скачать рефераты

МЕНЮ


Управление инвестиционными процессами

В  основе  государственного  взаимодействия,  направленного  на корреляцию   деятельности  транснациональных  корпораций,  лежит  не только   принцип   «договоры   должны   исполняться»,   но  и  норма нонинконсистентности,  то  есть норма, в силу которой односторонние обязанности,  имеющие  намерение  создать международные обязанности, обладают   правовым   эффектом.   В  указанном  случае  такая  норма охватывает все декларации, сделанные соответствующими государствами, и  распространяет  на  них  свое  правовое  действие.  В  результате одобрения  государством  декларации  возникают международно-правовые обязанности  вне  связи  с  тем,  в  какой  форме  сделана  подобная декларация.   При   этом   не  подразумевается  никаких  ограничений независимости государств.

Таким   образом,   кодексы   предпринимательской   деятельности транснациональных     корпораций    трансформируются    в    обычное международное  право посредством конкретного акта их применения. Эти документы  занимают  определенное  место  в  системе  законов страны пребывания  транснациональной  корпорации.  В результате формируется определенный  порядок  участия  этих  стран  в  межправительственных отношениях.  Нормы,  принятые страной по ее собственному усмотрению, должны  согласовываться  с  положениями кодексов предпринимательской деятельности   транснациональных   корпораций,   деклараций  и  иных документов,   относящихся   к   деятельности   этих   корпораций  на соответствующих территориях.

Несмотря на то, что декларация о деятельности транснациональных корпораций  не  является  обязательной  и  (или)  не  обеспечивается принудительно,  это  не  освобождает транснациональные корпорации от обязательного   (принудительного)   ее   исполнения   через  систему национального   законодательства,   самостоятельных   разделов  этих документов  или норм обычного международного права. Наконец, кодексы и  декларации, касающиеся деятельности транснациональных корпораций, являются  нормами  международной политики.

 

 

 

 

 

5.     УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Инвестиционная политика — составная часть общей финансо­вой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реали­зации наиболее рациональных путей расширения и обновления про­изводственного потенциала.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руко­водствоваться следующими принципами:

1. Достижение экономического научно-технического и социаль­ного эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осу­ществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих рав­ных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.

2. Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

Представляют научный и практический интерес классифика­ции инвестиций, которые приводятся в иностранной литературе, и их обобщение с целью возможности использования в отече­ственной практике.

Так, например, немецким профессором Вайнрихом[21] предло­жена следующая классификация инвестиций относительно объек­та их приложения:

·         инвестиции в имущество (материальные инвестиции) - инве­стиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов;

·         финансовые инвестиции (приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг);

·         нематериальные инвестиции (инвестиции в подготовку кад­ров, исследования и разработки, рекламу).

В иностранной литературе приводится классификация порт­фельных инвестиций по признаку влияния и контроля на фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого при­знака все портфельные инвестиции классифицируются на:

·         оказывающие существенное влияние - приобретение более 20%, но менее 50% акций, имеющих права голоса;

·         обеспечивающие контроль - владение инвестором более 50% акций с правом голоса;

·         не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния - владение менее 20% акций с правом голоса;

·         не позволяющие установить контроль, но оказывающие су­щественное влияние - владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса;

·         обеспечивающие контроль - владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.

Данная классификация, на наш взгляд, важна для формирова­ния оптимальной структуры портфельных инвестиций на пред­приятии.

В научной литературе приводятся и другие классификации инвестиций. На наш взгляд, все эти классификации имеют право на жизнь как в практическом плане, но особенно в научном, так как они позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффектив­ности их использования. Но в современных условиях этих классификаций явно недостаточно.

Нам представляется, что на уровне предприятия крайне не­обходима следующая классификация инвестиций (рис. 4).

Преимущество этой классификации перед ранее рассмотрен­ными заключается в том, что она дает реальное представление о том, на какие цели предприятия могут расходовать свои инвес­тиции. По сути, эта классификация характеризует инвестицион­ный портфель предприятия. Оптимизация этого портфеля по минимуму риска и максимуму получения экономической выгоды является одной из важнейших проблем на предприятии.

Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по видам, направлению использования и их доля в общих инвестициях.

Различают общие и частные структуры инвестиций.

К общим структурам инвестиций можно отнести их распре­деление на реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые). В общем объеме инвестиций наибольшую долю составляют капиталообразующие инвестиции[22]. Рассмотрим более под­робно некоторые частные структуры капитальных вложений. В их число включаются следующие виды структур капитальных вложений: технологическая, воспроизводственная, отраслевая и территориальная.

Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости, т. е. пока­зывается, какая доля капитальных вложений в их общей величи­не направляется на строительно-монтажные работы (СМР), на приобретение машин, оборудования и их монтаж, на проектно-изыскательские и другие затраты. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудова­ния в сметной стоимости проекта до оптимального уровня.

 

























 

 


Рис. 4. Классификация инвестиций на предприятии

По сути, технологическая структура капитальных вложений форми­рует соотношение между активной и пассивной частями основ­ных производственных фондов будущего предприятия:

1. Преобразование ресурсов в капитальные затраты, т. е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестици­онной деятельности (собственно инвестирование);

2. Превращение вложенных средств в прирост капитальной сто­имости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительской стоимости (зданий, со­оружений и т. д.);

3. Прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т. е. реали­зуется конечная цель инвестирования.

Таким образом, начальная и конечная цепочки замыкаются, обра­зуя новую взаимосвязь: доход — ресурсы — конечный результат (эф­фект), т. е. процесс накопления повторяется.

Итак, источником прироста капитала и целью инвестиций явля­ется получаемая от них прибыль (доход). На практике масса прибы­ли (П) сопоставляется с инвестиционными затратами (ИЗ) и опреде­ляется их эффективность              

                         Эффективность инвестиций =  %

Процесс сравнения инвестиционных затрат и финансовых резуль­татов (прибыли) осуществляется непрерывно: до инвестирования (при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта), в ходе его (в процессе строительства объекта) и после инвестирования (при эк­сплуатации нового объекта).

Процессы вложения капитала и получения прибыли могут проис­ходить в различной временной последовательности.

При последовательном протекании этих процессов прибыль реа­лизуется сразу после сдачи готового объекта в эксплуатацию и выхо­да его на проектную мощность, как правило, в пределах до одного года. Например, установка новой технологической линии на действу­ющем предприятии.

При параллельном их протекании получение прибыли возможно до полного завершения строительства нового предприятия. Напри­мер, при вводе в эксплуатацию первой очереди-(цеха или пускового комплекса).

При интервальном протекании процессов вложения капитала и полу­чения прибыли между периодом завершения строительства предприятия и реализацией прибыли проходит длительное время (несколько лет).

Продолжительность временного лага зависит от форм инвестиро­вания и особенностей конкретных объектов, а также от финансовых возможностей застройщиков.

6.     ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

В рыночной       экономике       совокупность       политических, социально-экономических,          финансовых,         социокультурных, организационно-правовых и географических факторов,  присущих  той  или иной   стране,  привлекающих  или  отталкивающих  инвесторов,  принято называть  ее  инвестиционным  климатом.  Ранжирование  стран  мирового сообщества  по  индексу  инвестиционного  климата  или  обратному  ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем  инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного  климата  страны и ее отдельных регионов.  Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых  фирм, регулярно  отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и  в  России.  Однако  оценки  инвестиционного  климата  в России,  даваемые  зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых  вне  Российской  Федерации  и   без   участия   российских экспертов,    представляются   мало   достоверными,   а   возможно   и ангажированными.

Привлечение иностранных   инвестиций   в   российскую   экономику является   важным  средством  устранения  инвестиционного  «голода»  в стране.  По опубликованным оценкам потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд.  долларов в год.  Однако для того,  чтобы иностранные  инвесторы пошли  на  такие  вложения,  необходимы  очень  серьезные  изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие   ряда   кардинальных   мер,  направленных  на формирование  в  стране  как  общих  условий  развития  цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.  Среди  мер  общего характера в качестве первоочередных:

·         достижения национального согласия  между  различными  властными структурами,  социальными  группами,  политическими партиями и прочими общественными   организациями   по   поводу   приоритетности   решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

·         ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным  (в том   числе   Гражданским  кодексом)  и  уголовным  законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

·         радикализация  борьбы  с  преступностью;  - торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением  невыплаты трудящимся зарплаты;  - пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

·         мобилизация   свободных   средств предприятий и населения на инвестиционные нужды  путем  повышения  процентных  ставок  по  депозитам и вкладам;

·         внедрение  в  строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

·         запуск     предусмотренного     законодательством     механизма банкротства;

·         предоставление   налоговых    льгот    банкам, отечественным и иностранным инвесторам,  идущим на долгосрочные  инвестиции  с  тем,  чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

·         формирование  общего  рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Привлечение в  широких   масштабах   иностранных   инвестиций   в российскую  экономику  преследует  долговременные  стратегические цели создания  в   России   цивилизованного,   социально   ориентированного общества,  характеризующегося  высоким  качеством  жизни населения,  в  основе которого лежит смешанная экономика,  предполагающая  не  только совместное  эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала[23].

Наблюдается тенденция уве­личения доли добывающей и снижения обрабатывающей про­мышленности. Это негативно отразилось на структурных сдви­гах в экономике, па темпах развития НТП и на эффективности общественного производства. В результате Россия все в боль­шей мере сдает свои позиции в мире как индустриальное госу­дарство.

Для того чтобы Россия смогла на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономи­ческого развития и удовлетворительными стандартами жизни населения, потребуются значительные инвестиции. Существует несколько оценок потребности российской экономики в инвести­циях: от 150 до 900 и более млрд. долл. Если даже предполо­жить, что эти данные не совсем точны, то явно одно - для стабилизации и подъема экономики страны и превращения Рос­сии в крупную индустриальную державу действительно требу­ются значительные инвестиции.

Смысл проблемы заключается в стабилизации и подъеме эконо­мики, а уже потом будет стоять задача превращения России в мощное индустриальное государство. Поэтому на данный момент нет иных, более действенных способов для спасения нашей кри­зисной экономики, чем верная и последовательная инвестицион­ная политика.

Для этого необходимо соблюсти два условия:

во-первых, само государство не может больше уклоняться от прямого участия в инвестиционном процессе;

во-вторых, именно государство должно создать все необхо­димые экономические условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности использования инве­стиций.























7.     ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ

  Позитивное восприятие данного опыта  нацеливает  действующее  законодательство на расширение сферы иностранных   инвестиций   и  создает  условия  для  развития  новых организационно-правовых форм хозяйствования.

Международные    соглашения   и   кодексы   предпринимательской деятельности   -   источники   правового  регулирования  иностранных инвестиций.  Рост численности совместных и иностранных предприятий и расширение  сферы  их  хозяйственной  деятельности  требуют правовых гарантий  на  правительственном  уровне страны пребывания. Наделение предприятий  бывшего  союзного подчинения статусом транснациональных корпораций   возможно  на  основе  специальных  межправительственных соглашений  по  обеспечению  их  предпринимательской деятельности. В этом  смысле  международный опыт правового регулирования иностранных инвестиций  весьма  полезен. Главным источником такого регулирования являются   Объединенные  рекомендации,  кодексы  предпринимательской деятельности и межправительственные декларации.

Опыт   Организации  Экономического  Сотрудничества  и  Развития показывает,  что  основными  документами, регулирующими деятельность транснациональных  корпораций,  являются  Объединенные рекомендации.

Они  носят  добровольный  характер и не обеспечиваются принудительно силой   государства.   Рекомендации   формируют  правовые  основания предпринимательской  деятельности  транснациональных  корпораций  на территории  страны  пребывания.  Правовые  нормы  таких Рекомендаций имеют   международное   значение,   а  также  оказывают  влияние  на формирование   и   совершенствование  системы  национального  права, способствуют   сглаживанию   противоречий   между   национальным   и международным правом.

Одним из примеров специализированных государственных  агентств, осуществляющих страхование   имущественных   интересов   инвесторов, является Корпорация Частных Зарубежных Инвестиций (Overseas  Private Investment Corporation - OPIC), далее - ОПИК.

ОПИК как  специализированное  агентство  учреждено  в  1969  г.  специальной поправкой   к   законодательному    акту    Федерального Правительства США  1961  г.  -  о зарубежной помощи.  ОПИК оказывает поддержку американским  инвесторам  в  зарубежных  странах  по  трем следующим программам:

·         страхование защиты   имущественных   интересов   инвесторов  от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной    валюты    в    свободно    конвертируемую, повреждением имущества или потерей прибыли в результате  гражданских волнений, гражданской  войны,  изменения политического режима и тому подобное;

·         финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных прямых и гарантированных займов;

·         оказание инвесторам   консультационных   услуг   по    изучению инвестиционного и  политического  климата  в предполагаемой стране - реципиенте инвестиций.

Рассмотрим «страховую»   программу   деятельности    ОПИК.    В соответствии с  законодательством  США право на получение страхового покрытия от ОПИК имеют граждане США,  юридические лица,  созданные в соответствии с  законодательством  США,  или иностранные юридические лица, в которых участие американских  граждан  или  юридических  лиц превышает 95%  в  уставном  капитале,  осуществляющие  инвестиции  в зарубежные страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.