скачать рефераты

МЕНЮ


Управление инвестиционными процессами

Низкорисковые инвестиции характеризуют вложения капитала в объекты, риск по которым ниже среднерыночного уровня.

Среднерисковые инвестиции выражают вложения капита­ла в объекты, риск по которым соответствует среднерыночному уровню.

Высокорисковые инвестиции определяются тем, что уровень риска по объектам данной группы обычно выше среднерыночного.

Наконец, спекулятивные инвестиции выражают вложение капитала в наиболее рисковые активы (например, в акции моло­дых компаний), где ожидается получение максимального дохода.

Венчурный капитал - это термин, применяемый для обозначения рискованного капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии этих ссуд в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых  наукоемких фирм, называемых венчуром.

Существенное влияние на объем инвестиций оказывает ставка ссудного процента, так как в процессе инвестирования используют­ся не только собственные, но и заемные средства. Если норма ожида­емой чистой прибыли оказывается выше средней ставки ссудного процента, то такие вложения выгодны для инвестора. Поэтому рост процентной ставки вызывает снижение объема инвестиций в эконо­мику страны.

На объем инвестиций также влияет предполагаемый темп инф­ляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль инвестора и меньше стимулов к увеличению объема инвестиций (особенно в процессе долгосрочно­го инвестирования). Поэтому в разработке бизнес-планов инвести­ционных проектов указанные факторы должны учитываться при оценке эффективности их отбора для реализации.


В мировом экономическом хозяйстве  выделяют  зоны  «рискованных инвестиций»,   определение  которых  вызвано  общей  неблагоприятной оценкой  политических  и  экономических  условий  инвестиций.  Часто эксперты относят к ним и Россию.  Такая оценка одинаково применима в отношении как иностранных  инвестиций,  так  и  вложений  российских инвесторов[20].

К таким рискам применимость страхования  крайне  проблематична, поскольку наступление   риска   будет  связано  с  катастрофическим, опустошительным ущербом.    Действительно,     если     предположить наступление «политического   риска»,  т.е.  изменение  политического режима, изменение режима конвертируемости внутренней валюты и вывоза прибыли, то  его  влияние  будет  связано  со  всеми  произведенными инвестициями и   с   точки   зрения   страховщика    будет    носить катастрофический характер.     Непредсказуемость    таких    рисков, невозможность математической    оценки    вероятности    наступления страховых случаев убеждают в том (в совокупности с отмеченным выше), что  страхование  неприменимо  или  сфера   его   применения   крайне ограничена в отношении таких рисков.

Страхование имущественных  интересов  инвестора от политических рисков может осуществляться специализированными  национальными  (как правило, государственными) агентствами, международными организациями или частными страховыми компаниями. Более подробно эти вопросы рассматриваются  в гл. 4 и 7 данной работы.

Обеспечение минимизации инвестиционных рисков. Инвестици­онные риски весьма многообразны и сопутствуют практически всем формам инвестиционной деятельности и направлениям инвестирования. При определенных неблагоприятных обстоятельствах эти риски могут вызвать потерю не только прибыли и дохода от инве­стиций, но и части инвестируемого капитала. Поэтому при приня­тии управленческих решений, связанных с реализацией отдельных инвестиционных проектов, необходимо существенно ограничивать инвестиционные риски и связанные с ними финансовые потери.

Специфика иностранных  инвестиций  определяется  тем,  что  такие инвестиции осуществляются инвесторами,  расположенными на территории одного   государства   или   государств,   в   объекты   инвестиций, расположенные  на  территории   другого   государства,   причем   на территории  государства  -  получателя инвестиций может существовать иное  общее  и  специальное   законодательство   -   об   учреждении предприятий    с    участием   иностранных   инвесторов,   налоговое законодательство,  регулирующее  порядок  использования  иностранной валюты, и т.п. При этом риск для инвестора, вкладывающего средства в объекты на территории иностранного государства, состоит и в том, что в   случае   изменения   политического  строя,  военных  действий  и гражданских   волнений   произведенные   инвестиции    могут    быть конфискованы,    уничтожены   или   повреждены.   Поэтому   инвестор заинтересован в  предоставлении  следующих  гарантий:  от  изменения законодательства,   от   национализации   и   реквизиции,  гарантий, связанных  с  переводом  платежей  (доходов,  сумм,  полученных  при исполнении  договорных  обязательств,  различного рода компенсаций и др.) в иностранной валюте.





























4.     ПРАВОВАЯ БАЗА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

В рыночном хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансо­вых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов оп­ределяются спросом и предложением на инвестиции.

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной по­литики может влиять на изменение соотношений между инвести­ционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансо­вых активов.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособно­го спроса населения на товары и услуги и иных факторов) приме­няются те или иные концепции регулирования рынка инвестици­онных товаров.

При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличе­ние занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предло­жением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, дина­мика денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздей­ствия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.

Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в фи­нансовой и денежно-кредитной сферах.

Принципы регулирования инвестиционной сферы в Рос­сии определяются федеральными законами «Об инвестиционной де­ятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ и целым рядом законодательных актов [27-30, 66-69, 85-93].

Учитывая, что вопросами регулирования и  координации  привлечения иностранных  инвестиций  в  экономику  России  долгое время занимались многие министерства  и  ведомства,  что  затрудняло  работу иностранных  инвесторов  в  России  и вызывало обоснованные нарекания, Правительство  России  приняло  решение  о   возложении   функций   по координации  деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и   органов   исполнительной   власти   субъектов   РФ   по   вопросам сотрудничества  с  иностранными  инвесторами на Министерство Экономики России.   Указанное   решение   облегчит   практическую   деятельность иностранных  инвесторов  на  территории  РФ.  Для  этого  Министерство Экономики России должно обеспечить:

• систематическую,     увязанную    с    другими    направлениями экономической политики правительства,  разработку предложений в  сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;

• формирование   и   реализацию   государственной   политики   по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

• работу  по  заключению  международных  договоров  о поощрении и взаимной   защите   капиталовложений,   организации    и    проведению международных   тендеров,   заключению   концессионных   договоров   и соглашений о разделе продукции,  наполнению  кредитов,  получаемых  от международных   финансовых   организаций   и  иностранных  государств, конкретными    инвестиционными    проектами,    созданию     свободных экономических  зон  и  регулированию  в  них  деятельности иностранных инвесторов.

Инвестиции как объект экономического регулирования. Если рассмотреть данные законодательные акты с позиции их со­ответствия рыночным отношениям, то можно отметить следующие аспекты.

1. Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной де­ятельности как вложение инвестиций и осуществление прак­тических действий для получения прибыли или иного полезно­го эффекта.

2.Четкая и конкретная формулировка основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую тер­минологию для изучения инвестиционного процесса (напри­мер, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной деятельности и др.).

3.Легализация сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвести­ционной деятельности.

4.Широкий перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и админис­тративные методы управления инвестициями.

5. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инве­сторов.

Высокая норма прибыли  при  прочих  равных  условиях  может  быть обеспечена   льготами   по  налогообложению,  льготными  таможенными пошлинами,  льготным   режимом   накопления   капитала   и   прочими преференциями,  предоставляемыми  инвестору.  Что  касается гарантий защиты прав инвестора,  то их предоставление реализуется как в форме законодательно  закрепленных  норм,  так  и экономическими методами.

 

 

Законодательные основы политики инвестирования ре­гулируют инвестиционную деятельность в различных формах:

·        создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности;

·   налоговая политика (налоговые льготы);

·        амортизационная политика (применение методов ускоренной амортизации);

·        расширение использования средств населения и других внебюд­жетных источников.

Говоря об  иностранных  инвестициях,  следует  иметь  в  виду  их главную  особенность,  состоящую  в  том,  что  инвестор или субъект инвестиционного   процесса   расположен   на    территории    одного государства,   а   предмет   инвестиций   (создаваемое  предприятие, приобретение  доли  в  капитале  уже  действующего  предприятия)   - другого.    Это    предопределяет    определенную   противоречивость инвестиционного процесса,  связанную с несовпадением и различиями  в национальных законодательствах двух стран как в части общего,  так и специального законодательства.

Однако проблема  защиты  интересов  и   прав   инвесторов   при осуществлении инвестиций  в  третьи страны требует решения не только на уровне  двусторонних  межгосударственных  соглашений,  но  и   на многосторонней основе,   главным   образом   в   части,   касающейся разрешения межгосударственных  споров,   возникающих   в   связи   с толкованием предмета  соглашений  и  исполнением обязательств по ним странами -  сторонами.  Это  явилось  причиной  и   основанием   для подписания в  1965 г.  Вашингтонской конвенции,  в которой участвуют более 100 государств.  Цель конвенции  -  учреждение  Международного центра по разрешению инвестиционных споров. В его компетенцию входит рассмотрение инвестиционных споров,  возникающих в связи  с  прямыми зарубежными инвестициями.      Правовой      механизм     разрешения межгосударственных споров   потребовал   создания   и    действенной экономической системы  защиты имущественных интересов инвесторов при осуществлении трансграничных   операций,   связанных   с   движением капитала.

В качестве  примеров  конкретной  реализации межгосударственных гарантий, связанных  с  иностранными  инвестициями,  можно  привести Сеульскую конвенцию 1985 г.  об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (MIGA) по инициативе Мирового банка.

В Многостороннем Агентстве по гарантиям иностранных  инвестиций участвуют более 100 государств,  в том числе и Российская Федерация, подписавшая Конвенцию 15 сентября 1992 г. В функции Агентства входит заключение договоров   страхования  и  перестрахования  в  отношении некоммерческих рисков,  включая национализацию инвестиций,  а  также рисков введения  ограничений  на  перевод  прибылей  и  капиталов за границу, которым  могут  быть  подвергнуты  на  территории  стран  - реципиентов инвестиций,    осуществляемые    частными   лицами   или государствами - участниками Конвенции.

MIGA принимает  на  страхование  только  новые   инвестиционные проекты, включая    расширение    уже    существующих   предприятий, приватизацию и  реконструкцию  в  случаях,   если   капиталовложения принимают форму    прямых    инвестиций,   займов,   предоставленных некоторыми финансовыми  институтами,   и   некоторые   другие   виды инвестиций. Страховое покрытие не превышает 90%  стоимости проекта в пределах 50 млн долл. США. Стандартный срок страхования 15-20 лет.

Сторонами в договоре такого страхования выступают Международное агентство по   страхованию   инвестиций,   являющееся  международной организацией, но выступающее как страховщик и инвестор.

Причем непременным  условием  возможности  заключения  договора между ними является членство в MIGA как страны, в которой расположен инвестор, так и страны - реципиента инвестиций.

При наступлении страхового случая к Международному агентству по праву суброгации переходят все права и требования частного инвестора к государству - реципиенту инвестиций (ст.  17 Сеульской конвенции).  С момента   перехода   прав  разрешение  спора  переходит  из  сферы применения частного международного права в международное,  сторонами в котором выступают два субъекта международного права (международная организация и государство).

Страховая защита   имущественных   интересов   инвесторов   при осуществлении иностранных   инвестиций   предоставляется  не  только государственными и  международными  организациями,  но  и   частными страховыми компаниями,  такими,  как Ллойдс,  American International Group и некоторыми другими. Такое страхование существенно зависит от финансовых возможностей  компаний,  что и объясняет жесткую селекцию рисков, принимаемых  на   страхование,   ограничение   максимального размера обязательств  по  договорам  страхования  и объема страховой ответственности, особенно  в  части  уничтожения   или   повреждения имущества в результате военных действий.

В  основе  создания  модели правового регулирования иностранных инвестиций   находятся   реальный   правовой   статус  хозяйствующих субъектов,  их  договорные  связи и репутация как деловых партнеров.

Несомненные    различия    между    хозяйствующими    субъектами   - товаропроизводителями  отнюдь  не  должны  порождать  различия  в их правовом   статусе,   который   иностранный  субъект  хозяйствования приобретает   в  стране  пребывания.  Для  справедливой  конкуренции правовые   условия   хозяйствования   должны   подтверждать   статус иностранных  участников  инвестиционной  деятельности, приобретенный ими в соответствии с законами страны пребывания.

Для обновления хозяйственных связей в форме создания совместных и  иностранных  предприятий  важно,  чтобы  на  практике признавался принцип   свободы  договора,  который  требует  установления  единых подходов   к   правовому  регулированию  деятельности  хозяйствующих субъектов.  Это  должно  отражаться  в  соответствующих декларациях, которые  гарантируют  осуществление  инвестиционной  деятельности  в рамках   соответствующих  соглашений,  что  не  только  способствует обновлению  хозяйственных связей на принципиально новой основе, но и стимулирует   процесс   совершенствования   правового  регулирования иностранных  инвестиций.  В  связи с этим целесообразно использовать международно-правовой опыт по легализации хозяйственной деятельности национальных   и  иностранных  компаний  на  территории  стран  СНГ.  Привлечение  иностранных  инвестиций вызывает необходимость внесения конструктивных изменений в национальное законодательство, которое, в свою   очередь,   отражает   изменения   в  области  развития  сферы иностранных инвестиций.

Таким    образом,   просматриваются   две   взаимосвязанные   и взаимообогащающиеся  тенденции.  Участие  иностранных  инвестиций  в экономике страны требует проведения конструктивной правовой политики по  их  обеспечению  и  гарантиям.  С другой стороны, конструктивные изменения   в   законодательстве   создадут  иностранным  инвесторам привлекательные  условия  для  ведения  хозяйственной  деятельности.  Такие  изменения  в  национальном законодательстве объективно должны учитывать  положительный  международный правовой опыт по привлечению иностранных  инвестиций.

Другим    источником   правового   регулирования   деятельности транснациональных   корпораций  служат  кодексы  предпринимательской деятельности.     Они     не     носят     характера    обязательных международно- правовых  норм,  поскольку  не  поднимаются  до  уровня обычного   международного   права  в  силу  факта  их  принятия  или применения.  Практика  существования транснациональных корпораций не является  государственной,  так  как  эти  корпорации не обладают ни статусом      государственных      организаций,      ни     статусом общественно-международных  организаций, и таким образом, не являются ни   «естественным»,  ни  «искусственным»  предметом  международного права.     Процедура     принятия    документов,    относящихся    к транснациональным  корпорациям,  активизирует  их деятельность в той степени,  в какой они вовлечены в экономику страны пребывания. Нормы обычного   международного   права,   устанавливаемые  международными организациями,   ограничиваются   возможностью  их  применения.  Эта возможность  определяется  только теми поправками, которые дополняют либо  документы,  либо  процедуру  их  принятия,  и распространяется только на членов-государств, объединенных общими интересами.

Правовое  значение  межправительственных деклараций, касающихся деятельности   транснациональных  корпораций,  состоит  в  том,  что декларации,  сделанные в одностороннем порядке, создают определенные правовые  обязанности. Декларации такого вида очень специфичны. Если государство   намерено   присоединиться  к  декларации,  оно  должно следовать  ее  нормам. Если государство делает публичное заявление с намерением   создать   определенные  обязанности,  такая  декларация является обязанностью, она вступает в юридическую силу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.