Ведение распорядительной документации
Ведение распорядительной документации
Оглавление
Введение
1. Распорядительные
документы. Общие положения
2. Общие требования к
документационному обеспечению
Западно-Сибирского
управления
3. Особенности
подготовки и оформления отдельных видов документов в Западно-Сибирском
управлении Ростехнадзора
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Независимо от организационно-правовой формы юридического
лица, характера и направления деятельности организации, её структуры и численности,
руководитель любой организации наделяется правом осуществлять распорядительную
деятельность и, соответственно, издавать распорядительные документы.
Основным назначением издания оранизационно-распорядительных
документов является решение задач регулирования и координации деятельности всей
организации в целом и каждого её подразделения в отдельности. Это позволяет
органам управления организации обеспечивать максимальный эффект деятельности
организации, вне зависимости от того, какие цели преследует организация в своей
деятельности.
Поэтому соответствующее составление и оформление распорядительной
документации - одна из наиболее важных сторон деятельности любой организации,
службы.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору (далее – Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного
ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности,
безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по
разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия
и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности
электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей),
безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных
гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по
осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления),
безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного
назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности
в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся
ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по
организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального
уровня.
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями
и иными организациями[1].
Территориальный орган Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору - Западно-Сибирское управление Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее –
Западно-Сибирское управление Ростехнадзора), сокращенное наименование -
Западно-Сибирское управление Ростехнадзора является территориальным органом
межрегионального уровня, осуществляющим функции Ростехнадзора в установленной
сфере деятельности на территории Новосибирской, Омской и Томской областей[2].
В связи с тем, что моя трудовая деятельность связана с
исполнением государственных функций, возложенных на Западно-Сибирское
управление Ростехнадзора, мне интересно проследить организацию подготовки
распорядительной документации.
Именно поэтому, актуальность данной
темы в том, что распорядительные документы являются наиболее важными документами
и требуют особой тщательности и аккуратности при оформлении, ведении и
обеспечении сохранности на протяжении длительного срока. Вследствие этого, навыки
по составлению и оформлению распорядительных документов, организация работы с
ними необходимы для каждого, имеющего дело с документами.
Цель данной работы: провести исследования деятельности Западно-Сибирского
управления Ростехнадзора в части подготовки распорядительной документации.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть
следующие задачи (положения):
-
понятие о
распорядительных документах, общие положения;
-
общие требования
к документационному обеспечению Западно-Сибирского управления Ростехнадзора;
-
особенности
подготовки и оформления отдельных видов документов в Западно-Сибирском
управлении Ростехнадзора (постановление, приказ, распоряжение).
1.
Распорядительные
документы. Общие положения
Распорядительные документы содержат решения, направленные в
системе управления сверху вниз, т.е. от вышестоящего к подведомственному, от
руководителя организации к его подчиненным.
Основанием для издания распорядительного документа может быть
исполнение принятых законодательных, нормативных правовых актов и иных решений
вышестоящих органов[3].
Можно выделить следующие стадии подготовки и издания распорядительного
документа:
-подготовка текста проекта распорядительного документа;
-оформление и согласование проекта;
-удостоверение (подписания) документа;
-его регистрация;
-направление распорядительных документовна исполнение соответствующим
должностным лицам;
-исполнение документов;
-контроль за их исполнением;
-помещение исполнительных документов в дело[4].
При единоличном принятии управленческих решений издаются приказы,
выписки из приказов, распоряжения.
При коллегиальном принятии решений издаются протоколы, выписки
из протоколов.
Все распорядительные документы издаются на общем бланке
документа и ли бланка вида документа (при его наличии)[5].
Подготовка проекта распорядительного документа может быть
поручена одному или нескольким структурным подразделениям. При разработке
проектов сложных и больших распорядительных документов могут создаваться
рабочие группы[6].
Текст распорядительного документа, как правило, состоит из
констатирующей и распорядительной части.
Констатирующая часть текста является введением в существо рассматриваемого
вопроса. В ней перечисляются факты, события, даются оценки.
Основную нагрузку несёт распорядительная часть текста
документа, которая излагается в повелительной форме. Она делится на пункты. В
каждом пункте указываются исполнитель и срок исполнения. В предпоследнем пункте
указывается (при необходимости) документ, утративший силу и подлежащий
изменению в связи с изданием данного документа. Последним пунктом в приказах,
решениях, распоряжениях указывается лицо, на которое возлагается общий контроль
за исполнением документа.
Если нет указания на дату вступления его в силу в тексте
самого распорядительного документа, он вступает в силу с момента подписания или
доведения до сведения[7].
2.
Общие
требования к документационному обеспечению Западно-Сибирского управления
Рсотехнадзора
Общие требования к документационному обеспечению управления,
документированию управленческой деятельности и организации работы с
документами, в том числе с распорядительными, в Западно-Сибирском управлении Ростехнадзора
изложены в Инструкции по делопроизводству в Западно-Сибирском управлении
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденной приказом Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 21.05.2009
г. № 255-пр (далее – Инструкция).
Инструкция разработана на основе Типовой инструкции по делопроизводству в
федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства
культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 536, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2006 г. № 7418, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19
января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №
4, ст. 305), Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов
исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2005, № 31, ст. 3233), Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденной приказом Ростехнадзора от 23 октября 2006 г. № 928.
Положения Инструкции распространяются
на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их
подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения (приложение 1).
3. Особенности подготовки и
оформления отдельных видов
документов в Западно-Сибирском
управлении Ростехнадзора
Постановление, приказ, распоряжение
Приказами и распоряжениями
оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным,
организационным, кадровым и другим вопросам работы Западно-Сибирского
управления Ростехнадзора.
Проекты приказов (распоряжений) готовят и вносят отделы на основании
поручений руководителя Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, его
заместителей либо в инициативном порядке.
Проекты приказов по кадровым вопросам
готовит отдел кадров, спецработы и правового обеспечения на основании
соответствующих представлений.
Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) и их
согласование с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей
отделов, которые готовят и вносят проект.
Контроль за правильностью оформления проектов постановлений, приказов (распоряжений)
осуществляет отдел документооборота и правового обеспечения.
В случаях, определяемых руководителем
Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, или его заместителем, организующим
и контролирующим деятельность отдела, разработавшего соответствующий проект,
этот проект сопровождается пояснительной запиской, которая должна содержать
краткое изложение существа подготовленного документа, обоснование необходимости
его принятия (издания) и правовые основания для этого, а также сведения о
согласовании данного документа.
Проекты приказов (распоряжений) и
приложения к ним визируются исполнителем и руководителем отдела, внесшим
проект, руководителями отделов, которым в проекте предусматриваются задания и
поручения, начальником административно-кадрового отдела и спецработы а также специалистами
по правовому обеспечению. Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие
при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту.
Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального
характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию.
Проекты приказов (распоряжений), представляемые руководителю на подпись,
визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей.
Проекты приказов (распоряжений)
печатаются на стандартных бланках установленной формы и докладываются для
подписи при необходимости со справкой, которая должна содержать краткое
изложение сути приказа, обоснование его необходимости, а также сведения о том,
на основании чего подготовлен проект и с кем согласован.
Оформление проекта постановления,
приказа, распоряжения в точном соответствии с установленными требованиями
является обязанностью непосредственного исполнителя этого проекта.
Ответственность за своевременную и
качественную подготовку проектов постановлений, приказов и распоряжений, их
согласование с заинтересованными сторонами несут руководители отделов, на
которых возложены подготовка и представление проектов этих документов.
Оборотная сторона последнего листа
проекта постановления, приказа, распоряжения Западно-Сибирского управления
Ростехнадзора должна быть оформлена в соответствии с приложением № 2.
Проекты постановлений, приказов и
распоряжений визируют и согласовывают нижеуказанные должностные лица в
следующей последовательности.
Визирование:
исполнитель;
начальник административно-кадрового
отдела и спецработы;
начальник отдела, подготовившего
соответствующий проект (проект вносит);
должностное лицо, осуществляющее правовое обеспечение деятельности Западно-Сибирского
управления Ростехнадзора.
Согласование:
начальники отделов, которым в соответствующем проекте предусматриваются
задания и поручения;
начальники отделов, в части содержащихся в соответствующем проекте
вопросов, относящихся к их компетенции;
начальник отдела кадров, спецработы и правового обеспечения;
заместитель руководителя Западно-Сибирского управления Ростехнадзора,
координирующий и контролирующий деятельность отдела, подготовившего соответствующий
проект.
Примечание - При временном отсутствии (отпуск, болезнь, командировка)
руководителя, начальника из числа указанных в настоящем пункте визирование
проекта постановления, приказа, распоряжения вправе осуществлять лицо,
исполняющее его обязанности.
Согласование проекта при числе
участвующих в нём лиц более трех может быть оформлено в листе согласования
(приложение № 3-5).
В случае, если проект надлежит согласовать с территориально удаленными
должностными лицами или при необходимости выполнения поручения в сжатые сроки
допускается сбор согласующих подписей на листах согласования, предусмотренных
для каждого должностного лица (приложение № 4).В этом случае на обороте
последнего листа проекта реквизит «Проект согласован:» оформляется следующим
образом: «Проект согласован. Листы согласования прилагаются: указываются фамилии
и инициалы должностных лиц, согласовавших проект».
Если при представлении проекта
постановления, приказа, распоряжения на визирование тому или иному
руководителю, начальнику у него возникает возражение против содержания данного
проекта, несогласие с его отдельными положениями, а также по приложениям к
нему, то проект документа обязательно должен быть завизирован со ссылкой на
наличие возражений (замечаний). Это возражение (несогласие) с соответствующим
обоснованием должно быть изложено в справке о разногласиях в табличной форме,
прилагаемой к данному проекту (приложение № 6 ).
Приложения к постановлениям,
приказам, распоряжениям визируются (на обороте последнего листа указанного
проекта документа) должностным лицом, внесшим проект документа, который несет
ответственность за точность указанных в приложении данных.
Визы проставляются на уровне не ниже 2 см от нижнего края листа. Возражения по проекту документа излагаются в отдельной справке, которая
прилагается к проекту.
Если в процессе согласования в проект
документа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит
повторному визированию. Повторное визирование не требуется, если при доработке
в проект документа внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его
содержания.
Основные организационные принципы
деятельности Коллегии Западно-Сибирского управления Ростехнадзора и порядок
документирования результатов ее заседаний определены Положением о Коллегии Западно-Сибирского
управления Ростехнадзора и Регламентом Коллегии Западно-Сибирского управления
Ростехнадзора.
Если по результатам рассмотрения
представленного на визирование проекта постановления, приказа, распоряжения
усматривается необходимость внесения в него принципиального изменения, то этот
проект должен быть перепечатан и повторно представлен на визирование.
При выявлении в проекте
постановления, приказа, распоряжения (на этапе его рассмотрения на предмет
возможности визирования) редакционных и иных ошибок, не влияющих на существо
проекта, он подлежит перепечатке с целью устранения этих ошибок, при этом представлять
его на повторное визирование не требуется.
Проекты постановлений, приказов,
распоряжений представляются на подпись только после завершения процесса их
визирования лицами. Вместе с соответствующим проектом в необходимых случаях представляется
пояснительная записка.
После подписания подлинник постановления, приказа, распоряжения
незамедлительно передается в административно-кадровый отдел и спецработы для
регистрации и размножения. Вместе с подлинником в указанный отдел передается
указатель рассылки документов (далее - указатель рассылки), а также текст
подлинника с приложениями (если таковые имеются) в электронной форме на дискете
3, 5 дюйма с наименованием файла в установленном порядке для внесения в базу
данных САДД.
Датой постановления, приказа,
распоряжения Западно-Сибирского управления Ростехнадзора является дата его подписания.
Постановления, приказы, распоряжения
нумеруются по каждой группе документов отдельно порядковой нумерацией в
пределах календарного года.
Подписанные вышеперечисленные
документы (кроме приказов по личному составу), направляются в
административно-кадровый отдел и спецработы.
Приказы по личному составу
регистрируются отделом кадров, спецработы и правового обеспечения.
Подлинники
организационно-распорядительных документов хранятся в течение одного года по
месту их регистрации, а затем передаются на архивное хранение.
Размноженные экземпляры
постановлений, приказов, распоряжений заверяются (при необходимости) печатью и
направляются адресатам согласно указателям рассылки.
В указателях рассылки во всех случаях предусматривается направление по
одному размноженному экземпляру вышеуказанных документов руководителю
Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, его заместителям и отделу,
разработавшему соответствующий документ.
Замена разосланного документа (в
случае обнаружения в нем опечаток или по другим причинам) производится по
распоряжению руководителя Западно-Сибирского управления Ростехнадзора или его
заместителя, подписавшего документ.
Проект приказа (распоряжения) во
исполнение постановления, приказа, распоряжения Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору должен быть подготовлен в
течение 10 дней, если не установлен другой срок.
Приказ (распоряжение) имеет следующие
реквизиты:
Герб Российской Федерации.
Наименование территориального органа
федерального органа исполнительной власти.
Наименование вида документа – приказ.
Дата и номер приказа. Дата
оформляется словесно-цифровым способом, номер состоит из знака «№» и
порядкового номера приказа.
Заголовок должен кратко и точно
отражать содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал.
Например:
О проведении мероприятия по контролю
Заголовок к документам, оформленным
на бланках с продольным расположением реквизитов, выравнивается по центру.
Распоряжения, как правило, заголовка не имеют.
Текст (постановления, приказа,
распоряжения) отделяется от заголовка 2-3 межстрочными интервалами и печатается
шрифтом размером № 14 через 1,5 интервала от левой границы текстового поля и выравнивается
по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на
расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Страницы: 1, 2
|