скачать рефераты

МЕНЮ


Управление продажей образовательных услуг

p> Институты повышения квалификации представляют собой образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

. учебные центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации, увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;

. межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно- методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности. o Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и другие) и образовательных учреждений среднего профессионального образования
(отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

В заключение данного раздела отметим, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании
(смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др. [5]

ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФКЦ «ЗЕМЛЯ»

Учебный Центр Федерального Кадастрового Центра «Земля» (ФКЦ «Земля») осуществляет дополнительное профессиональное образование специалистов
Федеральной службы земельного кадастра России (далее – Росземкадастр), ее территориальных органов, учреждений и организаций.

ФКЦ "Земля", структурным подразделением которого является Учебный
Центр, - федеральное государственное унитарное предприятие, учрежденное в
1991 г. Федеральной службой земельного кадастра России (в момент создания –
Госкомзем России). Согласно Уставу ФКЦ «Земля» целью его деятельности является «научно-техническое и информационное обеспечение земельных отношений в Российской Федерации и извлечение на этой основе прибыли».

C 1991 по 1996 г.г. предприятие называлось Российский центр по научному обеспечению земельной реформы (РосНИЦ "Земля"). В связи с развертыванием работ по созданию в Российской Федерации автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в 1996 году РосНИЦ
"Земля" был преобразован в Федеральный кадастровый центр "Земля". В настоящее время ФКЦ «Земля» - головная организация федеральной земельной службы по важнейшим направлениям деятельности таким, как:

o разработка и проектирование автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, включая создание методологических основ и разработку нормативно-правового, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы, проведение исследований, разработок и внедрение системы ведения государственного земельного кадастра; o разработка методологии и проведение Государственной кадастровой оценки земель Российской Федерации; o координация всего комплекса вопросов информационной безопасности системы государственного земельного кадастра; o координация международных проектов в области земельного кадастра и оценки земель и др.

В составе ФКЦ «Земля»- 14 дочерних предприятий и филиалов. Общая численность сотрудников: 780 человек.

Учебный Центр ФКЦ «Земля» был создан в 1999 году для подготовки и переподготовки специалистов территориальных органов, организаций и учреждений Федеральной службы земельного кадастра России в рамках реализации Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК)». Изначально
Учебный Центр имел статус Учебно-методического отдела ФКЦ «Земля». 5 июля
2000 г. он был преобразован в Учебный Центр и получил Лицензию Комитета образования Правительства г. Москвы (серия СЛОД, регистрационный номер
006416 код-Н)[6].

На Учебный Центр ФКЦ «Земля» возложено решение следующих основных задач:

o удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта; o организация и проведение переподготовки и повышения квалификации: рабочих, специалистов и руководителей предприятий (объединений), организаций и учреждений; o осуществление научных исследований, учебно-методической деятельности, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационной деятельности; o проведение научной экспертизы программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы Учебного Центра.

Согласно Положению об Учебном Центре (прил. 2.2.), он в соответствии с основными направлениями своей деятельности: o организует учебную практику и стажировку слушателей и специалистов, в соответствии с учебными планами и программами в ведущих научно- исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах, на предприятиях, организациях, в том числе за рубежом; o совершенствует методики проведения обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; o анализирует, обобщает и распространяет опыт природоохранной деятельности; o осуществляет независимую экспертизу проектов в сфере природоохранной деятельности; o осуществляет планирование, организацию и проведение учебной, учебно- методической, научно-исследовательской, экспертно-консультационной и информационно-аналитической деятельности; o осуществляет в установленном порядке издательско-полиграфическую деятельность, распространение печатной и аудиовизуальной продукции, информационных и других материалов; o создает для решения своих задач материально-техническую базу; o разрабатывает, производит, внедряет и реализует программные продукты, программно-технические и информационные комплексы, автоматизированные рабочие места, базы и банки данных, экспертные системы, локальные и распределительные вычислительные системы всех видов вычислительной техники; o организует и проводит научно-исследовательские, опытно-конструкторские и внедренческие работы по неограниченному кругу проблем, включая разработку программного обеспечения.

Учебный Центр реализует программы дополнительного профессионального образования, к которым относятся подготовка, профессиональная переподготовка, стажировка, повышение квалификации, курсы по различной тематике в области экономики недвижимости, управления земельными ресурсами, оценки стоимости земельных участков, земельного права, экологии землепользования, Государственного земельного кадастра и его информационной безопасности и др. Подробный список направлений обучения указан в п. 1.4. вышеназванного Положения.

Для проведения обучения по всем направлениям обучения Учебным Центром подготовлены учебные программы, методические пособия, раздаточный материал и обучающие примеры для проведения практических занятий, а также разработаны формы контроля за обучением. Все учебные программы, по которым проводится подготовка и переподготовка специалистов, утверждены руководством Росземкадастра и одновременно являются лицензированными курсами дополнительного профессионального образования. По окончанию курсов специалистам, прошедшим обучение и успешно защитившим аттестационные работы, выдаются свидетельства установленного образца.

Учебный Центр применяет различные формы обучения, активно развивает дистанционное обучение. Созданы первые электронные учебники, совместно с фирмой «Униар» - обучающие программы на базе Дистанционного Обучающего
Центра Абонентской Компьютерной сети Росземкадстра (ДОЦ АКС).

Учебный Центр представляет собой распределенную организационную структуру, в состав которой входит головное подразделение в Москве и 25 специализированных учебных классов на базе 12 региональных кадастровых центров ФКЦ «Земля» и Учебно-научного Центра по управлению земельными ресурсами «Земля» Российской академии государственной службы при Президенте
РФ, осуществляющих дополнительное профессиональное образование на основе лицензий и охватывающих всю территорию Российской Федерации[7]. Кроме того, для расширения объема предоставляемых образовательных услуг и повышения их качества Учебный Центр привлекает на договорной основе ведущие вузы страны:
Государственный университет по землеустройству, Самарская государственная экономическая академия, Кубанский государственный технологический университет, Воронежский государственный агротехнический университет и др.

Региональные учебные центры являются как самостоятельными юридическими лицами, так и подразделениями организаций и предприятий. Материально- техническое, финансовое и методическое обеспечение деятельности центров осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, других внебюджетных источников финансирования, включая средства международных проектов и программ, а также средств, получаемых на основе коммерческих договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.

Учебные центры оснащены компьютерными сетями и необходимой сопровождающей техникой. Состав технического оборудования учебных центров, системы дистанционного обучения разрабатываются по специальному заданию
Росземкадастра. Учебные центры имеют 36 компьютерных учебных классов на 8 –
15 учебных мест, их них 25 учебных классов – в региональных центрах ФКЦ
«Земля», 11 учебных классов – в остальных учебных центрах. Помимо компьютерных классов каждый учебный центр имеет лекционный класс, оснащенный презентационной техникой. В целом пропускная способность учебных центров, с учетом указанной выше технической оснащенности учебных классов –
9000 человек в год.

Экономические показатели (количество обученных и финансовые объемы) за весь период существования Учебного Центра приводятся в прил. 2.4. (в табличной форме) и в прил. 2.5 (в виде диаграмм).

В рамках федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2007 гг.) на Учебный центр ФКЦ «Земля» и его региональные учебные центры возложена задача подготовки 23 000 специалистов органов и учреждений различных министерств и ведомств, связанных с обеспечением функционирования земельно-имущественного комплекса страны.

Кадровая структура Учебного Центра включает в себя штатный персонал головного московского подразделения, который в настоящее время насчитывает
6 человек, во главе с руководителем к.э.н. Артёменко Татьяной Васильевной, и привлекаемых на договорной основе преподавателей.

Динамика численности и заработной платы штатных сотрудников Учебного
Центра ФКЦ «Земля» представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Динамика численности и заработной платы штатных сотрудников Учебного Центра

|Годы |Численность |Месячный фонд |Средняя |Темпы роста |
| |(чел.) |оплаты труда |заработная |средней |
| | |(тыс. руб.) |плата |заработной |
| | | |(тыс. руб. в |платы (%) |
| | | |месяц) | |
|1999 |2 |30,0 |15,00 | |
|2000 |3 |37,5 |12,50 |83,3 |
|2001 |5 |45,00 |9,00 |60,0 |
|2002 |6 |49,80 |8,30 |55,3 |

Преподавательский состав для проведения обучения формируется, прежде всего, из сотрудников Росземкадастра, ФКЦ «Земля», региональных кадастровых центров. Кроме того, привлекаются преподаватели ведущих ВУЗов России
(Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), Воронежский государственный агротехнический университет (ВГАУ), Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ) и др.). Общее количество ежегодно привлекаемых преподавателей – около 300.

Изучение технологии ведения Государственного земельного кадастра предусматривает наличие у преподавателя свидетельства об окончании курса учителей-мультипликаторов или специалистов по внедрению технологии ведения
Государственного земельного кадастра. Формирование преподавательского состава было начато в 1999 г. и продолжено в 2000 г. За это время было подготовлено 255 учителей-мультипликаторов и специалистов по внедрению технологии ведения Государственного земельного кадастра, а также 87 методистов Государственной кадастровой оценки земель.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОГО

ЦЕНТРА ФКЦ «ЗЕМЛЯ»

1 Разработка стратегии развития Учебного Центра

Анализ деятельности Учебного Центра обнаружил отсутствие четкого стратегического подхода к управлению, в то время как условия современного рынка (быстроизменяющаяся внешняя среда, жесткая конкурентная борьба, высокая степень неопределенности и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу.

Упрощенно процесс стратегического управления можно представить как разработку стратегии деятельности компании на основе мониторинга и анализа ее внутренней и внешней среды, что мы и попытаемся сделать в рамках данной дипломной работы в отношении объекта нашего исследования.

Прежде всего, рассмотрим структуру деятельности Учебного Центра с точки зрения ее предметной области. Таковой является сфера земельных отношений и недвижимости, в частности, согласно новой Федеральной целевой программе на 2002 – 2007 гг.: o земельный кадастр; o кадастровая оценка земель; o информационная защита в кадастровых системах; o земельное законодательство; o геодезические технологии при межевании земель; o земельно-информационные системы.

Стоит отметить, что в настоящее время образовательные услуги именно этой тематики в значительной степени востребованы на рынке, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Земля представляет собой уникальный природный ресурс – она одновременно является единственным местом существования человечества, пространственным базисом всех отраслей народного хозяйства, средством производства в сельском и лесном хозяйствах, кладовой природных богатств, территориальной основой жизнеобеспечения государства и поддержания здоровья населения [18]. Вместе с тем, в рыночной экономике земля, являясь недвижимостью, приобретает форму товара. Все это, а также ограниченность и невосполнимость земельных ресурсов вызывает объективную необходимость общественного регулирования правовых норм и условий землепользования.

Поэтому земельные отношения остаются актуальными во все времена, а в современных российских условиях данная проблема приобретает особый характер. С самого начала происходящих в нашей стране рыночных преобразований земельная реформа, основной целью которой являлась ликвидация монополии государственной собственности на землю и передача земли в частные руки, стала одним из важнейших направлений социально- экономической политики государства. За период с 1990 по 2001 год был принят 41 федеральный закон, 33 указа Президента и около 180 постановлений правительства (в том числе, такие федеральные законы, как «О плате за землю», «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», а также Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г.), коренным образом изменивших характер земельных отношений в России. Достаточно сказать, что в результате проведенных реформ за последние 10 лет в собственность граждан и юридических лиц передано более 130 млн. га земель и 45 миллионов человек получили в собственность земельный участок; только в 1999 году совершено 5,2 миллиона сделок с земельными участками (90% из них - аренда земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности, 10% - купля-продажа участков между гражданами).

Поэтому в современных условиях возникла острая потребность в своевременном обновлении и совершенствовании профессиональных знаний (в т.ч. технических, технологических, экономических, юридических и т.д.) в области управления земельными отношениями.

Важнейшим элементом в процессе стратегического управления является анализ финансовых, материальных и кадровых ресурсов организации. В этой связи необходимо отметить следующую специфическую особенность деятельности
Учебного Центра.

Как уже было отмечено выше, Учебный Центр является структурным подразделением государственного унитарного предприятия и в настоящее время большую часть (около 80%) образовательных услуг предоставляет на договорной основе в соответствии с государственным заказом со стороны Росземкадастра с финансированием за счет средств федерального бюджета. Договора на подготовку и переподготовку Учебным Центром специалистов системы
Росземкадастра предусматривают согласование сметы расходов и нормирование прибыли в размере, не превышающем 12%.

В то же время Положение об Учебном Центре предусматривает возможность ведения предпринимательской деятельности «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если это осуществляется не в ущерб его основной деятельности». Однако в настоящее время эта возможность
Учебным Центром используется весьма слабо – около 20% деятельности, что, соответственно, приводит к упущению дополнительной прибыли.

Таким образом, преобладающая часть материальных и финансовых ресурсов
Учебного Центра формируется за счет бюджетных средств, что обеспечивает достаточно стабильное положение организации в рамках ограниченного коллектива сотрудников и имеющейся учебной базы, однако, практически не дает возможности для стратегического развития, совершенствования учебных процессов, методик и технологий обучения.

Что касается кадровой структуры Учебного Центра, то в ней условно можно выделить две части: собственно штатный персонал (руководство, методисты, менеджер) и привлекаемые на договорной основе преподаватели. В числе последних: преподаватели ведущих специализированных вузов, государственные чиновники, руководящие работами в данной области и способные дать наиболее актуальную информацию из первых рук, непосредственные разработчики нормативных правовых документов, а также специалисты-практики. В этом отношении тесные связи со структурой
Росземкадастра являются значительным конкурентным преимуществом Учебного
Центра, поскольку они позволяют привлекать к преподаванию людей, непосредственно участвующих в формировании нового типа земельных отношений в стране и соответствующего законодательного и нормативного правового обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.