скачать рефераты

МЕНЮ


Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования

p>- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности,
Принцип научности.
Требования принципа:
- наличие у учащихся система теоретических знаний;
- достоверность фактов, явлений, закономерностей;
- научная аргументация практических выводов, действий.
Принцип связи обучения с жизнью.
Требования принципа:
- профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса;
- получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни, и на производстве.
Принцип систематичности и последовательности.
Требования принципа?
- строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе, так ив методах передачи знаний учащимся;
- последовательное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.
Принцип сознательности и активности.
Его требования:
- учёт "двусторонности" характера учебного процесса;
- необходимость вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески;
- эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения;
- включение учащихся в процесс самостоятельного добывания знании;
- развитие у учащихся научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных производственных задач.
Принцип наглядности обучения.
Его требования:
- чёткое определение дидактической цели использования наглядности;
- порядок и методика показа;
- выбор целесообразного количества наглядности;
- последовательность демонстрации,
- сочетание отдельных видов наглядности;
- включение учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов;
- соблюдение требований культуры показа;
- психологические требования к оформлению наглядности;
- наличие вывода преподавателя.
Принцип доступности.
Его требования:
- учет образовательного уровня учащихся;
- учет познавательных возможностей учащихся;
- учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- учет потребностей и интересов учащихся.
Принцип интегративного подхода.
Его требования:
- одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных придем.
Принцип воспитывавшего и развивающего обучения.
Его требования:
- правильное определение ведущих целей обучения: познавательной, воспитывающей, развивающей;
- формирование у учащихся в ходе занятия научного мировоззрения;
- воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности и т.п.;
- формирование навыков культурного поведения, дисциплинированности;
- развитие самостоятельности, инициативы, творчества;
- развитие познавательных способностей и творческих сил (умение анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать. сопоставлять, делать самостоятельно выводы и т.п.).
Принцип прочности.
Его требования:
- эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов
- педагогически целесообразно и четко организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике этих знании;
- систематически контролировать и оценивать приобретенные учащимися знания, умения и навыки;
- осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся в процессе организации учебно-воспитательной работы.
Еще раз напомним, что требования ведущих дидактических принципов распространяют свое влияние на определение содержания обучения, выбор форм и методов обучения. Посещая занятия преподавателей с целью знакомства с уровней педагогического мастерства педагога, заместитель директора по учебной работе может ставить для себя задачу – проанализировать, как данный педагог реализует на занятиях эти принципы. При этом он должен не только знать, но и чувствовать, что все принципы работают на занятия сразу.
Рассматривая знания психолого-педагогических основ учебно-воспитательного процесса как условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе, нельзя обойти и такую важную дидактическую категорию, как”Методы обучения”.Ведь от уровня педагогического мастерства преподавателя его умения педагогически правильно, интересно проводить занятия зависит качество преподавания, эффективность усвоения учебного материала учащимися их познавательная активность, заинтересованность. А способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся принято называть методами.

Методы в чистом виде не используются, они обычно сопровождаются приемами и средствами. Так, беседа сопровождается объяснением, показом, вопросно-ответными приёмами, записью и т.д.

Приём обучения - элемент, составная часть метода,

Средства обучения - это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средства и т.д.).

Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различны методы обучения. Существует большое разнообразие классификаций методов. Приведем наиболее распространенные принципы классификации методов.

Схема 6

[pic] Наиболее распространенной, классификацией является классификация по источнику получения знаний. Она как бы универсальная. Так, анализируя все остальные группы принципов классификации» видам» что именно эта вобрала в себя признаки остальных.

Остановимся на каждой группе методов.

Словесная группа включает в себя беседу, объяснение, рассказ, самостоятельную работу с книгой и т.д.

В основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет с собой особую роль и значение в работе преподавателя. Назовем дидактические требования, предъявляемые к слову: целенаправленность, научность
(достоверность фактов, научно правильные выводы), грамотность, четкость, ясность, эмоциональность чистота речи, разнообразие словарного запаса, смысловая значимость речи, лаконичность, точность, правильность интонации, учет ситуации, культура речи, тактичность.

В группу наглядных методов обучения входят: демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств,. просмотр кино- и телепрограмм и т.д.

Главные требования, предъявляемые к данной группе: целесообразность
(соответствие теме, содержанию); соответствие дидактической цели занятия, мера использования; очередность показа; определение места и времени показа, умение организовать активное наблюдение учащихся; учет психологических требований к изображению, наглядности
(шрифт, цвет. расстояние) и т.д.

Группа практических методов обучения включает в себя: практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

К дидактическим требованиям, предъявляемым к практическим методам обучения, относятся: дидактическая целесообразность метода, связь содержания с профессиональной подготовкой учащихся; четкая постановка проблемы; правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы.

Охарактеризованные нами методы обучения принято называть традиционными. Но в современных педагогических технологиях они являются базовыми так, как на их основе развиваются новые и сравнительно новые методы.

Какие же методы можно отнести, к новым?

Это и проблемное обучение, и программированное, алгоритмизация, и информационные педагогические технология, и модульное обучение, и элементы педагогического менеджмента и т.д.

Вполне понятно, что рассматриваемое условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе предполагает и владение им современными педагогическими технологиями. В связи с тем, что они подробно рассмотрены нами в одноименном пособии, предложенном ОСУЗ, отсылаем Вас к нему.

Организационное обеспечение, как условие эффективности управленческой деятельности предполагает функциональное определение места каждого работника учебного заведения в учебно-воспитательном процессе.

Чрезвычайно ваяна в плане организационного обеспечения работа такого представительного органа ССУЗ, как совета, а также органов, объединяющих педагогов: педагогические или методические советы, предметные или цикловые комиссии и т.п.

Основные задачи, функции и порядок работы этих органов определяются
Уставом ССУЗ или отдельными положениями об этих органах, утвержденными первым руководителем образовательного учреждения.

Действенность данного условия в управленческой деятельности определяется целенаправленностью планирования, наличия отчетности и научно аргументированного анализа деятельности.

И конечно, организационное обеспечение как условие эффективности управленческой деятельности администратора по учебным вопросам, требует в первую очередь тщательного, педагогически целесообразного анализа учебного занятия, соблюдения всех организационных требований,

Информационное обеспечение - одна из важнейших предпосылок реального педагогического управления учебно-воспитательной работой, так как. включает в себя;
- конкретное знание руководителем специального, педагогического и методического потенциала каждого педагога (пути получения информация - посадим уроков, беседы, анализ планов, анкетирование, тестирование студентов, заслушивание отчетов па предметных (цикловых) комиссиях, педагогических (методических) советах и т.п.;
- конкретное знание руководителем отношения студентов к обучению вообще, к отдельным предметам и преподавателям, анализ их успеваемости, посещаемости занятий;
- получение с помощью метода отсроченного контроля исчерпывающих данных об адаптации выпускников учебного заведения на производстве;
- систематическое знакомство руководителей, педагогов о передовым опытом работы других ССУЗ по организации учебно-воспитательной работы.
Постоянный учёт и анализ получения названной информации создаёт реальную основу для систематической корректировки системы педагогического управления.

Наличие особой воспитывающей атмосферы также является необходимым компонентом всестороннего обеспечения системы педагогического управления.

Такая атмосфера предполагает:
- создание и творческое развитие традиций в учебном заведении;
- культуру педагогического общения;
- наглядное освещение учебно-воспитательной работы, её процесса, результативности;
- утверждение культа учебы в учебном заведении;
- пример руководителя, преподавателя в учебно-воспитательной работе.
Особенно важен личный пример заместителя директора по учебной работе для преподавателей, его высокое педагогическое мастерство, совершенное владение современными педагогическими технологиями, корректный анализ посещаемых уроков. объективная оценка деятельности педагогов, высокопрофессиональные, деловые оптимистические советы.

Действенное авторитетное самоуправление студентов.
Классическое педагогическое управление (от руководства учебного заведения - к учащимся) можно условно назвать управлением по вертикали. В свою очередь, самоуправление студентов называется управлением по горизонтали. Логика педагогического управления такова, что управление по вертикали никогда не достигнет цели без управления по горизонтали. И чем действеннее, чем масштабнее и авторитетнее представлено самоуправление студентов тем больше оснований для объективного вывода: в данном учебном заведении управление учебно-воспитательным процессом осуществляется в оптимальном варианте.

5.Анализ результатов проведенного исследования и разработка предложений по совершенствованию организации управления.

Обоснование проведенного микроисследования по нормализации учебной нагрузки студентов.

В условиях усиления роли новых современных технологий во всех сферах производства, в том числе и образовании, исследовательская деятельность студентов как фактор экономического роста и развития должна стать общей стратегической целью.

Образовательный процесс-это учебно-воспитательная деятельность педагогов в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью студентов.

Цель образования в колледже - выявление и развитие способностей каждого студента, формирование духовно богатой и свободной, физически здоровой и творчески мыслящей личности. Решение этих задач затруднено в силу падения интереса к обучению, ряда проблем в образовательном процессе, недостатков в организации учебно-воспитательного процесса (УВП) учебного заведения. Анализ учебно-воспитательной деятельности в ряду других недостатков показал отсутствие достоверной педагогической деятельности, материалы которой должны помогать планировать УВП по конечным результатам, контролировать, регулировать и вовремя принимать правильные решения, а также необходимость научного подхода к управлению учебной деятельностью.
Для преодоления вышеуказанных недостатков в колледже разрабатывается комплексно-целевая программа развития учебного заведения на основе педагогического менеджмента. Стратегической целью признано создание комфортной образовательной среды с учетом индивидуальных способностей и возможностей студентов, т.е. создание адаптационного образования, где обеспечены условия для самовыражения каждого студента. Для эффективного решения данной стратегической задачи необходима система внутриколледжной информации. При использовании этой системы в колледже будут созданы блоки информации и выбраны направления, по которым будет проходить сбор информации и последующее регулирование и коррекция УВП. Для того, чтобы сделать вывод о том, созданы ли комфортные условия для студентов будет проведено анкетирование, наблюдения, беседы со студентами.
Мне предложено провести микроисследование по одному из направлений
«Нормализации учебной нагрузки студентов» через анкетирование студентов.

Примерная программа нормализации учебной нагрузки студентов

Смысл управленческого решения будет состоять в регулировании и коррекции выявленных тенденций. Например, выявлена перегрузка студентов домашними заданиями по предметам гуманитарного цикла и выделена группа преподавателей, которые не соблюдают допустимую дозировку заданий.
Соответственно определяются меры по ликвидации недостатков, ответственные лица. Организуются занятия-тренинги по нормам дозировки домашних заданий преподавателями, планируется контроль за выполнением рекомендаций
Анализ анкет студентов. Необходимо представить обобщенные результаты по следующим параметрам (в %).
Эмоциональное состояние студентов при выполнении домашних заданий (в %): наличие желания, интерес, отсутствие одного фактора, отсутствие интереса и желания. Затраты времени в целом : допустимое (1-2 или 2.5-3ч), критическое состояние (менее1ч, более3ч)
Самостоятельность выполнения домашнего задания (в %): полная самостоятельность, частичная, отсутствие самостоятельности.
Состояние здоровья после выполнения домашних заданий: удовлетворительное —
З балла, иногда неудовлетворительное —2 балла, неудовлетворительное —1 балл.
«Нормализация учебной нагрузки студента»

Цель: выявить уровень учебной нагрузки для студента.

Задачи:

1. Определить уровень учебной нагрузки студентов колледжа.

2. Оценить оптимальность учебной нагрузки студентов; выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на нормализацию учебной нагрузки студента.

3. Принять (наметить) управленческие решения по регулированию и коррекции учебной нагрузки студентов.

Объект исследования: система УВП колледжа.

Предмет исследования: объем (дозировка) учебной нагрузки студента на занятии.

Методы: анкетирование

Рабочая гипотеза: Если учебная нагрузка студентов соответствует реальному уровню развития личности в УВП, то это приведет к сохранению здоровья, ликвидации их перегрузок, стабильным результатам обучения.

Методика обработки анкет

1. Анкетируемый дает ответы на вопросы по трехбалльной системе: да - 3; не совсем – 2; нет – 1.

2. Вычисляется средний балл по вопросам анкеты (суммировать баллы по каждому вопросу и разделить на количество участников по полученным данным).

Микроисследование по нормализации учебной нагрузки студентов

Анкета для студентов

Вам предлагается ответить на вопросы анкеты с целью изучения вашей учебной нагрузки. Ответы выражайте следующими оценками: 3 - да; 2 - не совсем; 1 - нет.

1. Нравится ли тебе учиться в нашем колледже?________________

2. Легко ли тебе дается учение?______________________________

3. Устаешь ли ты после дня занятий в колледже?_______________

4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?_______

5. Устраивает ли тебя режим:

6-дневной учебной недели? _____
6. Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий?________
7. Считаешь ли ты, что в качестве домашних заданий имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?________________
8. Учитывают ли преподаватели особенности профильной направленности обучения: а)при отборе содержания учебного материала на занятии?______________ б)при дозировке домашних заданий?________________________________
9. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам
(чтение, секции, кружки и т.д.)?___________________________
10. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?__________________
11.Считаешь ли ты, что объем домашних заданий завышен по предметам?_____________________________________________________
12. Насколько удовлетворен ты расписанием по дням недели? а) Понедельник.______ б) Вторник.__________ в) Среда.____________ г) Четверг.__________ д.) Пятница._________ е) Суббота.__________
13. Сколько времени ты тратишь на подготовку домашних заданий?
-До 1 часа.______________
-До 2 часов._____________
-До 3 часов._____________
-Более 3 часов._________

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
|Вопросы |Кол-во человек |Кол-во человек |Кол-во человек |
| |ответивших на 3 |ответивших на 2 |ответивших на 1 |
| |балла |балла |балл |
|1. Нравится ли |35 |0 |0 |
|тебе учиться в | | | |
|нашем колледже? | | | |
|2. Легко ли тебе |30 |5 |0 |
|дается учение? | | | |
|3. Устаешь ли ты |1 |5 |29 |
|после дня занятий| | | |
|в колледже? | | | |
|4. Испытываешь ли|35 |0 |0 |
|ты усталость в | | | |
|конце учебной | | | |
|недели? | | | |
|5. Устраивает ли |15 |20 |0 |
|тебя режим | | | |
|6-дневной учебной| | | |
|недели? | | | |
|6. Устаешь ли ты |0 |0 |35 |
|после выполнения | | | |
|домашних заданий?| | | |
|7. Считаешь ли |0 |0 |35 |
|ты, что в | | | |
|качестве домашних| | | |
|заданий имеют | | | |
|место трудоемкие,| | | |
|но | | | |
|малоэффективные | | | |
|виды работ? | | | |
|8. Учитывают ли | | | |
|преподаватели | | | |
|особенности | | | |
|профильной | | | |
|направленности | | | |
|обучения: | | | |
|а)при отборе |32 |3 |0 |
|содержания | | | |
|учебного | | | |
|материала на | | | |
|занятии? | | | |
|б)при дозировке |31 |4 | |
|домашних заданий?| | | |

|9. Имеешь ли ты |35 |0 |0 |
|достаточное | | | |
|количество | | | |
|времени для | | | |
|занятий по | | | |
|интересам | | | |
|(чтение, секции, | | | |
|кружки и т.д.)? | | | |
|10. Успеваешь ли |35 |0 |0 |
|ты отдохнуть в | | | |
|течение перемены?| | | |
|11.Считаешь ли |0 |0 |35 |
|ты, что объем | | | |
|домашних заданий | | | |
|завышен по | | | |
|предметам? | | | |
|12. Насколько | | | |
|удовлетворен ты | | | |
|расписанием по | | | |
|дням недели? | | | |
|а) Понедельник |26 |9 |0 |
|б) Вторник |35 |0 |0 |
|в) Среда |35 |0 |0 |
|г) Четверг |34 |1 |0 |
|д.) Пятница |33 |1 |1 |
|е) Суббота |15 |15 |5 |
|13. Сколько | | | |
|времени ты | | | |
|тратишь на | | | |
|подготовку | | | |
|домашних заданий?| | | |
|-До 1 часа |0 |0 |0 |
|До 2 часов |20 |0 |0 |
|До 3 часов |15 | | |
|-Более 3 часов |0 |0 |0 |
| |427 |63 |140 |

Вычисляем средний балл по анкете:
(427*3)+(63*2)+(140*1)=1547 ; (1547/20):35=2,21

|\\\\\\\\\|Затраты времени на д/з в% |
|\\\\\\\\ | |
|Допустимое |100% |
|(1-2 или 2.5-3 ч) | |
|Критическое |0% |
|(менее1ч, более3ч) | |

|\\\\\\\\\|Эмоциональное состояние студентов в |
|\\\\\\\\ |% |
|Наличие желания |81% |
|Интерес |9% |
|Отсутствие интереса и желания |5% |
|Отсутствие одного фактора |5% |

|\\\\\\\\\|Самостоятельность выполнения Д/З в %|
|\\\\\\\\ | |
|Полная самостоятельность |100% |
|Частичная |0% |
|Отсутствие самостоятельности |0% |

Вывод:

Данное микроисследование по нормализации учебной нагрузки студентов, показывает, что в группе у-10, в которой проходило анкетирование соблюдается допустимая дозировка нагрузки, однако отдельные выявленные тенденции (см.результаты) требуют регулирования и коррекции. Например, необходимость повышения интереса студентов к обучению при изучении отдельных дисциплин и соответственно должны быть определены меры для управленческого решения этого вопроса.

Заключение

Итак, мы рассмотрели педагогические основы управленческой деятельности, заместителя директора ССУЗ по учебной работе. В схеме I нами представлена целостная система этой деятельности. Чтобы осознать все её компоненты, их цели и задачи, заместитель директора должен четко представлять себе педагогические основы этой деятельности, т.е. владеть категориальным управленческим аппаратом, знать принципы управления, этапы управленческой деятельности и реально представлять условия эффективности управленческой деятельности. Как руководитель, заместитель директора должен донести эти знания до педагогического коллектива (на педсовете, на заседаниях предметных комиссий, в индивидуальных в фронтальных беседах), добиться осознания их я педагогически целесообразного применения для более успешного управления учебно-воспитательным процессом. Подводя итог, следует отметить, что в колледже выполняется основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

-----------------------
Специальность 2203

Специальности 0609,3404

Специальность 1705

Общеобразовательные дисциплины

Общепрофессиональные дисциплины

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Специальность 1201

Специальность 1202

Специальности 0601,0613

Цикловые комиссии

Экономика, управление и программирование

Самолётостроение и стандартизация

Технология и ремонт в машиностроении

Общеобразовательной подготовки

Заведующие отделениями

Склад

Зав котельной

Комендант

Энергетик

Инж.ТБ

База практик

Классные руково дители

Родительский комитет

Зав лабораториями

Совет самоуправления

Зав мастерскими

Рук-ль УВЦ

Зам директора по АХЧ

Зам директора по ВР

Зам директора по УПР

Рук-ль физвоспитания

Рук-ль НВП

Методический совет

Учебная часть

Зам директора по УР

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

Архив

Специальная часть

Канцелярия

Начальник отдела кадров

Совет колледжа

ДИРЕКТОР

Педагогический Совет

Попечительский Совет

Электронные системы контроля

Нетрадиционные формы контроля

Модуль учебного курса

Воспитательная система

Авторские, учебно-методические пособия

Электронные учеб-ники

Модуль адаптационного курса

Модульная технология обучения

Система уровневой дифференциации

Принципы: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе.

Основные задачи:
- воспитать самостоятельную личность

-подготовить профессионально-мобильного, профессионального специалиста

ГОС СПО

Цель

Субъект

Содержание

Объект

(субъект)

Способы

Итоговая государственная аттестация

Специалист

Продолжение образования

Востребованность на рынке труда

Требования к деятельности образовательного учреждения в рамках политики качества

Требования к подготовке специалиста

Международный стандарт серии

ISO 9000

Государство

Региональный рынок труда

Личность

Стандарт СПО

Федеральный компонент

Региональный компонент

Система качества подготовки специалиста

Обеспечение качества

Реализация образовательных стандартов

Оценка качества

Развитие качества

Контроль за выполнением стандартов

Мониторинг стандартов

Педагогическое управление педколлективом

Педагогическое управление методической работой

Педагогическое управление учебно-воспитательной работой

Система управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе

-лекция
-беседа
-рассказ
-инструктаж
-демонстрация
-упражнения
-решение задач
-работа с книгой


По внешним признакам деятельности преподавателя

Методы обучения

Принципы классификации методов обучения

Логический подход

По источнику получения знаний

По степени активности познавательной деятельности учащихся

-индуктивный
-дедуктивный
-аналитический
-синтетический

-словесные
-наглядные
-практические

-объяснительно- иллюстративный
-проблемный
-частично поисковый
-исследовательский


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.