Управление эффективностью деятельности персонала на основе функционально-стоимостного анализа
Стоимостная
оценка функций и нанесение их на диаграмму позволяют выявить распределение
затрат по функциям и областям диаграммы и определить те направления, по которым
следует вести работу для сведения к минимуму излишних затрат, связанных с
осуществлением конкретных функций управления.
При помощи
диаграммы выявляются излишние и не свойственные отделу функции, а также
функции, не выполняемые в настоящее время работниками отдела.
Излишней
является функция защиты заявок на комплектующие изделия в вышестоящих
организациях. Трудозатраты - 3000 руб. в год.
Функция
контроля выполнения договоров, связанная с командировками к поставщикам
комплектующих изделий для контроля выполнения плановых объемов и сроков
поставки по договорам, также излишняя: организации-поставщики заинтересованы
выполнять договоры по поставкам в срок. Примерные затраты составляют 20 000
руб. в год.
По названным
причинам излишними становятся функции «Рассчитывать размер штрафов за
несвоевременную поставку», «Предъявлять претензии поставщикам комплектующих
изделий», «Изыскивать источники на дополнительную поставку изделий».
Затраты
составляют (1630 + 1000 + 700) = 3330 руб. в год.
Несвойственна
сотрудникам отдела работа на складах предприятия, и цехах (как правило в конце
месяца) и т.п. В то же время работники отдела не разрабатывают нормы запасов
комплектующих изделий, не следят за соблюдением их на складах. В результате
чего изделия завозят на склад неравномерно, на складе хранится некомплектные
заделы. Отдел практически не занимается реализацией ставших ненужными в
результате изменения производственной программы комплектующих изделий, что
затрудняет размещение на складах необходимых комплектующих изделий.
Затем
составляется схема функциональных взаимосвязей отдела (табл.3), с помощью
которой выявляются излишние и недостающие горизонтальные и вертикальные связи
ОВКиК с другими подразделениями предприятия по каждой функции отдела.
Таблица
3
Фрагмент схемы
функциональных взаимосвязей ОВКиК с другими функциональными подразделениями
(ОГК - отдел
главного конструктора; ОГТ - отдел главного технолога; БМА - бюро механизации и
автоматизации; БРИЗ - бюро рационализации и изобретательства; ОГМ - отдел
главного механика; ОГЭ - отдел главного энергетика; БТД - бюро технической
документации; ПДО - производственно-диспетчерский отдел; ОМТС - отдел
материально-технического снабжения; ОВКиК - отдел внешней кооперации и
комплектации; ФО - финансовый отдел; ОС - отдел сбыта; ПЭО -
планово-экономический отдел; ООТиЗ - отдел организации труда и заработной
платы; ОК - отдел кадров; ОТК - отдел технического контроля;
О - отвечает
за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и
оформляет необходимый документ; П - представляет исходные данные, информацию,
необходимые для выполнения данной функции; У - участвует в выполнении данной
функции, визирует подготовленный документ; С - согласовывает подготовленный
документ по функции; Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.)
Так, за выполнение
функции «Определять потребности в комплектующих изделиях» отвечает ОВКиК, он
организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимые документы. Из
ОГТ ОВКиК получает нормы расхода комплектующих изделий по номенклатуре
выпускаемой продукции. Планы и производственные программы предоставляют ПЭО и
ПДО. Расчет потребности в комплектующих изделиях согласовывается с ОГК.
Финансовый и сбытовой отделы участвуют в выполнении данной функции,
предоставляя информацию о наличии оборотных средств, результатах складского
учета. В расчетах потребности участвует и БТД, размножая необходимые документы.
Утверждает документ о потребности предприятия в комплектующих изделиях
заместитель директора по коммерческим вопросам.
Для
определения степени значимости функций ОВКиК создается экспертная группа. В ее
состав входят начальник ОВКиК, руководители и специалисты материальных групп
отдела.
Каждый из
членов экспертной группы заполняет матрицу попарных сравнений функций. В табл.
4 приведена матрица попарных сравнений для основных функций, заполненная
начальником ОВКиК. Такие же матрицы строят и для вспомогательных функций.
Таблица
4
Матрица попарных
сравнений для основных функций ОВКиК
По строкам и
столбцам матрицы записываются соответствующие наименования или номера
управленческих функций. Каждый член экспертной группы заполняет одну матрицу
следующим образом. Например, в табл. 4 при сравнении функций 1 и 3 предпочтение
отдается функции 3. В строке соответствующей функции 1 в столбце 3,
соответствующем функции 3, выставляется 2 балла. Аналогично в строке 3 и
столбце 1 выставляется 0. Если эксперт затрудняется отдать предпочтение
какой-либо функции, то в соответствующих строке и столбце он проставляет по
одному баллу. После заполнения всей матрицы баллы суммируются по строкам.
Затем
полученные значения эксперты заносят в сводную матрицу (табл.5).
Таблица
5
Сводная матрица попарных
сравнений основных функций ОВКиК
Для снижения
субъективного фактора при определении значимости управленческих функций
экспертные ряды проверяются по формуле:
К = З1/З2,
где
К -
коэффициент устойчивости экспертного ряда;
31
- максимальная значимость в экспертном ряду;
32
- минимальная значимость в экспертном ряду.
Затем
коэффициент устойчивости экспертного ряда сравнивается с нормативным значением
этого коэффициента (Кн), который равен 2,0. Если значение К > Кн, то
необходимо одно из значений ряда вычеркнуть. После этого еще раз проверяется
значение К и рассчитываются среднеарифметические значения значимости каждой
функции.
Сводная
матрица позволяет проранжировать все функции отдела по степени их значимости с учетом
мнений всех экспертов. Количество экспертов может быть больше шести.
На рис. 2
представлена совмещенная диаграмма значимости функций управления ОВКиК и затрат
на их осуществление.
Рис. 2 Совмещенная
диаграмма значимости функций и затрат на их осуществление для ОВКиК организации
Из диаграммы
видно, что затраты на осуществление функций «Руководить работой складов»,
«Акцептовать счета на комплектующие изделия» и «Разрабатывать лимиты на
комплектующий изделия» не сбалансированы с их значимостью, поэтому в первую
очередь необходимо совершенствовать процессы выполнения этих функций.
Достаточно
трудоемки также функции «Определять потребности в комплектующих изделиях»,
«Снабжать цеха комплектующими изделиями» и «Составлять спецификации на
комплектующие изделия».
Анализ
деятельности ОВКиК позволил выявить низкий уровень качества выполнения
отдельных функций (например, «Определять потребности в комплектующих
изделиях»).
Уровень
качества осуществления функций определяется по формуле:
Кк.ф.у.
= (К1 + К2 + К3 + К4 + К5
+ К6) / 6, где
Кк.ф.у.
– коэффициент, характеризующий уровень качества функций управления.
Расчетные
формулы для определения коэффициентов К1, К2, К3,
К4, К5, К6 приведены в табл. 6
Диаграмма
значимости функций и уровня их качества — совмещенная диаграмма для оценки
соответствия значимости функций управления и уровня качества функций. В верхней
части диаграммы функции управления располагаются по степени их значимости, а в
нижней дается оценка уровню их качества. Строится по подобию диаграммы
значимости функций и затрат на их осуществление (см. рис. 2).
Недостаточно
высок уровень квалификации отдельных работников отдела. Неудовлетворительна
система учета, хранения и использования материальных ресурсов. Требуют
упрощения организационная структура отдела, информационные связи его с другими
подразделениями. Необходимо разработать ряд регламентирующих деятельность
отдела документов.
Таблица
6
Определение показателей
качества функций управления
С учетом
выявленных недостатков формулируются важнейшие задачи совершенствования
управления снабжением производства комплектующими изделиями:
1)
сокращение
затрат на выполнение следующих функций: «Руководить работой складов»,
«Акцептовать счета на комплектующие изделия», «Разрабатывать лимиты на
комплектующие изделия», «Снабжать цеха комплектующими изделиями» и др.;
2)
избавление
от излишних функций: «Контролировать выполнение договоров», «Защищать заявки на
комплектующие изделия» и т.п. (см. рис. 1);
3)
повышение
качества выполнения функций: «Определять потребности в комплектующих изделиях»,
«Регистрировать поступление комплектующих изделий» и т.п.;
4)
повышение
уровня обеспеченности производства комплектующими изделиями;
5)
совершенствование
учета, хранения и использования комплектующих изделий;
6)
совершенствование
функционального разделения труда в ОВКиК и повышение уровня его регламентации;
7) механизация и
автоматизация процессов выполнения функций отдела и т.п.
2.4 Творческий этап
На творческом
этапе выбираются методы поиска идей и активизации процесса определения путей
повышения эфффективности деятельности управленческого персонала, выдвигаются
идеи способов выполнения функций управления, формулируются на основе
предложенных идей варианты осуществления функций, дается оценка и выполняется
предварительный отбор наиболее целесообразных и реальных вариантов выполнения
функций управления.
При поиске
путей совершенствования управления обеспечением производства комплектующими
изделиями используются следующие известные методы: «мозговой атаки»,
контрольных вопросов, морфологического анализа.
Формируется
экспертная группа в следующем составе: заместитель директора по коммерческим
вопросам, начальник ОВКиК, руководитель одной из материальных групп отдела,
экономист отдела, начальник складского хозяйства, начальник отдела АСУ, научный
сотрудник научно-исследовательской организации или вуза. На творческих
совещаниях экспертной группы обсуждаются следующие вопросы:
·
Можно
ли исключить вообще или передать другому подразделению аппарата управления
какую-нибудь функцию из общего состава выполняемых отделом функций?
·
Какие
функции, относящиеся к ОВКиК, отдел не выполняет?
·
Можно
ли типизировать процесс выполнения каких-либо функций?
·
Можно
ли сократить затраты на выполнение каких-либо функций?
·
Каким
образом можно избавиться от излишних затрат?
·
Осуществление
каких функций можно осуществить с помощью ЭВМ?
·
На
сколько снизятся при этом затраты на выполнение функций?
·
Каким
иным способом можно выполнить какую-либо функцию?
·
Как
изменится уровень качества выполнения функций?
·
Какие
технические средства управления целесообразно приобрести ОВКиК?
·
Какие
внутренние и внешние связи ОВКиК являются излишними, каких связей недостает?
·
Какие
документы, формы или данные, поступающие или исходящие из отдела, являются
излишними?
·
Какие
данные, необходимые для эффективной работы отдела, не поступают в отдел или
поступают с опозданием?
·
Как
наиболее целесообразно следует распределить функции между работниками ОВКиК?
·
Следует
ли децентрализировать некоторые функции ОВКиК или наоборот — централизировать?
·
Как
следует изменить организационную структуру ОВКиК?
·
Чему
необходимо обучить работников ОВКиК?
·
Какие
регламентирующие деятельность ОВКиК нормативные документы необходимо
разработать?
·
Что
нужно сделать для эффективной работы складского хозяйства?
·
Как
следует изменить систему планирования и экономического стимулирования процесса управления
снабжением предприятия комплектующими изделиями?
·
Какие
другие мероприятия необходимо осуществить для повышения эффективности работы
отдела?
·
Как
изменятся основные показатели деятельности организации в результате
совершенствования работы ОВКиК?
На каждый из
вопросов, как правило, получают несколько вариантов ответов. Все варианты
фиксируются в карточках идей, пример их заполнения приведен в табл. 7
Таблица
7
Пример заполнения
карточки идей
Для
предварительного отбора вариантов данные- всех карточек сводятся в
морфологическую матрицу. В ней отражаются те варианты, которые по результатам
экспертизы считаются наиболее приемлемыми (фрагмент матрицы показан в табл. 8).
Таблица
8
Фрагмент морфологической
матрицы способов выполнения функций ОВКиК
2.5 Исследовательский этап
Разработка
проекта происходит на исследовательском этапе. Здесь производится эскизная
проработка отобранных вариантов, их сравнительная организационно-экономическая
оценка с участием специалистов заинтересованных подразделений и служб
организации и учет заключений экспертизы, отбор наиболее подходящих для
реализации предложений.
Эскизная
проработка отобранных вариантов состоит в подробном описании каждого варианта с
применением схем, графиков, моделей, функциональных диаграмм, проектов
положений о подразделениях и другой проектной документации.
Сравнительная
технико-экономическая оценка вариантов проектных предложений проводится на
основе заключений экспертизы с использованием действующих методических
материалов по расчету экономической эффективности инвестиционных проектов.
При отборе
подходящих для реализации вариантов все предложения делят на следующие группы:
реальные для внедрения; возможные для внедрения, но в данных условиях не
реализуемые; теоретически возможные, но пока практически не реализуемые;
нереальные предложения. Для дальнейшего рассмотрения выбираются варианты из
первой группы.
На данном
этапе разрабатываются: задание на проектирование, организационный общий и
организационный рабочий проекту со всеми необходимыми обоснованиями.
Исследовательский этап наиболее трудоемок, поэтому здесь рекомендуется
привлекать специалистов научно-исследовательских организаций, учебных заведений
для проведения научно-исследовательских работ.
По каждому
предложению по совершенствованию работы ОВКиК при помощи табл. 9 осуществляется
отбор тех вариантов, которые принимаются для реализации на предприятии.
Таблица
9
Фрагмент
сравнительной-организационно-экономической оценки поданых идей и предложений
(«+» -
преобладание преимуществ над недостатками, «-» - преобладание недостатков над
преимуществами, «+-» - равное соотношение преимуществ и недостатков)
При
организационной оценке вариантов учитываются реальные организационные условия,
являющиеся предпосылкой успешного внедрения того или иного варианта. При
экономической оценке учитываются: уровень снижения трудозатрат и повышения
качества выполнения функций, а также тенденции изменения основных показателей
работы организации.
В нашем
примере наиболее рациональным является первый вариант.
Назовем
важнейшие направления повышения эффективности деятельности управленческого
персонала ОВКиК организации, реализованные в проекте:
·
повышение
квалификации работников отдела, в первую очередь повышение уровня экономических
знаний;
·
автоматизация
и механизация процессов выполнения функций, передача ряда рутинных работ на
ЭВМ, оснащение рабочих мест необходимой оргтехникой и персональными
компьютерами;
·
улучшение
информационного обмена по документам внутри отдела, а также между ОКВиК и
другими отделами и подразделениями;
·
совершенствование
системы мотивации и стимулирования работников отдела;
·
улучшение
методов и регламента работы специалистов отдела;
·
проведение
работы по централизации ряда функций, устранению дублирования, излишних,
несвойственных и вредных функций;
·
повышение
качества выполнения функций;
·
снижение
затрат на осуществление функций ОВКиК.
Проект
повышения эффективности деятельности управленческого персонала включает:
положение об ОВКиК; должностные инструкции работников отдела; схему
функциональных взаимосвязей отдела с другими подразделениями организации;
комплект регламентирующей деятельность отдела документации (оперограммы выполнения
отдельных управленческих процедур, логико-информационные схемы, схемы
документооборота); комплект основных стандартов организации; схему
организационной структуры отдела; штатное расписание отдела; таблицу расчета
трудоемкости осуществления функций до и после внедрения мероприятий; перечень
задач, рекомендуемых для решения на компьютерах; расчет ожидаемого
экономического и социального эффекта от внедрения мероприятий.
2.6 Рекомендательный этап и этап внедрения
На
рекомендательном этапе подготавливают проект к внедрению, рассчитывают затраты
на разработку и реализацию рекомендаций, ожидаемую экономическую и социальную
эффективность.
Для оценки
эффективности труда руководителей и специалистов управления используют
результаты аттестации, которые фиксируются в специально разработанных
аттестационных листах по оценке результатов деятельности за год (работа № 1),
составленных по материалам аттестационных листов по оценке текущей деятельности
сотрудников (работа № 2).
Используя
данные аттестационных листов, расчитывают коээфициенты эффективности труда (Кэф)
по каждому сотруднику. Для этого составляется табл. 10, причем
Кэф
= (Бср1 + Д1 + Бср2 + Д2)
/ (Д1 + Д2), где
Бср1
и Бср2 - средний балл работника по работе № 1и № 2
соответственно,
Д1
и Д2 – продолжительность выполнения работы № 1и № 2 соответственно.
Таблица
10
На этапе
внедрения проводится социалбно-психологическая, профессиональная,
материально-техническая подготовка работников и внедрение рекомендаций.
Необходимо разработать систему стимулирования реализации проекта и план-график
внедрения проекта.
Заключение
Таким образом,
изучение функций систем управления при помощи метода ФСА позволяет проводить
анализ всех составляющих систему управления носителей функций, внешней среды,
их состояния и взаимосвязей. При этом ФСА дополняется стоимостным анализом, что
выгодно отличает этот метод от других традиционных методов, распространенных в
практике проектирования систем управления организацией.
ФСА позволяет
определить состояние функционирования и тенденции развития системы управления,
отдельного подразделения или работника, которые происходят в ходе реализации ее
(системы) потребительной стоимости. Кроме того, ФСА позволяет выявить затраты,
необходимые для осуществления функций системы при заданном уровне их качества.
Функциональный
анализ системы управления, в отличие от стоимостного анализа (если говорить о
стоимости функций управления) имеет определенную историю и опыт, широко
применяется на практике. Определение затрат (стоимости) на осуществление
функций системы управления имеет свои сложности и большую специфику в отличие
от стоимости выполнения функций технических систем и эта проблема еще не решена
до конца ни в теории, ни в практике. Поэтому, как и любой другой метод анализа,
ФСА имеет свои преимущества и недостатки.
Страницы: 1, 2
|