скачать рефераты

МЕНЮ


Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм

p> Теория поборника интересов национальной промышленности, или идея о том, что фирмы своей страны будут действовать более эффективно, если они сольются в одну или две крупные компании, выступающие конкурентом от лица всей страны, не выдерживает испытания логикой и историей. В каждой стране можно найти свои примеры. В Великобритании, например, фирмы "Бритиш
Лейланд", ИСЛ и "Альфред Герберт" дают нам яркую иллюстрацию того, как консолидирование той или иной национальной отрасли редко приводит к успеху.
Напротив, активное соперничество внутри страны прочно ассоциируется с успехом на международном рынке.

Также и по причинам, связанным с практической политикой, подход на основе создания фирмы - "поборника национальных интересов" превращается в кошмар для политиков. Когда на внутреннем рынке имеются лишь одна или две фирмы, возникает сильная тенденция к заключению сделок на особых условиях и к фаворитизму со стороны правительства, что притупляет стимулы.
Устанавливаются такие стандарты для изделий, которые де-факто являются протекционистскими. Гарантируются закупки по линии правительства без какой- либо конкуренции со стороны иностранных (или внутренних) соперников.
Правительство принуждает другие компании своей страны покупать изделия невысокого качества, выпускаемые фирмой - "представителем нации".
Отсутствие соперничества внутри страны ведет к тому, что доминирующая на внутреннем рынке фирма полагается на местный уровень стоимости факторов, вместо того чтобы совершенствовать конкурентное преимущество. По мере замедления процесса введения новшеств размер поддержки со стороны правительства имеет тенденцию возрастать, поскольку для подкрепления позиций фирмы требуется помощь во все возрастающих размерах. Если правительство берет курс на поощрение слияний, то такая политика тоже проявляет тенденцию укреплять сама себя. Поощрение одного слияния часто влечет за собой серию других слияний.

Благодушное отношение к картелям тоже таит в себе ловушку. Трудно найти примеры подлинного конкурентного преимущества в отраслях, в которых существуют картели. В Швейцарии, где все еще отсутствуют сильные законы против картелей, последние привели к подрыву национального конкурентного преимущества в таких отраслях, как часовая промышленность и производство пива. Картели тормозят или прерывают самоукрепляющяйся процесс совершенствования, который произрастает из соперничества на внутреннем рынке. Картель может поддерживать какое-то время достигнутый уровень прибылей, однако он знаменует собой начало конца успеха на международном рынке.

Сильная антитрестовская политика, особенно в том, что касается горизонтальных слияний, альянсов и сговора между фирмами, имеет существенно важное значение для обеспечения темпов совершенствования в экономике. Не следует допускать слияний, приобретений фирм или альянсов, в которых участвуют фирмы, занимающие ведущее положение в отрасли. (Приобретения небольших фирм из числа соперников на внутреннем рынке фирмой в смежной отрасли, стремящейся перевести к себе имеющийся там опыт работы, могут оказаться более благоприятными для конкурентного преимущества, и поэтому их следует разрешать). Те же самые стандарты в отношении слияний и союзов следует применять как к фирмам своей страны, так и к иностранным фирмам, чтобы запрещать такие приобретения, которые существенно угрожают соперничеству внутри страны. В политике должен быть сделан сильный упор на благоприятствование выходу на рынок новых фирм как у себя дома, так и за границей, вместо приобретения существующих. Прямой сговор между фирмами следует объявлять незаконным. Кооперационные проекты, предусматривающие прямое сотрудничество между конкурентами, должны следовать строгим правилам.

Благодушное отношение к слияниям и союзам (и монополиям) оказалось контрпродуктивным в таких странах, как США, Италия, Швеция, Швейцария и
Германия. Такая политика представляет собой часть вызывающей беспокойство тенденции к тому, чтобы рассматривать конкуренцию как нечто
"расточительное" и "чрезмерное" - а такая тенденция получила хождение за последнее десятилетие, как это уже было в 30-х годах. "Расточительная" и
"чрезмерная" конкуренция является на самом деле самой сутью национального преимущества. Единственным состоятельным доводом в пользу временного прекращения конкуренции в отдельных случаях является намерение поощрить перелив ресурсов из отраслей, переживающих структурный упадок.

В то время как следует проводить жесткие антитрестовские меры в отношении горизонтального сотрудничества и слияний, необходимо отменить такие политические решения, которые оказывают протекцию неэффективным и отстающим конкурентам. Такое использование антитрестовского законодательства имело место в большинстве стран. В Японии и Италии, например, мелким розничным торговцам предоставляется защита от конкуренции со стороны более эффективных сетей магазинов. В США против фирмы "Истмэн кодак" неоднократно возбуждались судебные дела, когда ее выступление на рынке с новыми изделиями ставило в невыгодное положение устоявшихся и потенциальных конкурентов. Такому поведению компании, которое ведет к внедрению новшеств и росту производительности, как, например, решительные шаги по линии капиталовложений и выход на рынок с новыми изделиями, не следует препятствовать, даже если в результате этого ее соперники и теряют часть своей доли рынка.

Антитрестовские законы также не должны служить барьером на пути вертикального сотрудничества между поставщиками и покупателями, которое столь неразрывно связано с процессом внедрения новшеств. В качестве общего правила не следует препятствовать вертикальной деятельности, если только она не лишает в чрезмерной степени других конкурентов доступа к покупателям, посредникам или поставщикам. Аналогичным образом антитрестовская политика не должна мешать деятельности отраслевых ассоциации, связанной с созданием факторов, такой как обучение, создание инфраструктуры и исследования, если только эта деятельность не ориентирована лишь на избранных. Американские антитрестовские законы в отношении отраслевых ассоциаций были в особенности контрпродуктивными и содействовали неэффективности большинства таких ассоциаций в отношении обеспечения национальных преимуществ. Слишком многие ассоциации тратят свою энергию на лоббистскую деятельность.

Регламентация конкуренции. Регламентация конкуренции посредством таких политических акций, как поддержание государственной монополии, регулирование порядка появления новых фирм на рынке или фиксирование цен, обычно противодействует совершенствованию конкурентного преимущества в экономике. Негативные последствия заключаются прежде всего в том, что подавляется соперничество и внедрение новшеств. Без открытой конкуренции фирмы теряют динамизм и обращают свое основное внимание на взаимоотношения с регулирующими инстанциями и на защиту того, что они уже имеют. ггламентация конкуренции часто приводит к тому, что данная отрасль станоится менее желанным покупателем или поставщиком, о чем уже говорилось выше. Нехватка динамизма и новаторского духа в отрасли находит свое отражение в менее передовых и сложных потребностях в отношении товаров и услуг производственного назначения и приводит к тому, что отрасль предоставляет другим отраслям своей страны, выступающим в качестве клиентов, ее новаторские изделия и услуги.

Страна, в которой сама конкуренция подвергалась наименьшей регламентации, часто занимала ведущее положение на международном рынке в тех отраслях, которые мы изучали. В страховании, например, принятая в
Англии политика "Laisser faire" сделала возможным внедрение новшеств в необычно высокой степени. Лондон удержал свои позиции как международная столица страхового дела. В то время как регулирование с целью защиты интересов потребителей, рабочих или охраны окружающей среды желательно, этого часто нельзя сказать о воспрепятствовании появлению новых изделий и производственных процессов путем ограничения конкуренции.

Отмена регламентации конкуренции и приватизация государственных монополий обычно подстегивают рост национального преимущества. Они стилизируют соперничество и оказывают побочное воздействие на смежные отрасли.

Служба телекоммуникации стала, например, инкубатором усовершенствований и новшеств в сегодняшней Америке после распада "АТ энд
Т", несмотря на проявлявшиеся вначале неуместные опасения. Однако отмена регламентации и приватизация не принесут успеха без активного соперничества на внутреннем рынке. Для достижения желаемого эффекта нужна сильная антитрестовая политика. Усилия в направлении приватизации и отмены регламентации в Великобритании и США наталкивались на препятствия по причине недостаточного внимания к конкуренции.

В дополнение к устранению регламентации структуры промышленности следует отменить правительственные ограничения на действия, связанные с внедрением новшеств. В числе примеров можно назвать трудовое законодательство, препятствующее пересмотру содержания работы, и ограничения на выбор фирмами места для их деятельности. Такие ограничения подрывают сами основы длительного национального преимущества. Нужно найти другие, более целесообразные подходы к решению тех социальных вопросов, которые находят отражение в такого рода политике.

Протекционизм и соперничество на внутреннем рынке. Протекционизм в его различных формах изолирует фирмы данной страны от давления со стороны международной конкуренции. Протекционизм практикуется всеми странами, ключая Соединенные Штаты. Как правило, его оправдывают ссылками либо на взращивание нарождающихся местных отраслей, либо на необходимость сделать
"передышку", чтобы позволить уже сложившейся отрасли приспособиться новым условиям. И хотя в обоих случаях подразумевается поддержание протекционистских мер в течение короткого срока, результатом часто является долговременный протекционизм. Как показывают наши исследования, протекционизм не срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Зарождающиеся отрасли. Оказание протекционистской поддержки зарождающимся отраслям может быть эффективным в стране, где отсутствуют устоявшиеся конкуренты в отрасли, для которой характерно наличие сильных иностранных конкурентов. Благодаря отсрочке вхождения иностранных конкурентов на рынок данной страны возникает возможность дать укрепиться определенному числу соперников из числа местных фирм, которые дают ход самоукрепляющемуся процессу расширения и совершенствования национального
"ромба". Оправдание протекционизма ссылками на защиту нарождающейся отрасли закономерно только в развивающихся странах, не располагающих солидной базой отраслей, и в отраслях, где уже заняли прочное положение иностранные конкуренты.

Однако протекционизм, даже в тех случаях, когда он оправдан, представляет собой рискованную политику, которая не часто приводит к успеху. Он срабатывает только при трех условиях. Первое - это наличие эффективного соперничества на внутреннем рынке. Интенсивное внутреннее соперничество заменяет давление со стороны международной конкуренции.
Конкуренция у себя дома в сочетании с насыщением внутреннего рынка заставляет обратить внимание на иностранные рынки. При условии такой структуры внутри страны протекционизм не притупляет стимулов к внедрению новшеств и совершенствованию.

Оказание протекции местной доминирующей фирме редко приводит к подлинному конкурентному преимуществу. Без конкуренции защищенная протекционистскими мерами отрасль никогда не выдвинется на положение отрасли, имеющей успех на международном рынке. Протекционизм имел некоторый успех в процессе развития Японии и Кореи только потому, что он сопровождался соперничеством внутри страны. В обеих странах те защищенные отрасли, которые достигли конкурентного преимущества, неизменно имели многочисленных и существенных конкурентов. Так обстояло дело, например, в автомобилестроении, сталелитейной промышленности, производстве станков в электронике и в многочисленных других японских отраслях. По иронии судьбы,
МИТИ пыталось ограничить появление новых фирм в ряде важных отраслей, поскольку это учреждение без нужды стремилось достичь экономии за счет масштабов производства и избежания чрезмерного соперничества. К счастью для
Японии, фирмы неоднократно отказывались прислушаться к руководящим указаниям со стороны МИТИ. В Корее в большинстве важных экспортных отраслей представлены несколько, если не все четыре, из числа крупнейших промышленных групп. Энергичная борьба между этими архисоперниками сыграла существенную роль в том быстром процессе внедрения новшеств, который был для них характерен, и в их успехе на внешних рынках, о чем уже говорилось.

Вторым условием для того, чтобы протекционизм имел успех, является наличие в стране потенциала для благоприятного национального "ромба".
Национальная отрасль обычно не сможет конкурировать за границей, если только она не располагает соответствующими условиями спроса, резервами специализированных факторов и другими возможностями на внутреннем рынке, которые способствуют развитию долговременных преимуществ.

Третьим условием для успеха протекционизма является то, что он должен быть ограничен по времени. Все отрасли, защищаемые протекционистскими мерами, в конце концов испытывают на себе отрицательное воздействие отсутствия полной конкуренции. Протекционистские меры становятся своего рода наркотиком, от которого трудно отвыкнуть. За них также обычно приходится платить цену в виде политических векселей и ограничений на деятельность местных фирм. Внимание фирм обращается на внутренний рынок.

Как в Японии, так и в Корее отрасли, добившиеся успеха, - это обычно те отрасли, в отношении которых протекционистские меры или уже отменены, или должны быть вскоре отменены. Фирмы заранее получали уведомление о том, что произойдет, и обещание выполнялось. Начало вступления иностранных соперников на рынок часто порождало взрыв нововведений. Например, в производстве строительного оборудования фирма "Коматиу" доминировала на внутреннем рынке до тех пор, пока действовали протекционистские меры, однако она выпускала изделия низкого качества и имела неэффективный процесс производства. Когда фирма "Катерпиллар" получила разрешение образовать совместное предприятие с концерном "Мицубиси" для ведения конкуренции в
Японии, фирма "Коматцу" вступила в период интенсивного обновления и совершенствования, благодаря которому она превратилась в способного глобального конкурента.

Процесс устранения протекционистских мер может подкрепить совершенствование в промышленности, если ее менее сложные сегменты будут открываться несколько раньше, чем другие. В Японии, например, ограничения на импорт станков были сначала сняты для станков с ручным управлением, подтолкнув (вместе с другими политическими решениями) к аналогичному шагу в отношении станков с числовым программным управлением. Такой подход, однако, принесет успех лишь в случае, когда другие части "ромба" оказывают поддержку совершенствованию.

Проведение политики временного протекционизма требует необычной степени независимости и преемственности в правительстве по тем направлениям, о которых говорилось раньше. Во многих странах понятие
"временный протекционизм" рассматривается как нечто постоянное, вроде кислородной подушки, которую не стремятся убирать.

Передышка. Протекционистские меры с целью дать сложившимся отраслям возможность приспособиться редко достигают успеха. В отраслях, которые мы изучали, было несколько примеров, когда однажды утраченное конкурентное преимущество было возвращено вновь. На практике наилучший исход заключался в том, что отрасль съеживалась до размеров того ядра, которое было способно к выживанию.

Протекционистские меры в целях дать передышку не устраняют действительных причин упадка отрасли, заключающихся в неблагоприятном
"ромбе". Протекционизм часто задерживает, вместо того чтобы поощрять, процесс перестройки отрасли в сторону зон, обладающих подлинным конкурентным преимуществом. Он позволяет фирмам продолжать свою деятельность в тех сегментах, где они не располагают настоящей силой. Он отодвигает те перемены, которые настоятельно необходимы для восстансгчения конкурентного преимущества после многих лет блужданий. Фирмы крайне неохотно идут на перестройку, когда считают, что такого приспособления можно избежать при помощи правительства. Протекционизм, вводимый в привязке к плану приспособления, обычно бывает непрактичен, поскольку такой план, который удалось "пробить" в рамках политической процедуры, не включает в себя банкротств и резкого сокращения производственных мощностей - того, что как раз и требуется.

С большой долей вероятности протекционизм будет сохраняться как в открытых, так и в более скрытых формах еще долгое время после того, как он, предположительно, должен был бы закончиться. Яркий пример этого дает американское автомобилестроение. Оно все еще не располагает существенным конкурентным преимуществом, а его прибыли все еще в весьма большой степени зависят от "добровольных самоограничений" со стороны японцев. Американская промышленность по производству полупроводников движется той же вызывающей беспокойство дорогой: сначала приличное соглашение по маркетингу с целью защиты от импорта, затем санкционирование и государственное субсидирование кооперационного проекта в целях развития производственной технологии; в более позднее время - попытка создать консорциум фирм фактически для производства чипов памяти в обход антитрестовских законов. Япония дает еще более яркую иллюстрацию этого момента. МИТИ учредило десятки "картелей по перестройке" и "картелей для преодоления спада". Лишь немногие из них привели к появлению отрасли, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Сотрудничество между фирмами. Наблюдается рост интереса к кооперационным проектам разного рода на основе сотрудничества между фирмами с целью повысить конкурентоспособность, что обычно оправдывается ссылками на необходимость избежать дублирования усилий и получить экономию за счет роста масштабов производства. В то время как некоторые формы кооперации приносят пользу, о многих других этого не скажешь. Прямая кооперация одного конкурента с другим, обычно ведет, в конечном счете, к подрыву конкурентного преимущества. Она уменьшает стимулы и подрывает соперничество, замедляя, в конце концов, прогресс. Она ограничивает поиски альтернативных подходов. Кооперация частенько служит первой ступенькой к слиянию. Она порождает призывы к протекционизму. Прямая кооперация не только опасна для государственной политики, но и часто представляет собой плохую стратегию. Совместное производство, осуществляемое ведущими корпорациями, следует запрещать, как следует запрещать и большинство других форм прямой кооперации между ведущими фирмами.

Косвенная кооперация, когда совместные усилия с участием конкурентов осуществляются через самостоятельные хозяйственные единицы, может принести пользу при некоторых обстоятельствах. Ранее уже отмечались условия, при которых уместно проведение исследований и разработок на кооперационной основе через независимые хозяйственные образования. Желательным также является осуществление кооперации через отраслевые ассоциации с целью создания факторов по таким направлениям, как центры обучения, управление специализированной инфраструктурой, спонсорская поддержка университетских исследовательских центров. Как и в случае с исследованиями и разработками на кооперационной основе, такие усилия должны осуществляться через независимую хозяйственную единицу, к которой имеет доступ большинство фирм.
Определенную роль также могут сыграть охватывающие всю отрасль проекты, направленные на организацию торговых ярмарок и на содействие в других формах продвижению товаров на внешние рынки. Эффективные усилия отраслевых ассоциаций по созданию факторов и разработке рынка являются обычным делом в
Германии, Италии, Японии и других странах. Наилучшая структура - это та, при которой различные виды кооперационной деятельности управляются независимо друг от друга и имеют точные уставы, так что участники не рискуют столкнуться с тем, что за участием стоят какие-то скрытые мотивы. В то же время компании должны вести энергичную конкуренцию в разработке изделий, по уровню цен и другим аспектам стратегии.

Наконец, вертикальное сотрудничество (покупатель - поставщик) приносит пользу национальному преимуществу, если только одна или две фирмы не входят в такие отношения, которые исключают всех остальных. Вертикальное сотрудничество является неотъемлемой составной частью процесса внедрения новшеств. Совместное производство, однако, как правило, идет во вред конкурентному преимуществу, потому что оно ограничивает капиталовложения как в производственные мощности, так и в разработку производственной технологии и имеет тенденцию сдерживать соперничество и по другим измерениям.

Образование новых фирм

Образование новых фирм является неотъемлемой составной частью процесса совершенствования конкурентного преимущества в экономике.
Начинающие с нуля конкуренты используют новые технологии, обслуживают новые сегменты, выступают поставщиками необходимых товаров и услуг производственного назначения или предоставляют специализированные услуги.
Фирмы из смежных отраслей, расширяющие спектр своей деятельности, которые вступают в новую сферу деятельности, располагая базой в другой сфере, приносит с собой новое умение и ресурсы, которые оказывают влияние на конкуренцию в отрасли и часто подстегивают процесс внедрения новшеств.
Образование новых фирм является существенным элементом усиления национального "ромба" и создания кластеров.

Образование новых фирм не только имеет важное значение для процесса совершенствования в экономике, но и смягчает действие некоторых опасных сил, подрывающих экономический прогресс. Образование новых фирм необходимо для того, чтобы заменить рабочие места, высвобождающиеся в сложившихся отраслях и сегментах по мере увеличения их производительности. Если процесс образования новых фирм начинает хромать, перспективы создания новых рабочих мест могут стать мрачными, а это заставит рабочих и их профсоюзы занять более жесткую позицию. При обилии рабочей силы и замедлении роста зарплаты фирмы менее склонны вкладывать деньги в повышение квалификации рабочей силы и повышение производительности. Правительство волей-неволей идет на проведение неудачных политических акций, рассчитанных на сохранение рабочих мест в краткосрочной перспективе за счет долгосрочного конкурентного преимущества. Пропадают стимулы к капиталовложениям за границей в целях глобализации стратегий, угрожаемые секторы подпитываются субсидиями, а сложившиеся отрасли начинают добиваться успеха в обеспечении защиты от иностранной конкуренции.

Правительственная политика оказывает влияние на образование новых фирм косвенно, посредством ее воздействия на цели, о чем говорилось ранее.
Пожалуй, самым крупным отдельным показателем предпринимательской активности является готовность идти на риск. Это вопрос не только вознаграждения за успех, но и отношения к неудаче. Для США и Италии благом является тот факт, что неудача там не оставляет на неудачнике клейма. В Германии, Швейцарии,
Великобритании и Сингапуре, однако, неудачу склонны рассматривать как личную катастрофу. Правительство может лишь частично и терпеливо оказывать влияние на такого рода настроения.

Образование новых фирм не может процветать без сильной приверженности к конкуренции. Политических решений, направленных на защиту сложившихся конкурентов, следует избегать. Следует отдавать предпочтение выходу фирмы на рынок, а не слиянию с другими.

Другой существенной составной частью процесса образования новых фирм являются идеи. Постоянные государственные капиталовложения на всех уровнях в технические училища, колледжи и университеты, а также в университетские исследовательские усилия, связанные с такими учреждениями, могут сыграть важную роль в взращивании новых фирм и отраслей. Правила, касающиеся обращения с патентами и деятельности факультетов в университетах, не должны отпугивать от этого процесса.

Еще одним важным элементом в образовании новых фирм является капитал. Прямое предоставление правительством рискового капитала или субсидии для новых предприятий обычно неэффективно. Бюрократизация и неспособность отбирать хорошие проекты ведут к неудачному выбору. Гораздо более целесообразным решением является поощрение частного рискового капитала через налоговые льготы в отношении долгосрочного приращения капитала, поскольку более вероятно, что в этом случае будут применяться рыночные критерии. Наличие рискового капитала, однако, не приведет к успешному образованию новых фирм, если только другие части национального
"ромба" не складываются благоприятным образом.

Наконец, правительственная политика должна быть восприимчива к реальностям фактического процесса создания новых фирм. Правила и предписания могут лечь особо тяжелым бременем на маленькие фирмы.
Желательно, чтобы правила в отношении новых компаний были хорошо отработаны и целенаправленны.

Торговая политика

Национальное конкурентное преимущество не найдет полного отражения в растущей производительности, если только фирмы данной страны не получат доступ на иностранные рынки. Настоятельной задачей правительства является стремление энергично добиваться открытого доступа на рынки в каждой за- пубежной стране. Торговая политика не должна сводиться к тому, чтобы откликаться на жалобы или на обращение тех, кто в состоянии развернуть наибольшую политическую шумиху, а должна стремиться открывать доступ на рынки везде, где данная страна имеет конкурентное преимущество. Аналогично переговоры не должны основываться на отдельных случаях понесения ущерба или ориентироваться на интересы отраслей, оказавшихся в трудном положении, но должны в равной степени касаться назревающих или потенциальных проблем.

Цель торговой политики должна заключаться в том, чтобы открыть доступ на рынки и устранить несправедливое обращение, а не в том, чтобы патронировать конкурентов из собственной страны. Критерии для вмешательства должны основываться на явных фактах несправедливого обращения или на искажении характера торговли в сравнении с другими подобными странами.
Плохие финансовые результаты фирм из своей страны не являются достаточным критерием, поскольку они могут отражать нехватку новаторства и динамизма и не иметь ничего общего с несправедливой иностранной конкуренцией.

Поиск средств улучшения ситуации следует сосредоточить на устранении барьеров, а не на непосредственном регулировании экспорта или импорта.
Упорядоченный маркетинг или соглашения о добровольном ограничении путем раздела, а нередко фактически и картелизации рынков опасны, неэффективны и зачастую чрезвычайно дорого обходятся покупателям. Это же можно сказать и о других конкретных количественных целевых показателях для экспорта или импорта, которые ведут к гарантированию рынка для неэффективно работающих фирм, вместо того чтобы способствовать внедрению новшеств в промышленности своей страны.

Средства, основанные на борьбе с демпингом, тоже чреваты опасностью.
Слишком часто, как это происходит во все возрастающей степени в США, они используются для того, чтобы притупить ценовую конкуренцию и оказать защиту неэффективно работающим фирмам. Наказания за демпинг должны вводиться лишь за постоянную продажу по цене, ниже переменной части издержек.

В некоторых передовых странах наблюдается растущая тенденция к тому, чтобы практиковать "управляемую" торговлю, при которой используются количественные целевые показатели для раздела рынков. В качестве главного оправдания при этом выдвигается успех Японии в экспорте и низкий уровень японского импорта. Управляемая торговля - это картелизованная торговля, и она замедляет совершенствование отраслей экономики. Японский импорт быстро растет, и гораздо более эффективным средством будет постоянное давление на
Японию, осуществляемое посредством других подходов, с целью увеличить ее импорт.

Компенсационные тарифы, которые служат штрафом по отношению к фирмам страны-нарушителя, независимо от того, где фактически были произведены товары, являются гораздо более целесообразным средством против несправедливых методов торговли, чем количественные ограничения. Другим средством, актуальность которого возрастает по мере того, как конкуренция становится все более глобальной, является наложение на фирмы из страны- нарушителя ограничений в части капиталовложений в данной стране, будь то в форме приобретения компаний или создания собственных производственных мощностей. Это позволяет не допустить того, чтобы фирмы "провинившейся" страны превратили свои несправедливые методы торговли в такие позиции в данной стране, которые станут по преимуществу неуязвимыми для санкций.

Любое из этих средств против несправедливой торговли, однако, несет с собой риск обратного эффекта. Трудно найти такие средства, которые не ведут к сокращению стимулов для своих национальных фирм внедрять новшества и расширять экспорт и которые исключают хотя бы временный ущерб интересам покупателей у себя в стране. Цель введения этих средств, таким образом, заключается не в том, чтобы сделать их постоянными, а в том, чтобы они привели к поправкам, позволяющим быстро прекратить применение этих средств.
Каждое средство должно заключать в себе возможность для его собственного устранения, чтобы смягчить политическое давление в пользу придания ему постоянного характера.

Чтобы успешно вести переговоры в сложном мире международной торговли, страна должна располагать высокоподготовленным персоналом, который досконально владеет своей проблематикой. Япония и Корея направляют отборные кадры, в то время как США посылают нового представителя каждые два года. Должен существовать единый центр сосредоточения ответственности за торговые переговоры, который выступает от имени главы правительства страны, как это имеет место в большинстве стран, кроме Америки. Законы о торговле должны быть составлены таким образом, чтобы предоставлять представителям страны максимум полномочий на ведение переговоров. Доступ на собственные рынки данной страны является единственным реальным рычагом при ведении торга на переговорах, и этот рычаг следует использовать выборочно.
Политические реальности в зарубежных странах таковы, что существенным элементом в переговорах являются внушающие доверие угрозы.

Зарубежные инвестиции в стране

Политика в отношении капиталовложений, предпринимаемых иностранными фирмами, давно уже является предметом забот для правительств. Такие капиталовложения порождают озабоченность по поводу национального суверенитета и воздействия на промышленность страны. Иностранные капиталовложения - это проявление глобальной конкуренции и потребности в глобальных стратегиях; они могут стать частью процесса, в ходе которого происходит совершенствование производительности в экономике данной страны.
Иностранные капиталовложения, сводящиеся к - по преимуществу — пассивному владению фирмами данной страны, вызывают к жизни мало вопросов, которыми приходится заниматься политикам. В этом случае данная страна остается страной базирования, а гражданство владельца само по себе мало сказывается на совершенствовании экономики. Там, где иностранные капиталовложения принимают форму производственных мощностей или приобретений фирм данной страны, которые преобразуются в орудие маркетинга или производства, это является признаком обладания иностранными фирмами конкурентным оеимуществом в отрасли. В этом случае иностранные капиталовложения по-прежнему будут поднимать производительность в данной стране, стимулируя улучшения со стороны ее фирм и вытесняя менее эффективных соперников.

В передовых странах вмешательство в дела иностранных капиталовложений должно иметь место только при двух обстоятельствах. Первое
- это когда такие капиталовложения угрожают нанести ущерб здоровой конкуренции, как, например, в случае, когда крупный иностранный конкурент приобретает ведущую фирму из числа фирм данной страны. Второе - это когда в стране происхождения иностранной фирмы ограничен доступ к рынку или когда эта страна практикует несправедливые методы торговли и вложения капитала с точки зрения международных правил. Там, где имеют место нарушения нормальной торговли, ограничение способности иностранных фирм вкладывать капитал не только послужит для них наказанием, но и побудит их помочь в устранении действий, вызывающих недовольство.

Хотя вмешательство с целью ограничения иностранных капиталовложений обычно неоправданно, широкий размах иностранных капиталовложений может служить важным сигналом. Широкие иностранные инвестиции (за исключением тех случаев, когда они по преимуществу пассивны) обычно указывают на то, что процесс совершенствования конкурентоспособности экономики данной страны протекает не вполне здоровым образом, потому что ее фирмы во многих отраслях не обладают способностью защитить свои позиции на рынке против иностранных фирм. Англия, например, переживала бум иностранных капиталовложений, в конце 80-х годов. Значительная их часть, однако, приходится на менее сложные виды деятельности, такие как сборочные предприятия, куда этот капитал привлекается низким уровнем заработной платы. Хотя создаваемые при этом рабочие места пойдут на пользу английской экономике, размах иностранных капиталовложений является признаком того, что по темпам совершенствования промышленности Англия отстает от других передовых стран. Хотя и в меньшей степени, такую же озабоченность можно выразить и в отношении США.

Иностранные капиталовложения, поступающие в страну, никогда не решают проблем обеспечения конкурентоспособности этой страны. И хотя вмешательство в эти дела контрпродуктивно, за исключением отмеченных выше обстоятельств, широкий размах иностранных капиталовложений является признаком того, что инициативы в области промышленной политики должны стать приоритетным делом.

Список использованой литературы

1. "Международная конкуренция"
2. Котлер "Основы маркетинга"
3.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.