скачать рефераты

МЕНЮ


Управление продажей образовательных услуг

Управление продажей образовательных услуг

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4


1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ТОВАР 8


1.1. Понятие об образовательной услуге 8


1.2. Классификация образовательных услуг 18


1.3. Услуги дополнительного образования 22


2. ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФКЦ «ЗЕМЛЯ»
29


3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОГО
ЦЕНТРА ФКЦ «ЗЕМЛЯ» 36


3.1. Разработка стратегии развития Учебного Центра 36


3. 2. Оптимизация политики продвижения образовательных услуг 46


3.3. Совершенствование системы управления персоналом 58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77


ЛИТЕРАТУРА 87


ПРИЛОЖЕНИЕ 91

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной дипломной работы посвящена рассмотрению вопросов, связанных с управлением продажей услуг дополнительного профессионального образования, на примере Учебного Центра Федерального кадастрового центра «Земля».

Актуальность темы. Перемены в экономической жизни России затронули все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования.
Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос. По данным
Госкомстата России в 1999 году расходы на образование едва превышали 1 миллиард долларов в год, в 2000-м году они уже составили около 1,5 миллиардов долларов (рост на 40%), а в 2001 году - почти 2 миллиарда долларов (рост еще на 30%). В 2002-м году можно ожидать продолжения роста рынка образовательных услуг достаточно высокими темпами - 20-25%, до уровня
2,3-2,5 миллиарда долларов за год (по официальным данным) и до 4-7 миллиардов (по оценкам некоторых экспертов [5]).

Одновременно с количественным ростом начинается и качественный рост рынка образовательных услуг. Это относится и к структуре спроса, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения, которое характеризуется бурным развитием негосударственных учебных заведений, где самыми активными, наряду с высшими учебными заведениями, выступают учреждения дополнительного профессионального образования.

Однако, если рыночные инструменты управления уже достаточно продолжительное время применяются в экономике и бизнесе (в т. ч. торговом, туристическом, гостиничном, рекламном и пр.), то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в настоящее время проблемы стратегического подхода к управлению организацией в сфере образования стоят достаточно остро.

Вместе с тем, вопросы, связанные с применением средств и методов эффективного менеджмента в области образования, вызывают огромный интерес.
Высокие темпы развития рынка услуг дополнительного профессионального образования, появление новых форм оказания образовательных услуг определили усиление конкурентной борьбы, что наряду с быстроизменяющимися условиями внешней среды, диктует образовательным учреждениям как полноправным субъектам рынка необходимость бороться за свое существование, совершенствуя организационно-экономический механизм своего функционирования, используя грамотное управление и маркетинговый подход в своей деятельности.

Таким образом, реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешного функционирования образовательного учреждения в условиях рынка является использование научно обоснованного сопровождения своей деятельности с применением стратегического подхода к управлению. В противном случае образовательное учреждение просто не сможет найти свою нишу на рынке, рано или поздно обанкротится и прекратит свое существование.

В связи с вышеизложенным целью данной дипломной работы является разработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию деятельности конкретного образовательного учреждения, специализирующегося на предоставлении услуг дополнительного профессионального образования в сфере земельных отношений и недвижимости – Учебного Центра Федерального кадастрового центра «Земля» (далее - Учебный Центр).

В соответствии с указанной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи: o изучить и систематизировать теоретические аспекты, касающиеся анализа содержания и структуры образовательной услуги в качестве товара, определить ее роль и специфику в условиях современного отечественного рынка, отметить особенности услуг дополнительного образования; o дать экономико-организационную характеристику объекта исследования (его предметную область, границы деятельности, организационное построение, основные экономические показатели); o разработать общую стратегию развития Учебного Центра на основе проведенного мониторинга и анализа его внутренней и внешней среды, в т.ч. материальных, финансовых и кадровых ресурсов, конкурентных преимуществ, спроса и предложения на рынке образовательных услуг данного сегмента; o проанализировать политику объекта исследования в области продвижения предлагаемых образовательных услуг, охарактеризовать основные виды рекламных мероприятий, используемых Учебным Центром в настоящее время, сформулировать рекомендации по оптимизации данного направления деятельности; o дать оценку системе организации труда в Учебном Центре и предложить меры по ее совершенствованию; o провести исследование системы мотивации труда в Учебном Центре, на основе анализа его результатов сделать выводы относительно выявленных преимуществ и недостатков и сформулировать прогнозы возможных изменений в системе управления организационным поведением, предложить мероприятия по оптимизации системы мотивации; o проанализировать систему оплаты труда, действующую в Учебном Центре и привести рекомендации по ее совершенствованию (в частности, разработать возможную методика расчета заработной платы сотрудников).

Теоретической и методологической основой дипломной работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом, а также по проблемам исследования рынка образовательных услуг, нормативные и законодательные акты Российской
Федерации (в т.ч. кодексы, законы, федеральные законы и комментарии к ним), методические документы в сфере дополнительного профессионального образования, уставная, организационная, отчетная, статистическая документация Учебного Центра и ФКЦ «Земля», а также материалы специализированных тематических интернет-сайтов.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений по совершенствованию управления продажей образовательных услуг, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования объекта исследования.

В связи с ограниченностью объема дипломной работы в ней мы остановимся лишь на некоторых аспектах управления продажей образовательных услуг, в частности на вопросах стратегического управления, политики продвижения образовательных услуг и системы управления персоналом на предприятиях данной сферы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 45 наименований. Основной текст работы содержит 3 таблицы, 3 формулы и 15 приложений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ТОВАР

1.1. Понятие об образовательной услуге

Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» кратко обозначим сущности понятий «услуга» и «образование».

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [16].
Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:
Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.
Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.
Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции
ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [35].

В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [43]. Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином
"образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

Анализ отечественной литературы и периодики показал, что среди исследователей, изучающих данную проблему, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. В связи с этим постараюсь выделить лишь основные подходы.

Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» [42].

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов.
Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения» [28].

Еще более конкретизирует приведенное выше положение Сагинова А.В.[1], которая, ссылаясь на определение товара в теории маркетинга (все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, потребления, использования или привлечения внимания [16]), продуктом любого образовательного учреждения называет образовательную программу, которая разрабатывается им для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, – т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Автор объясняет свое мнение следующим образом:
«Вуз, не имеющий специалистов по информационным технологиям и оборудованных компьютерных классов, не может предлагать образовательные программы по этому направлению. Однако, даже располагая указанными ресурсами, вуз не предлагает своим клиентам разрозненные лекции или практические занятия, а выходит на рынок с образовательной программой по данной специальности, включающей определенное содержание, организацию учебного процесса, систему управления этим процессом и систему его методического, материального и кадрового обеспечения» [29].

Таким образом, можно заключить, что образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Любопытна точка зрения Ченцова А.А., который выделяет категорию
«образовательный продукт», определяя ее как результат научно- педагогического труда, который, в свою очередь, является разновидностью научного труда. В то же время, согласно мнению этого автора, образовательный продукт является частью интеллектуального продукта (наряду с научным и инженерным продуктами), адаптированной к соответствующему сегменту рынка образовательных услуг [39].

Интересна и актуальна позиция Скрипака Е.И., который считает, что
«экономическая категория "образовательные услуги", которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) в настоящее время подменяется более узким понятием "платные образовательные услуги"» [32]. Это положение он объясняет спецификой современных российских условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования и т.д.

Рассмотрим специфику образовательных услуг, которая проявляется и в традиционных (перечисленных ранее) характеристиках услуг и в чертах, присущих только образовательным услугам.

Сначала рассмотрим, каким образом особенности услуг как таковых проявляются в образовании. Низкая степень осязаемости образовательных услуг проявляется в невозможности оценки их качества и объема до полного приобретения. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат образовательные стандарты учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы и т.п.

Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: «сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается» [28]. В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания.

Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину –
«изменчивость «исходного материала»» [25].

Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко.
С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса» [22], т.е. образовательные услуги, как и всякие другие нематериальные блага, не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя
(обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах). Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.

Теперь проанализируем отличительные черты образовательных услуг, присущие только им. o Специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории "общественных благ

(товаров)". Напомним, что общественными благами называются товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. К характерным чертам общественных благ относятся:

. коллективное потребление;

. невозможность исключения из потребления;

. индивидуальное потребление общественного товара не несет ущерба интересам других потребителей, т.е. объемы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному предложению;

. предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство.

Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории
"квазиобщественное благо". Этим термином обозначают товары или услуги, которые, строго говоря, по своей природе и назначению не относятся к общественным, но обеспечивают такие большие выгоды перелива капитала, что правительство поощряет их производство с целью не допустить возникновения дефицита финансовых ресурсов. С. Фишер, например, подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса [37]. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг
(начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам [33].

Другими словами, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:

. общественный товар, предоставляемый основной частью образовательных учреждений;

. необщественный, индивидуально ориентированный товар или услуги, существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”. o Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей. o Еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг.

Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Напомним, что под образованием в Законе

РФ “Об образовании” понимается “...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

…». Но, с другой стороны, вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему. o Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации. Таким образом, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала. o А. Панкрухин главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг [23]. o И в заключение упомянем, что образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.