Характерные черты лидера в менеджменте
Характерные черты лидера в менеджменте
Характерные черты лидера в менеджменте
Григорий Николаевич Фидельман, председатель правления
"Московского перестраховочного общества", Вице-президент
Всероссийского союза страховщиков (ВСС), член Экспертного совета по страхованию
при Госдуме РФ.
Мы
рассматриваем лидерство как ключевой метод менеджмента и видим в нем коренное
изменение отношений между руководителем и подчиненным. Это глубоко понимал
Деминг, который выделил девять признаков лидера; девять его характерных черт.
Лидерство
мы рассматриваем как ключевой метод менеджмента. Это глубоко понимал Деминг,
разработавший основные представления о лидерстве в современном понимании. Он
выделил девять признаков лидера, девять его характерных черт. Они служат
координатными осями, в которых описывается лидерство.
Даже
зная эти постулаты, все понимают лидерство по-разному. Мы рассматриваем
лидерство как альтернативу обычной системе директивного управления, видим в нем
коренное изменение самой парадигмы отношений между руководителем и подчиненным.
Причем лидер может не иметь каких-то исключительных личных качеств. Он должен
обладать только готовностью взять на себя лидерскую ответственность, волей и
стремлением к дальнейшей учебе.
Главная
цель учреждения лидерства — улучшение системы, т. е. смотреть не на
последствия, а анализировать причины. Выяснить и понять, какие проблемы в
системе, без людей невозможно. Консультанты рискуют получить искаженную
информацию о причинах дефектов, поэтому они здесь неэффективные помощники. Это,
конечно, не означает, что они вовсе не нужны ни в каких случаях.
Первое
лицо — лидер — способствует возникновению лидерства в компании, создает систему
лидерства. Эта система охватывает всех сотрудников компании, она не ограничивается
какими-либо уровнями иерархии. То есть это не только удел руководителей
различных рангов, имеющих подчиненных. Лидерами должны быть все сотрудники
компании. Ведь лидерство — это принятие человеком на себя ответственности за
всю компанию, за всю команду, за достижение ею конкретных весомых результатов.
Рядовые сотрудники также должны быть лидерами в тех процессах, за
совершенствование которых они ответственны» или в возглавляемых ими проектах,
ведь лидерство неотрывно от команды, от группы людей, вместе выполняющих одну
работу.
Человек,
выступающий как лидер, ощущающий себя лидером, имеет КПД 100%, а исполнитель —
3%, как у паровоза. Это различие отражает первичный резерв роста
конкурентоспособности и успешности компании, ради которого, даже если нет в
лидерстве ничего иного, уже стоит научиться быть лидером.
Среди
лидеров нет и не должно быть традиционной иерархии: лидер-начальник —
лидер-подчиненный. Иерархия здесь задается системой ответственности — у одних
лидеров она более широкая, у других более узкая. Лидер с большей
ответственностью не может дать указание лидеру с меньшей ответственностью, он
может лишь помочь ему понять, как надо действовать, как выйти из тупика. Само
же отличие в ответственности проистекает из доступности информации, уровня знаний
и компетенций, отчасти, традицией. В сетевых организациях будущего такие
отличия, видимо, сотрутся.
Нельзя
и действовать через голову лидера, когда руководитель более высокого ранга
напрямую дает указания сотруднику, минуя его непосредственного начальника.
Статус лидера должен поддерживаться неукоснительно, ибо он, если речь идет о
лидерах-рядовых сотрудниках, не имеет никаких формальных признаков — нет
административных полномочий, нет должности, предполагающей наличие подчиненных
и т. п. Конечно, ответственность предполагает полномочия, а полномочия влекут
за собой ресурсы.
Учреждение
лидерства, однако, не означает полного упразднения административных методов. Их
формальная часть все-таки остается. Остаются приказы, правда, цель их меняется
радикально — это уже не указание как действовать, даже если сотрудник не
согласен, а констатация достигнутого консенсуса о путях и методах решения той
или иной задачи. Достижение согласия происходит при «мозговых» штурмах, в
рамках командной работы. Сами же приказы теперь обеспечивают лишь формальное
соблюдение юридических норм и механизмы прослеживаемости.
|