Всеобщее управление качеством
Для
выполнения задания в графе I «Важность для потребителя» (столбец 2)
проранжируйте показатели качества по степени значимости от 1 («очень важно») до
9 («совсем не важно»). В столбце 3 графы I оцените каждый показатель качества
по 5-балльной шкале.
В графе II
«Оценка качества» (столбцы 4–8) определите количество опрошенных, поставивших
соответствующую оценку каждому из оцениваемых показателей качества.
В графе III
(столбец 9) общее количество опрошенных, а в столбце 10 – среднее значение
оценки по каждому показателю рассчитанное
по формуле (1):
где Кi –
оценка качества в баллах (1, 2, 3, 4, 5) по каждому компоненту; ni – число
респондентов, поставивших данную оценку; N – общее число респондентов,
участвующих в опросе.
Например, по
показателю «качество пищи» его значение будет равно:
В графе V
(столбец 11) проранжируем фактические значения показателей качества работы
столовой.
Для
определения индекса удовлетворенности потребителя Ji воспользуемся формулой
(2):
,
где Ki = 1,0;
0,75; 0,50; 0,25; 0 соответственно.
Занесите
данные расчета в графу V (столбец 12).
Проанализируйте
полученные результаты:
указать
показатели, получившие наиболее высокие оценки (выше среднего значения);
сформулировать
предложения по улучшению показателей, получивших оценки ниже среднего значения;
сравнить
фактический индекс потребительской удовлетворенности с максимально возможным.
Работа 2
(деловая игра).
Определение
показателей качества продукции экспертным методом
Цель работы:
изучить основы количественных измерений показателей качества продукции
экспертным методом и научиться применять их на практике.
Задание 1.
Сформировать экспертную группу из 4–5 чел. Их задача – рассчитать показатели
информированности экспертов по данной группе продукции. Заполните табл. 2.
Таблица 2
Оценка
степени информированности эксперта
Источник
|
Весомость
показателей Мi
|
Степень информированности
эксперта
|
Кi = 10,0
|
Кi = 7,5
|
Кi = 2,0
|
Кi = 0
|
«Читаю часто
и регулярно»
|
«Читаю часто,
но
не регулярно»
|
«Читаю
редко»
|
«Не читаю»
|
1. Отечественная литература
по вопросам производства и потребления
2. Зарубежная литература по
вопросам производства и потребления
|
0,10
0,20
|
|
|
|
|
3. Патентная информация
4. Фирменная информация
(каталоги)
|
0,15
0,10
|
|
|
|
|
Задание 2. На
основе практического опыта работы экспертов с оцениваемой группой продукции оценить
степень знакомства с образцами данной продукции. Заполнить табл. 3.
Таблица 3
Оценка
степени знакомства с группой продукции
Характер знакомства
|
Весомость*
показателей Мi
|
Степень знакомства
|
Высокая
Кi = 10
|
Средняя
Кi = 7,5
|
Низкая
Кi = 2
|
Отсутствует
Кi = 0
|
1. Знакомство с образцами
продукции на выставках, показах, ярмарках
2. Непосредственное
знакомство с технологией производства продукции в России
3. Непосредственное
знакомство с технологией производства и потребления продукции за рубежом
4. Знакомство с результатами
социологических опросов о предпочтениях потребителей по качеству продукции
|
0,12
0,14
0,09
0,10
|
|
|
|
|
Примечание. *
Коэффициенты весомости показателей Мi степени информированности и знакомств
могут меняться по согласованию экспертов в группе.
Рассчитать
коэффициент самооценки компетентности эксперта по формуле (3):
где – самооценка j-го эксперта; Мi –
весомость показателей информированности и знакомства; Кij – коэффициент
компетентности, зависящий от степени информированности и степени знакомства с
продукцией, определяемый в соответствии с данными табл. 2 и 3.
Поскольку
= 1,00, а 0 то 0.
Если эксперт
набрал коэффициент компетентности более 0,6, то он считается компетентным и
может быть допущен к участию в оценке качества продукции.
Затем
определите средний коэффициент компетентности экспертов в группе. Величина
коэффициента должна быть не менее 0,6, тогда экспертная группа признается
компетентной.
Задание 3.
Провести непосредственное ранжирование показателей качества продукции.
Пусть имеется
n показателей, характеризующих качество продукции. Каждому i-му эксперту
предлагается проранжировать (упорядочить) эти параметры, причем наиболее
важному показателю присваивается ранг а/ij = 1; следующему по важности – ранг
а/ij = 2 и т.д., вплоть до ранга а/ij = n.
Результаты
занести в табл. 4.
Задание 4.
Провести экспертизу показателей качества керамических изделий.
Оценить
качество продукции по единичным эргономическим, гигиеническим и эстетическим
показателям.
Для оценки
качества продукции эксперты используют
5-балльную
систему.
Провести
экспертизу качества единичных эргономических показателей керамических изделий.
Провести
экспертизу качества единичных гигиенических показателей.
Провести
экспертизу качества единичных эстетических показателей.
Результаты
занести в табл. 4.
Задание 5.
Рассчитать коэффициенты весомости Мi показателей качества.
Коэффициент
весомости i-го показателя Мi определяют по формуле (4):
где N – общее
число опрашиваемых экспертов (j = 1,2,… N); ij – баллы, проставленные i-м
экспертом j-му показателю.
Из формулы
(4) вытекает условие проверки правильности расчета коэффициентов весомости:
Результаты
занести в таблицу.
Таблица 4
Оценка
единичных показателей качества продукции
Показатель
|
Ранг
теоретический
|
Эксперты
|
Коэффициенты
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Мi (коэф.
весомости)
|
Кi (коэф.
показ. качества)
|
Ранг
расчетный
|
Группа I. Эргономические
показатели, характеризующие удобство пользования изделием
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Соответствие размеров
изделия антропометрическим особенностям руки человека
1.2. Соответствие массы
незаполненного водой изделия силовым возможностям человека
|
|
3
4
|
3
4
|
2
4
|
1
4
|
9/40
16/40
|
9/16
1
|
2
1
|
1.3. Удобство захвата,
удержания, переноски изделия к месту выполнения основных функций
1.4. Удобство пользования
изделием при выполнении основных функций
|
|
2
|
1
|
3
|
2
|
8/40
|
8/16
|
3
|
Группа II. Гигиенические
показатели, характеризующие гигиеничность изделий:
2.1. Уровень загрязняемости
2.2. Уровень очищаемости
2.3. Удобство выполнения
операций по санитарно-гигиенической обработке изделия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа III. Эстетические
показатели, характеризующие художественно-декоративное назначение изделия:
3.1. Совершенство формы
3.2. Совершенство декора
Блеск
Белизна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 6.
Аналогично проставить оценки по групповым показателям качества, рассчитать
коэффициенты весомости групповых показателей качества. Результаты занести в
табл. 5.
Таблица 5
Оценка
групповых показателей качества
Показатель
|
Ранг теор.
|
Эксперты
|
Мi (коэф.
весомости)
|
Кi (коэф.
показ. кач-ва)
|
Ранг
расчетный
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Эргономический
Гигиенический
Эстетитческий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 7.
Проставить расчетные ранги на основе данных показателей качества (каждому
единичному, групповому).
При оценке
каждого показателя качества Кi составить неравенство, на основании которого
сделать вывод о значимости показателей (ранг расчетный). Например:
К4 < К3
< К1 < К2.
При этом
следует иметь в виду, что К2 = 1. Одновременно остальные показатели (свойства)
следует соотносить с ним (в данном случае – с К2).
Задание 8.
Произвести расчет согласованности мнений экспертов с помощью коэффициента
конкордации. Коэффициент конкордации рассчитывается по формуле (6):
где S – сумма
квадратов отклонений разности оценки по каждому показателю у i-го эксперта от
средней суммы; n – количество экспертов; r – количество показателей качества.
Рост
коэффициента конкордации W от 0 до 1 соответствует увеличению степени
согласованности мнений экспертов. При полной согласованности мнений экспертов W
= 1. Если W < 0,5 (мнения экспертов не согласованы), то приступают к
обсуждению мнений экспертов и затем повторяют оценку показателей качества.
Задание 9.
Рассчитать комплексный показатель качества.
Расчет
комплексного показателя качества товара определяется по формуле (7):
где Рi –
средняя оценка показатель качества; Mi – коэффициент весомости i-го показателя
качества.
Задание 10.
На основе полученных значений комплексного показателя качества продукции
составить заключение экспертной комиссии, высказав мнение о возможности
производства анализируемой продукции.
Глоссарий
Взаимовыгодные
отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и
отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение
дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Гистограмма
(столбиковая диаграмма) – инструмент, позволяющий зрительно оценить закон
распределения величины разброса данных, а также решить, на чем следует
сфокусировать внимание для целей улучшения процесса.
Диаграмма
Исикавы («рыбий скелет») – инструмент графического упорядочения факторов,
влияющих на объект анализа для постановки задачи, которую необходимо решить.
Диаграмма
Парето – разновидность столбиковой диаграммы, применяемой для наглядного
отображения рассматриваемых факторов в порядке уменьшения (возрастания) их
значимости; позволяет выявить главные причины явлений (например, основные
причины брака).
Диаграмма
процесса осуществления программы (Process Decision Program Chart – PDPC) –
инструмент, представляющий собой диаграмму, похожую на поточную диаграмму.
Отображает последовательность действий и решений, необходимых для получения
желаемого результата; может быть использована для оценки сроков и
целесообразности проведения работ.
Диаграмма
разброса (рассеивания) – инструмент, позволяющий определить вид взаимосвязи
между парами соответствующих переменных (качества и влияющего фактора).
Диаграмма
связей – инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей,
проблемой и различными данными, для установления соответствия основных причин
нарушения процесса.
Диаграмма
сродства – инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или
возможности его улучшения) путем объединения родственных данных.
Древовидная
диаграмма (систематическая диаграмма, дерево решений) – инструмент, который
позволяет систематически рассматривать предмет (проблему) в виде составляющих
элементов (причин) и показывать логические (и являющиеся следствием или
продолжением) связи между этими элементами (причинами).
Качество –
степень соответствия присущих предмету, явлению характеристик требованиям к
нему; наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один
предмет или явление от других.
Компетентность
– выраженная способность работника применять свои знания и умения.
Контрольные
карты – инструмент представления полученных в ходе технологического процесса
данных в виде точек (или графика) в порядке их поступления во времени;
позволяют контролировать текущие рабочие характеристики процесса.
Контрольный
листок – инструмент для систематического сбора данных и автоматического их
упорядочения с целью облегчения дальнейшего использования собранной информации,
для получения ответа на вопрос «Как часто встречаются изучаемые события?».
Корректирующие
действия – действия, предпринятые для устранения причины обнаруженного
несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Лидерство
руководителя – способность руководителя обеспечить единство цели и направления
деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду,
в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Матрица
приоритетов – инструмент для обработки большого количества числовых данных,
полученных при построении матричных диаграмм; имеет цель выявление приоритетных
данных.
Матричная
диаграмма – инструмент выявления важности различных связей (QFD-методологии
«дома качества») для организации и представления большого количества данных
(элементов), чтобы графически проиллюстрировать логические связи между
различными элементами с одновременным отображением важности (силы) этих связей.
Менеджмент –
скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Менеджмент
качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению
организацией применительно к качеству.
«Мозговая
атака» («штурм», «осада») – инструмент, применяемый в качестве средства
генерирования идей для целей идентификации возможных причин брака и
потенциальных возможностей улучшения качества.
Обеспечение
качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности,
что требования к качеству будут выполнены.
Ориентация на
потребителя – зависимость организации от своих потребителей, что обусловливает
понимание их текущих и будущих потребностей, выполнение требований и стремление
превзойти их ожидания.
Страницы: 1, 2, 3
|