Прежде чем осуществлять подбор персонала, в финансовых
планах организации следует учесть затраты. Так, если организация использует для
подбора сотрудников агентство по найму, то ее затраты будут не менее чем
двухнедельная зарплата этого сотрудника, а если интересующий организацию
человек является специалистом, то затраты будут приблизительно равны его
месячному или полуторамесячному окладу. Пользование услугами таких агентств, с
одной стороны, существенно экономит время штатных работников организации,
поскольку внешние кадровые консультанты осуществляют большую часть работы по
предварительному отбору кандидатов, и только прошедшие через «отборочное сито»
(как правило, до пяти человек) будут интервьюироваться непосредственно
менеджером по персоналу или руководителем организации. С другой стороны, у
сотрудников агентств не всегда имеется достаточно информации о стратегии
организации, ее культуре и особенностях тех руководителей, «под которых»
подбирается кандидат, это может приводить к различного рода недоразумениям,
вплоть до отвержения всех кандидатов, предлагаемых агентством. Разумеется, в
этом случае затраты организации могут быть весьма ощутимыми.
Считается, что одним из наиболее дешевых способов
подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в
организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе). Этот способ не
требует особых затрат, поскольку сотрудники организации в сущности выполняют
значительную часть работы по поиску и даже отбору.
По данным ряда исследователей, можно говорить о
различиях в экономической эффективности используемых сегодня методов поиска и
подбора персонала. В качестве оснований для сравнения этих методов можно
остановиться на общих затратах организации, соотнесенных с числом принятых
работников (табл. 10):