скачать рефераты

МЕНЮ


Управление персоналом в МИД

В 1861-1917 гг. выходил “Ежегодник Министерства иностранных дел”, содержащий различные сведения и справочные материалы по вопросам внешней политики и деятельности российской дипломатии. В разделе “Дипломатические документы” в “Ежегоднике” публиковались двусторонние и многосторонние международные договоры, конвенции, соглашения и декларации с участием России, а также правительственные сообщения, циркулярные ноты МИД иностранным посольствам и ноты посольств, направленные в МИД. Совершенно необычной для практики наших дней являлась публикация в “Ежегоднике” отдельных телеграмм из оперативной шифропереписки между министром иностранных дел и тем или иным российским посольством порой по весьма деликатным вопросам отношений России с другими странами.

Издание дипломатических документов было продолжено и после Октябрьской революции. Народным комиссариатом иностранных дел в 1917 - феврале 1918 г. выпущено семь “Сборников секретных документов из Архива бывшего Министерства иностранных дел”. Причем одновременно документы печатались в газете “Известия”.

Однако по-настоящему масштабный, целенаправленный характер издательская деятельность МИД СССР приобрела в 50-е годы ХХ века. При этом важнейшим направлением деятельности по использованию архивов в практических и научных целях продолжало оставаться издание сборников документов по различным проблемам внешней политики Российской империи, СССР и Российской Федерации.

Под общим руководством межведомственной Комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР, просуществовавшей до 1985 года и возглавлявшейся министром иностранных дел А.А.Громыко, были начаты серийные издания “Документы внешней политики СССР”, “Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века”. Параллельно публиковался целый ряд тематических документальных сборников по различным вопросам внешней политики и международных отношений, значительное количество двусторонних сборников документов, подготовленных совместно с МИДами зарубежных стран, а также “История дипломатии”, “Дипломатический словарь” (четыре издания) и многие другие. Для реализации проектов Комиссии в МИД был создан Отдел публикаций дипломатических документов, а также учрежден институт “прикомандированных” – ученых, участвовавших на постоянной основе в подготовке министерских изданий.

Большинство министерских публикаций внесли заметный вклад в изучение истории внешней политики СССР (России) и международных отношений в целом. Всего с 1917 года по настоящее время издано свыше 100 названий различных документальных сборников (250 томов).

Так, в свет было выпущено 24 тома издания “Документы внешней политики”, охватывающих период с 1917 г. до декабря 1941 г. В рамках этой публикации в научный оборот введено свыше 10 тысяч неизвестных ранее архивных дипломатических документов.

В 1996 году увидел свет первый том новой серии текущих внешнеполитических документов под названием “Внешняя политика России” за период с 1990 по 1992 год. На сегодняшний день из печати вышел сборник за 2000 г.

В Министерстве регулярно готовились публикации по актуальным проблемам внешней политики и международных отношений. По предвоенному периоду следует отметить такие сборники как “Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937-1939.” (в 2-х томах), “Год кризиса. 1938-1939.” (в 2-х томах), “Полпреды сообщают ... Август 1939 - август 1940 гг.”

Военному периоду посвящены известные публикации “Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” (в 2-х томах), “Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” (в 6-ти томах), двухтомные документальные сборники о советско-английских, советско-французских и советско-американских отношениях в 1941-1945 гг., первый, второй и третий тома сборника “СССР и германский вопрос. 1941-1949 гг.” и др.

Проблемы внешней политики СССР в послевоенные годы отражены, в частности, в таких тематических изданиях как “Советский Союз в борьбе за разоружение”, “СССР в борьбе против колониализма и неоколониализма. 1960-1986”, “СССР в борьбе за безопасность и сотрудничество в Европе. 1964-1987”, “СССР и ближневосточное урегулирование. 1967-1988”, “Международное сотрудничество в области прав человека” (два выпуска).

Продолжает развиваться такая форма международного сотрудничества, как двусторонние сборники документов, подготавливаемые МИД России совместно с министерствами иностранных дел заинтересованных зарубежных стран. Всего начиная с 1956 г. опубликовано совместно с МИДами более 20 стран 40 таких сборников об отношениях России (СССР) с Аргентиной, Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Израилем, Италией, Монголией, Норвегией, Польшей, США, Финляндией, Францией, Чехословакией, Швейцарией, Югославией и др.

Большое внимание до последнего времени МИД уделял публикации дореволюционных документов. С 1956 года издано 16 томов фундаментальной серийной публикации “Внешняя политика России ХIХ - начала ХХ века”. В настоящее время в издательстве находится 17-й том.

Также издано: два тома сборника документов “Русско-китайские отношения в ХVIII веке”, один том сборника “Международные отношения в Центральной Азии”, советско-американский сборник “Россия и США: становление отношений 1765 - 1815 гг.” (ведутся переговоры с американской стороной о возможности продолжения этого издания); три тома сборника “Россия и болгарское национально-освободительное движение 1856 - 1876 гг.”; два тома “Первое сербское восстание 1804 - 1813 гг. и Россия”; два тома “Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1865 - 1875 гг.”; “Россия и Швеция. 1809 - 1818 гг.”; “Россия и Испания. 1667 - 1917 гг.”; “Россия-Сиам. 1863 - 1917 гг.” и ряд других публикаций.

В настоящее время идет подготовка совместных документальных сборников о российско-греческих отношениях в 1831 – 1917 гг., российско-португальских отношениях с ХVIII в. по 1917 год.

В 1992 году архивные материалы АВПРИ наряду с документами других государственных архивов Российской Федерации были опубликованы в сборнике “Под стягом России”, отражающем процессы формирования Русского централизованного государства – Российской империи с ХVI в. – до третьей четверти ХIХ вв. и красноречиво и убедительно показывающем общность исторических судеб народов России.

В 1993 г. издательство “Международные отношения” в серии “Россия в мемуарах дипломатов” опубликовало по рукописи, хранящейся в АВПРИ, записки чиновника МИД России Г.Н.Михайловского “Из истории российского внешнеполитического ведомства 1914 - 1920 гг.” Это первый опыт издания богатейшего собрания мемуаров Архива.

В 1995 году был выпущен путеводитель “Архив внешней политики Российской Империи”, в 2002 г. - “Справочник по фондам Архива внешней политики Российской Федерации”.

В 1999 г. вышли в свет фундаментальное 5-томное издание “История внешней политики России” Института российской истории РАН, а также сборник “Россия – Марокко” Института Африки РАН, подготовленные с участием МИД. В 2003 г. были выпущены два тома документального сборника “Ближневосточный конфликт 1947 – 1967 гг.”, и сейчас ведется выпуск многотомного фундаментального издания “Россия и США в ХХ веке”. Особенностью этой серии является то, что она осуществляется совместно с международным фондом “Демократия” и является примером активно развивающегося сотрудничества в публикаторской области между Министерством и научными учреждениями.

Необходимо отметить опубликованный в 2000 г. двухтомный сборник "Россия в Святой Земле" – плод совместного труда сотрудников МИДа, Института российской истории РАН и членов Православного палестинского общества. Сборник составлен на основе архивных внешнеполитических документов, которые рассказывают о консульском и духовном присутствии России в Иерусалиме и Палестине.

Совместно со Службой внешней разведки был подготовлен тематический документальный сборник “Переписка бывших царских дипломатов 1934 – 1940 гг.” (в двух книгах).

Кроме того, по материалам научно-практических конференций были изданы документальные публикации “Канцлер А.М.Горчаков. 200 лет со дня рождения”, сборник к 90-летию А.А.Громыко, “Российская дипломатия: история и современность” (к 450-летию создания Посольского приказа).

К 200-летнему юбилею МИД был подготовлен и издан трехтомник “Очерки истории Министерства иностранных дел России”, не имеющий аналогов в отечественной историографии. В различных журналах опубликована серия материалов по истории МИД России, включая мемуары и статьи ветеранов дипломатической службы, действующих дипломатов, ученых-международников.

Всего, начиная с 1992 г. Историко-документальный департамент выпустил 36 документальных сборников, включая серийные издания, тематические и двусторонние (совместные) с внешнеполитическими ведомствами зарубежных стран.


3.4 Особенности управления текущей деятельностью организации, коммуникационная политика


Специфика управления текущей деятельностью Министерства Иностранных Дел осуществляется в строгом соответствии с порядком, обозначенном в указе Президента РФ, а так же положение о деятельности МИД.

В целом же для понимания особенностей коммуникационной политики ведомства и способа выполнения своих функций необходимо рассмотреть принцип государственной власти в целом.

Структура государственного управления включает в себя соответствующие органы управления.

Каждый из уровней управления — федеральный, региональный и местный — обладает своими органами власти. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды, органы власти субъектов РФ.

Таким образом, министерство Иностранных дел является неотъемлемой частью современной системы управления государством  и его деятельность регулируется на тех же основах что и прочие министертва.

 

3.5 Организация выполнения решений органов власти и контроля за их исполнением


Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3). Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под структурой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти.

В Российской Федерации единство системы государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.


3.6 Критерии и показатели эффективности государственного управления


Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

·                   государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

·                   государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

·                   государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

·                   государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

·                   государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п.

В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, т.е. Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были «привязаны» прямо или опосредствованно к системе Советов народных депутатов.

Содержание понятия “эффективность деятельности” вообще известно – это обозначение любой деятельности, включая управленческую, как производительной, продуктивной, результативной. В экономической науке обстоятельно разработана категория экономической эффективности и соответствующие критерии ее оценки. В современном менеджменте сделано то же самое применительно к управлению организацией (фирмой) в условиях рыночной конкуренции. Они могут быть использованы при определении рассматриваемого нами понятия эффективности государственного управления. Однако полной экстраполяции (перенесения) признаков понятий экономической или управленческой эффективности быть не может.

Проблема – в особенности государственного управления как деятельности, отличающейся от других видов управления прежде всего тем, что она осуществляется при помощи государственной власти и государственными органами. Тем также, что, как отмечалось, приоритетную роль здесь играет политическое руководство, политика, являющаяся концентрированным выражением общественных интересов социальных групп и граждан. Поэтому содержательное определение понятия “эффективность государственного управления” и ее критериев не есть технологическая операция, скажем, по модели: “затраты – выпуск”, а представляет собою элемент управляющей деятельности политического субъекта, несущий в себе некоторый политический аспект.

“Общественные цели” – в конечном счете – это политически значимые цели; “результаты” – объекты, услуги, процессы, связанные с удовлетворением общественных потребностей и интересов (выраженных в политике); “государственные ресурсы” – экономический, социальный, политический, идеологический и информационный капиталы, регламентированные государством как в плане общественной целесообразности и возможности, так и правовой обоснованности.

Специфическое содержание понятия “эффективность государственного управления” можно также определить через модель – соотношение “вход-выход”, характеризующую деятельность политической системы в целом и подсистемы управления как ее части. На “входе” системы: требования общества (управляемого объекта), обусловливающие принятие соответствующих решений, и поддержка управляющего субъекта – легитимность (доверие общества) и ресурсы, которыми располагает государство для реализации возможных решений. На “выходе”: реальное изменение объекта как следствие осуществленных решений и достижения целей управляющего субъекта (системы). Внутри системной модели “вход-выход” формируются и действуют подсистемы, дублирующие системную в применении к анализу эффективности как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства по отношению к другим органам, так и внешней – по отношению к обществу или его части. В таком контексте используются понятия: “частичная эффективность” и “полная эффективность”. Первая характеризуется показателями результативного решения части проблем, отдельных составляющих общей цели; вторая – показателями успешного решения всего комплекса проблем, образующих общую, конечную цель управляющего субъекта. Для системы государственного управления в целом рассматриваемое понятие трактуется преимущественно как “полная эффективность”


3.7  Меры по совершенствованию государственного управления


Говоря о государственном управлении деятельности МИД, имеем ввиду специфические его признаки, в числе которых прежде всего: вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов власти.

Следовательно меры направленные на совершенствование управления деятельности МИД могут затрагивать в первую очередь систему взаимодействия настоящего министерства и остальных органов исполнительной власти.

 


4. Выполнение индивидуального задания практики

 

4.1 Ретроспективное исследование истории создания МИД


Если вглядеться в глубь истории, деятельность российской дипломатической службы неизменно была подчинена задаче наиболее полного обеспечения государственных, общенациональных интересов на международной арене, как они понимались на различных этапах развития нашего Отечества.

Внешняя политика любого государства складывается под воздействием таких объективных факторов, как особенности географического положения, исторического развития, экономики, культуры и религии данной страны. На их основе формируются национальные интересы государства, которые могут менять свою политическую окраску, но по сути остаются неизменными, порой на протяжении многих веков.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.