Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики
p> В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территориальных органах
статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике
и анализу - численность руководящих работников и специалистов, занятых
экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат
управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы.
Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного
юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности
аппарата управления территориальных органов статистики. В 1995 году происходит коренная реорганизация структуры
государственной статистики. Аппарат управления территориальных органов
статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения численности
аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением теряют
статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся
начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части
сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность
Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278
единиц), а его Головной вычислительный центр упраздняется. Практика показала, что эта реорганизация системы государственной
статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян
аппарат управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку
на областной уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал
выполнять несвойственные для государственных органов функции, что приводило
к ухудшению качества работы по координации статистической деятельности в
стране, организации работ по совершенствованию государственной статистики и
анализу данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие
сокращения центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже
через два года заново образовать Информационно-вычислительный центр. На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов
статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и Астана) составила
соответственно 1882 руководящих работников и специалистов по обработке
данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля после
сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица. Средняя численность персонала областных (городов Астана и Алматы)
управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с младшим
обслуживающим персоналом). В их числе 23 единицы являлись государственными служащими,
занимающимся организацией статистической деятельности в регионе, анализом
статистических данных и обеспечением их доступности для пользователей.
Примерно 6 единиц относились к функциональному персоналу (отдел кадров,
бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и обработкой
данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интервьюерами домашних
хозяйств. 10 единиц персонала представляли программистов, инженеров-
электронщиков и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий
персонал (технички, вахтеры, рабочие, водители). Часть персонала областного органа статистики была размещена в
районных центрах и городах областного подчинения - в среднем по 36 единиц,
в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором статистической
информации (включая регистраторов цен и интервьюеров домашних хозяйств). В
среднем на один район и город областного подчинения приходилось по 2,7
единицы персонала областных органов статистики (половина из которых были
регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств). В целом численность персонала территориальных органов статистики
снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело к отмене
выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от месячных
к квартальным наблюдениям, а также к сокращению круга обследуемых единиц
статистического наблюдения. В 1999 году в связи с внесением изменений в Закон Республики
Казахстан «О бюджетной системе», а также принятием Закона «О
республиканском бюджете на 1999 год» и постановления Правительства от 25
декабря 1998 года № 1335 «Вопросы учреждений - администраторов программ,
финансируемых из республиканского бюджете» была проведена реорганизация
государственных органов и подведомственных им организаций. В соответствии с постановлением Правительства от 15 мая 1999 года
№577 областные (городов Астаны и Алматы) управления статистики были
реорганизованы путем разделения на два государственных учреждения. Целью
реорганизации было отделение от государственного органа, осуществляющего
управленческие и контрольно-надзорные функции, других, несвойственных
государственному органу, функций. Первое из этих учреждений - управление статистики соответствующего
региона - является государственным органом (в количестве от 20 до 26 единиц
в регионе, всего 371 единица), осуществляющим организацию статистической
деятельности в регионе, внедрение новых методов статистического наблюдения,
организацию расчетов региональных статистических показателей и обеспечение
доступности статистических данных пользователям. Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц, всего 1563
единицы) с районными подразделениями - информационно-статистический центр
(ИСЦ) соответствующего региона - не является государственным органом и его
основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их
представление управлению статистики региона и республиканскому
государственному предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства
Республики Казахстан по статистике. Позднее в соответствии с постановлением Правительства Республики
Казахстан от 1 июля 1999 года № 910 в целях обеспечения технического и
технологического функционирования единой информационно-вычислительной
системы статистических органов страны во всех регионах созданы дочерние
государственные предприятия (ДГП) Информационно-вычислительного центра
(ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах юридического
лица. В том же году постановлением Правительства Республики Казахстан от 27
апреля 1999 года № 479 помимо Информационно-вычислительного центра создано
еще одно Республиканское государственное предприятие «Казстатинформ»,
подведомственное Агентству по статистике, с возможностью создания филиалов
без образования юридического лица в областных центрах и городах Астана и
Алматы. Основной задачей данного предприятия является распространение
статистических данных разным группам пользователей. Таким образом, общая структура системы Агентства Республики
Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института экономики
и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять достаточно
сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на
региональном уровне в положении об управлении статистики региона было
записано, что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных
статистических служб, в том числе являющихся территориальными
подразделениями республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа)
(рисунок 2) управление статистики региона ИСЦ региона ДГП ИВЦ филиал «Казстатинформа» Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства Республики Казахстан В 2000 году в условиях, когда большая часть средств, отвлекаемая
ранее на проведение Переписи населения 1999 года, была направлена на
восстановление текущих статистических наблюдений по Плану статистических
работ, лимит численности работников, занятых сбором и обработкой
статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 единиц. Однако в
условиях довольно низкого норматива затрат на одну единицу (всего 200 тыс.
тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов
ниже лимита. Территориальная структура национальной статистической организации,
доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза, имела ряд
недостатков: - предполагала поэтапную обработку статистических данных с получением
сводов на каждом уровне (районе, области, страны в целом). Это не позволяло
контролировать правильность агрегации данных на предыдущем уровне, а также
проводить необходимые дорасчеты на полноту охвата. В настоящее время, в
связи с внедрением новых методов и технологий сбора и обработки данных,
этот недостаток на районном уровне практически снят; - своды для районного уровня делаются на областном уровне
централизовано. То же самое справедливо и для областного уровня: расчеты
данных по области делаются на республиканском уровне с учетом всех
досрасчетов на основе первичных данных, представленных территориальным
органом статистики; - ограничивала возможности совершенствования технической подготовки
персонала в связи с тем, что необходимо было готовить
высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли статистики для
каждого территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее
время снята для районного уровня, поскольку весь находящийся на этом уровне
персонал является по существу полевыми работниками, занимающимися только
сбором статистических данных; - приводила к увеличению себестоимости статистических работ и
снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В настоящее
время районные подразделения областных органов статистики не являются
самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на содержание
функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом по
области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ. Наряду с недостатками, влияние которых все более уменьшается,
современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по
статистике имеет и ряд достоинств: - она позволяет работать с большей частью респондентов в
непосредственном контакте, а не через почту, что очень важно в условиях
быстро растущего числа хозяйствующих субъектов и обширной территории
Казахстана, когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими
расстояниями даже в пределах одного района. До тех пор, пока процесс
образования и ликвидации хозяйствующих субъектов не стабилизируется и не
будет отработана возможность получения данных от респондентов электронным
способом, работа с респондентами в непосредственном контакте является
наиболее эффективной с точки зрения качества статистических отчетов и
своевременности их представления; - она позволяет оперативно обеспечивать исполнительные местные органы
на всех уровнях требуемой статистической информацией. Необходимость в этом
связана с повышением роли исполнительных местных органов государственного
управления в реализации республиканских и региональных программ. Миссия государственных территориальных статистических служб
заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в
регионе, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении
потребностей местных органов власти, деловых кругов и общественности в
объективной статистической информации. Следует ожидать, что на довольно длительном переходном периоде роль
государственных территориальных статистических служб для местных органов
государственного управления будет особенно значима. Это связано с тем, что
Правительство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних программ приступило
к претворению в жизнь долгосрочной «Стратегии 2030: процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В целях
реализации трехлетних планов на уровне республики и регионов
предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию
центральных и исполнительных местных органов, формирование единого
информационного пространства государственного управления. Ядром единых
информационных ресурсов должна стать государственная статистика. В перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль
государственных территориальных статистических служб. В конечном итоге их
структура может радикально измениться. Все факторы можно разбить на две
группы: внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести: - техническое оснащение и переоснащение территориальных
статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и
представления данных; - переход к выборочным методам статистического наблюдения; - перераспределение функций между статистическими службами разных
уровней. К внешним факторам относятся следующие: - повышение роли исполнительных местных органов государственного
управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в
оперативном получении объективной статистической информации; - резкое увеличение числа объектов статистического наблюдения в связи
с развитием предпринимательства, в особенности малого; - ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов. В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия
запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку
данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической
информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и
IBM XT и AT были маломощными, а их количество было явно недостаточным. Это
приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные
графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов
обрабатывался с использованием специальных разработочных таблиц на обычных
настольных калькуляторах. Первый этап технического переоснащения государственных органов
статистики был осуществлен в рамках полученного во втором полугодии 1998
года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в
1999 году получить средства вычислительной техники и расширить локальную
вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с
подключением практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС
во всех территориальных статистических органах. В текущем году завершается
техническое переоснащение Агентства по статистике за счет средств этого
займа на оставшуюся сумму в пределах 200 тыс. долларов США. Были внедрены новые информационные технологии: «клиент-сервер»,
Интернет и Интранет. Осваиваются передовые технологии доступа к базам
данных, интеллектуального анализа данных, организации сети передачи данных
в звене «район-область». Однако техническая оснащенность государственной статистики остается
пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне оснащенность
компьютерами приближается к полной. На областном уровне она составляет
около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате есть
компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки
статистической информации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует
учесть также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в
целях дальнейшего развития технической базы государственной статистики
подготовлен проект по второму этапу технического и программно-
технологического перевооружения государственной статистики. Такое революционное изменение информационной технологии окажет
соответствующее влияние на внутреннюю структуру государственных
территориальных статистических служб. Вначале, в условиях нехватки
компьютерной техники, может вырасти общая численность персонала, занятого
выполнением плана статистических работ. В дальнейшем она, возможно, будет
сокращаться, при некотором увеличении подразделений, обеспечивающих переход
на новые информационные технологи сбора, обработки и передачи данных по
уровням район – область - республика. Создание на базе Административного регистра Статистического регистра,
а также Реестра индивидуальных предпринимателей и Регистра
сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет начать переход к
проведению выборочных статистических наблюдений. Разрабатываются и
внедряются методики по организации сводных расчетов на республиканском и
областном уровнях на основе сплошных и выборочных наблюдений. Переход на выборочные методы обследования позволит не увеличивать
численность отраслевых подразделений ИСЦ регионов в связи с ростом числа
объектов статистического наблюдения. Однако он вызовет рост числа занятых в
подразделениях, занимающихся актуализацией регистров и реестров. В целом не
следует ожидать значительного роста территориальных статистических служб в
связи с ростом числа объектов статистического наблюдения. Функции районных подразделений ИСЦ регионов сводятся к работе с
объектами статнаблюдения, сбору и передаче первичных статистических данных
в центральные офисы территориальных статистических служб. В перспективе они
должны выполнять функции по обучению респондентов, а также по оказанию
услуг органам управления, коммерческих структурам и общественности. За счет расширения работ по оказанию услуг следует ожидать
определенного развития районных и городских подразделений ИСЦ регионов.
Кроме того, учитывая относительную близость их к месту нахождения
респондентов, им будут в максимально возможном объеме переданы функции по
работе с респондентами и, соответственно, необходимое финансирование на
выполнение этой работы. Центральные офисы ИСЦ регионов организуют работу своих местных
подразделений, ввод, контроль и корректировку первичной информации, ее
разработку на региональном уровне и передачу на республиканский уровень.
Кроме того, они осуществляют функции по оказанию услуг органам управления,
коммерческим структурам и общественности. Платные услуги осуществляются
дочерними предприятиями ИВЦ и филиалами Казстатинформа. В центральных офисах ИСЦ регионов следует ожидать: - сокращения численности отраслевых подразделений в случае передачи
функций по вводу, контролю и корректировке первичной информации на уровень
местных подразделений; - развития подразделений, занимающихся формированием данных в
распределенной по территории Казахстана системе баз данных, а также
оказывающих информационно-статистические услуги. Необходимость реализации Стратегии-2030 не только на республиканском,
но и на региональном уровне в рамках среднесрочных и текущих программ
повышает роль исполнительных местных органов государственного управления.
Это вызывает потребность в оперативном получении необходимой статистической
информации. Появляется потребность в разработке и получении специфической
информации, которая объективно приводит к развитию региональной статистики,
финансируемой за счет местных бюджетов. В результате в организационной
структуре территориальных статистических служб следует ожидать появления и
развития подразделений, занимающихся региональной статистики, организацией
и методологией статистических работ и наблюдений. Другой внешний фактор, который будет влиять на организационную
структуру территориальных статистических служб, связан с резким увеличением
числа объектов статистического наблюдения. Институциональные преобразования
в экономике Казахстана привели к пятикратному увеличению числа реально
действующих хозяйствующих субъектов (на 1 июля 2000 года их число
составляло 98 тысяч). Следует ожидать, что для 15-миллионного населения Казахстана эта
цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора - ухудшения
отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов - стать проблемой перед
местными подразделениями территориальных статистических служб в части сбора
статистических данных. В конечном итоге, несмотря на внедрение выборочных методов
обследования, это приведет к необходимости укрепления местных подразделений
территориальных статистических служб, которые будут проводить гораздо
больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы
будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что
вызовет необходимость укрепления этих служб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|