Управление инновациями
Управление инновациями
Введение. 3
1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства. 5
2. Проектная часть. 21
2.1 Краткая характеристика предприятия. 21
2.2 Характеристика инновационной деятельности на
предприятии. 34
2.3 Комплексная характеристика нововведения. 38
2.4 Обоснование и выбор проекта. 57
2.5 Обоснование эффективности инновационного проекта. 61
2.6 Экспертиза инновационного проекта и разработка
механизма управления рисками 69
2.7 Организация реализации проекта. 78
Заключение. 80
Библиографический список литературы.. 82
Современный этап
мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами
научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных
факторов производства. Интенсивное проведение исследований и разработка на их
основе новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание
международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся
глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического
роста для индустриально развитых стран.
В настоящее время на долю новых или
усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих
новые знания или решения в развитых странах Запада приходится от 70 до 85%
прироста валового внутреннего продукта.
Разработка и реализация инновационных проектов связаны
с долговременным отвлечением значительных финансовых, материальных и других
ресурсов, экономическая и функциональная отдача от которых наступает отнюдь не
скоро. Поэтому принятию инвестиционных решений предшествует глубокий
комплексный анализ. Его принципы и механизмы постоянно совершенствуются, что
позволяет повысить уровень обоснований.
Любой инновационный проект, являясь проектом
инвестиционным, требует учета различного рода факторов, которые могут оказать
влияние на финансово-экономические показатели. Поэтому при отборе инновационных
проектов важно учитывать именно финансовые критерии, такие как стоимость
проекта, формы и методы его финансирования.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что процесс правильного и адекватного выбора форм
и методов финансирования инновационной деятельности в организации в настоящее
время в условиях нестабильной внешней среды и неустойчивого финансового рынка
приобретает особую значимость, поскольку именно сейчас необходимо делать больше
и с наименьшими затратами. Определение приоритетов необходимо, и они должны
устанавливаться исходя из общих целей предприятия.
Основной
целью курсовой работы является рассмотрение принципов организации
финансирования инновационного предпринимательства, основных форм и методов
финансирования инновационных проектов, а также разработка инновационного
проекта на примере ОАО "Белгородский цемент".
В соответствии с данной целью в курсовой работе были
поставлены следующие задачи:
1.
Рассмотреть механизм финансирования инновационного
предпринимательства;
2.
Дать краткую характеристику предприятию;
3.
Провести анализ сведений об инновационной
деятельности на исследуемом предприятии;
4. Сформировать портфель инновационных проектов
организации, соответствующий ее стратегии и современному положению;
5. Предоставить сведения о перспективности новых инновационных проектов, а
затем из двух проектов, предлагаемых к реализации, выбрать наиболее приоритетный;
6.
Произвести расчет показателей экономической
эффективности проекта;
7. Провести
экспертизу инновационного проекта и разработать механизм управления рисками;
8.
Привести календарный план реализации проекта и
условия его прекращения.
Объектом
исследования является ОАО "Белгородский цемент".
Данная
курсовая работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной
литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников:
сети Internet, периодических изданий, средств массовой
информации, данных отчетности предприятия.
Финансирование инновационной
деятельности представляет собой
направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и
организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение
новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных
форм и методов управления.
Важно обеспечить последовательное
финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки
опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых
видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование
инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных
организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов,
инновационных банков и венчурных фондов.
Система
финансирования выполняет две функции: распределительную и контрольную.
Для организации процесса финансирования необходимо выполнение ряда
условий:
1) четкая целевая ориентация системы финансирования - ее увязка с задачей
быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
2) логичность,
обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
3) множественность источников финансирования;
4) широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально
широкого круга технических и технологических новинок и направлений их
практического использования;
5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей
системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся
условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
При этом основными
задачами финансирования в области инновационной деятельности служат:
• создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения
технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны,
обеспечения ее структурно-технологической перестройки;
• сохранение и развитие стратегического
научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
• создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового
потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
Источники финансирования инновационной деятельности организаций,
предприятий можно подразделить на внешние и внутренние:
Внешнее финансирование инновационной
деятельности предполагает привлечение и использование средств государства,
финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.
Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование,
использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и др.
Среди внешних форм финансирования
инновационной деятельности выделяются в первую очередь бюджетные кредиты и
ассигнования из бюджета.
Внутреннее финансирование инновационной
деятельности предусматривает использование собственных средств организаций и
предприятий. Сюда, прежде всего, входят часть прибыли и амортизационных отчислении,
акционерный капитал предприятия.
В настоящее время
в качестве основных источников средств, используемых для финансирования
инновационной деятельности, выступают:
1) финансовые ресурсы, образуемые
за счет собственных и приравненных средств:
— доходы (прибыль от реализации товарной продукции,
научно-технической продукции, от финансовых операций и др.);
— поступления (амортизационные
отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы,
целевые поступления и др. поступления);
2) финансовые ресурсы,
мобилизуемые на финансовом рынке:
— продажа собственных акций,
облигаций и других видов ценных бумаг;
— кредитные инвестиции;
— финансовый лизинг;
— средства научных фондов;
— спонсорские средства;
3) финансовые ресурсы, поступающие
в порядке перераспределения:
— страховое возмещение по наступившим рискам;
— финансовые ресурсы, поступающие от концернов,
ассоциаций, отраслевых и региональных структур;
— финансовые ресурсы, формируемые
на паевых (долевых) началах;
— дивиденды и проценты по ценным
бумагам и других эмитентов;
— бюджетные ассигнования и другие
виды ресурсов.
Таким образом, в общем случае
финансирование новых продуктовых линий или расширения ранее освоенных
производств на базе более производительных (обеспечивающих также более высокое
качество продукта, лучшую экологию и пр.) технологий может, в основном,
осуществляться из следующих источников:
1. Самофинансирование:
Ø
самофинансирование из
накопленных капитализированных прибылей (за счет фонда развития фирмы);
Ø
самофинансирование из
накопленного амортизационного фонда текущих амортизационных отчислений;
Ø
использование резервного
фонда для покрытия временных текущих убытков предприятия, планируемых на период
до выхода предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж,
превышающих объем безубыточного выпуска и продаж;
Ø
финансирование из
собственного капитала предприятия, помещенного в уставный фонд (при превышении
им действующего норматива поддержания определенной величины уставного
капитала).
2. Заемные средства:
Ø
банковские кредиты (в
первую очередь долгосрочный и среднесрочный инвестиционный кредит) — это
средства, предоставляемые банком организации или предприятию на установленный
срок для использования на определенные цели. За пользование кредитом банк взимает
установленные проценты;
Ø
заемные средства,
выручаемые от размещения на биржевом или внебиржевом фондовых рынках специально
выпускаемых облигаций предприятия;
Ø
коммерческий кредит
поставщиков материальных покупных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов,
комплектующих изделий, услуг контрагентов и пр.) при покупке этих ресурсов в
рассрочку или с отсроченным платежом;
Ø
лизинг специально
заказанного оборудования с отсроченным выкупом его после того, как оно будет
поставлено с разрешением в течение определенного времени использовать его на
условиях аренды (при этом возможна не одна разновидность такого лизинга —
прямой, оперативный, финансовый и пр.).
3. Привлеченные средства:
Ø
привлеченные средства
акционеров-учредителей (пайщиков) и тех (в открытых акционерных обществах), кто
приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);
Ø
средства, привлекаемые от
размещений на фондовом рынке новых выпусков акций (или поступающие от
дополнительных новых пайщиков, если речь идет о не акционерных обществах или
товариществах с ограниченной ответственностью, чей уставный фонд при их
перерегистрации может наращиваться за счет взносов в него от дополнительно
принимаемых членов).
4. Прочие смешанные или
нетрадиционные источники финансирования (например, выпуск и размещение конвертируемых друг в друга акций и
облигаций, инновационный кредит, получение форвардных контрактов на поставку
осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки, но при
наличии от заказчика существенных, вплоть до полной оплаты по сниженной цене,
авансовых платежей и т.п.).
5. Необходимо отметить еще один важный источник
финансирования — государственный. Концепцией государственной промышленной
политики предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих
основных норм инвестиционной политики в промышленности:
· на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только
фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения
некоммерческого характера и субъекты, связанные с поддержанием национальной
6езопасности;
· все остальные виды централизованных инвестиций могут
осуществляться только на возвратной основе; преимущественными формами
предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является
инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий
по эмитируемым ценным бумагам.
В условиях ограниченности
финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает
исключением. Как правило, бюджетные средства предоставляются на возвратной
основе. В любом случае средства государственного бюджета выделяются в первую
очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции,
конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых
существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на
производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более
высокого класса.
При проведении собственной
инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и
инвестиционный климат. В современном мировом промышленном комплексе доля
инвестиций в развитие составляет около 45% национального дохода.
Для целенаправленных действий по стимулированию
и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:
Ø
стимулирующая
кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
Ø
система экономических
льгот участникам инноваций и инвесторам, включая иностранных;
Ø
поддержка производства
новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.
Государство может выступать
непосредственно в качестве инвестора при реализации приоритетных точечных
инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах
транспорта, связи и энергии). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих
на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения,
связанные с инновационной сферой, что отражается при объявлении государственной
инновационной политики и выделении приоритетов.
В зависимости от бюджетных возможностей
и значимости конкретных инноваций для экономики в целом государство включается
в систему инновационных коммуникаций, где определяет степень и форму участия, а
также метод реализации государственных интересов. При благоприятных
макроэкономических показателях (ставки процентов, налогов, масштаб национальных
кредитных ресурсов) происходит ускорение товарооборота новшеств, в то время как
при неблагоприятных условиях происходит неизбежное разрушение созданных
отношений между участниками реализации инновационных проектов.
Необходимо отметить, что в
промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности
осуществляется в основном из негосударственных источников. На внутреннем
российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором
размещения заказов на выполнение инновационных проектов, то есть отсутствует
реальный платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные
нововведения. В связи с этим формируется система специализированных фондов,
предоставляющих организациям или предприятиям безвозвратные субсидии или
кредиты для их целевого использования — финансирования НИОКР и инновационной
деятельности.
Следует отметить такую тенденцию,
как снижение размера финансирования науки из средств федерального бюджета
(табл. 1.1).
Таблица 1.1
Финансирование науки из средств
федерального бюджета
|