скачать рефераты

МЕНЮ


Управленческий анализ в отраслях

Прочие виды коммерческой деятельности можно условно объединить в большую группу сервисных предприятий:

·                      деятельность гостиниц и ресторанов;

·                      операции с недвижимым имуществом;

·                      аренда машин и оборудования без оператора;

·                      прокат бытовых изделий и предметов личного пользования;

·                      деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

·                      научные исследования и разработки;

·                      деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;

·                      предоставление персональных услуг;

·                      предоставление прочих видов услуг.

Необходимо отметить, что финансовая деятельность (включающая финансовое посредничество, страхование, вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования) хотя и заключается в оказании тех или иных финансовых услуг, но является самостоятельной областью функционирования.

Исключительно в ведении государства и на финансировании бюджета находятся такие виды деятельности, как:

·                      государственное управление и обеспечение военной безопасности;

·                      обязательное социальное обеспечение;

·                      деятельность экстерриториальных организаций.

Преимущественно на государственном попечении и финансировании находятся образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг, прочих коммунальных и социальных услуг.

Деление предприятий по отраслям (видам экономической деятельности) предопределено наличием существенных отличий, признаков, отличающих одну отрасль от другой:

·                      используемая техника (совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, орудий);

·                      применяемая технология (совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов в процессе производства);

·                      организация производственного процесса (совокупность применяемой техники и технологии);

·                      организация финансов (совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, система их формирования, распределения и использования) и их взаимодействие с бюджетными и внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями.

Особенности функционирования предприятий различных отраслей необходимо принимать во внимание при проведении управленческого анализа. Применение общей методики не удовлетворяет потребностям наиболее точной диагностики, что ведет к необходимости разработки и использования целого ряда частных отраслевых методик, например, для анализа:

·                      деятельности строительных организаций;

·                      предприятий агропромышленного комплекса (и производящих, и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию);

·                      организаций транспорта и связи, торговли и общественного питания;

·                      предприятий сферы услуг.


2. Содержание управленческого и финансового анализов


Необходимость формирования отдельной информации для управления, т.е. для себя, и публичной финансовой отчетности для внешних пользователей стала объективной реальностью. Отсюда и единый бухгалтерский учет, а следовательно, и анализ подразделяют по принципу субъектов пользователей на управленческий и финансовый.

Финансовый анализ – это внешний анализ, который основан на данных финансового учета и содержит открытую информацию, показывает «как это было».

Управленческий анализ – это внутренний анализ, который проводится работниками предприятия и включает любую информацию. Анализ используется для решения задач стратегического управления, связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат, результатов деятельности. Управленческий анализ выступает в единстве производственного и финансового анализа, ему присуща комплексность подхода к производственным и финансовым показателям. Методы его проведения определяются руководством предприятия, поскольку он направлен на выработку управленческих решений конкретного субъекта хозяйствования и организацию внутрихозяйственных связей на предприятии.

Между финансовым (внешним) и управленческим (внутренним) анализом имеются принципиальные различия в организации и способах проведения, которые можно определить по следующим основным классификационным признакам (табл. 2.1).



Таблица 2.1. Отличительные признаки управленческого и финансового анализа

Финансовый анализ (внешний)

Управленческий анализ (внутренний)

Цель анализа

1. Оценка:
• состава, структуры имущества, его эффективности использования;
• платежеспособности;
• финансовой устойчивости;
• рентабельности;
• использования прибыли;
• инвестиционной деятельности
2. Прогнозирование:
• доходов;
• потоков денежных средств;
• дивидендной политики

1. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышение эффективности, выявление резервов снижения затрат и роста прибыли
2. Разработка конкурентной политики и программ ее развития на перспективу
3. Анализ с целью научного обоснования бизнес-планов, оптимальных вариантов деловых решений

Объект анализа

Финансовое положение хозяйствующего субъекта

1. Маркетинговая деятельность
2. Комплексная эффективность хозяйственной деятельности
3. Структурные подразделения хозяйствующего субъекта, различные аспекты, направления производственно-финансовой деятельности
4. Технико-организационный уровень деятельности
5. Объем продукции
6. Использование производственных ресурсов (средств, предметов труда, рабочей силы)
7. Взаимосвязь затрат, объема продукции и прибыли

Периодичность проведения

Не реже одного раза в год, также по мере предоставления отчетности (в налоговую инспекцию, статистические органы – ежеквартально)

По мере необходимости на нерегулярной основе и прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции

Информационная база

Бухгалтерская отчетность

Любая информация: данные бухгалтерского, оперативного, статистического учета, нормативно-справочная информация, акты ревизий, аналитические расчеты и т.п.

Доступность информации

Открыта для всех потребителей

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления

Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики, покупатели, налоговые инспекции и т.д.

Управленческий персонал предприятия: менеджеры, директора, начальники подразделений и т.д.

Использование методов анализа

Традиционные способы:
• сравнение;
• абсолютные;
• относительные;
• средние величины;
• графические;
• табличные;
• группировки;
• методы факторного анализа

1. Традиционные способы
2. Детерминированный (функциональный) факторный анализ
3. Стохастический корреляционный факторный анализ
4. Экономико-математические способы
5. Комплексные методы: ФСА, методы «дельфи», директ-костинг, «ПАТТЕРН» и др.

2.1 Характеристика основных видов экономического анализа


Современные условия бизнеса предопределили создание системы информационных потоков, отвечающих различным критериям: внешним и внутренним потребностям, оперативности, широте охвата источников и временных границ и т.д. Результатом формирования самых разнообразных информационных потоков стало разделение экономического анализа на следующие виды.

1.                  По объектам анализа:

§     технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический анализ (проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.);

§     управленческий, маркетинговый, экономико-статистический, экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и организаций);

§     экономико-экологический анализ (проводят органы охраны окружающей среды) и т.п.

2.                  По субъектам анализа (кто проводит):

§     руководство предприятия;

§     функциональные службы;

§     собственники;

§     кредитные организации;

§     аудиторские службы;

§     судебно-правовые органы.

3.                  По пользователям информации: внутренний и внешний.

4.                  По периодичности проведения: годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, разовый, непериодический.

5.                  По содержанию и полноте изучаемых вопросов: полный анализ всей хозяйственной деятельности, выборочный анализ, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики.

6.                  По методам изучения объекта:

§     сравнительный, комплексный, системный анализ;

§     детерминированный факторный, стохастический корреляционный анализ;

§     функционально-стоимостной, диагностический, маржинальный анализ;

§     анализ коммерческих рисков.

Сравнительный анализ состоит в сопоставлении достигнутых результатов хозяйственной деятельности с результатами других предприятий или объединений, в выявлении резервов дальнейшего повышения эффективности производства. Он позволяет обобщить опыт нескольких предприятий, распространить передовой опыт на сравниваемые предприятия. Виды сравнительного анализа: внутрифирменный, внутриотраслевой, межотраслевой.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности. Основной подход к проведению ФСА – функциональность.

Исходя из имеющейся информационной базы и решаемых задач, различают экспресс-анализ и детализированный, комплексный углубленный анализ, а также современный сопоставительный анализ:

Экспресс-анализ – это общее, предварительное исследование, основанное преимущественно на данных финансовой отчетности, ориентированное на внешних пользователей. Общий обзор результатов работы промышленного предприятия или экспресс-анализ является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет дать общую оценку работы предприятия, не раскрывая внутреннего содержания каждого фактора, повлиявшего на формирование отдельных показателей, а также предоставляет возможность непосредственно ознакомиться с масштабами производства, его особенностями. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов роста реализации продукции, то это признак затоваривания.

Детализированный, комплексный (углубленный) анализ проводится с привлечением данных аналитического (управленческого) учета и является коммерческой тайной, рассчитан на управленческий персонал. Его цель – подробная характеристика финансового положения предприятия и возможностей развития на перспективу.

Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление – бенчмаркинг. Основу его составляет сравнение деятельности предприятий-конкурентов и передовых фирм других отраслей. Целью такого сопоставительного анализа является стратегическое планирование исходя из исследованных лучших параметров.

7.                  По временному признаку:

§     текущий (ретроспективный) или периодический анализ;

§     оперативный анализ;

§     перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, и позволяет оценить работу предприятия за месяц, квартал, год нарастающим итогом. Он является базой для перспективного анализа.

Недостаток: все выявленные резервы – это потерянные возможности.

Оперативный анализ проводится в ходе производственной деятельности, является элементом планово-диспетчерского управления. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, производственного оборудования, материальных ресурсов, себестоимость, прибыль, рентабельность, платежеспособность. Анализ основан на данных первичного учета: оперативного, технического, бухгалтерского, статистического.

Недостаток: относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах.


3. Управленческий анализ деятельности предприятий транспорта

 

3.1 Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Этой отрасли присущи следующие основные особенности.

1.                  Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании.

2.                  Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем.

3.                  Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.