скачать рефераты

МЕНЮ


Управление инновациями

Управление инновациями

Содержание

 

Введение. 3

1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства. 5

2. Проектная часть. 21

2.1 Краткая характеристика предприятия. 21

2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии. 34

2.3 Комплексная характеристика нововведения. 38

2.4 Обоснование и выбор проекта. 57

2.5 Обоснование эффективности инновационного проекта. 61

2.6 Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма управления рисками  69

2.7 Организация реализации проекта. 78

Заключение. 80

Библиографический список литературы.. 82


Введение


Современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства. Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран.

В настоящее время на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения в развитых странах Запада приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта.

Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным отвлечением значительных финансовых, материальных и других ресурсов, экономическая и функциональная отдача от которых наступает отнюдь не скоро. Поэтому принятию инвестиционных решений предшествует глубокий комплексный анализ. Его принципы и механизмы постоянно совершенствуются, что позволяет повысить уровень обоснований.

Любой инновационный проект, являясь проектом инвестиционным, требует учета различного рода факторов, которые могут оказать влияние на финансово-экономические показатели. Поэтому при отборе инновационных проектов важно учитывать именно финансовые критерии, такие как стоимость проекта, формы и  методы его финансирования.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что процесс правильного и адекватного выбора форм и методов финансирования инновационной деятельности в организации в настоящее время в условиях нестабильной внешней среды и неустойчивого финансового рынка приобретает особую значимость, поскольку именно сейчас необходимо делать больше и с наимень­шими затратами. Определение приоритетов необходимо, и они должны устанавливаться исходя из общих целей предприятия.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение принципов организации финансирования инновационного предпринимательства, основных форм и методов финансирования инновационных проектов, а также разработка инновационного проекта на примере ОАО "Белгородский цемент".

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть механизм финансирования инновационного предпринимательства;

2. Дать краткую характеристику предприятию;

3. Провести анализ сведений об инновационной деятельности на исследуемом предприятии;

4. Сформировать портфель инновационных проектов организации, соответствующий ее стратегии и современному положению;

5. Предоставить сведения о перспективности новых инновационных проектов, а затем из двух проектов, предлагаемых к реализации, выбрать наиболее приоритетный;

6. Произвести расчет показателей экономической эффективности проекта;

7. Провести экспертизу инновационного проекта и разработать механизм управления рисками;

8. Привести календарный план реализации проекта и условия его прекращения.

 Объектом исследования является ОАО "Белгородский цемент".

Данная курсовая работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации, данных отчетности предприятия.

1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства


Финансирование инновационной деятельности представляет собой направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления.

Важно обеспечить последовательное финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов.

Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контрольную.

Для организации процесса финансирования необходимо выполнение ряда условий:

1) четкая целевая ориентация системы финансирования - ее увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

2) логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

3) множественность источников финансирования;

4) широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и  направлений их практического использования;

5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

При этом основными задачами финансирования в области инновационной деятельности служат:

• создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки;

• сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

• создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Источники финансирования инновационной деятельности организаций, предприятий можно подразделить на внешние и внутренние:

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и др.

Среди внешних форм финансирования инновационной дея­тельности выделяются в первую очередь бюджетные кредиты и ассигнования из бюджета.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности предусматривает использование собственных средств организа­ций и предприятий. Сюда, прежде всего, входят часть прибыли и амортизационных отчислении, акционерный капитал предприятия.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

1) финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных средств:

— доходы (прибыль от реализации товарной продукции, научно-технической продукции, от финансовых операций и др.);

— поступления (амортизационные отчисления, выручка от реа­лизации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые посту­пления и др. поступления);

2) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке:

— продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг;

— кредитные инвестиции;

— финансовый лизинг;

— средства научных фондов;

— спонсорские средства;

3) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения:

—  страховое возмещение по наступившим рискам;

—   финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур;

— финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах;

— дивиденды и проценты по ценным бумагам и других эмитентов;

— бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.

Таким образом, в общем случае финансирование новых продуктовых линий или расширения ранее освоенных производств на базе более производительных (обеспечивающих также более высокое качество продукта, лучшую экологию и пр.) технологий может, в основном, осуществляться из следующих источников:

1. Самофинансирование:

Ø                самофинансирование из накопленных капитализированных прибылей (за счет фонда развития фирмы);

Ø                самофинансирование из накопленного амортизационного фонда текущих амортизационных отчислений;

Ø                использование резервного фонда для покрытия временных текущих убытков предприятия, планируемых на период до выхода предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж, превышающих объем безубыточного выпуска и продаж;

Ø                финансирование из собственного капитала предприятия, помещенного в уставный фонд (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).

2. Заемные средства:

Ø                банковские кредиты (в первую очередь долгосрочный и среднесрочный инвестиционный кредит) — это средства, предоставляемые банком организации или предприятию на установленный срок для использования на определенные цели. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты;

Ø                заемные средства, выручаемые от размещения на биржевом или внебиржевом фондовых рынках специально выпускаемых облигаций предприятия;

Ø                коммерческий кредит поставщиков материальных покупных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг контрагентов и пр.) при покупке этих ресурсов в рассрочку или с отсроченным платежом;

Ø                лизинг специально заказанного оборудования с отсроченным выкупом его после того, как оно будет поставлено с разрешением в течение определенного времени использовать его на условиях аренды (при этом возможна не одна разновидность такого лизинга — прямой, оперативный, финансовый и пр.).

3. Привлеченные средства:

Ø                привлеченные средства акционеров-учредителей (пайщиков) и тех (в открытых акционерных обществах), кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);

Ø                средства, привлекаемые от размещений на фондовом рынке новых выпусков акций (или поступающие от дополнительных новых пайщиков, если речь идет о не акционерных обществах или товариществах с ограниченной ответственностью, чей уставный фонд при их перерегистрации может наращиваться за счет взносов в него от дополнительно принимаемых членов).

4. Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования (например, выпуск и размещение конвертируемых друг в друга акций и облигаций, инновационный кредит, получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки, но при наличии от заказчика существенных, вплоть до полной оплаты по сниженной цене, авансовых платежей и т.п.).

5. Необходимо отметить еще один важный источник финансирования — государственный. Концепцией государственной промышленной политики предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

·   на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и субъекты, связанные с поддержанием национальной 6езопасности;

·   все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной основе; преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает исключением. Как правило, бюджетные средства предоставляются на возвратной основе. В любом случае средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов про­дукции или продукции более высокого класса.

При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном мировом промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% национального дохода.

Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

Ø                стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;

Ø                система экономических льгот участникам инноваций и инвесторам, включая иностранных;

Ø                поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.

Государство может выступать непосредственно в качестве инвестора при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергии). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой, что отражается при объявлении государственной инновационной политики и выделении приоритетов.

В зависимости от бюджетных возможностей и значимости конкретных инноваций для экономики в целом государство включается в систему инновационных коммуникаций, где определяет степень и форму участия, а также метод реализации государственных интересов. При благоприятных макроэкономических показателях (ставки процентов, налогов, масштаб национальных кредитных ресурсов) происходит ускорение товарооборота новшеств, в то время как при неблагоприятных условиях происходит неизбежное разрушение созданных отношений между участниками реализации инновационных проектов.

Необходимо отметить, что в промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном из негосударственных источников. На внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение инновационных проектов, то есть отсутствует реальный платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения. В связи с этим формируется система специализированных фондов, предоставляющих организациям или предприятиям безвозвратные субсидии или кредиты для их целевого использования — фи­нансирования НИОКР и инновационной деятельности.

Следует отметить такую тенденцию, как снижение размера финансирования науки из средств федерального бюджета (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Финансирование науки из средств федерального бюджета



Год

1992

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Ассигнования по разделу "Фундаментальные исследования и содействие техническому прогрессу" федерального бюджета; млн. руб. (до 1998 г. – млрд. руб.): в фактически действовавших ценах

95,3

4413,6

5699,6

8808,7

6239,4

11621,5

17091,7

23023

В постоянных ценах 1991 г.

5,99

2,48

2,22

3,0

1,83

2,07

2,16

2,47

В процентах: к валовому внутреннему продукту

0,5

0,29

0,27

0,36

0,23

0,24

0,23

0,25

К расходам федерального бюджета

2,43

1,6

1,6

2,02

1,32

1,74

1,66

1,74


Как видно из таблицы, размер ассигнований на науку из средств федерального бюджета (в постоянных ценах 1991 г.) снизился с 1992 по 2002 г. более чем в 2 раза (с 5,99 до 2,47 млрд. руб.). Также в 2 раза (с 0,5 до 0,25) уменьшилась доля таких ассигнований в процентах к валовому внутреннему продукту. По отношению к общей величине расходов федерального бюджета доля ассигнований на науку в 2002 г. составила лишь 1,74%, что существенно ниже, чем было в 1992 г. (2,43%) и в 2 - 3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах Запада.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.