Управление качеством продукции (услуг)
2.
неустойчивость
объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся
от заданной программы или плановых значений параметра;
3.
наличие способов
и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или
значений параметров;
4.
наличие возможности
влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений [19, c. 129].
Механизм управления,
согласно общей теории управления представлен на рисунке 2.
Условные обозначения прямая связь
обратная связь
Рисунок 2 – Механизм
управления, согласно общей теории управления
Рассматривая исходные
условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему
механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью
за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала
несколько предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте
управления.
Программы качества
с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные
государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных
объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются
в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров [6, c. 71].
Требования к качеству
устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах:
государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию,
в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических
картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень
этот не трудно продолжить.
Из сказанного становится
очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством удовлетворяется.
Обратимся ко второму
условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение
качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону
и имеет общие и частные проявления.
К числу общих относится
моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных
свойств при эксплуатации и хранении.
Неустойчивость, изменчивость
качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального
старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных
требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической
природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации,
ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины,
дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция,
и т. д.
Неустойчивость качества,
обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер.
Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.
Есть еще один фактор,
который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость
потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической
документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах
ухудшается или теряется вовсе [8, c. 29].
Можно констатировать,
что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество
определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой
приходится иметь дело.
Таким образом, качество
удовлетворяет и второму условию общей теории управления.
В практической деятельности
люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения.
Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные
эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические
меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит
за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.
Следовательно, третьему
и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.
При организации рациональной
и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления,
люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:
1.
Определение
потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
2.
Придание исходному
материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
3.
Проверка соответствия
полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация
соответствий;
4.
Воздействие
для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь) [9,
c. 38].
При таком взгляде
на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно
важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического
сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием
и использованием (потреблением) продукции.
Универсальная схема
управления качеством представляется состоящей из шести блоков (см. рисунок 3).
К числу факторов,
влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:
·
станки, машины,
другое производственное оборудование;
·
профессиональное
мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
Условные обозначения прямая связь
обратная связь
Рисунок 3 – Универсальная
схема управления качеством
Обрамляющие прямоугольник
факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:
·
характер производственного
процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
·
климатическое
состояние окружающей среды и производственных помещений;
·
интерьер и
производственный дизайн;
·
характер материальных
и моральных стимулов;
·
морально–психологический
климат в производственном коллективе;
·
формы организации
информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
·
состояние
социально материальной среды работающих [11, c. 64].
При возникновении
отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения
и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет
усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры
воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и
от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений [12, c. 117].
По универсальной схеме
работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по
качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах.
Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической
документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким
способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством
находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков
и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится
трудится.
В данном случае универсальная
схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена
всей сложной, многообразной работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации
производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества,
а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.
В настоящее время,
особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено
право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки
качества и надежности своей продукции.
Международный опыт
свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества
продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация.
Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать [23, c. 126].
Сертификация в общепринятой
международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные
законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается,
и кто устанавливает это соответствие.
Сертификация – это
документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным
стандартам или техническим условиям.
Сертификация продукции
представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения
посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным
стандартам или другим НТД [21, c. 125].
Сертификация появилась
в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию.
Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную
власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя,
продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой
стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся
характеристик продукции, вводимой в обращение.
Таким образом, устанавливается
ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным
параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция
попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в
целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция
может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят,
что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.
Согласно классической
схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты
испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган
по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать,
ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний
с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством
область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами,
документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным
требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.
В зависимости от выбранной
схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи
сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу,
осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции,
и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия.
Сертификация – важный
фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких
крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой)
продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие
сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает
взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано
на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно
признанных механизмов установления соответствия [14, с. 72].
Применение предприятиями
и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
·
обеспечивает
доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
·
облегчает
и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
·
обеспечивает
потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
·
способствует
более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной
продукции;
·
уменьшает
импорт в страну аналогичною продукции;
·
предотвращает
поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
·
стимулирует
улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований.
Вся сертификационная
деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами
и руководящими положениями.
Системы сертификации
продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам. Классификация
наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам
представлена в таблице 1 [29, c. 112].
Таблица 1 – Классификация
систем сертификации
|