скачать рефераты

МЕНЮ


Технологии социальной деятельности

p> - эффективность, т.е. возможность выбора того или иного варианта технологического процесса обучения на основе предварительной оценки и сопоставления ожидаемых результатов и затрат;

- сочетание индивидуального и группового обучения, т.е. необходимость ориентации технологических модулей как на личность конкретного человека, так и на взаимодействие в ходе обучения групп и лиц с учётом их индивидуальных особенностей;

- своевременность и конкретность обучения. Ориентация обучения на достижение конкретных практических целей, адекватных требованиям жизни, недопустим отрыв обучения от реальной действительности;

- комплексность, т.е. необходимость охвата всех параметров личности обучаемого, существенных для достижения цели обучения;

- мотивация. Весь технологический процесс обучения должен быть ориентирован на мотивацию обучаемых при взаимодействии с технологическими модулями. В частности, это ориентация на понимание, использование опыта обучаемых, ориентация на решение практических задач для получения практической пользы.

Эффективность решения задач обучения менеджеров для рыночной экономики существенно зависит от системы информационного обеспечения, которая должна перерасти из пассивного вспомогательного элемента, основанного на традиционном учёте анкетных характеристик обучаемых на бумажных носителях информации, в активный инструмент управления, построенный на современных информационных технологиях, позволяющих оперативно обрабатывать данные в режиме диалога.

Информационная и вычислительная ёмкость системы информационного обеспечения последипломного обучения, необходимость проведения комплексной научной диагностики обучаемых и повышения её объективности, в конечном итоге позволяющей управлять пополнением знаний, коррекцией личности обучаемых в соответствии с требованиями рынка, обуславливают широкое применение современных персональных компьютеров и средств оргтехники в учебном процессе.

Нужно отметить, что средства вычислительной техники и оргтехники в настоящее время применяются в учебном процессе как в ВУЗах, так и в системе повышения квалификации.

Широкое внедрение персональных компьютеров, простота и удобство диалога с пользователем требуют ускорить разработку типовой автоматизированной системы учебного центра последипломного обучения (АСПО) путём создания специализированных рабочих мест.

АСПО предназначается для автоматизации наиболее информационноёмких и рутинных функций административно-управленческого персонала учебного центра, преподавателей и слушателей в процессе ежедневного обслуживания и предоставления пользователем многоаспектной информации в диалоговом режиме на основе сформированных баз данных.
Рис.3.2. Система АСПО.

ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ

КАЧЕСТВА

Функционально в АСПО входит 12 подсистем: личностно-квалификационные модели; входной контроль; учёт, оценка и оплата труда преподавателей; выходной контроль; методическое обеспечение; составление расписания занятий; формирование учебных групп; финансирование обучения; статистика обучения; обучение; хозяйственно-финансовая деятельность; взаимодействие с другими учебными центрами (См. Рис.3.2.).

В Республике Башкортостан система АСПО может найти применение в любом из существующих учебных заведений последипломного обучения, например, в
Башкирской Академии государственной службы и управления при Президенте РБ, которая учреждена Постановлением Совета Министров БССР от 9 августа 1991 года, преобразована Указом Президента РБ от 29 августа 1994 года.

Основными задачами Академии являются:

- подготовка и переподготовка специалистов по программам высшего профессионального образования для работы в органах государственной власти и управления;

- повышение квалификации государственных служащих и управленческих кадров;

- организация и проведение фундаментальных научных исследований по проблемам социально-экономического развития, кадровой политики и государственной службы в РБ;

- разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности органов государственной власти и управления;

- участие в разработке и реализации международных, российских и республиканских программ и проектов в области государственной службы и управления;

- координация учебной, методической и научной работы в республике по программам государственной службы и управления.

Учредителем Академии является Президент РБ, им утверждён Устав Академии и осуществляется контроль за её деятельностью. В настоящее время Академия является государственным учебным заведением, осуществляющим свою деятельность в полном соответствии с законодательными и нормативными актами
РФ и РБ, регулирующими деятельность образовательных учреждений.

На основании лицензии Государственного комитета РФ по высшему образованию Академия ведёт образовательную деятельность в сфере высшего и дополнительного профессионального образования по ряду специальностей и направлений.

Деятельность Академии осуществляется в соответствии с республиканским государственным заказом на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, а также на основе договоров с предприятиями, учреждениями и гражданами на выполнение образовательных услуг.

Высшим органом Академии является Учёный Совет, непосредственное руководство деятельностью Академии осуществляет ректор, назначаемый
ПрезидентомРБ.

Рис.3.3. Структура Академии.

Раздел 4.

МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ И КУЛЬТУРЫ

Материал предоставлен отделом по делам молодежи и культуры Ленинского района.

Проблема, которой будет посвящено исследование, - работа с подростками и молодежью. Безусловно, этот вопрос всегда остро стоял перед обществом и теми людьми, которым делегированы полномочия по решению проблем, связанных с трудоустройством, организацией досуга и образования подростков и молодежи, их внутреннего духовного и физического развития и т.д. Но в условиях переходной экономики, когда все острее чувствуется дифференциация доходов населения и, соответственно, в семьях подростков и молодежи, все большее количество последних вынуждено отказываться от высшего образования, времяпрепровождения в престижных клубах и дворцах культуры, предпочитая им подъезды или подвалы.

Отдел по делам молодежи и культуры - некоммерческая организация социальной сферы. Два основных направления организации: работа с подростками и молодежью (организация подростковых клубов); организация и проведения культурных мероприятий в Ленинском районе.

В 1992 году Отделу по делам молодежи и культуры из ПЖРЭТ Ленинского района были переданы 4 подростковых клуба. К концу года открыто еще 4 клуба. На сегодняшний день в районе работает уже 15 молодежно-подростковых клубов. Общий охват занимающихся в клубах составил более 1 000 человек.

Ни в одном районе городе и республики нет такого количества клубов с туристической направленностью, как в Ленинском районе: водно-парусный клуб
“Бригантина”, Клуб им. В.Нассонова, “Искатель”, “Поиск”, секция скалолазания (единственная в республике).

Спелеоклуб им. Нассонова имеет давние славные традиции. Много лет клуб представляет не только спелеологов района, города, но и республики на мероприятиях республиканского и российского значения, занимая на слетах и соревнованиях призовые места. Очень нужное начинание зародилось в клубе
“Поиск”: совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям уже второй год ребята занимаются очисткой пещер Башкортостана. В 1992 году в Уфе проходил
Международный чемпионат по культуризму. Благодаря этому в районе открыто 4 клуба с направленностью - атлетическая гимнастика В 1993-1994 годах в период летних каникул на полях учебного хозяйства Аграрного Университета
(п.Миловка) подростки занимались прополкой овощей. В общей сложности в таких сельхозлагерях принимало участие до 1500 детей со всего города.
Отделом создавались экологические отряды из подростков и молодежи по благоустройству стадиона УФПК и парка “Волна” (вырубка леса, покраска и т.д.) в Затоне и Нижегородке в 1996 году численностью 250 человек, в 1997 году - 75 человек Также отделом организовывались работы трудовых бригад по ремонту подростковых клубов, где ребята под руководством педагогов производили косметический ремонт своих клубов. В общей сложности, отдел постоянно организовывает оплачиваемые общественные работы для подростков и молодежи района. К сожалению, в 1997 году на эти цели выделялось мало средств. В 1996 году благодаря средствам Государственного комитета по делам молодежи (35 млн. руб.) организованы выездные туристические лагеря с трудными подростками (30 человек), для детей из малообеспеченных семей - 3 смены (80 ребят).

Для того, чтобы привлечь подростков в клубы особенных мероприятий не проводится. Ребята сами по желанию или по приглашению друзей находят туда пути, каждый - свой.

Каждый клуб открывается в соответствии с потребностями молодежи.
Например, клуб “Кадет” с направленностью воспитание мальчиков в военно- спортивном режиме был открыт по просьбе жителей района, направивших письмо- просьбу в администрацию вместе со своим представителем.

Естественно, что коммерческий анализ здесь не уместен. Но можно сказать несколько слов об эффективности проведения мероприятий. Все мероприятия, организуемые отделом для подростков и молодежи, имеют прекрасные отклики со стороны последних. Туристические фестивали, слеты, праздники в клубах, клубная работа, кружки, соревнования и многое другое привлекают ребят и оставляют их достаточно удовлетворёнными, об этом говорит все более возрастающее число открывающихся клубов, появление новых кружков внутри них. Единственное нарекание в этой области касается финансовой стороны, которая, безусловно, очень важна. Очень трудно планировать расходную часть бюджета отдела, поскольку требуемые суммы в несколько раз превышают реальное финансирование, а приходная часть практически отсутствует.

Нельзя сказать, что наибольшая доля рынка такого вида “услуг” принадлежит подростковым клубам отдела. Поскольку каждый район имеет свое количество клубов, что в процентном соотношении это выглядит примерно так, как показано в таблице 2.1.

Рис. 4.1. Доли рынка подростковых клубов районов.

того количества подростковых клубов, которые имеет Ленинский райо

н.

Отдел по делам молодежи и культуры располагается в здании администрации Ленинского района г. Уфы по ул. Советской. Помещение, занимаемое отделом, организацию не совсем устраивает вследствие небольшой площади, но оно достаточно удобно и “переезжать” отдел не собирается.

Управленческое обследование отдела по делам молодежи и культуры следует начать со знакомства с общим руководством.

Организационная структура отдела выглядит следующим образом (См.Рис.
4.2):

Рис.4.2.Организационная структура отдела

Анализ функционального потенциала организации начнем с обследования функции маркетинга. Отдела маркетинга у организации не существует.
Маркетингом полностью во всем объеме никто не занимается. Все ограничивается единичными случаями простой рекламы.

Вообще маркетинг организаций - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевой аудитории по отношению к конкретным организациям. В данном случае контактной аудиторией являются подростки и молодежь, на которых направлена молодежная политика отдела, а также жители Ленинского района, для которых организуются мероприятия и праздники. Маркетинговая задача отдела заключается в том, чтобы оценить его существующий образ, имеющийся у групп лиц, с которыми контактирует отдел. Отдел может быть либо доволен свои образом в глазах общественности, либо может обнаружить наличие в связи с ним серьезных проблем. Конкретно этим никто не занимается, как уже отмечалось, однако имеются достаточно четкие представления об этом образе.

Касательно подростков и молодежи, которые занимаются в подростковых клубах, можно сказать, что их мнение о самом отделе и клубах достаточно положительное. Правда, всех не устраивает отсутствие финансового обеспечения, но сейчас это не редкость, а внутри организации атмосфера очень дружная, теплая. С другой стороны, люди, для которых организуются массовые досуговые мероприятия: районные праздники, концерты и т.п. - часто остаются неудовлетворенными работой отдела. Часто слышны отзывы о том, что у отдела нет профессиональных участников на праздниках, что это самодеятельность. Но ведь на все нужны средства, а их нет.

Сама администрация района также практически не считает отдел нормально функционирующей деловой организацией, поскольку руководитель отдела с самого начала поставил все дело таким образом, что на отдел стали смотреть сквозь пальцы, не интересоваться его проблемами и вообще считать его и все его финансовые “запросы” на молодежь и культуру ненужными и обедняющими бюджет.

Вся реклама отдела сводится к тому, что во время проведения каких-либо мероприятий, которые организует в основном либо Управление по делам молодежи, либо ГК по делам молодежи, либо администрация района, иногда упоминается вслух или указывается на афишах “при участии отдела по делам молодежи и культуры Ленинского района”.

Работники отдела, в частности главный специалист по молодежи, давно считают необходимым проводить всех желающих детей по клубам, показывать рассказывать, писать о своей деятельности в СМИ и т.д.

Анализ финансового состояния и бухгалтерского учета в организации дает нам следующие результаты.

До 1996 года в бюджете вообще отсутствовала статья по финансированию подростковых клубов, деньги на содержание помещений, персонала, оборудования выделялись от случая к случаю из разных статей бюджета.
Например, в 1995 году на подростковые клубы не было выделено ни рубля.
Заработную плату педагогов (37 млн. руб.) пришлось брать со статей
“Молодежная политика”, “Культура”, “Спорт”.

Как уже отмечалось выше, мало выделяется средств на трудоустройство молодежи, на проведение профилактических мероприятий для трудновоспитуемых подростков и т.п.

Из штатного расписания подростковых клубов можно видеть суммы, полагающиеся к начислению работникам клубов в будущем году. В среднем заработная плата (без налоговых вычет) составляет 217 т.р., разброс - от
190 т.р. до 245 т.р. Источников финансирования подростковых клубов достаточно много, но они не всегда выполняют свои функции.

Как уже отмечалось выше, некоторые суммы выделяются из местного бюджета, но эти суммы имеют очень маленькие размеры. Например, за все время с 1993 года по 1997 включительно до 01.10 им было выделено: со статьи “Молодежная политика” - 124 857 т.р.; со статьи “Подростковые клубы” - 281 272 т.р.

Дело в том, что, по сравнению с другими источниками финансирования, эти суммы и являются огромными, но ведь по сути дела это в расчете на 5 лет, а на один год приходится не так уж много - около 25 млн.р. и 56 млн.р. соответственно. Но, изучая программу развития подростковых клубов в 1998 году, можно отметить, что этих сумм хватит на финансирование только одного любого клуба. Например, только клубу “Поиск” для ремонта помещения, приобретения туристического инвентаря и оборудования клуба необходимо 80 млн. руб. Безусловно, каждый год клубу такая сумма не необходима, но ведь тогда, в порядке очереди, последний подростковый клуб придет в нормальное состояние через 15 лет.

Также деньги выделяет администрация Ленинского района г. Уфы (2 574 т.р. за 5 лет !), ГК РБ по делам молодежи (67 млн 554 т.р. за все годы и
13.5 млн. в среднем за год). Ленинское бюро занятости выделяет средства на трудоустройство молодежи: 40 млн 159 т.р. за 5 лет и около 8 млн.р. получается на год и даже одно общество с ограниченной ответственностью выделило клубам в прошлом году 8 млн.р.

В целом почти все средства, получаемые отделом, расходуются на проведение различных мероприятий культуры и молодежной политики: праздники, ярмарки, соревнования, туристические фестивали и съезды и т.п. Меньшая часть идет на организацию учебных мероприятий для подростков и работников отдела. Следующим идут расходы на приобретение инвентаря в клубы и обновление мебели отдела и самыми последними стоят расходы на ремонт.

Анализ управления операциями в нашем случае будет носить вид анализа проведения мероприятий и работы отдела.

Все мероприятия всегда планируются заранее.

1. Вначале этого процесса зав. отделом готовит Положение, определяющее основные моменты предстоящей работы.

2. Далее на основании Положения выпускается Распоряжение по ОМК (отделу молодежи и культуры), в котором определяются сроки и ответственные за проведение мероприятия.

3. Ответственный за мероприятие (главный специалист по культуре или спорту) составляет смету расходов и утверждает ее у зав. отделом.

4. Специалист пишет сценарий и ищет для него артистов.

5. Положение доводится для участников мероприятия, и специалист работает с ними.

6. Ближе к мероприятию подготавливаются все письма в организации (РОВД, торговый отдел и др.), к чьей помощи прибегает отдел при организации мероприятия или которые финансируют его.

7. Закупается призовой фонд, оформляются авансовые отчеты.

8. Проводится мероприятие.

9. Контроль за исполнением мероприятия возлагается на другую организацию, чаще всего на вышестоящие органы.

Говорить о ценах в нашем случае неуместно, однако, что качается издержек, то есть расходов на все нужды отдела и клубов, то они соизмеримы с такими же расходами отделов других районов. Однако следует еще раз отметить, что такого количества клубов больше нет ни в одном районе и
Ленинскому району надо гораздо больше сумм на клубы, чем другим. Стоит также сказать, что в других районах на проведение мероприятий выделяется гораздо больше средств, ленинский район в этом смысле самый ”бедный”.
Поэтому “услуги”, оказываемые отделом населению, и так довольно дешевы и снижать эти затраты уже дальше некуда.

Оборудование и материалы для проведения мероприятий также устарели и требуют обновления. На туристических соревнованиях ребята выступают со старым снаряжением, на Новый Год артисты - в старых костюмах. Это немаловажный фактор, играющий роль при формировании образа организации, а, соответственно, при его удачном функционировании.

Оценку человеческих ресурсов организации мы начали немного еще во время обследования общего руководства. Раскроем основные моменты этого вопроса подробнее и с дугой стороны.

Сейчас отдел для регламентации работы своих кадров пользуется документами народного образования, которые для этого не подходят. Для подростковых клубов нужна своя разработка этих параметров.

Кадры, которыми располагает отдел, приведены на схеме 2.2., всего работающих непосредственно в отделе - 5 человек, в клубах - 17 человек. Для успешной работы нужны следующие специалисты: психологи, социальные педагоги, наркологи и, опять таки, заведующий хозяйством. Также считается необходимым расширить количество штатных единиц педагогов в клубах. В общем количестве, на данный момент ни отдел, ни клубы не могут позволить себе расширение кадрового потенциала, но в дальнейшем надеется увеличить его на
10 единиц.

Работники отдела работают на условиях полной занятости, работники подростковых клубов - почти все совместители (около 80%).

Труд работников отдела вознаграждается твердыми окладами и премиальными, в клубах установлена система почасовой и твердой оплаты.

Достаточно широко отдел занимается переподготовкой кадров и повышением их квалификацией, точнее “выбивает” деньги на эти цели. В области повышения квалификации специалистов детских, подростковых и молодежных клубов и центров отдел также способствует посещению своими кадрами различных семинаров как в Уфе, так и других городах России. С 1997 года по всему городу одной их первых целей при введении инноваций в работу подростковых клубов является введение принципа самоорганизации. Этот принцип означает то, что дети будут сами решать, что, когда и от кого им нужно.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.