скачать рефераты

МЕНЮ


Взаимоотношение полномочий в социальной работе

Делегирование полномочий производится с учетом задач социально-экономического развития муниципального образования субъекта Российской Федерации. Передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения муниципальными органами власти вопросов местного значения или ухудшать социально-экономическое положение муниципального образования. Полномочия могут передаваться только при наличии реальных возможностей для их осуществления органами местного самоуправления.

При делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления проект закона должен заблаговременно направляться представительным органам соответствующих муниципальных образований для согласования и мотивированного заключения. Возражения органов местного самоуправления относительно характера, объема делегируемых полномочий и порядка их финансирования подлежат рассмотрению в комиссиях представительных органов государственной власти.

Запрещается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Не допускается Конституцией наделение органов местного самоуправления полномочиями, относящимися к исключительному ведению государственных органов власти. Не допустимо наделение органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти и прокуратуры, а также иными государственными полномочиями, связанными с обеспечением государственной целостности и безопасности Российской Федерации.

Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, а также за целевым использованием материальных и финансовых средств, переданных для осуществления этих полномочий, в соответствии с установленными нормативами и иными требованиями[6, С.27-37].

Культура — это уровень материальных и духовных ценностей, достигнутый и развиваемый в ходе исторического развития общества (страны) и выражающий степень овладения людьми условиями их жизни.

Культура управления — это уровень практических достижений в информатике, организации, технике, технологии, методах, стиле, в условиях управленческого труда, в общении между работниками, в подготовке кадров.

Культура управления имеет виды: информационная, организационная, социальная, экономическая, социально-психологическая, правовая и техническая.

Поскольку понятие культура управления относится к уровневым или ступенчатым, то важно использовать определенный методический инструментарий измерения уровней. Ведь само по себе данное понятие не гарантирует только высокого уровня. Он может быть низким, средним и высоким, важность такого инструментария обусловлена прежде всего практическими потребностями оценки (диагностики, анализа) уровня культуры управления, определения «слабых звеньев», выработки соответствующих мер и их практической реализации.

Распространенным оценочным методом конкретного вида и разновидности культуры управления является нормативный. Он предполагает использование предписывающей базы типа «как надо выполнять то-то и то-то», «какой должна быть данная подсистема или система», «как следует оформлять те или иные документы» и т.д. Эта база содержится в законах, подзаконных актах (положениях, инструкциях), стандартах, кодексах общения, поведения, партнерства, философии компании, хартии прав работников и т.д.

По своей сути нормативная основа задает определенные модели, образы, штампы или образцы, в соответствии с которыми оценивается уровень культуры. Поэтому, во-первых, важно постоянно и своевременно обновлять, пополнять и совершенствовать нормативную основу управления и, во-вторых, иметь современную нормативную базу, которая отражает высокий уровень культуры управления.

Другим оценочным методом является сравнительный, сопоставительный, имеющий ряд разновидностей. Для примера покажем два из них.

Метод «полярных культур». Для анализа той или иной разновидности культуры управления необходимо:

1) выяснить, как практически осуществляется процесс управления и что характерно для него. Это обеспечивается с помощью методов наблюдения, опросов работников, бесед с ними и интервьюирования;

2) систематизировать полученную информацию, определяя так называемые «индикаторы», т.е. свидетельства об определенном уровне культуры управления — низком, среднем или высоком. При этом чем больше положительных индикаторов по сравнению с отрицательными, тем выше уровень культуры управления.

Такой анализ позволяет делать обобщения с помощью итоговых таблиц[3, С.264-266].

Одним из ведущих экономических ресурсов любого предприятия являются трудовые ресурсы, которые в ряде научных источников называют «человеческий капитал».

Формирование трудовых ресурсов организации осуществляется путем найма персонала, который представляет собой форму экономических отношений между двумя обособленными собственниками: работодателями (собственниками средств производства) и гражданами, имеющими исключительные права на распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду.

Сущность найма заключается в добровольной передаче работником своей рабочей силы во временное пользование работодателю в обмен на заработную плату. Такой труд называется наемным трудом, работники — наемные работники, рабочая сила — наемная рабочая сила.

Данный процесс закрепляется в форме договора, контракта между работодателем и наемным работником, в котором указывается срок его действия, взаимные права и обязанности по соблюдению его условий. Этот процесс регламентируется и контролируется государством.

Таким образом, наемный персонал (кадры, рабочая сила, трудовые ресурсы) организации (предприятия) представляет собой совокупность физических лиц, состоящих с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма; коллектив работников с определенной структурой, соответствующей определенным условиям организации производства, его научно-техническому уровню и установленным нормативно-правовым требованиям, нанимаемый для производства материальных благ и услуг.

Персонал организации составляет весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и не квалифицированных работников. Кадрами организации является основной, постоянный, утвержденный штатным расписанием персонал, как правило, квалифицированный. Менеджеры японской автомобильной фирмы «Ниссан» утверждают: «Предприятие — это кадры».

Структура персонала характеризуется количественно, качественно и структурно абсолютными и относительными показателями.

Количественная структура персонала характеризуется следующими показателями:

• списочная численность работников организации, ее внутренних подразделений, отдельных категорий и групп — на определенную дату с учетом принятых и выбывших в этот день;

• явочная численность работников организации, ее внутренних подразделений, отдельных категорий и групп — расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу на определенную дату для выполнения производственного задания;

• среднесписочная численность работников организации, внутренних подразделений за определенный период (квартал, год) — применяется для расчета средней заработной платы производительности труда, коэффициентов текучести кадров, оборота; рассчитывается как отношение суммы среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия к количеству месяцев в анализируемом периоде (3, 6, 12);

фонд ресурсов труда (Ф) в человеко-днях или человеко-часах:


Ф = ЧоПхТ


где Чоп - среднесписочная численность работников, Т - средняя продолжительность рабочего периода в днях или часах.

Качественная характеристика персонала фирмы определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей фирмы и производства работ и включает в себя следующие показатели:

- экономические — удельный вес работников соответствующих подразделений (групп, категорий) в общей численности работников организации, сложность труда, средний разряд рабочих предприятия, квалификация работника, отраслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж, удельный вес работников с высшим, средним специальным образованием в общей численности работающих;

- личностные — дисциплинированность, наличие навыков, добросовестность, оперативность, творческая активность, средний стаж работы по специальности;

- организационно-технические — техническое оснащение производственного процесса, фондовооруженность труда, уровень технологической организации производства, состояние организации и рационализации труда, изменение численности работников за определенный период, текучесть кадров;

- социально-культурные — привлекательность труда, коллективизм, социальная активность, общекультурное и нравственное развитие.

Структурная характеристика персонала фирмы определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников предприятия. В зависимости от выполняемых функций в организации (на предприятии) различают: промышленно-производственный (работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия, заводоуправления, служб занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств) и непромышленный персонал.

Промышленно-производственный персонал (ППП) включает в себя две группы — рабочие (лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.) и служащие. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

К служащим относятся руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников фирмы к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, который фактически имеет роль общероссийского государственного стандарта.

Руководителями являются руководители организаций, структурных подразделений, их заместители, главные специалисты (главный инженер, главный механик, главный технолог, главный бухгалтер, главный экономист и т.п.). К специалистам относятся инженерно-технические, экономические, бухгалтерские, юридические и другие работники. К служащим относят работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет, контроль, хозяйственное обслуживание, делопроизводство и др.

Кадры предприятия в зависимости от характера трудовой деятельности подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Профессия — особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков (токарь). Специальность — вид деятельности в пределах профессии, имеющий специфические особенности и требующий от работников дополнительных специальных знаний и навыков (токарь-карусельщик, токарь-расточник). Уровень квалификации — степень овладения профессией или специальностью в зависимости от сложности работы, которая характеризуется квалификационными (тарифными) разрядами и категориями.

Профессионально-квалификационная структура организации представляется в штатном расписании организации, которое утверждается руководителем. Она представляет собой перечень сгруппированных по службам и отделам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада.

Различают постоянных, временных и сезонных работников.

Система управления персоналом является основой системы управления организацией.

Современные подходы к управлению персоналом в современной управленческой теории и все больше на практике базируются на гуманистическое парадигме управления человеческими ресурсами, которая заключается в следующих основных положениях:

• работники — наиболее ценный актив фирмы, благодаря которому достигается и поддерживается устойчивое конкурентное преимущество фирмы;

• реализация успешной стратегии требует соответствующей организационной культуры, а повышение эффективности организации зависит от соотношения общей стратегии бизнеса и стратегии управления и развития человеческих ресурсов;

• наличие внутрифирменной кадровой политики, нацеленной на раскрытие творческих возможностей и энергии работников;

• ключевая роль в управлении персоналом и ответственность за реализацию стратегии управления персоналом возлагается на линейных менеджеров — непосредственных руководителей подразделений.

Управление персоналом представляет собой:

- составную часть менеджмента, связанную с трудовыми ресурсами и отношениями между ними внутри организации;

- особую форму функциональной деятельности органов управления организации для наиболее эффективного использования потенциала наемных работников.

Основная цель управления персоналом заключается в определении, подборе, обеспечении оптимальной потребности организации в соответствующих кадрах и их эффективном использовании. И. Хентце, ведущий немецкий специалист в области управления персоналом, выделяет следующие основные функции управления персоналом:

1. определение потребности в персонале;

2. обеспечение персоналом;

3. развитие персонала;

4. использование персонала;

5. мотивация результатов труда и поведения персонала;

6. правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом.

Основные принципы управления персоналом:

- соответствие численности работников объему выполняемых работ;

- соответствие квалификации работника степени сложности труда;

- эффективное использование рабочего времени;

- соответствие структуры персонала организации объективным требованиям производства;

- рациональная расстановка кадров;

- создание благоприятных условий работникам для повышения квалификации, расширения производственного профиля, продвижения в должности.

Указанные функции и принципы определяют структуру службы управления персоналом, главной задачей которой является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала стратегическим и тактическим целям организации.

Для ее реализации в организации разрабатывается и реализуется соответствующая кадровая политика, которая включает в себя:

• планирование и привлечение соответствующей рабочей силы;

• найм и размещение;

• обучение, подготовку и переподготовку кадров; планирование карьеры и продвижения по службе;

• условия труда и оплаты;

• создание благоприятного психологического климата в коллективе;

• высвобождение персонала.

Качественная характеристика персонала представляет собой совокупность следующих качеств: способностей (уровень знаний, опыт работы в соответствующей сфере, профессиональные навыки, уровень образования и т.п.), личностных свойств, отношения к мотивации труда (к уровню оплаты, условиям труда и отдыха, к карьере).

Существуют различные взгляды на решение кадровой проблемы в организации. Один из ведущих менеджеров США Ли Якокка отмечает: «Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей». Макгрегор же придерживается другого мнения: «Более разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят».

В любом случае подбор кадров — это ведущая задача руководителя организации, от успешного решения которой зависит достижение ее стратегической цели. Игнорирование проблемы человеческого фактора ведет к конфликтам, росту текучести кадров, снижению качества продукции, производительности труда и в целом эффективности организации[4, С.164-170].

Органы государственной власти в целях контроля за исполнением делегированных полномочий вправе:

— запрашивать необходимую информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий и целевом использовании средств;

— производить проверки деятельности органов местного самоуправления;

— назначать уполномоченных представителей для оперативного контроля за выполнением делегированных полномочий и за целевым использованием выделенных ресурсов;

— осуществлять методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам выполнения переданных государственных полномочий.

В законе, наделяющем органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, важно указывать:

— цель наделения;

— срок действия делегированных полномочий;

— дату начала осуществления;

— нормативы обеспечения материальными и финансовыми средствами;

— порядок и сроки передачи соответствующих средств;

— органы государственной власти, уполномоченные осуществлять материальное и финансовое обеспечение исполнения данных полномочий;

— органы государственной власти, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением делегированных полномочий;

— сроки и перечень проведения подготовительных мероприятий, необходимых для организации и осуществления делегированных полномочий;

— порядок прекращения исполнения делегированных полномочий в случае их отзыва или истечения срока действия;

— критерии качества и эффективности осуществления делегированных полномочий;

— порядок отчетности органов местного самоуправления по осуществлению ими данных полномочий.

Прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, осуществляется в случае истечения срока их действия. В случае невыполнения или невозможности выполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, указанные полномочия могут быть отозваны. Основанием для отзыва может являться взаимное соглашение органов местного самоуправления и органов государственной власти о необходимости отзыва соответствующих полномочий, а также заключение суда о неисполнении органами местного самоуправления полномочий, которыми они были наделены, вынесенное по обращению органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением полномочий. Органы местного самоуправления муниципального образования не могут быть признаны ответственными за неисполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом, если суд установил, что исполнение указанных полномочий не было обеспечено необходимыми материальными и финансовыми средствами в соответствии с законом либо их исполнение было невозможно в результате решений и действий органов государственной власти.

Отзыв либо прекращение действия отдельных государственных полномочий устанавливается законом. По прекращении исполнения органами местного самоуправления муниципального образова­ния отдельных государственных полномочий представительный орган местного самоуправления в соответствии с законом, наделившим органы местного самоуправления указанными полномочиями, издает нормативный правовой акт, в котором определяются порядок и сроки возврата неиспользованных материальных и финансовых средств, подлежащих возврату.

Расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение осуществления государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, учитываются в соответствии с номенклатурой статей бюджетной классификации Российской Федерации.

При утверждении бюджета уполномоченные органы местного самоуправления представляют органам государственной власти обоснование потребностей и расчет финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих государственных полномочий[5, С.12-13].

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.