p>Подходы к изучению проблем СУ:
1. Конкретно-исторический: изучает отношения СУ как процессы, находящиеся в сост. развития и изменения под влиянием действующих на них факторов.
2. Комплексный: использ-ся при изучении отношений упр-я с пом. эконом., правового, соц-психол., др. подходов к анализу отношений упр-я.
3. Аспектный: позволяет исслед-ть одну из сторон отношений упр-я или одно из свойств. Аспектный подход изучается различными науками.
4. Системный: рассматривает упр-мую, упр-щую подсистему как целостный комплекс взсвязанных общей целью эл-тов.
Целостность соц. системы, ее эф-ть зависит от сбалансированности двух
подсистем объекта и субъекта. Объектами упр-я выступ. обществ. отношения,
общественные процессы, соц. орг-ции, соц. рес-сы, сам чел-к.
В центре внимания соц. систем явл. не чел-к как таковой, а отношения му
людьми, связи му событиями и явлениями м.б.: - устойчивыми и неустойчивыми; - закономерными и случайными.
Когда связи му событиями явл. дост. устойчив. И выражают тенденцию к
сохранению или изменению людей в общ-ве, то такая связь выступает как
общественный процесс.
Именно эти связи явл. главным объектом СУ.
Классификация соц. процессов:
1) по формам общественной жизни (экон, соц., полит, дух-культ, личностная…);
2) по обществ. содержанию;
3) по ур-ню участия людей в решении обществ. вопросов (соц. активность людей низкая, средняя, высокая);
4) по направленности на укрепление и прогрессивному развитию обществ. связей (конструктивные, деструктивные (антисоциальные);
5) по ур-ню орг-ции общ-ва (внутренние (внутриличностные, внутригрупповые), внешние (межгрупповые)).
Следующий компонент СУ – ресурсы.
Ресурсы: - запасы; - предельное значение какого либо средства.
Соц. ресурсы можно опред-ть как запасы творческой энергии личности (соц.,
познавательной, общ-ва в целом).
Перед упр-ем стоит проблема найти способ более эф-го использ-я соц.
ресурсов. С этой целью их необходимо разделить: инновац., стратегич.,
кадровые, орг., научные…).
Особенности соц. ресурсов:
1) они явл. неисчерпаемыми ( в отличие от природных);
2) они возобновляемы;
3) в отличие от природных, соц. ресурсы если не используются, то начинают деградировать;
4) в отношении соц. ресурсов критерии недостаточности пока нет;
5) соц. ресурсы обладают не только большим многообразием, но и вззаменяемостью.
В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере явл. и
их субъектами. Общая закономерность соц. системы – непрерывное усложнение
объекта упр-я. Это связано с тем, что обществ. явления становятся более
сложными, динамичными, нелинейными, следовательно высокие требования к
отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.
Отношения внутри упр-щей системы: - вертикальные, горизонтальные, отношения му рук-ми и подчиненными в каждом звене (субординация), в разных звеньях упр-я (отнош-я координации); - отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние, внутренние, межличностные, коллективные, индивидуальные, межсистемные, временные, постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные, смешанные…).
Организационные отношения реализуются в упр-ской деят-ти, сост-щей частью
упр-ской деят-ти организационная. Они тесно связаны му собой. Упр-е
предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.
Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.
Выводы:
1. Система – множество взаимосвязанных элементов, кот. нах. в отнош. и связях му собой. Она разделяется на подсистемы, каждая из кот. м. рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему, но влияет на нее наз. внешней средой. Внешняя и внутр. среда нах. в диалектическом единстве.
2. Каждая соц. система имеет две подсистемы: - управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества. - управляющая – входят все эл-ты, кот. обеспечивают процесс целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.
3. Все объекты упр-го воздействия м. выступать в то же время в кач-ве субъекта упр-я.
Организация.
Понятие «организация» употребляется в трех значениях
1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-ция,
П…);
2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра системы);
3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой системы;
Хар-ка структуры:
По степени сложности формализации централизации
Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы
организаций: - формальная; - неформальная.
В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций: - основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-тей, прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.
Принципы такой орг-ции: - общая цель деят-ти; - устойчивая нормативная связь му членами орг-ции, установл. правила, сложившаяся орг стр-ра; - взаимодействие с внешней средой; - использование ресурсов для достижения цели.
Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью
должностей, порядком использования рес-в.
Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.
Орг отнош-я разделяются на: - координационные - контрольные - субординационные (связь му рук-лем и подчинен.) субординация бывает линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.
Выводы:
1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг. отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.
2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция (формальная, неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».
3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т стиль упр-я.
Принятие управленческих решений.
Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и
лижерских спос-тей каждого управленца.
Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель,
сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение
принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.
Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от
того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение,
различают след-е решения: V детерминистские (реш-я уверенности); V вероятностные (реш-я риска); V стратегические (реш-я неуверенности).
Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е
навыки:
1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);
2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и старается выбрать из него лучший вариант действий);
3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.
Пр.: при принятии системного реш-я);
4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по- новому).
Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают
единоличные и коллегиальные.
В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в
принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:
1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с сотрудниками и без последующих их информирования ;
2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием подчиненных;
3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в коллективе;
4) принимаемое совместно с сотрудниками;
5) полная передача подчиненным функций приема решение.
В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва: . директивный; . директивно-коллегиальный; . коллегиальный; . коллегиально-либеральный; . либеральный.
Личностные хар-ки рук-ля.: . концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции); . спос-ть вздейст-ть с людьми; . диагностические спос-ти; . аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить); . технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.
Психологические условия: - прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение их с реал. Условиями; - составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации; - умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции; - активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю, кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения; - основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском; - критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.
Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств.
компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и
неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.
Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш-
й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.
В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют
типы решений:
1. Импульсивное П > К
Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.
2. Рискованное решение П ? К
Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но незначительно.
3. Уравновешенное П = К
Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .
4. Осторожное П ? К
Проверка гипотез преобладает над ее построением.
5. Инертное П < К.
Контроль гипотез преобладает над ее построением.
Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я: V информационные; V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш- я); V характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в группе, если принимается групповое реш-е); V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур, методов принятия упр-го реш-я).
При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к: - на дело - на других - на вышестоящего рук-ля - на себя
Принципы принятия эффективных реш-й:
1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.
2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.
3) Принцип опт. информированности.
4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д. быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.
5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.
6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не стоит.
7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин. реш-я.
8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена ответ-ть не имеет прав.
9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5 стадий для творческого решения проблемы:
- изучение проблемы;
- выработка идей;
- отсев примененных идей;
- планирование нововведений;
- обратная связь, анализ.
10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для прин. реш-я.
11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.
12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно касается.
Стадии принятия решения: V настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в них); V цели; V критерии оценки; V информация; V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано); V действие (практич. работа по реализации плана); V анализ действий для их улучшения.
Методы прин-я упр реш-я:
1 гр.: общие методы
2 гр.: групповые методы
3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.
Соц. контроль и эффективность упр-я.
Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество
гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть
общественным нормам и ценностям.
Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред.
обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.
3 способа осущ-я соц. контроля:
а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд.
групп.
б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,
отд. групп.
в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не
следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.
В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и
«ответственность». Свобода не возможна без ответственности.
Формы ответственности: - политич-я; - юридич-я; - нравственная; - финансовая.
Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из
сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б.
рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает
за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты
соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ-
ва.
Функции соц. контроля: - диагностическая; - обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач); - ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя; - стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского фактора); - педагогическая - корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).
Виды контроля: . предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я); . текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я); . последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).
Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных
задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не
правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В
обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве
кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех
остальных ср-в.
Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей, выбор
инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.
Осн. усл-е получение эф-ти: V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями развития соц. системы; V ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством развития системы).
При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:
1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;
2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;
3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;
4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном счете опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез- ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.
Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта упр-я с
учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную
жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.
Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии,
показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.
Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах: . статистические; . социологические.
Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.
Показатель статистики разделяется на след. ур-ни: . м/н; . гос-ный; . региональный; . местный (муниципальный).
Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот.
производится оценка, классиф-я чего-либо.
Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот. отвечает
всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.
2 типа эталонов:
1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…);
2) гос-е (национальные).
Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни: V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …); V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….); V политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно- хозяйственными делами); V духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования; из бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).
Основные субъекты соц системы.
Ос-ти упр-я на рубеже веков.
В наст. время надвигаются негативные тенденции:
1) планетарные изменения в прир. среде (сокращение биологического разнообразия, возникают эл-ты парникового эффекта, истощение озонового слоя, загрязнение почвы, истощение лесов…);
2) резко возрастает соц. дифф-я му странами и внутри стран, что спос-т возник-ю локальных и глобальных конфликтов;
3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;
4) противоречие му личностью и общ-вом. Это одно из главнейших противоречий, кот. выступает как фактор разбаллансированности мира, следовательно возникают соц. конфликты.
Стремление человечества господствовать над природой, над социальностью
настолько деформировано соц. и прир. мир, что многие люди не чувствуют
удовлетворение от жизни, не нашли своего места…, что порождает чувство
неудовлетворенности жизнью и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию денег.
Осознание этого противоречия способствовало менеджерской революции (вторая
половина 20 века). Под ее влиянием многие страны добились опред. соц. рез-
в.
Сущность менеджерской рев-ции: в ней особое значение приобретает рац.
Начало, знание, научн. проектри-е, матем. и соц моделир-е. Эти методы
научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в чел-ского
фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций, программ
перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться достоинством всех
ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.
Все это спос-т более эф-му влиянию на объект упр-я. Возникает понимание
того, что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц., и
дух. факторов.
Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и предъявляются новые
требования к развитию субъекта управления (гос-во), кот. вынуждено
делегировать многие функции хоз. регулированием предприятием, их
объединениям, тер. единицам. Это спос-т укреплению матер. и фин. базы
органов самоупр-я, разгружает верхний эшелон власти, позволяет им
сосредоточиться на реш-и перспективных задач. Под воздействием этих
факторов происх. процесс становления упр. культуры, формируется концепт.
мышление снизу до верху.
Эта тенденция реализуется в жизни очень медленно. Несмотря на то, что
многие проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например, противоречие му
глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).
Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:
1) процессы носят глобальный хар-р, а упр. воздействие ограничено рамками отд. регионов;
2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;
3) кризис глобального упр-я (высказано на мнар конференции в 1992 году в
Рио-де-Жанейро). Сущ-щая соц.-эк. модель, реализуемая развитыми странами мира не м.б. рекомендована другим странам, поскольку это м. усилить глобальную катастрофу. Кризис упр-я сопровождается кризисом духовности.