скачать рефераты

МЕНЮ


Нормы и принципы международного права

Нормы и принципы международного права

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 2

1. Система и структура международного права . . . . . . . . . . . 3

2. Нормы международного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

3. Цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 14

4. Принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 15

5. Обычные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . 17

6. Договорные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . 19

7. Взаимосвязь обычных и договорных норм . . . . . . . . . . . . .

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . 22

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. 23

В В Е Д Е Н И Е

Одним из основных и необходимых инструментов управления международными

отношениями служит международное право. При его помощи создается и

поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более

предсказуемым.

Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем,

что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Безопасным может

быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул,

что поддержание международного правопорядка «является жизненно важным для

безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших дней».

Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический. Никто

не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладают

равным правом на участие в решении международных проблем, и прежде всего

тех, что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить

уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие,

добиваться гармонизации этих интересов. Баланс силы подлежит замене

балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового

порядка.

И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его

основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется,

находит выражение в нормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и

служат инструментом реализации вытекающего из этого задач.

Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их

сообщества в целом, международное право становится не просто

межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.

1. Система и структура международного права

Международное право – это система юридических норм, регулирующих

межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Определение отражает наиболее важные черты международного права, которое

представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых

целей и принципов.

Система международного права представляет собой комплекс юридических

норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно

упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части

(отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором

для международного права служит система международных отношений, которую

оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими

системообразующими факторами выступают цели и принципы международного

права.

Система международного права - это не только сложное, но и

сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще

мало изучено. В отечественной доктрине ему уделяли наибольшее внимание Д.Б.

Левин, Г.И. Тункин, Д.И. Фельдман, Е.Т. Усенко. Все они полагали, что

общепризнанной системы международного права не существует.

Системе международного права присуща характерная для нее структура.

Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и

соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это

внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей.

Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От

характера связей зависит характер системы в целом.

Таким образом, система международного права опирается на комплекс

целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными

методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с

присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно

обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы

современное международное право в состоянии выполнять свои функции.

То обстоятельство, что система международного права – сравнительно

новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например, известным

юристом из Финляндии Э. Кастреном.

Современное международное право определило основные цели

взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового

регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и

содержание взаимодействия государств.

Сложившийся комплекс основных принципов международного права

объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм.

Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс

императивных норм, т. е. общепризнанных норм, от которых государства не

вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их

соподчиненности Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в

системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления

коллизий, что необходимо для функционирования системы.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном

праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм.

Постепенно формируется международное процессуальное право, что является

признаком зрелости правовой системы.

Первичный элемент системы международного права - норма. Она является

моделью определенного международного отношения, система же международного

права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели

воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения

их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому

что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи.

Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система

должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в

противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как

международное право, - это задача не из легких.

Таким образом, объединение норм в систему международного права

обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы

способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая

дифференцированное и вместе с тем единое воздействие. Для международного

права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно.

Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли

международного права. С другой стороны, различные отрасли теснее

взаимосвязываются в системе.

Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех

государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые

комплексы, регулирующие отношения между группами государств. Огромное

количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и

двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в

совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему.

Сегодня в науке не существует какой-либо общепризнанной системы

международного права.

2. Нормы международного права

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов

формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности

и обеспечиваемое юридическим механизмом. Их специфика определяется тем, что

они являются элементами особой правовой системы.

Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное

число случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли

нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не

подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает

признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно,

однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления

обычно именуют индивидуальными нормами.

Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их

конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь

диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в

случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами.

Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение

для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе

применения нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем

отмечено, что типизация и формализация - один из источников действенности

норм. Другой источник видится в том, что большинство норм воплощают

значительный опыт регулирования поведения государств.

Тенденция к деформализации права имеет под собой некоторое основание.

Юриспруденция издавна уделяла внимание “фактическим нормам права”, которые

фигурируют под названиями “живое право” (в отличие от “бумажного”),

“эмпирические нормы” и др. Дело в том. что в рамках, установленных нормой,

субъекты обладают определенным уровнем свободы. В общих нормах подобные

рамки шире, в конкретных - уже. Если четкое урегулирование оказывается

невозможным, то прибегают к рамочной нормативной конструкции, которая

конкретизируется в практической деятельности.

В общем, есть основания различать, но не противопоставлять, нормы де-

юре и нормы де-факто. Первые - это официально признанные правила, вторые -

те же правила, но уже с учетом того, как они реализуются в практике. Эти

различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся стандартов

реализации нормы означает ее нарушение. Практическое значение данного

фактора едва ли стоит подчеркивать.

В международном праве получил распространение термин “мягкое право”.

Единства мнений по этому вопросу нет, а зачастую само понятие подвергается

критике. Тем не менее оно нашло признание, широко используется и потому

есть смысл его узаконить, несмотря на всю условность данного термина.

Анализ доктрины и практики показывает, что термин “мягкое право”

используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь

идет об особом виде международных правовых норм, в другом - о неправовых

международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, которые,

в отличие от “твердого права”, не порождают четких прав и обязанностей, а

дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны

следовать'. Для подобных норм характерны слова и выражения типа

“добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т. п. Такого

рода постановлений становится все больше, особенно в политических

договорах.

По поводу юридической силы подобных норм существуют различные точки

зрения. Но, пожалуй, большинство юристов исходят из того, что нормы

“мягкого права” являются международно-правовыми. Это мнение находит

отражение и в практике судов государств.

В “мягком праве” нередко встречаются положения, которые призваны

служить лишь прикрытием несогласия сторон. Подобные положения не являются

нормами, в каком бы договоре они ни содержались. Существуют и притворные

нормы, включаемые в договор лишь для того, чтобы скрыть его реальное

содержание.

Усложнение правовых функций предопределяет многообразие нормативного

инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их

взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного

права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать

регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером

тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из

них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные

критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых

норм:

. по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы; б) по сфере

действия - универсальные, региональные, партикулярные;

. по юридической силе - императивные и диспозитивные;

. по функциям в системе - материальные и процессуальные;

. по способу создания и форме существования, т. е. по источнику, - обычные,

договорные, нормы решений международных организаций.

В политике и доктрине широкое распространение получила точка зрения,

отрицавшая возможность существования универсальных норм. Однако сама жизнь

доказала, что даже в условиях холодной войны универсальные нормы могут быть

достаточно эффективными, без универсального международного права глобальная

система международных отношений функционировать не может.

Международная практика исходит из реальности существования

универсальных норм.

Главными отличительными признаками универсальных норм являются

глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их

международным сообществом в целом. Основной формой существования служит

обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право.

Существуют нормы, которые принимаются ограниченным числом государств,

но имеют всеобщее значение. Такие нормы устанавливают международный режим

(например, для Антарктики, для космического пространства, для океанских

проливов и др.). Нормы создаются наиболее заинтересованными государствами и

постепенно находят признание со стороны других государств

Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Последние

создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и

поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует

прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых

региональных систем, так и универсальной системы.

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных

процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие

государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного

регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее

международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в

регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой,

создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее

показателен в этом плане Европейский Союз.

Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы

должны приводиться в соответствие с универсальными международными

стандартами, содействовать их реализации.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на

отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на

двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но

существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз

ссылался на региональные, локальные обычаи.

Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные.

Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат

средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их

реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим

международным правом. Немаловажно, что локальные нормы легче принимаются,

изменяются и прекращаются. Они прокладывают путь общему международному

праву, накапливая опыт регулирования. Таким образом обеспечивается динамизм

международно-правового регулирования. В целом локальные нормы служат

интересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли

права в международной жизни. Поэтому общее международное право открывает

значительный простор для регулирования на локальной основе.

Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и потому не входят в

общее международное право. Однако они с этим правом прочно связаны, черпают

в нем юридическую силу, действуют в его рамках. Не являясь элементами

общего международного права, локальные, партикулярные нормы образуют вместе

с ним более крупную и менее единую систему международно-правовых норм.

Одной из характерных черт современного международного права является

наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической

силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во

взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения.

Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая

императивная норма делает недействительными и противоречащие ей

существующие нормы.

Без императивного регулирования не могли обойтись и международные

отношения в прошлом. Оно императивно определяло порядок создания норм -

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.