Эффективность
использования основных фондов на предприятии возросла, о чем свидетельствует
увеличение интегрального показателя эффективности с 2,688 в 2007 году до 3,6 в
2009 году, или на 33,93 %.(табл. 7).
Таблица 7 –
Анализ обеспеченности предприятия основными фондами и эффективность их
использования
Показатели
2007 г
2008 г
2009 г
2009 г в % к 2007 г
Товарооборот, тыс. руб.
43717
54563
62820
143,70
Среднегодовая стоимость основных
фондов, тыс. руб.
3171,5
3314,5
3520,5
111,00
Среднесписочная численность
персонала, чел.
89
94
105
117,98
Прибыль от продажи, тыс. руб.
1662
2172
2557
153,85
Фондоотдача, руб./руб.
13,784
16,462
17,884
129,46
Фондоемкость, руб./руб.
0,073
0,061
0,056
76,77
Фондовооруженность труда, тыс.
руб.
35,635
35,261
33,529
94,09
Коэффициент рентабельности
основных фондов
0,524
0,655
0,726
138,55
Интегральный показатель эффективности
использования основных фондов
2,688
3,285
3,600
133,93
При этом:
-
опережающие темпы роста товарооборота по отношению к темпам
роста среднегодовой стоимости основных фондов (143,7% и 111% соответственно)
обусловили увеличение фондоотдачи на 29,46%. Соответственно, снизилась
фондоемкость товарооборота;
-
снижение фондовооруженности труда, вызванное опережающими темпами
роста среднесписочной численности персонала над темпами роста среднегодовой
стоимости основных фондов, нельзя оценивать однозначно отрицательно, так как
оно сопровождалось повышением эффективности использования основных фондов;
-
основной причиной рентабельности основных фондов является
увеличение прибыли от продаж на 53,85% при увеличении стоимости основных фондов
на 11%.
Оборотные
средства обеспечивают непрерывность торгово-технологического процесса, для
анализа эффективности их использования рассчитаем традиционные показатели
(табл. 8.)
Таблица 8 – Оценка
эффективности использования оборотных средств на предприятии ООО «Весна»
Показатели
2007 г
2008 г
2009 г
2009 г в % к 2007 г
Товарооборот, тыс. руб.
43717
54563
62820
143,70
Среднегодовая стоимость
оборотных средств, тыс. руб.
Увеличение
товарооборота на 43,7% при росте стоимости оборотных средств на 11,75%
обусловило увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных средств со 3,11
оборотов до 3,998 оборотов. Соответственно, снизилась продолжительность одного
оборота, что позволяет говорить об относительной экономии оборотных средств,
сумма которой в 2009 году по сравнению с 2008 годом составила1689,061
тыс. руб.
Рациональное
использование трудовых ресурсов – непременное условие, обеспечивающее
бесперебойность торгово-технологического процесса и успешного выполнения
плановых заданий. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
характеризуется данными, приведенными в табл. 9.
Таблица 9 –
Обеспеченность ООО «Весна» человеческими ресурсами
Показатели
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Измен. числ.
Изм. удел. веса
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Персонал, всего
89
100
94
100
105
100
+16
-
В том числе:
Оперативно-торговый персонал
Служащие
71
18
79,78
20,22
75
19
79.79
20,21
83
22
79,05
20,95
+12
+4
-0,73
+0,73
Из них:
Руководители
Специалисты
6
12
13,48
7
12
7,45
12,76
9
13
8,57
12,38
+3
+1
+1,83
-1,10
Таким образом,
обеспеченность предприятия человеческими ресурсами возросла, при этом произошли
некоторые изменения в их структуре: на 1,83 % возрос удельный вес руководителей
при снижении удельного веса остальных категорий работников, что связано с
открытием новых торговых точек.
Для оценки
эффективности кадровой работы на предприятии проведем анализ движения рабочей
силы. (табл. 10.)
Таблица 10 –
Движение рабочей силы на предприятии ООО «Весна»
Показатели
2007 г.
2008 г.
2009 г.
1. Принято на предприятие, чел.
7
10
11
2. Выбыло с предприятия, чел.
1
5
-
В том числе:
2.1. На пенсию и по др.
причинам, предусмотренным законодательством
2.2. По собственному желанию
2.3. За нарушения трудовой
дисциплины
1
-
-
-
3
2
-
-
-
3. Среднесписочная численность
работников, чел.
89
94
105
4. Коэффициенты:
4.1. Обороты по приему (п.1 /
п.3)
4.2. Обороты по выбытию (п.2 /
п.3)
4.3. Текучесть (п.2.2 + п.2.3)/
п.3
0,079
0,011
-
0,106
0,053
0,053
0,105
-
-
Высокое значение
коэффициента оборота по приему обусловлено распространением деятельности
предприятия, то есть открытием новых торговых точек. Персонал с предприятия в
2009 году не выбывал вообще, что может быть следствием эффективной кадровой
политики или недостатком рабочих мест в регионе. Для оценки эффективности
использования труда рассмотрим данные, приведенные в таблице 11.
Таблица 11 –
Данные использования труда в ООО «Весна»
Показатели
2007 г
2008 г
2009 г
2009 г. в % к 2007 г.
Товарооборот, тыс., руб.
43717
54563
62820
143,7
Среднесписочная численность
персонала, чел.
89
94
105
117,98
Среднегодовая выработка, тыс.
руб.
491,202
580,45
598,286
121,800
Фонд заработной платы, тыс. руб.
2643
3552
4745
179,53
Среднегодовая заработная плата,
тыс. руб.
29,697
37,787
45,191
152,172
Уровень фонда заработной платы,
%
6,05
6,51
7,55
+124,79
Прирост
товарооборота на 43,7% обусловлен ростом производительности труда, при этом
сопоставление темпов роста среднегодовой выработки (121,8%) и среднегодовой
заработной платы (152,77%) говорит о недостаточно эффективном использовании
трудовых ресурсов, что находит свое проявление в относительном перерасходе
средств на оплату труда.
Таким образом,
перерасход (653,328 тыс. руб.) фонда заработной платы подтверждает ранее
сделанные выводы о недостаточно эффективном использовании трудовых ресурсов на
предприятии.
Следующим шагом в изучении
персонала ООО «Весна» является анализ динамики состава и структуры служащих по
возрастному составу (таблица 12).
Таблица 12 - Динамика
развития состава и структуры персонала
Возраст
2007
г.
2008
г.
2009
г.
численность,
чел
удельный
вес, %
численность,
чел
удельный
вес, %
численность,
чел.
удельный
вес, %
До
25 лет
38
42,70
38
40,43
38
36,19
От
25 до 30 лет
19
21,35
24
25,53
35
33,33
От
30 до 40 лет
21
23,59
21
22,34
21
20,00
Свыше
40 лет
11
12,36
11
11,70
11
10,48
Всего
работников
89
100,00
94
100,00
105
100,00
По полученным данным видно,
что большая часть персонала принадлежит к возрастной категории до 25 лет. За анализируемый
период их численность не изменилась, но удельный вес этой категории уменьшился
из-за увеличения общей численности персонала. Самая малая доля приходится на
возрастную группу свыше 40 лет, численность этой группы не менялась в течение
трех лет. Значительное увеличение по численности и удельного веса произошло в
категории персонала от 25 до 30 лет. Можно отметить традиционную расстановку
персонала, при которой на высшем уровне управления находятся работники
постарше, а на более низком – помоложе.
Таблица 13 - Динамика
структуры по уровню образования
Уровень
образования
2007
г.
2008
г.
2009
г.
численность,
чел
удельный
вес, %
численность,
чел
удельный
вес, %
численность,
чел.
удельный
вес, %
Высшее
21
23,59
21
22,34
21
20,00
Среднетехническое
30
33,71
35
37,23
46
43,81
Среднее
38
42,70
38
40,43
38
36,19
Ниже среднего
-
-
-
-
-
-
Всего
89
100,00
94
100,00
105
100,00
Рассмотрим структуру
персонала ООО «Весна» в динамике по уровню образования (табл. 13). Значительное
увеличение по численности и удельного веса произошло в категории
среднетехнический уровень образования.
Подводя итоги анализу
факторов внешней и внутренней среды ООО «Весна» необходимо отметить следующее:
при анализе было выявлено, как персонал магазина зависит от факторов внешней и
внутренней среды, как изменились основные финансово–экономические показатели
работы магазина за отчетный период, какова динамика состава и структуры кадров.
3. Совершенствование системы управления организацией
3.1 Выбор и
обоснование стратегии развития организации
Стратегия
развития организации должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему
развитию организации, определять ее долгосрочную позицию и конкурентоспособность
и, в конечном счете, быть направленной на воплощение ее миссии. Исходя из
анализа факторов внутренней среды организации, установленных целей развития
организации, опираясь на сильные и слабые ее стороны, угрозы и возможности
развития ООО «Весна» должна быть направлена на наиболее эффективное
использование конкурентных преимуществ предприятия и заключатся в более полном
удовлетворении потребностей. Используя стратегию развития рынка, предприятие
увеличит объем продаж имеющихся товаров на существующих рынках, а также на
новых рынках, что в конечном итоге будет способствовать развитию производства.
Этого можно достичь различными способами: развивая первичный спрос, увеличивая
свою долю рынка, устанавливая контроль над конкурентами и их долей рынка,
рационализируя рынок и т.п. В целях обеспечения стратегии концентрированного
роста менеджменту организации нужно постоянно искать способы модификации рынка,
товара и комплекса маркетинга. Базовая стратегия - разработка рекламной
компании, участие в различных выставках и семинарах производителей строительной
продукции. Данная стратегия позволит предприятию увеличить объем продаж
имеющихся товаров на существующих рынках, а также расширить рынки сбыта за счет
выхода на зарубежные рынки, что в конечном итоге будет способствовать развитию
производства. После базовой стратегии разработаем функциональные стратегии по
каждому из проанализированных потенциалов внутренней среды: маркетинг,
производство, финансы, персонал, НИОКР, которые должны обосновываться мероприятиями
по достижению поставленных целей.