Управленческий анализ в отраслях
Прочие виды коммерческой деятельности можно условно объединить в
большую группу сервисных предприятий:
·
деятельность гостиниц и ресторанов;
·
операции с недвижимым имуществом;
·
аренда машин и оборудования без оператора;
·
прокат бытовых изделий и предметов личного пользования;
·
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и
информационных технологий;
·
научные исследования и разработки;
·
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и
спорта;
·
предоставление персональных услуг;
·
предоставление прочих видов услуг.
Необходимо отметить, что финансовая
деятельность
(включающая финансовое посредничество, страхование, вспомогательную
деятельность в сфере финансового посредничества и страхования) хотя и
заключается в оказании тех или иных финансовых услуг, но является
самостоятельной областью функционирования.
Исключительно в ведении государства и
на финансировании бюджета находятся такие виды
деятельности, как:
·
государственное управление и обеспечение военной безопасности;
·
обязательное социальное обеспечение;
·
деятельность экстерриториальных организаций.
Преимущественно на государственном попечении и финансировании
находятся образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг, прочих
коммунальных и социальных услуг.
Деление предприятий по отраслям (видам экономической деятельности)
предопределено наличием существенных отличий, признаков, отличающих одну
отрасль от другой:
·
используемая техника (совокупность машин, механизмов, приборов,
устройств, орудий);
·
применяемая технология (совокупность методов обработки,
изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или
полуфабрикатов в процессе производства);
·
организация производственного процесса (совокупность применяемой
техники и технологии);
·
организация финансов (совокупность всех денежных средств,
находящихся в распоряжении предприятия, система их формирования, распределения
и использования) и их взаимодействие с бюджетными и внебюджетными фондами,
банками и страховыми организациями.
Особенности функционирования предприятий различных отраслей
необходимо принимать во внимание при проведении управленческого анализа.
Применение общей методики не удовлетворяет потребностям наиболее точной
диагностики, что ведет к необходимости разработки и использования целого ряда
частных отраслевых методик, например, для анализа:
·
деятельности строительных организаций;
·
предприятий агропромышленного комплекса (и производящих, и
перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию);
·
организаций транспорта и связи, торговли и общественного питания;
·
предприятий сферы услуг.
2. Содержание управленческого и финансового анализов
Необходимость формирования отдельной информации для управления, т.е.
для себя, и публичной финансовой отчетности для внешних пользователей стала
объективной реальностью. Отсюда и единый бухгалтерский учет, а следовательно, и
анализ подразделяют по принципу субъектов пользователей на управленческий и
финансовый.
Финансовый анализ – это
внешний анализ, который основан на данных финансового учета и содержит открытую
информацию, показывает «как это было».
Управленческий анализ – это
внутренний анализ, который проводится работниками предприятия и включает любую
информацию. Анализ используется для решения задач стратегического управления,
связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат, результатов
деятельности. Управленческий анализ выступает в единстве производственного и
финансового анализа, ему присуща комплексность подхода к производственным и
финансовым показателям. Методы его проведения определяются руководством
предприятия, поскольку он направлен на выработку управленческих решений
конкретного субъекта хозяйствования и организацию внутрихозяйственных связей на
предприятии.
Между финансовым (внешним) и управленческим (внутренним) анализом
имеются принципиальные различия в организации и способах проведения, которые
можно определить по следующим основным
классификационным признакам (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Отличительные признаки
управленческого и финансового анализа
Финансовый анализ
(внешний)
|
Управленческий
анализ (внутренний)
|
Цель анализа
|
1.
Оценка:
• состава, структуры имущества, его эффективности использования;
• платежеспособности;
• финансовой устойчивости;
• рентабельности;
• использования прибыли;
• инвестиционной деятельности
2. Прогнозирование:
• доходов;
• потоков денежных средств;
• дивидендной политики
|
1.
Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышение эффективности,
выявление резервов снижения затрат и роста прибыли
2. Разработка конкурентной политики и программ ее развития на перспективу
3. Анализ с целью научного обоснования бизнес-планов, оптимальных вариантов
деловых решений
|
Объект анализа
|
Финансовое
положение хозяйствующего субъекта
|
1.
Маркетинговая деятельность
2. Комплексная эффективность хозяйственной деятельности
3. Структурные подразделения хозяйствующего субъекта, различные аспекты,
направления производственно-финансовой деятельности
4. Технико-организационный уровень деятельности
5. Объем продукции
6. Использование производственных ресурсов (средств, предметов труда, рабочей
силы)
7. Взаимосвязь затрат, объема продукции и прибыли
|
Периодичность
проведения
|
Не
реже одного раза в год, также по мере предоставления отчетности (в налоговую
инспекцию, статистические органы – ежеквартально)
|
По
мере необходимости на нерегулярной основе и прежде всего по тем направлениям,
где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение
рентабельности и качества продукции
|
Информационная база
|
Бухгалтерская
отчетность
|
Любая
информация: данные бухгалтерского, оперативного, статистического учета,
нормативно-справочная информация, акты ревизий, аналитические расчеты и т.п.
|
Доступность
информации
|
Открыта
для всех потребителей
|
Представляет
коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления
|
Потребители
информации
|
Акционеры,
инвесторы, банки, поставщики, покупатели, налоговые инспекции и т.д.
|
Управленческий
персонал предприятия: менеджеры, директора, начальники подразделений и т.д.
|
Использование
методов анализа
|
Традиционные
способы:
• сравнение;
• абсолютные;
• относительные;
• средние величины;
• графические;
• табличные;
• группировки;
• методы факторного анализа
|
1.
Традиционные способы
2. Детерминированный (функциональный) факторный анализ
3. Стохастический корреляционный факторный анализ
4. Экономико-математические способы
5. Комплексные методы: ФСА, методы «дельфи», директ-костинг, «ПАТТЕРН» и др.
|
2.1 Характеристика основных видов экономического анализа
Современные условия бизнеса предопределили создание системы
информационных потоков, отвечающих различным критериям: внешним и внутренним
потребностям, оперативности, широте охвата источников и временных границ и т.д.
Результатом формирования самых разнообразных информационных потоков стало
разделение экономического анализа на следующие
виды.
1.
По объектам анализа:
§
технико-экономический, финансово-экономический,
социально-экономический анализ (проводят экономические службы управления,
статистические органы, социологические лаборатории и др.);
§
управленческий, маркетинговый, экономико-статистический,
экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и
организаций);
§
экономико-экологический анализ (проводят органы охраны окружающей
среды) и т.п.
2.
По субъектам анализа (кто проводит):
§
руководство предприятия;
§
функциональные службы;
§
собственники;
§
кредитные организации;
§
аудиторские службы;
§
судебно-правовые органы.
3.
По пользователям информации: внутренний и внешний.
4.
По периодичности проведения: годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный,
разовый, непериодический.
5.
По содержанию и полноте изучаемых
вопросов: полный анализ всей хозяйственной
деятельности, выборочный анализ, локальный анализ деятельности отдельных
подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики.
6.
По методам изучения объекта:
§
сравнительный, комплексный, системный анализ;
§
детерминированный факторный, стохастический корреляционный анализ;
§
функционально-стоимостной, диагностический, маржинальный анализ;
§
анализ коммерческих рисков.
Сравнительный анализ состоит в сопоставлении достигнутых результатов хозяйственной
деятельности с результатами других предприятий или объединений, в выявлении
резервов дальнейшего повышения эффективности производства. Он позволяет
обобщить опыт нескольких предприятий, распространить передовой опыт на
сравниваемые предприятия. Виды сравнительного
анализа: внутрифирменный, внутриотраслевой,
межотраслевой.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования функций отдельного
изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же
управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах
проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового
потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности.
Основной подход к проведению ФСА – функциональность.
Исходя из имеющейся информационной базы и решаемых задач, различают экспресс-анализ и детализированный,
комплексный углубленный анализ, а также современный сопоставительный анализ:
Экспресс-анализ – это общее, предварительное исследование, основанное
преимущественно на данных финансовой отчетности, ориентированное на внешних
пользователей. Общий обзор результатов работы промышленного предприятия или
экспресс-анализ является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ
производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет дать общую оценку
работы предприятия, не раскрывая внутреннего содержания каждого фактора,
повлиявшего на формирование отдельных показателей, а также предоставляет
возможность непосредственно ознакомиться с масштабами производства, его
особенностями. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы
роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков
незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов
роста реализации продукции, то это признак затоваривания.
Детализированный, комплексный (углубленный) анализ проводится с привлечением данных
аналитического (управленческого) учета и является коммерческой тайной,
рассчитан на управленческий персонал. Его цель – подробная характеристика
финансового положения предприятия и возможностей развития на перспективу.
Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление – бенчмаркинг.
Основу его составляет сравнение деятельности предприятий-конкурентов и
передовых фирм других отраслей. Целью такого сопоставительного анализа является
стратегическое планирование исходя из исследованных лучших параметров.
7.
По временному признаку:
§
текущий (ретроспективный) или периодический анализ;
§
оперативный анализ;
§
перспективный (прогнозный) анализ.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, и
позволяет оценить работу предприятия за месяц, квартал, год нарастающим итогом.
Он является базой для перспективного анализа.
Недостаток: все выявленные
резервы – это потерянные возможности.
Оперативный анализ проводится в ходе производственной деятельности, является
элементом планово-диспетчерского управления. Оперативный анализ проводят обычно
по следующим группам показателей:
производство, отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы,
производственного оборудования, материальных ресурсов, себестоимость, прибыль,
рентабельность, платежеспособность. Анализ основан на данных первичного учета:
оперативного, технического, бухгалтерского, статистического.
Недостаток: относительная
неточность, связанная с приближенностью в расчетах.
3. Управленческий анализ деятельности предприятий транспорта
3.1 Особенности деятельности предприятий транспорта и основные
направления ее анализа
Транспорт
является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением
степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического
положения товаров и людей.
Современный транспорт представляет собой единую (в
социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть
железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных
городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья,
топлива, материалов, продукции, а также пассажиров с достаточно высоким уровнем
комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное
производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю,
способствует развитию культуры и науки.
Этой отрасли присущи следующие
основные особенности.
1.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он
сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании.
2.
Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно
от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы,
являясь средством заполнения географических разрывов между производством и
потребителем.
3.
Формирование транспортной сети обусловлено рядом
социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских
поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей,
расположением крупных курортных и туристических объектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|