Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования
p> . Сроки проведения итоговой государственной аттестации определяются колледжем в соответствии с его учебным планом. . Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний и практических умений выпускника в соответствии с государственными требованиями колледжа по специальности. . Условия подготовки и процедура проведения итоговой государственной аттестации зависят от вида итоговой государственной аттестации. Общим является организация и работа государственной аттестационной комиссии. . Форма и условия проведения видов итоговой государственной аттестации определяется колледжем согласно положению об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 г. №10. Организация работы государственной аттестационной комиссии. . Для проведения итоговой государственной аттестации создается государственная аттестационная комиссия в порядке, предусмотренном положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 г. №10). 1 Численность государственной аттестационной комиссии не должна составлять менее 5 человек. Ответственный секретарь государственной комиссии назначается директором колледжа из числа работников учебного заведения или ведущих специалистов базового предприятия. . Работа государственной аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с:
- типовым положением об образовательном учреждении среднего
профессионального образования (среднем специальном учебном заведении),
утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от
14.10.1994 г. №1168;
- положением об итоговой государственной аттестации выпускников
образовательных учреждений среднего профессионального образования в
Российской Федерации, утвержденным постановлением государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.1995 г. №10;
- уставом колледжа.
Место работы комиссии устанавливается директором колледжа по согласованию
с председателем государственной аттестационной комиссии.
Расписание проведения итоговой государственной аттестации выпускников
утверждается директором колледжа и доводится до сведения студентов не
позднее, чем за две недели до начала работы государственной аттестационной
комиссии. Допуск студента к итоговой государственной аттестации объявляется
приказом по колледжу. . На заседании государственной аттестационной комиссии образовательным учреждением представляются следующие документы:
- государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников и дополнительные требования образовательного учреждения по
специальности;
- программа итоговой государственной аттестации;
- приказ директора колледжа о допуске студентов к итоговой
государственной аттестации;
- сведения об успеваемости студентов (согласно п. 14 инструкции о порядке
ведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем
профессиональном образовании, утвержденной постановлением Госкомвуза России
от 10.04.96 г. №6);
- зачетные книжки студентов;
- книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии. . Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равном числе голосов голос председателя является решающим), в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95г. №10). . Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируется. Протоколы подписываются председателем, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии хранится в делах образовательного учреждения в течении установленного срока. . Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию и выдаче соответствующего документа об образовании, объявляется приказом руководителя образовательного учреждения. . После окончания итоговой государственная аттестационная комиссия составляет ежегодный отчет о работе, который обсуждается на совете колледж. Отчет представляется в министерство общего и профессионального образования, в ведении которого находится образовательное учреждение, в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. В отчете должна быть отражена следующая информация:
- качественный состав государственных аттестационных комиссий;
- перечень видов итоговой государственной аттестации студентов по основной
профессиональной программе;
- характеристика общего уровня подготовки студентов по данной
специальности;
- количество дипломов с отличием;
- анализ результатов по каждому виду итоговой государственной аттестации
согласно приложению;
- недостатки в подготовке студентов по данной специальности;
- выводы и предложения. 2.2Содержание ГОС СПО по специальностям. Одним из главных этапов управленческой деятельности заместителя
директора по учебной работе на данном этапе совместно с цикловыми
комиссиями колледжа является изучение государственных образовательных
стандартов среднего профессионального образования второго поколения. Колледж ведет подготовку по восьми специальностям:
1.Специальность 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»
2.Специальность 0613 «Государственное и муниципальное управление»
3.Специальность 1201 «Технология машиностроения»
4.Специальность 1202 «Производство летательных аппаратов»
5.Специальность 1705 «Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта»
6.Специальность 2203 «Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем»
7.Специальность 2819 «Экспертиза качества потребительских товаров»
8.Специальность 3404 «Стандартизация и сертификация продукции»
Далее представлены ГОС СПО по нижеперечисленным специальностям. Министерство образования Российской Федерации Регистрационный номер № 04-0601-Б ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовый уровень среднего профессионального образования) Квалификация – бухгалтер Вводится в действие с 1 сентября 2002 г. Москва -2002 Общая характеристика специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) . Специальность 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования». . Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат. . Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной
программы при очной форме обучения: на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев; на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев'. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов: -аттестат о среднем (полном) общем образовании; -аттестат об основном общем образовании; -диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений; -документ об образовании более высокого уровня. . Квалификация выпускника - бухгалтер. . Квалификационная характеристика выпускника Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по
бухгалтерскому учету и анализу имущества, обязательств и хозяйственных
операций в качестве бухгалтера на предприятиях, организациях, учреждениях
(далее - организациях) независимо от их организационно-правовых форм. Основные виды деятельности бухгалтера: учетно-аналитическая - ведение бухгалтерского учета имущества,
обязательств и хозяйственных операций; отражение на счетах бухгалтерского
учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-
материальных ценностей и денежных средств;
начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и
местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей
в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений,
заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей; обеспечение
руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других заинтересованных
пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной
бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;
проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей
и обязательств; подготовка данных по соответствующим участкам
бухгалтерского учета для составления отчетности; использование компьютерных
технологий в учетно-аналитической деятельности; экономическая - учет поступающих денежных средств, товарно-материальных
ценностей, основных средств, а также учет издержек производства и
обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ
и услуг); составление отчетных калькуляций себестоимости готовой продукции
(выполняемых работ, услуг); участие в разработке мероприятий по
эффективному использованию внутрихозяйственных резервов;
выполнение работ по ведению базы данных о хозяйственных операциях и
финансовых результатах деятельности организаций и т.д; проведение анализа
хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и
отчетности с использованием вычислительной техники; финансово-контрольная - проведение в соответствии с действующими
положениями документальных ревизий хозяйственно-финансовой деятельности
организаций; разработка и осуществление мер, направленных на повышение
эффективности использования финансовых средств; обеспечение сохранности
бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным
порядком для передачи в архив. Выпускник должен уметь: документально оформлять и отражать на счетах
бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств,
товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и т.д.;
составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность; анализировать
хозяйственно-финансовую деятельность организации; оценивать ликвидность и
платежеспособность организации; пользоваться нормативными документами и
инструкциями Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ
и других государственных органов, регулирующими порядок бухгалтерского
учета, отчетности и налогообложения; использовать вычислительную технику
для обработки учетно-финансовой информации. Выпускник должен знать: рыночные методы хозяйствования, экономику,
организацию труда и управления; законодательные акты, постановления,
распоряжения, приказы, руководящие методические и нормативные материалы по
организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных
операций и составлению отчетности;
формы и методы бухгалтерского учета в организации; план и корреспонденцию
счетов;
организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета; налоговое
законодательство РФ, формы и методы анализа финансово-хозяйственной
деятельности и контрольно-ревизионной работы; компьютерное обеспечение
бухгалтерской деятельности. . Возможности продолжения образования выпускника Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную
программу среднего профессионального образования по специальности 0601
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в сокращенные сроки. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) . Общие требования к образованности выпускника Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной,
интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место
в современном обществе;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые
нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе;
уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной
культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных
явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию
противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к
анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в
условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу,
способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области
профессиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных
задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть
профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению
компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых
знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию,
самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к
творческой самореализации;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности
предпринимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и
навыками физического совершенствования. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Выпускник должен: в области философии:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира,
смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его
проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных
ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы; в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства
формирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной
речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и
этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности
и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной
речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка; в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим
минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных
текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового
образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в
физической культуре; в области социальной психологии:
- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и
общества, пути социальной адаптации личности;
- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в
процессе межличностного общения; в области этики:
- иметь представление об основных категориях этики;
- знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы
взаимоотношений; понятия долга и ответственности;
- уметь поддерживать деловую репутацию; в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей
функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности,
социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального
изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических
отношениях и процессах (в России и в мире в целом). По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам Выпускник должен: в области математики:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире,
общности ее понятий и представлений;
- знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных
задач; в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ,
методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления
информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной
техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о
методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать
общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства; в области экологических основ природопользования:
- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и
причинах возникновения экологического кризиса;
- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей
среды;
- иметь представление об экологических принципах рационального
природопользования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|