Управление инвестиционными процессами
Низкорисковые
инвестиции характеризуют вложения капитала в
объекты, риск по которым ниже среднерыночного уровня.
Среднерисковые
инвестиции выражают вложения капитала в объекты,
риск по которым соответствует среднерыночному уровню.
Высокорисковые
инвестиции определяются тем, что уровень риска по
объектам данной группы обычно выше среднерыночного.
Наконец,
спекулятивные инвестиции выражают вложение капитала в наиболее
рисковые активы (например, в акции молодых компаний), где ожидается получение
максимального дохода.
Венчурный капитал - это
термин, применяемый для обозначения рискованного капиталовложения. Венчурный
капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые
в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал
инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю
окупаемость вложенных средств. Капиталовложения, как правило, осуществляются
путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд,
в том числе с правом конверсии этих ссуд в акции. Рисковое вложение капитала
обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях
новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения
капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает
посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм, называемых венчуром.
Существенное
влияние на объем инвестиций оказывает ставка ссудного процента, так как в
процессе инвестирования используются не только собственные, но и заемные
средства. Если норма ожидаемой чистой прибыли оказывается выше средней ставки
ссудного процента, то такие вложения выгодны для инвестора. Поэтому рост
процентной ставки вызывает снижение объема инвестиций в экономику страны.
На объем
инвестиций также влияет предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот
показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль
инвестора и меньше стимулов к увеличению объема инвестиций (особенно в процессе
долгосрочного инвестирования). Поэтому в разработке бизнес-планов инвестиционных
проектов указанные факторы должны учитываться при оценке эффективности их
отбора для реализации.
В мировом
экономическом хозяйстве выделяют зоны «рискованных инвестиций»,
определение которых вызвано общей неблагоприятной оценкой политических и
экономических условий инвестиций. Часто эксперты относят к ним и Россию.
Такая оценка одинаково применима в отношении как иностранных инвестиций, так
и вложений российских инвесторов[20].
К таким рискам применимость
страхования крайне проблематична, поскольку наступление риска будет
связано с катастрофическим, опустошительным ущербом. Действительно,
если предположить наступление «политического риска», т.е. изменение
политического режима, изменение режима конвертируемости внутренней валюты и
вывоза прибыли, то его влияние будет связано со всеми произведенными
инвестициями и с точки зрения страховщика будет носить
катастрофический характер. Непредсказуемость таких рисков,
невозможность математической оценки вероятности наступления страховых
случаев убеждают в том (в совокупности с отмеченным выше), что страхование
неприменимо или сфера его применения крайне ограничена в отношении
таких рисков.
Страхование
имущественных интересов инвестора от политических рисков может осуществляться
специализированными национальными (как правило, государственными)
агентствами, международными организациями или частными страховыми компаниями.
Более подробно эти вопросы рассматриваются в гл. 4 и 7 данной работы.
Обеспечение
минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционные
риски весьма многообразны и сопутствуют практически всем формам инвестиционной
деятельности и направлениям инвестирования. При определенных неблагоприятных
обстоятельствах эти риски могут вызвать потерю не только прибыли и дохода от
инвестиций, но и части инвестируемого капитала. Поэтому при принятии
управленческих решений, связанных с реализацией отдельных инвестиционных
проектов, необходимо существенно ограничивать инвестиционные риски и связанные
с ними финансовые потери.
Специфика
иностранных инвестиций определяется тем, что такие инвестиции
осуществляются инвесторами, расположенными на территории одного
государства или государств, в объекты инвестиций, расположенные на
территории другого государства, причем на территории государства -
получателя инвестиций может существовать иное общее и специальное
законодательство - об учреждении предприятий с участием
иностранных инвесторов, налоговое законодательство, регулирующее порядок
использования иностранной валюты, и т.п. При этом риск для инвестора,
вкладывающего средства в объекты на территории иностранного государства,
состоит и в том, что в случае изменения политического строя, военных
действий и гражданских волнений произведенные инвестиции могут
быть конфискованы, уничтожены или повреждены. Поэтому инвестор
заинтересован в предоставлении следующих гарантий: от изменения
законодательства, от национализации и реквизиции, гарантий, связанных
с переводом платежей (доходов, сумм, полученных при исполнении
договорных обязательств, различного рода компенсаций и др.) в иностранной
валюте.
4.
ПРАВОВАЯ БАЗА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В
рыночном хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня
доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена
(курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиции.
Государство
посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение
соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на
величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых
активов.
Государство
определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а
также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции,
дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса
населения на товары и услуги и иных факторов) применяются те или иные
концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
При этом
любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях
(рост национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов
инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и
предложением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, динамика
денежной массы и др.).
Конечные
(стратегические) цели определяют степень воздействия
данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.
Промежуточные
цели служат в качестве ориентиров регулирования
пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финансовой и
денежно-кредитной сферах.
Принципы
регулирования инвестиционной сферы в России определяются
федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ и
целым рядом законодательных актов [27-30, 66-69, 85-93].
Учитывая, что
вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в
экономику России долгое время занимались многие министерства и ведомства,
что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало
обоснованные нарекания, Правительство России приняло решение о
возложении функций по координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов
РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство
Экономики России. Указанное решение облегчит практическую
деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого
Министерство Экономики России должно обеспечить:
• систематическую,
увязанную с другими направлениями экономической политики
правительства, разработку предложений в сфере международного
финансово-инвестиционного сотрудничества;
• формирование и
реализацию государственной политики по привлечению иностранных
инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с
международными финансовыми организациями;
• работу по
заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите
капиталовложений, организации и проведению международных тендеров,
заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции,
наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых
организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными
проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в
них деятельности иностранных инвесторов.
Инвестиции как объект экономического регулирования. Если рассмотреть данные
законодательные акты с позиции их соответствия рыночным отношениям, то можно
отметить следующие аспекты.
1.
Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной деятельности как вложение
инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или
иного полезного эффекта.
2.Четкая
и конкретная формулировка основных понятий, характеризующих инвестиционную
сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса
(например, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной
деятельности и др.).
3.Легализация
сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров
между субъектами инвестиционной деятельности.
4.Широкий
перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности,
включая экономические и административные методы управления инвестициями.
5.
Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области
инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов.
Высокая норма прибыли
при прочих равных условиях может быть обеспечена льготами по
налогообложению, льготными таможенными пошлинами, льготным режимом
накопления капитала и прочими преференциями, предоставляемыми
инвестору. Что касается гарантий защиты прав инвестора, то их предоставление
реализуется как в форме законодательно закрепленных норм, так и
экономическими методами.
Законодательные
основы политики инвестирования регулируют
инвестиционную деятельность в различных формах:
·
создание благоприятных экономических
условий для развития инвестиционной деятельности;
·
налоговая политика (налоговые льготы);
·
амортизационная политика (применение
методов ускоренной амортизации);
·
расширение использования средств
населения и других внебюджетных источников.
Говоря об иностранных
инвестициях, следует иметь в виду их главную особенность, состоящую в
том, что инвестор или субъект инвестиционного процесса расположен на
территории одного государства, а предмет инвестиций (создаваемое
предприятие, приобретение доли в капитале уже действующего предприятия)
- другого. Это предопределяет определенную противоречивость
инвестиционного процесса, связанную с несовпадением и различиями в
национальных законодательствах двух стран как в части общего, так и
специального законодательства.
Однако проблема защиты
интересов и прав инвесторов при осуществлении инвестиций в третьи
страны требует решения не только на уровне двусторонних межгосударственных
соглашений, но и на многосторонней основе, главным образом в
части, касающейся разрешения межгосударственных споров, возникающих в
связи с толкованием предмета соглашений и исполнением обязательств по ним
странами - сторонами. Это явилось причиной и основанием для подписания
в 1965 г. Вашингтонской конвенции, в которой участвуют более 100
государств. Цель конвенции - учреждение Международного центра по разрешению
инвестиционных споров. В его компетенцию входит рассмотрение инвестиционных
споров, возникающих в связи с прямыми зарубежными инвестициями.
Правовой механизм разрешения межгосударственных споров потребовал
создания и действенной экономической системы защиты имущественных
интересов инвесторов при осуществлении трансграничных операций, связанных
с движением капитала.
В качестве
примеров конкретной реализации межгосударственных гарантий, связанных с
иностранными инвестициями, можно привести Сеульскую конвенцию 1985 г. об
учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (MIGA) по
инициативе Мирового банка.
В Многостороннем
Агентстве по гарантиям иностранных инвестиций участвуют более 100 государств,
в том числе и Российская Федерация, подписавшая Конвенцию 15 сентября 1992 г. В
функции Агентства входит заключение договоров страхования и
перестрахования в отношении некоммерческих рисков, включая национализацию
инвестиций, а также рисков введения ограничений на перевод прибылей и
капиталов за границу, которым могут быть подвергнуты на территории стран
- реципиентов инвестиций, осуществляемые частными лицами или
государствами - участниками Конвенции.
MIGA принимает на
страхование только новые инвестиционные проекты, включая расширение
уже существующих предприятий, приватизацию и реконструкцию в случаях,
если капиталовложения принимают форму прямых инвестиций, займов,
предоставленных некоторыми финансовыми институтами, и некоторые другие
виды инвестиций. Страховое покрытие не превышает 90% стоимости проекта в
пределах 50 млн долл. США. Стандартный срок страхования 15-20 лет.
Сторонами в договоре
такого страхования выступают Международное агентство по страхованию
инвестиций, являющееся международной организацией, но выступающее как
страховщик и инвестор.
Причем непременным
условием возможности заключения договора между ними является членство в MIGA
как страны, в которой расположен инвестор, так и страны - реципиента
инвестиций.
При наступлении
страхового случая к Международному агентству по праву суброгации переходят все
права и требования частного инвестора к государству - реципиенту инвестиций
(ст. 17 Сеульской конвенции). С момента перехода прав разрешение спора
переходит из сферы применения частного международного права в международное,
сторонами в котором выступают два субъекта международного права (международная
организация и государство).
Страховая защита
имущественных интересов инвесторов при осуществлении иностранных
инвестиций предоставляется не только государственными и международными
организациями, но и частными страховыми компаниями, такими, как Ллойдс,
American International Group и некоторыми другими. Такое страхование
существенно зависит от финансовых возможностей компаний, что и объясняет жесткую
селекцию рисков, принимаемых на страхование, ограничение максимального
размера обязательств по договорам страхования и объема страховой
ответственности, особенно в части уничтожения или повреждения имущества
в результате военных действий.
В основе
создания модели правового регулирования иностранных инвестиций находятся
реальный правовой статус хозяйствующих субъектов, их договорные связи и
репутация как деловых партнеров.
Несомненные
различия между хозяйствующими субъектами - товаропроизводителями
отнюдь не должны порождать различия в их правовом статусе, который
иностранный субъект хозяйствования приобретает в стране пребывания. Для
справедливой конкуренции правовые условия хозяйствования должны
подтверждать статус иностранных участников инвестиционной деятельности,
приобретенный ими в соответствии с законами страны пребывания.
Для обновления хозяйственных связей в форме создания
совместных и иностранных предприятий важно, чтобы на практике признавался
принцип свободы договора, который требует установления единых подходов
к правовому регулированию деятельности хозяйствующих субъектов. Это
должно отражаться в соответствующих декларациях, которые гарантируют
осуществление инвестиционной деятельности в рамках соответствующих
соглашений, что не только способствует обновлению хозяйственных связей на
принципиально новой основе, но и стимулирует процесс совершенствования
правового регулирования иностранных инвестиций. В связи с этим
целесообразно использовать международно-правовой опыт по легализации
хозяйственной деятельности национальных и иностранных компаний на
территории стран СНГ. Привлечение иностранных инвестиций вызывает
необходимость внесения конструктивных изменений в национальное
законодательство, которое, в свою очередь, отражает изменения в
области развития сферы иностранных инвестиций.
Таким образом,
просматриваются две взаимосвязанные и взаимообогащающиеся тенденции.
Участие иностранных инвестиций в экономике страны требует проведения
конструктивной правовой политики по их обеспечению и гарантиям. С другой
стороны, конструктивные изменения в законодательстве создадут иностранным
инвесторам привлекательные условия для ведения хозяйственной
деятельности. Такие изменения в национальном законодательстве объективно
должны учитывать положительный международный правовой опыт по привлечению
иностранных инвестиций.
Другим
источником правового регулирования деятельности транснациональных
корпораций служат кодексы предпринимательской деятельности. Они
не носят характера обязательных международно- правовых норм,
поскольку не поднимаются до уровня обычного международного права в
силу факта их принятия или применения. Практика существования
транснациональных корпораций не является государственной, так как эти
корпорации не обладают ни статусом государственных организаций,
ни статусом общественно-международных организаций, и таким образом, не
являются ни «естественным», ни «искусственным» предметом международного
права. Процедура принятия документов, относящихся к
транснациональным корпорациям, активизирует их деятельность в той степени,
в какой они вовлечены в экономику страны пребывания. Нормы обычного
международного права, устанавливаемые международными организациями,
ограничиваются возможностью их применения. Эта возможность определяется
только теми поправками, которые дополняют либо документы, либо процедуру
их принятия, и распространяется только на членов-государств, объединенных
общими интересами.
Правовое значение
межправительственных деклараций, касающихся деятельности транснациональных
корпораций, состоит в том, что декларации, сделанные в одностороннем
порядке, создают определенные правовые обязанности. Декларации такого вида
очень специфичны. Если государство намерено присоединиться к декларации,
оно должно следовать ее нормам. Если государство делает публичное заявление
с намерением создать определенные обязанности, такая декларация является
обязанностью, она вступает в юридическую силу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|