Управление коллективом в процессе внедрения нововведений
Управление коллективом в процессе внедрения нововведений
Управление коллективом в процессе внедрения
нововведений
Н. П. Масленникова, кандидат экономических наук,
Государственный университет управления, Москва
Необходимость нововведений
Чтобы
не просто выжить, а расти и развиваться, организация вынуждена изменяться в
соответствии с поставленными целями. Если она не приспособится к новым
обстоятельствам, не будет внедрять нововведения, новые направления
деятельности, она потерпит неудачу и прекратит существование. Требуемое
количество нововведений растет, и темп их внедрения убыстряется. Это
подтверждается наблюдениями практики хозяйствования.
Ситуация
Приватизированное
машиностроительное предприятие (ранее государственной формы собственности),
которое ныне приобрело юридический статус ОАО, унаследовало значительное
количество объектов социальной, культурно-бытовой сферы (гостиницы, больницы,
клубы, стадионы; пионерские лагеря; детские сады и т. д.), они остались на
балансе предприятия, но уже не финансируются из бюджета.
Объекты
соцкультбыта являются убыточными, но требуются значительные затраты на их
содержание. Чтобы выжить в рыночной среде,
необходимы какие-то нововведения.
В
частности, есть два варианта нововведений. 1. Передать объекты соцкультбыта в
долгосрочную аренду (свыше 1 года), основные средства передаются на баланс
вновь созданному предприятию - закрытому акционерному обществу, старое
предприятие участвует в уставном капитале этого ЗАО, например, с долей участия
60%;
2.
Создать холдинговую компанию на базе предприятия, выделив объекты соцкультбыта
в самостоятельные юридические лица, и организовать функциональные звенья -
штабы специалистов по маркетингу, планированию, финансово-бухгалтерской
деятельности, юридической деятельности при исполнительном директоре из числа
специалистов завода, работающих по договору с новыми юридическими лицами -
бывшими объектами соцкультбыта.
Преимущества
и недостатки каждого варианта нововведений приведены в таблице 1.
Вывод:
с учетом действующих сил сопротивления, преимуществ и недостатков
предпочтительным является второй вариант нововведений.
Причины нововведений
Их
можно разделить на внешние (необходимость нововведений вызвана влиянием внешней
среды) и внутренние (необходимость нововведений вызвана внутренними
особенностями организации).
К
числу внутренних причин нововведений могут быть отнесены и личностные качества
менеджера, который сознательно пытается изменить элементы системы управления.
Хотя внешние причины возникают чаще, но обычно наблюдается сочетание
спланированных действий менеджера и влияния нескольких внешних факторов.
Внешние
причины - факторы нововведений - представлены в табл. 2.
Анализ
движущих и сдерживающих сил, сопровождающих нововведение
Процессу
внедрения нововведений должен предшествовать детальный анализ ситуации,
требующей вмешательства менеджера, с целью управления внедрением нововведений
(табл. 3).
Таблица
1
Преимущества
и недостатки двух вариантов нововведений