скачать рефераты

МЕНЮ


Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики

p> В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территориальных органах статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике и анализу - численность руководящих работников и специалистов, занятых экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы.
Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориальных органов статистики.

В 1995 году происходит коренная реорганизация структуры государственной статистики. Аппарат управления территориальных органов статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением теряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность
Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278 единиц), а его Головной вычислительный центр упраздняется.

Практика показала, что эта реорганизация системы государственной статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку на областной уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять несвойственные для государственных органов функции, что приводило к ухудшению качества работы по координации статистической деятельности в стране, организации работ по совершенствованию государственной статистики и анализу данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие сокращения центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года заново образовать Информационно-вычислительный центр.

На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и Астана) составила соответственно 1882 руководящих работников и специалистов по обработке данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля после сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.

Средняя численность персонала областных (городов Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с младшим обслуживающим персоналом).

В их числе 23 единицы являлись государственными служащими, занимающимся организацией статистической деятельности в регионе, анализом статистических данных и обеспечением их доступности для пользователей.
Примерно 6 единиц относились к функциональному персоналу (отдел кадров, бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и обработкой данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств. 10 единиц персонала представляли программистов, инженеров- электронщиков и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий персонал (технички, вахтеры, рабочие, водители).

Часть персонала областного органа статистики была размещена в районных центрах и городах областного подчинения - в среднем по 36 единиц, в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором статистической информации (включая регистраторов цен и интервьюеров домашних хозяйств). В среднем на один район и город областного подчинения приходилось по 2,7 единицы персонала областных органов статистики (половина из которых были регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств).

В целом численность персонала территориальных органов статистики снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело к отмене выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от месячных к квартальным наблюдениям, а также к сокращению круга обследуемых единиц статистического наблюдения.

В 1999 году в связи с внесением изменений в Закон Республики
Казахстан «О бюджетной системе», а также принятием Закона «О республиканском бюджете на 1999 год» и постановления Правительства от 25 декабря 1998 года № 1335 «Вопросы учреждений - администраторов программ, финансируемых из республиканского бюджете» была проведена реорганизация государственных органов и подведомственных им организаций.

В соответствии с постановлением Правительства от 15 мая 1999 года
№577 областные (городов Астаны и Алматы) управления статистики были реорганизованы путем разделения на два государственных учреждения. Целью реорганизации было отделение от государственного органа, осуществляющего управленческие и контрольно-надзорные функции, других, несвойственных государственному органу, функций.

Первое из этих учреждений - управление статистики соответствующего региона - является государственным органом (в количестве от 20 до 26 единиц в регионе, всего 371 единица), осуществляющим организацию статистической деятельности в регионе, внедрение новых методов статистического наблюдения, организацию расчетов региональных статистических показателей и обеспечение доступности статистических данных пользователям.

Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц, всего 1563 единицы) с районными подразделениями - информационно-статистический центр
(ИСЦ) соответствующего региона - не является государственным органом и его основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их представление управлению статистики региона и республиканскому государственному предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства
Республики Казахстан по статистике.

Позднее в соответствии с постановлением Правительства Республики
Казахстан от 1 июля 1999 года № 910 в целях обеспечения технического и технологического функционирования единой информационно-вычислительной системы статистических органов страны во всех регионах созданы дочерние государственные предприятия (ДГП) Информационно-вычислительного центра
(ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах юридического лица.

В том же году постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 479 помимо Информационно-вычислительного центра создано еще одно Республиканское государственное предприятие «Казстатинформ», подведомственное Агентству по статистике, с возможностью создания филиалов без образования юридического лица в областных центрах и городах Астана и
Алматы. Основной задачей данного предприятия является распространение статистических данных разным группам пользователей.

Таким образом, общая структура системы Агентства Республики
Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института экономики и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять достаточно сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на региональном уровне в положении об управлении статистики региона было записано, что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных статистических служб, в том числе являющихся территориальными подразделениями республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа)
(рисунок 2)

управление

статистики региона

ИСЦ региона ДГП ИВЦ филиал

«Казстатинформа»

Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства Республики Казахстан

В 2000 году в условиях, когда большая часть средств, отвлекаемая ранее на проведение Переписи населения 1999 года, была направлена на восстановление текущих статистических наблюдений по Плану статистических работ, лимит численности работников, занятых сбором и обработкой статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 единиц. Однако в условиях довольно низкого норматива затрат на одну единицу (всего 200 тыс. тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов ниже лимита.

Территориальная структура национальной статистической организации, доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза, имела ряд недостатков:

- предполагала поэтапную обработку статистических данных с получением сводов на каждом уровне (районе, области, страны в целом). Это не позволяло контролировать правильность агрегации данных на предыдущем уровне, а также проводить необходимые дорасчеты на полноту охвата. В настоящее время, в связи с внедрением новых методов и технологий сбора и обработки данных, этот недостаток на районном уровне практически снят;

- своды для районного уровня делаются на областном уровне централизовано. То же самое справедливо и для областного уровня: расчеты данных по области делаются на республиканском уровне с учетом всех досрасчетов на основе первичных данных, представленных территориальным органом статистики;

- ограничивала возможности совершенствования технической подготовки персонала в связи с тем, что необходимо было готовить высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли статистики для каждого территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее время снята для районного уровня, поскольку весь находящийся на этом уровне персонал является по существу полевыми работниками, занимающимися только сбором статистических данных;

- приводила к увеличению себестоимости статистических работ и снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В настоящее время районные подразделения областных органов статистики не являются самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на содержание функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом по области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ.

Наряду с недостатками, влияние которых все более уменьшается, современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по статистике имеет и ряд достоинств:

- она позволяет работать с большей частью респондентов в непосредственном контакте, а не через почту, что очень важно в условиях быстро растущего числа хозяйствующих субъектов и обширной территории
Казахстана, когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими расстояниями даже в пределах одного района. До тех пор, пока процесс образования и ликвидации хозяйствующих субъектов не стабилизируется и не будет отработана возможность получения данных от респондентов электронным способом, работа с респондентами в непосредственном контакте является наиболее эффективной с точки зрения качества статистических отчетов и своевременности их представления;

- она позволяет оперативно обеспечивать исполнительные местные органы на всех уровнях требуемой статистической информацией. Необходимость в этом связана с повышением роли исполнительных местных органов государственного управления в реализации республиканских и региональных программ.

Миссия государственных территориальных статистических служб заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в регионе, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении потребностей местных органов власти, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации.

Следует ожидать, что на довольно длительном переходном периоде роль государственных территориальных статистических служб для местных органов государственного управления будет особенно значима. Это связано с тем, что
Правительство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних программ приступило к претворению в жизнь долгосрочной «Стратегии 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В целях реализации трехлетних планов на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика.

В перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль государственных территориальных статистических служб. В конечном итоге их структура может радикально измениться. Все факторы можно разбить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

- техническое оснащение и переоснащение территориальных статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления данных;

- переход к выборочным методам статистического наблюдения;

- перераспределение функций между статистическими службами разных уровней.

К внешним факторам относятся следующие:

- повышение роли исполнительных местных органов государственного управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в оперативном получении объективной статистической информации;

- резкое увеличение числа объектов статистического наблюдения в связи с развитием предпринимательства, в особенности малого;

- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и
IBM XT и AT были маломощными, а их количество было явно недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов обрабатывался с использованием специальных разработочных таблиц на обычных настольных калькуляторах.

Первый этап технического переоснащения государственных органов статистики был осуществлен в рамках полученного во втором полугодии 1998 года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в
1999 году получить средства вычислительной техники и расширить локальную вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключением практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех территориальных статистических органах. В текущем году завершается техническое переоснащение Агентства по статистике за счет средств этого займа на оставшуюся сумму в пределах 200 тыс. долларов США.

Были внедрены новые информационные технологии: «клиент-сервер»,
Интернет и Интранет. Осваиваются передовые технологии доступа к базам данных, интеллектуального анализа данных, организации сети передачи данных в звене «район-область».

Однако техническая оснащенность государственной статистики остается пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне оснащенность компьютерами приближается к полной. На областном уровне она составляет около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате есть компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки статистической информации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует учесть также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в целях дальнейшего развития технической базы государственной статистики подготовлен проект по второму этапу технического и программно- технологического перевооружения государственной статистики.

Такое революционное изменение информационной технологии окажет соответствующее влияние на внутреннюю структуру государственных территориальных статистических служб. Вначале, в условиях нехватки компьютерной техники, может вырасти общая численность персонала, занятого выполнением плана статистических работ. В дальнейшем она, возможно, будет сокращаться, при некотором увеличении подразделений, обеспечивающих переход на новые информационные технологи сбора, обработки и передачи данных по уровням район – область - республика.

Создание на базе Административного регистра Статистического регистра, а также Реестра индивидуальных предпринимателей и Регистра сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет начать переход к проведению выборочных статистических наблюдений. Разрабатываются и внедряются методики по организации сводных расчетов на республиканском и областном уровнях на основе сплошных и выборочных наблюдений.

Переход на выборочные методы обследования позволит не увеличивать численность отраслевых подразделений ИСЦ регионов в связи с ростом числа объектов статистического наблюдения. Однако он вызовет рост числа занятых в подразделениях, занимающихся актуализацией регистров и реестров. В целом не следует ожидать значительного роста территориальных статистических служб в связи с ростом числа объектов статистического наблюдения.

Функции районных подразделений ИСЦ регионов сводятся к работе с объектами статнаблюдения, сбору и передаче первичных статистических данных в центральные офисы территориальных статистических служб. В перспективе они должны выполнять функции по обучению респондентов, а также по оказанию услуг органам управления, коммерческих структурам и общественности.

За счет расширения работ по оказанию услуг следует ожидать определенного развития районных и городских подразделений ИСЦ регионов.
Кроме того, учитывая относительную близость их к месту нахождения респондентов, им будут в максимально возможном объеме переданы функции по работе с респондентами и, соответственно, необходимое финансирование на выполнение этой работы.

Центральные офисы ИСЦ регионов организуют работу своих местных подразделений, ввод, контроль и корректировку первичной информации, ее разработку на региональном уровне и передачу на республиканский уровень.
Кроме того, они осуществляют функции по оказанию услуг органам управления, коммерческим структурам и общественности. Платные услуги осуществляются дочерними предприятиями ИВЦ и филиалами Казстатинформа.

В центральных офисах ИСЦ регионов следует ожидать:

- сокращения численности отраслевых подразделений в случае передачи функций по вводу, контролю и корректировке первичной информации на уровень местных подразделений;

- развития подразделений, занимающихся формированием данных в распределенной по территории Казахстана системе баз данных, а также оказывающих информационно-статистические услуги.

Необходимость реализации Стратегии-2030 не только на республиканском, но и на региональном уровне в рамках среднесрочных и текущих программ повышает роль исполнительных местных органов государственного управления.
Это вызывает потребность в оперативном получении необходимой статистической информации.

Появляется потребность в разработке и получении специфической информации, которая объективно приводит к развитию региональной статистики, финансируемой за счет местных бюджетов. В результате в организационной структуре территориальных статистических служб следует ожидать появления и развития подразделений, занимающихся региональной статистики, организацией и методологией статистических работ и наблюдений.

Другой внешний фактор, который будет влиять на организационную структуру территориальных статистических служб, связан с резким увеличением числа объектов статистического наблюдения. Институциональные преобразования в экономике Казахстана привели к пятикратному увеличению числа реально действующих хозяйствующих субъектов (на 1 июля 2000 года их число составляло 98 тысяч).

Следует ожидать, что для 15-миллионного населения Казахстана эта цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора - ухудшения отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов - стать проблемой перед местными подразделениями территориальных статистических служб в части сбора статистических данных.

В конечном итоге, несмотря на внедрение выборочных методов обследования, это приведет к необходимости укрепления местных подразделений территориальных статистических служб, которые будут проводить гораздо больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что вызовет необходимость укрепления этих служб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.