: не уплаты налогов, не поступления вовремя и вообще платежей от
контрагентов, недостаточность собст ср-в и т.д. предпр-я вступают в контакт
как минимум с 3-мя осн гр-ми партнёров – гос-во, поставщики, пок-ли.
Отношения с гос-вом в осн склад-ся в организационном направлении – по
поводу уплаты налогов. Из российского опыта видно, что здесь главная
трудность в быстроизменяющихся законах и постановлениях. При работе с
поставщиками трудности м-та на рынке носят двоякий хар-р. Например можно не
получить товар вообщек или вовремя из-за непредвиденных обстоят-в. с др
стороны эти поставки можно страховать, но страховое дело в РФ ещё не
развито. В кризисной ситуации даже добросовестная страх компания не может
выполнить своих обязательств. Проблемы с покупателями связаны с проблемой
неплатежей, кот приводят к снижению закупок продукции и уменьшению тов-об-
та. Если размеры неплатежей большие, то они приводят к невыплатам з.п.,
налогов, к штрафным санкциям, фин риску, банкротству.
Административная школа B её рамках в 20-е 20 века было сформулировано понятие организационной
структуры фирмы, при этом организация рассматривалась как замкнутая
система, функционир-е кот не зависит от внешней среды. Эту школу называют
классической теорией управления. У истоков этой школы был французский
исследователь и управляющий А. Файоль (1841-1925) он сводил функционир-е
любой организации к сле осн видам деят-ти: 1) техническая – осуществление
производственного процесса; 2) коммерческая закупка всего необходимого для
создания товаров и оказания услуг, а также сбыт продукции; 3) привлечение,
сохранение и эф-е исполь-е ден ср-в; 4) бухгалтерская – проведение
статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов; 5)
оказание воздействия на работников; 6) защита жизни, личности и
собственности людей. По мнению Файоля каждый из этих видов деят-ти
нуждается в управлении. Для этого он предложил след-е ф-ции: планирование;
организация; координация; контроль; мотивация. Глубоко осмыслив
закономерности функционир-я организации он сформулировал 14 принципов
административного управ-я: 1) разделение труда; 2) власть и ответ-ть; 3)
дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство руководства; 6) подчинение частных
интересов общим; 7) вознаграждения; 8) степень централизации; 9) иерархия
руководителей; 10) порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава
персонала; 13) инициатива; 14) единение персонала.
Школа человеческих отношений Здесь впервые было определено, что м-т – это обеспечение выполнения работы
с помощью др лиц. Исследования амер психолога Маслоу показали, что мотивами
поступков людей явл-ся не эк-е силы, как считают сторонники научного
управления, а различные потребности, кот не всегда могут быть удовлетворены
с помощью денег. Эта концепция, получившая развитие в 30-50-е 20в
основывались на том, что для повыш-я произ-ти труда нужно повыситьстепень
удовлет-ти работников в результатах своего труда. Исследователи этой школы:
Фоллет, Мэйо, Бернард, Саймон, и др. Фаллет изучала соц отношения в малых
группах. В своих книгах она рассматривала природу конфликта, власти,
демократии. Мэйо профессор Гарвард-го универ, кот в 1927-1939 на ср-ва ф-да
Рокфеллера провёл исслед-я на заводе компании Вестернэлектриккомпани. Суть
его – сама работа, сам произ-й процесс имеет относительно меньшее значение,
че соц положение рабочего в процессе.
Школа научного управления Получила развитие в США в начале 20 в. Основоположник - амер инженер
Фредерик Тейлор (1856-1919), книгу кот «Принципы анучного управления»
считают началом признания м-та наукой. Пенрвоначально он не называл свою
сист6ему научным управлением, а характеризовал созданных им набор
административных приёмов системой знаний. Само же понятие – научное
управление ввёл в 1910 г Брандейс. Для эф-го рук-ва Тейлор разработал
систему НОТ-а, кот состоит из 5-ти осн принципов: научный отбор рабочих;
научное изучение труда и обучение рабочих; специализация работы; важность
побудительных мотивов(з.п.); справедливое распределение ответственности м/д
рабочими и управляущими. Крупнейшими последователями Тейлора были его
соотеч-ки Френк и Лилия Гилберт – их работы были посвящены тому, что
сегодня известно, как человеческий ресурс управления.
Школа науки управления – ( количественный подход) опирается на эк-математические м-ды. Эта школа
получила рвзвитие в 50-х 20 в. Сторонники её более широко стали
использовать эк-матем м-ды в управлении. Тем не менее применение этих м-дов
бвло затруднительным из-за неразвитости вычислит-й техники. Представители
впервые начали моделировать процесс упр-я предпр-ем. Модель – представление
реальности с помощью различных форм, она помогает лучше представить какое-
либо сложное явление. Группа спец сотрудников формирует проблему, затем
определяет полную совок-ть факторов, влияющих нарешение этой проблемы,
используя различные матем аппараты, выделяют из этой сов-ти наиболее
существенные факторы. Представители: амер исслед-ли Альберт, Мескон,
Хедоури
Эмпирическая школа Попыталась синтезировать лучшие наработки 3-х предыдущих школ управления.
Дракер, Слоун, Ньюмен, Саймондс. Теоретики этой школы были управляющими
многих крупных компаний США – Дракер – советник по вопросам управления
дженерал моторс, IBM, Ford. Слоун – бывший президент General Motors. Ньман
– бывший президент АЛ Смит компании. Одним из самых выдающихся был Драккер
автор многих книг по управлению. Он родиляс в Австрии и в 1909 училяс в
германии на инженера, в1937 переехал в США. Ценральное место его учения
занимает идея о том, что м-т – это профессиональная деят-ть или профессия.
Он впервые разработал методику изучения м-та, что дало возм-ть начать
изучение м-та в уч заведениях. Впервые м-т начали изучать в США в начале 70-
х 20 в ..Его имя связано со спасением умершей компании форд моторс
(применил систему деценрализ-го управления). Н разработал концепцию
управлении по целям, предложил идею о самоуправлении трудового коллектива –
кроме профсоюзной организации, м-та компании создать демократически
выбранный орган управления из рабочих и служащих компании.
. Современная школа м-та В наст время нет единого подхода к м-ту. В разных школах, предприятиях
существуют различные подходы, направления, концепции к управлению
предприятием. Часто они даже не связаны друг с другом. В наст вр в теории
управления рассматривают след концепции: 1) к-я адаптации или стратегия
приспособления состоит в том, что в реальной предпринимательской деят-ти
стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с
учётом ф-ров внеш среды. Др словами это стратегия маневрирования в
распределении и перераспределении произ-ва и товаров м/д предприятиями, в
зав-ти от ур издержек пр-ва, ст-ти раб силы, паолитич-й стаб-ти страны. 2)
к-я глобальной стратегии – направлена на оптимизацию деят-ти фирмы. В ней
акцентир-ся внимание на необходимости оптимизации всей компании, а не её
отдельных частеё. Она имеет след направления: теория множественных целей -
когда стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максим-
ция прибыли в кач-ве главной цели; максим-я прибыли; получение максим-й
прибыли в рез-те лучшего приспособления организ-й стр-ры к изменениям
внешней среды; соверш-ие осн ф-ций управления. 3) к-я целевой ориентации –
утверждает, что должна доминировать рольцелеполагания в процессах
планирования организации, мотивации и контроля. Подходы к управлению: а)
подход к управлению как к процессу (процессный) определяет управления как
процесса , в кот деят-ть предпр-я рассм-ся не как единовременное действие,
а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – ф-ций управления; б)
системный подход – рук-ли должны рассматривать организацию, как сов-ть
взаимозависимых эл-тов: люди, стр-ра, задачи, технология, кот ориентированы
на достижение различных целей в условиях постоянно меняющейся внешней
среды; в) ситуационный подход – пригодность различных м-дов управ-я опред-
ся ситуацией, т.к. существует обилие ф-ров, как в самой организации так и
во внешней среде не существует единого лучшего способа управления
организацией. В этих условиях самым эффективным вариантом будет выбор
такого способа управления, кот наиболее соответ-ет данной ситуации. Этот
подход внёс самый большой вклад в совр. Теорию м-та, т.к. содержит
конкретные рекомендации по применению научных положений к практике
управления в зав-ти от условий.
Закономерности м-та Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его
теоретического осмысления и исследования. Основные закономерности: 1)
пропорциональность управляемой и управляющей систем. Она нужна на
предприятиях для того , чтобы функционирование и развитие структурных
подразделений соответствовали друг другу. Пропорциональность относится не
только к организации производства, но и к организации труда. 2) ритмичность
движения основных производственных и оборотных средств, их непрерывность в
кругообороте. Эта закономерность выраж-ся: в непрерывности или рмтмичности
процессов производства; в непрерывности материально-технического снабжения
и сбыьа произведенной продукции; в непрерывности обновления основных
производственных им оборотных средств. 3) централизация и децентрализация
управления. Эта закономерность означает необходимость оптимального
сочетания централизации и децентрализации системы управления.
Централизация – такое построение системы управления, при кот существует
непрерывная и достаточно устойчивая подчинённость каждого звена системы
управления. Децентрализованная – предоставление объектам управления части
властных полномочий. 4) оптимальная звенность структурных подразделений в
управляющих и управляемых системах. Она означает, что структура предприятия
должна соответствовать её характеру, учитывать её ообенности, отвечать
требованиям пропорц-ти и оптимальной самостоятельности структурных
подразделений.
Понятие и классификация ф-ций м-та Ф-ция – (лат) обязанность, круг деят-ти, исполнение – это роль, кот
выполняет физ и юр лица в какой-либо системе. Ф-ция – это конкретный вид
управ-й деят-ти , кот осущ-ся спец-ми приёмами и способами, а также
соответствующая организационная работа и контроль деятельности. Классификация ф-ций м –та: 1) Анри Файоль в своей книге «Учение об
управлении» выделил след класиф-ию: а) предвиденье; б) организация; в)
распорядительство; г) согласование; д) контроль. 2) Фалнер в нкиге
«энциклопедия современного управления» след ф-ции: а) планирование; б)
организация; в) исполнение; г) контроль. 3) авторы учебника «основы м-та»
Альберт, Мескон и Хедоури: а) планирование; б) организация; в) мотивация;
г) контроль; этой классификации придерживается большинство теоретиков
современного м-та.
Законы м- та Всякая наука хар-ся собст-ми законами – наиболее существенные, часто
повторяющиеся причинно-следственные связи в системе управления. Законы: 1)
закон единства и целостности системы – система управления компанией должна
обладать организационным и функциональным единством, т.е. система
управления должна обладать устойчивостью внутренних связей при любых
изменениях внеш среды. В реальной практике м-та действие этого закона
означает: единство принципов управления на всех уровнях; единство организ-х
форм систем управления; единство осн ф-ций управления; единство осн м-дов
управления; единство процессов управления. 2) з-н необходимого разнообразия
систем управления – системы управления должны обладать необходимым
разнообразием в соответствии с требованиями управляемой системы, но стоит
отметить, что система управления обладая разнообразием одновременно должны
обладать внутренней структурой, пропорциональностью и др параметрами. 3) з-
н соотносительности управляющих и управляемых систем – соотносительность –
соответствие этих систем управления по функциональным и структурным
возможностям, уровням направления, целям управления и задачам управления.
Во-первых соотносительность систем понимают, как их адекватность в плане
интенсивного и экстенсивного развития. Если система управления
функционирует по интенсивному типу ей не может соответствовать управляющая
система экст-го типа. Во- вторых соотносительность систем означает, что
функциональная сложность управляемых систем должна соответствовать более
высокого порядка сложности функционирования управляющих систем. В- третьих,
соотносительность систем понимают в том плане, что совершенствование
управляющей системы должно осущ-ся более динамичными темпами, чем
управляемой. 4) з-н содержания и форм прямой и обратной связи – в любой
управляемой системе существует передача соответст-х распоряжений, обмен
информацией м/д различными службами и отделами – этот процесс и называется
связями. Поэтому если в системе управления нет связи, либо она не
устанавливается какими либо органами управления, то система управления
может выйти из под контроля, а предприятие превратиться в неуправляемое. 5)
з-н единства действия з-нов управления – протекание явлений и процессов
управления происходит под действием единого механизма законов управления
(все законы м-та действуют одновре5менно и любой из них не может не
действовать.
Принципы м-та Принцип (лат) основа, правило – руководящие правила, осн положения и нормы
поведения, которым руководствуются органы управления. Иными словами
принципы – это правила реализации законов и закономерностей м-та на
практике. Принципы: 1) научности управления – соблюдение его заключ-ся в
построении системы управления и её деятельности на строго научной основе.
Как всякий другой принцип этот принцип должен обладать внутренней
противоречивостью, т.к. создаёт внутреннюю логику и внутренний импульс
развития. По мере научно-технического развития меняются и основные научные
постулаты, поэтому и система управления должна постоянно корректировать
свою деятельность. 2) планового ведения хозяйства – постановка деятельности
предприятия на длительный период. 3) правильного подбора и расстановки
кадров. Подбирая кадры нужно руководствоваться след критериями:
способность принимать оптимальные решения; деловая и коммерческая
ориентация; решительность; умение работать с информацией; организаторские
способности др. Расстановка кадров заключается в рациональном распределении
состава кадров на предприятии. 4) ответственности – создание чёткой организ-
й стр-ры, разработка положений о структурных подразделениях, должностных
инструкций руководителей и спецов для того, чтобы каждый работник мог нести
персональную ответственность за свою работу. 5) демократического
централизма – сочетание централизованного руководства и самостоятельности
его отдельных элементов. 6) материального и морального стимулирования
труда. Важность его в том, что стимулирование работников является мощным
рычагом в управлении предприятием. 7) преемственности хозяйственных
решений. Она нужна при разработке и реализации плана с тем, чтобы при
любых изменениях в системе управления информация сохраняла свою
сопоставимость. 8) экономичности и эффективности – необходимость наиболее
эффективного решения производственных задач, т.е. на любом предприятии
нужно добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных
ресурсов, Но и наибольшей экономии сил при применении труда. 9)
иерархичности в управлении – необходимость в любой системе управления
многоступенчатой структуры и при этом каждая ступень управляется
вышестоящей. 10) сочетания отраслевого и территориального управления – в
системе управления любого предприятия нужно сочетать отраслевое управление
(управление основанное на специализации) и территориальное управление
(основанное на территориальной рассредоточенности основных производственных
объектов.