скачать рефераты

МЕНЮ


Задачи управления предприятием

Наиболее методически проработанной подсистемой управления является управление материальными ресурсами предприятия. На ряде машиностроительных предприятий система управления материальными ресурсами автоматизировалась достаточно давно (80-е - середина 90-х гг.). Решены задачи хранения конструкторского состава изделий, расчета общей потребности предприятия в материальных ресурсах. Основными проблемами в данной области являются следующие:

·                   автоматизация данной подсистемы проводилась «кусочно», неинтегрированно с другими подсистемами,

·                   при автоматизации использовались устаревшие на данный момент технологии, что привело к большой трудоемкости поддержки информационной системы и зависимости предприятия от ее разработчиков.

Управление производственными мощностями производится только на основании личного опыта производственных управленцев (директоров по производству и руководителей подразделений). Только они и только примерно (человек не может держать в голове столько информации!) могут сказать, справится ли предприятие с выполнением производственного плана, можно ли взять дополнительный заказ от клиентов, необходимо заказать дополнительную оснастку или можно обойтись имеющейся, нужно расширить штат производственных рабочих или провести сокращение и т.д. О расчетах потерь предприятия на том, что своевременно не заказано (или взято в аренду) дополнительное оборудование и в срок не выполнен заказ, речи даже и не идет.

Примерно такая же ситуация складывается в области управления операциями - контролем прохождения изделиями технологических переделов, потребления материалов и выпуска полуфабрикатов и готовой продукции после выполнения производственных операций. В лучшем случае, управленческие данные собираются и обрабатываются в виде файлов Excel.

В области управления себестоимостью достаточно полно рассчитывается плановая себестоимость: материальные затраты планируются исходя из конструкторского состава изделий и плановой цены сырья, прочие затраты рассчитываются по нормам. При фактическом же расчете себестоимости используется как правило «котловой» метод. При этом методе фактические прочие расходы распределяются только на готовую продукцию пропорционально фактической - если она рассчитывается - или плановой себестоимости материалов, израсходованных на ее изготовление. Причина этого - большая трудоемкость операций, связанных с учетом фактических затрат и их отнесением на всю номенклатуру выпускаемой продукции и полуфабрикатов (а она даже на среднем предприятии может составлять сотни и тысячи наименований). Следствием такой ситуации является то, что предприятие не может сказать, сколько стоит производство конкретной детали (может быть, ее намного выгоднее закупать на стороне?), насколько рентабельно производство тех или иных видов продукции.

Для ведения и контроля взаиморасчетов, как правило, используются отдельные несложные программные средства, данные которых неинтегрированы или слабо интегрированы с другими подсистемами.

Бюджетирование - планирование и контроль финансирования деятельности предприятия и его подразделений - также в основном ведется (если ведется) в виде таблиц Excel. Это приводит к трудностям при агрегировании и анализе информации. Особенно остро данная проблема стоит для предприятий, которые ведут несколько видов деятельности и открывают новые инвестиционные проекты - им необходимо вести анализ финансовых потоков как в целом, так и детализированно. Задача бюджетирования усложняется еще и тем, что подсистема управления себестоимостью «живет» отдельно от бюджетной, хотя они должны быть очень тесно взаимосвязаны.

Область управления отношениями с клиентами - самая проблемная. Очень немногие предприятия могут обеспечить индивидуальный подход к клиенту - проектирование продукции на заказ, прогнозирование его потребностей, оперативную реакцию на его запрос (например, «отгрузить продукцию 20-го марта и ни днем позже!»). В случае, когда предприятие не является монополистом, это может привести к потере клиентов - они просто уйдут к тому поставщику, который выполнит их запрос. Последствия очевидны.

Таким образом, можно выделить следующие общие проблемы систем управления производственными предприятиями:

·                   несогласованность и недостоверность данных в различных подсистемах,

·                   недостаточность данных для принятия управленческих решений,

·                   существенные пробелы в прогнозировании состояния внешней и внутренней среды предприятия,

·                   большое количество ручных операций и неоперативность предоставления информации руководству.

Подобные проблемы могут быть в большой степени решены при внедрении на предприятии интегрированной информационной системы, построенной в соответствии с современными методиками управления. Понимание этого руководителями предприятий и приводит к увеличению спроса на программные продукты такого класса.

В настоящий момент на российском рынке предлагаются такие известные информационные системы как Navision Attain и Navision Axapta. Почему мы отмечаем именно их?

Системы Navision Attain и Navision Axapta относятся к среднему классу - они достаточно просты в использовании, стоят существенно дешевле, чем R/3 или Oracle, быстрее настраиваются и внедряются. В то же время они предоставляют предприятию мощные функциональные возможности, использование которых в полной мере позволит руководству решить большинство стоящих перед ним задач.

Какие же управленческие возможности предоставляют пользователю системы Navision Attain и Navision Axapta?

Прежде всего, необходимо отметить, что данные системы были разработаны с использованием методологии ERP (Enterprise Resources Management), которая описывает нормативные процессы управления предприятием, принятые за рубежом. Поэтому в них охвачен практически весь цикл управления производственным предприятием и решены задачи интегрированности, взаимосвязи информации в различных подсистемах управления.

 

5. «Задачи менеджмента в XXI веке»


Автор книги "Задачи менеджмента в XXI веке" Питер Фердинанд Друкер – крупнейший современный исследователь менеджмента, один из основателей эмпирической школы. П. Ф. Друкер родился в 1909 г. в Вене, юридическое образование (гражданское и международное право) получил в Германии (Франкфуртский Университет), там же получил ученую степень доктора юридических наук. В 1937 г. эмигрировал из Германии в США. Был профессором общественных наук в Беннингтонском колледже, затем профессором Высшей Калифорнийской школы бизнеса, Нью-Йоркского университета.

П. Ф. Друкер поменял множество мест работы с тех пор, как 70 лет назад начал свою трудовую деятельность. Преподавательскую деятельность активно сочетал с консультационной деятельностью, являлся постоянным советником ряда корпораций США ("Дженерал Электрик", "Сирс", "Ай Би Эм").

В центре его внимания – предпринимательская деятельность, инновации, роль менеджеров в организации, организационные цели и логика формирования организационных структур. Является одним из создателей теории управления по целям, разработчиком метода кейс-стади, инициатором сравнительного исследования культур. По его мнению, специфике культуры соответствует особая формула успеха в бизнесе. Известен также как критик ряда положений школы человеческих отношений, называющий их концепции "психологическим деспотизмом", и исследователь наследия классической школы.

Согласно его концепции, общество – это глобальная организация, причем нынешняя стадия его развития обусловлена доминированием торговых отношений и определяется как "глобальный торговый центр".

Ему принадлежат ряд известных и широко используемых принципов и положений, например: определение менеджмента "как проблемной инициативы", а менеджера "как динамичного элемента любого общества". С его именем связаны тезисы: "децентрализация управления – способ упорядочения крупной организации", "оптимизация частных функций организации не ведет к оптимизации целого".

В рамках теории управления по целям деятельность по формированию и установлению системы целей и работы с ними рассматривается как главная задача менеджера, а система целей – как фактор, влияющий на структуру организации и обеспечивающий ее эффективное функционирование и долгосрочное развитие.

П. Ф. Друкер рассматривает управление по целям как необходимый элемент деятельности менеджеров в деловой организации и считает, что их основными функциями являются формирование целей и соотнесение с общими целями. Основываясь на представлении о деловой организации как о системе, имеющей множество потребностей, Друкер полагает, что менеджеры должны обязательно учитывать и отражать в формируемой на разных уровнях организации системе целей.

П. Ф. Друкер связывает возникновение системы целей с многообразием задач, решаемых менеджерами в разных секторах, а также с разнообразием потребностей различных социальных групп как внутри, так и вне организации, заинтересованных в ее деятельности. Он формирует два тезиса:

1.                Менеджер не может эффективно управлять организацией, ориентируясь только на экономическую цель.

2.                Работа по усовершенствованию системы целей и с системой целей необходима любым деловым организациям, поскольку их выживание и успешное развитие зависят от удовлетворения многообразных потребностей социальных групп.

Исходя из этого, П. Ф. Друкер формирует примерный перечень целей организации, связанных:

·                   с определением типа (типов) рынков, на котором она должна работать;

·                   с установлением типа продукта, выпускаемого на данный рынок;

·                   с определением уровня планируемой прибыли;

·                   с установлением типа и источника необходимых ресурсов;

·                   с отношением к нововведениям и допустимому риску;

·                   с удовлетворением потребностей персонала;

·                   с обеспечением общественного признания ее деятельности в более широком социуме;

·                   с развитием менеджмента как главного фактора организационного развития.

В рамках данной концепции работа с целями необходима для повышения эффективности деятельности и разработки долгосрочных стратегий развития организации. Содержание этой работы может быть сведено к выбору перечня целей, расстановке приоритетов в системе целей, "уравновешиванию" и "жонглированию" целями. Наконец, именно с соотнесениями реальных результатов с планируемыми (на основе созданной системы целей), а также с соотнесением целей между собой связывается оценка эффективности деятельности организации.

Рассматривая цели как планируемый результат деятельности организации, П. Ф. Друкер пытается определить задачи, решению которых способствует работа с целями:

·                   оценка "широкого спектра коммерческих, производственных и социальных процессов" и их интерпретации"

·                   проверка истинности утверждений, латентно заложенных менеджером в основу проводимого курса;

·                   оценка и прогнозирование поведения отдельных работников, подразделений и других организаций;

·                   совершенствование деятельности организации.

Первоначально книга "Задачи менеджмента в XXI веке" планировалась автором и издателями как некий сборник лучшего из трудов по менеджменту, которые Друкер написал и опубликовал за более чем 60-летнюю практику: что-то вроде "Избранных произведений Друкера". Но уже в процессе работы над новым трудом Друкеру приходит идея создать труд, посвященный не прошлому, а будущему – сам он называет это попыткой заглянуть в будущее.

Несмотря на свою принадлежность к самой прагматичной из всех известных школ менеджмента – эмпирической – П. Ф. Друкер представляет собой весьма неординарного и даже оригинального мыслителя. Это представляется в том числе и потому, что Друкер не перестает удивлять.

Друкер любит поднимать простые вопросы, которые ставят в тупик даже многоопытных руководителей и заставляют их пересматривать свои основные принципы.

В самом начале книги "Задачи менеджмента в XXI веке" Друкер перечисляет читателю ряд важнейших современных организационно-управленческих проблем: стратегии, коллективный труд, новые технологии и т. п.; но при этом он подчеркивает, что все перечисленные вопросы являются сегодняшними проблемами, тогда как пора поговорить и обсудить проблемы завтрашние. Таким образом, с одной стороны, Друкер заявляет о неком пророческом (или утопическом) характере своей книги, но с другой стороны, собственно прогнозированием и, тем более, гаданием он заниматься не собирается.

Друкер утверждает, что проблемы и задачи дня завтрашнего отчетливо видны и сегодня, приводя в качестве примера Южную Корею и Турцию (что именно хочет показать этим Друкер – экономический рост, научно-технический прогресс или же какие-то социальные процессы, протекающие в этих странах – неизвестно).

Друкер называет нынешний период эпохой глубоких перемен, которые по своей масштабности возможным последствиям превосходят и те, что произошли в результате второй индустриальной революции в середине XIX века, и те, что были вызваны Второй мировой войной. Эти проблемы способны понять и решить только работники умственного труда, ученые и руководители, вооруженные теорией менеджмента.

"Задачи менеджмента в XXI веке" – это книга о менеджменте вообще, а не о менеджменте бизнеса. Друкер подчеркивает важность эффективного управления на основе предвидения не только в частных, но и государственных, некоммерческих организациях и учреждениях. Это мнение должно внести ясность и большую определенность в вопросе о сущности менеджмента, а также исключить противоречия из современного "теоретического рынка менеджмента" в России.


Заключение


Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента – это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.


Список использованной литературы


1.                Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.И. и др. Автоматизация управления предприятием – М.: ИНФРА-М, 2000. (Серия «Секреты менеджмента

2.                Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

3.                Доналд А. Маршанд. Мастерство: Медежмент / Пер. с англ. – М., 1999 (фрагменты книги см. на сайте www.cfin.ru).

4.                Друкер П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

5.                Друкер П. Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.

6.                Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий (подходы, методы, средства). – М.: СИНТЕГ, 2001.

7.                Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М: Дело, 2002.

8.                Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с.

9.                Менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.

10.           Газета для корпоративных пользователей информационных технологий kis.pcweek.ru

11.           Сайт«Планета КИС» www.russianenterprisesolutions.com

12.           Сайт салона «Финансист» www.finsoft.ru

13.           Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru

14.           Сайт АКДИ «Экономика и жизнь» www.akdi.ru

15.           Сайт компании Interface Ltd. www.interface.ru

16.           www.avacco.ru

17.           www.aup.ru


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.