Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования
- быстро,
качественно и персонально оценивать результаты деятельности предприятия;
- точно и
своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;
- определить
расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены
и расчета рентабельности;
- находить
оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли.
Для
всесторонней оценки эффективности торговой деятельности используются различные
показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и др.
При
планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли ряда факторов:
определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом году и увеличение
прибыли вследствие увеличения объема закупок товарной продукции; увеличение или
уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости товарной
продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.
Информационной
основой анализа хозяйственной деятельности комбината являются данные
бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.
Документооборот
на комбинате играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное
оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление
платежных документов (счета-фактуры и др.)
Документация
оформляется менеджерским составом (оформление сделок) и операторами (платежные
документы), заверяется печатью. Процесс оформления документации контролируется
бухгалтерией. Организация работы с документами – это создание оптимальных
условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и
регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения
документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел,
подготовка и передача дел в архив.
Другой вид деятельности – розничный продуктовый магазин в
спальном районе города. Ассортимент магазина – 700 наименований продукции.
Магазин функционирует с 1994 года, за этот период, дважды проводился
капитальный ремонт с перестройкой торгового зала и заменой оборудования,
сформировался круг постоянных покупателей.
Продажа продукции
происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать
выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах).
Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и
упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность
труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено
размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по
видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.
Деятельность
фирмы обеспечивается подобранным квалифицированным персоналом, действующим в
рамках прав и обязанностей, определённых организационной структурой управления
персоналом (приложение 1). Общая численность сотрудников предприятия на данный
момент – 44 человек. Из них администрация – 8 человека, специалисты (ИТР) – 12
человек, рабочие – 24 человек. Анализ соотношения сотрудников по возрасту и
полу – приложение 2.
2.2. Анализ
существующей структуры управления
Основу управления
составляют отношения найма. В этой фирме собственник имеет возможность командовать,
в связи с тем, что он, открывая работнику доступ к средствам труда, выступает в
роли хозяина и нанимателя.
Принятая
организационная структура (линейная) совершенствуется в течение многих лет и
вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный
промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой
организационной системе:
1.
Единство
и чёткость распорядительства (даже при выполнении несвойственной или
незапланированной работы);
2.
Чётко
выраженная ответственность (так за невыполненные обязательства по поставкам
товаров полностью отвечает старший менеджер по продажам);
3.
Оперативность
в принятии решений (получивший задание руководитель подразделения в силу своего
профессионализма, навыков руководителя немедленно принимает решение);
4.
Простота
управления (выдача задания, распоряжения от одного руководителя и сдача
выполненного заказа в один адрес);
5.
Личная
ответственность руководителя подразделения за результат проделанной работы
(если не выполнена работа по какой-либо причине, то отвечает исполнитель
работы, не принявший своевременных мер по устранению недоработок).
В то же время у
этой структуры есть и отрицательные факторы:
1)
очень
высокие требования к руководителю подразделения, который должен быть
всесторонне подготовлен для выполнения порученной работы (в том числе –
частично несвойственные функции, но необходимые в данный момент);
2)
нет
участков по планированию и подготовке решений (задание дано, а детали планирует
и согласовывает сам);
3)
перегрузка
информацией;
4) концентрация власти в управляющей верхушке (это очень
существенно, особенно в финансовых условиях и в условиях рынка).
Ввиду указанной кадровой структуры обязанности по подбору
персонала в большей степени возложены на офис-менеджера и далее на
непосредственного руководителя того участка, куда необходим новый сотрудник.
Первая беседа – консультация,
просмотр трудовой книжки проходит с офис-менеджером; если по квалификации
(документально) кандидат устраивает фирму (отсутствие замечаний по трудовой
дисциплине), то он направляется на участок для беседы с его руководителем и при
положительном отзыве направляется на приём к генеральному директору, где
объясняются правила внутреннего распорядка, система оплаты, льгот и др.
В фирме всех
работников (и ИТР и рабочих) принимает лично генеральный директор; что говорит
об изначальном отношении к подбору кадров в фирме.
При положительном
решении вопроса о приёме на работу работник проходит медицинское обследование и
инструктаж на рабочем месте, производится ознакомление нового работника с
должностной инструкцией (пример – приложение 3).
После всех
указанных процедур подписывается приказ о приёме на работу с трёхмесячным
испытательным сроком (для ИТР и рабочих), перед окончанием испытательного срока
вопрос о целесообразности продолжения работы инженерно-технического работника
обсуждается в администрации.
На предприятии с
момента зачисления на работу большое внимание уделяется адаптации (взаимного
приспособления работника и организации, на основе постепенной работы сотрудника
в новых профессиональных условиях труда).
Работника знакомят с коллективом, указывают рабочее место,
выдают под роспись должностную инструкцию для изучения и исполнения. В течение
испытательного срока нового работника контролирует и консультирует
непосредственно руководитель его участка, а также наиболее опытные сотрудники
со схожими должностными обязанностями.
2.3.
Анализ
действующей кадровой службы.
Функция делопроизводителя в ИП Иванов С.А. возложена на
офис-менеджера. Ведутся дела:
- Приказы по личному составу;
- Личные дело на каждого работника;
В личное дело работника включается: заявление, личная карточка, анкета и дополнение к ней,
свидетельства о рождении детей до 14 лет, необходимые для расчета заработной
платы, трудовая книжка,
копии документов об образовании, трудовой договор, копия приказа о приеме на работу (приложение 4).
Стандартный трудовой договор с работником ИП Иванова С.А. – приложение 5.
Решения о приеме на работу,
увольнении, предоставлении внеочередного отпуска принимается непосредственно
руководителем. Приказы и договоры составляются офис-менеджером и передаются
директору на подпись.
Набор
представляет собой создание определенного резерва на планируемые должности, как
из внешних, так и из внутренних источников. Организация использует внешние и
внутренние источники для приема на работу. Внешние источники – это и кадровые
агентства, и центры занятости, также предприятие помещает объявления в СМИ о
своих потребностях в специалистах. Или организация предлагает людям, уже
работающим на предприятии порекомендовать своих близких и знакомых. Такой
способ является не только дешевым, но и дает возможность работникам
поучаствовать в решении проблем фирмы. Внутренними источниками являются люди,
уже работающие на определенных должностях, но имеющие большие способности, чем
могут проявить в данный момент. Продвижение по службе сильно мотивирует
работника, а организации не приходится обучать нового специалиста многим
нюансам работы в организации. Риск при внутренней кадровой политике может
заключаться в том, что в организацию не поступают новые люди со свежими
взглядами и идеями и это может привести к застою.
По причине отсутствия
кадровой службы обучение персонала проводится непосредственно на рабочем месте.
Менеджер может предупредить отсутствие профессиональных умений только на
собеседовании, хотя даже наличие свидетельств о дополнительной подготовке не
всегда может свидетельствовать о практических навыках соискателя. К сожалению,
это приводит к тому, что очень большое значение имеют рекомендации с предыдущих
мест работы, то есть субъективные показатели. Аттестация на предприятии
проводится только в менеджерском составе – по личной инициативе руководителя участка
– старшего менеджера. Оценка трудовой деятельности остальных работников
происходит по результатам их работы.
К плюсам кадровой службы
предприятия можно отнести:
·
Высокая скорость
оформления документации, засчет простоты устройства кадровой службы.
·
Отсутствие
административных барьеров.
·
Близкое
сотрудничество руководства и персонала. Коллектив лично знает своего
руководителя.
·
Низкие
расходы предпринимателя на данную сферу.
Основные минусы кадровой политики предприятия:
·
Социальная
незащищенность персонала.
·
Высокая
вероятность ошибок по причине сосредоточения всех обязанностей в одних руках не
специалиста кадрового профиля.
·
Необъективность
подбора персонала в следствие невозможности применения специальных методик
(тестирований, аттестаций и прочего). Немалую роль играют личные симпатии
руководства.
·
Отсутствие
обучения и курсов повышения квалификации.
Однако, несмотря на некоторый сумбур в кадровой политике,
коллектив на предприятии сохраняет устойчивость и неизменный состав на
протяжении нескольких лет.
Глава
3
Совершенствование
методов управления персоналом малого предприятия.
3.1
Разработка
плана работы с персоналом предприятия.
Концепцию как
долгосрочной, так и текущей кадровой политики можно реализовать с помощью
кадрового планирования, которое позволяет согласовывать и уравновешивать
интересы работодателей и работников.
Целью кадрового
планирования является обеспечение работников рабочими местами в нужное время и
в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями,
так и с требованиями производства.
Кадровое
планирование на предприятии необходимо для определения:
1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимо
принять
на работу;
2. Можно ли провести сокращение персонала;
3. Как лучше решить вопросы повышения квалификации работников;
4. Какие
потребуются затраты на указанные выше мероприятия.
Для разработки оперативного плана были собраны исходные данные, а именно
о:
1)
Постоянном
составе персонала (ФИО, место жительства, возрасте, времени поступления на
работу);
2)
Структуре
персонала (квалификация, пол, возраст);
3)
Текучесть
кадров;
4)
Потери
времени (простои, болезнь);
5)
Продолжительность
рабочего дня;
6)
Заработная
плата рабочих и служащих.
Для решения
указанных целей была разработана следующая структура. С её помощью осуществляется
целый ряд мероприятий, объединяющийся в оперативный план работы с персоналом.
Рассмотрим план работы с
персоналом на 2007 год. Конечно, в течение года в него могут вноситься
изменения, необходимые для наилучшего функционирования предприятия.
План работы с персоналом по ИП Иванов С.А.
|