скачать рефераты

МЕНЮ


Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ

Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра Организационного развития

ИЛЮХИН ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО

МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ ГД ФС РФ

Дипломная работа студента

5 курса дневного отделения

Допущено к защите

на ГАК

Зав. Кафедрой Оргразвития Научный

руководитель

д.э.н., Профессор

К.и.н., доцент

_______ Н.И. Архипова _______ И.Н. Ермакова

/__/_____/2000 г

/__/_______/ 2000 г

Москва, 2000

Содержание:

Введение………………………………………………………….3

Глава I. Государственная Дума как орган законодательной

власти

1.1. История парламентаризма в дореволюционной России……………13

1.2. Государственная Дума в современной России………………………..22

1.3. Структура Государственной Думы………………………………………..23

1.4. Диагностика Комитета по международным делам…………………..30

Глава II. Пути улучшения работы Комитета по международным делам

Государственной Думы

2.1. Совершенствование деятельности Комитета по международным

делам………………………………………………………………………………………..47

2.2. Разработка проектов по организационно-правовому обеспечению

деятельности Комитета по международным делам………………………………49

Заключение………………………………………………………….52

Список использованных источников и литературы…………..55

Приложения………………………………………………………….58

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение государственных органов организационно- правовой

документацией стало в России одной из важнейших задач десятилетия.

Деятельность новых институтов власти, образовавшихся после распада в 91

году Советского Союза, немыслима без соответствующих правовых,

документационных, организационных норм. Реорганизация прошла на всей

вертикали власти. В стране появился Президент, Совет Федерации,

Государственная Дума. И это только на федеральном уровне. На местах

появились муниципальные органы. В отличие от западных стран, где эти

институты действуют уже столетия, проблема необходимого обеспечения в

России стоит необычайно остро. Особенно явственно это видно на примере

Государственной Думы. Важнейший законодательный орган страны до сих пор

не обладает фундаментальной организационно- правовой базой. Парадокс

заключается в том, что законодатели до сих пор не могут разработать

грамотных правил, по которым работала бы нижняя палата. Проблема

усугубляется еще и тем, что нижняя палата- учреждение политическое. Из-

за этого иногда приходится создавать комитеты под конкретную фракцию или

даже политика. В качестве примера можно привести Комитет по геополитике,

который возглавлял Алексей Митрофанов (ЛДПР). В Думе последнего созыва

комитет был упразднен за ненадобностью.

Не следует забывать и о том, что комитеты нижней палаты

различаются по важности для государства. Без сомнения, Комитет по

международным делам является одним из ключевых. Он участвует в

формировании бюджета, назначении и отзыве дипломатических

представителей, тесно сотрудничает с органами внешней разведки. Он

требует к себе гораздо более пристального внимания, чем многие другие

комитеты. Разработка организационно-правовой базы для него может

послужить основой для качественной и бесперебойной работы комитета вне

зависимости от постоянно меняющейся политической ситуации.

Таким образом, целью дипломной работы является совершенствование

управленческой деятельности Комитета по международным делам. В

соответствии с поставленной целью, автором предпринимается попытка

решения следующих задач:

- провести анализ существующего организационно- правового

обеспечения деятельности Комитета по международным делам

- рассмотреть и провести диагностику структуры Комитета по

международным делам

- разработать предложения по улучшению деятельности Комитета по

международным делам

Для решения этих задач будет построена схема Комитета по

международным делам, предложена новая структура Комитета,

разработано Положение о Комитете по международным делам,

разработаны должностные инструкции для ведущих работников Аппарата

Комитета по международным делам, предложена новая схема подбора

кадров в Аппарат Комитета.

В ходе проведения диагностики Комитета автором работы использовались в

первую очередь три метода: непосредственного наблюдения, интервью и анализ

документации. Непосредственное наблюдение проводилось в ходе прохождения

преддипломной практики, а также при обучении на старших курсах ВУЗа. Метод

использовался во время:

Заседаний комитета

Заседаний подкомитетов

Переговоров с иностранными делегациями

Подготовки аналитических записок, отзывов на поступающие в

комитет проекты законов и

международных договоров

Заседаний сотрудников аппарата

Метод интервью использовался в комбинации с непосредственным

наблюдением. Интервью проводилось как с отдельными сотрудниками, так и с

группой сотрудников. Хотя в результате интервью может быть собрана

исключительно ценная информация для процесса определения служебных

обязанностей, сами интервью трудно поддаются формализации. Так, различные

интервьюеры могут по-своему ставить вопрос или даже непреднамеренно

задавать респондентам разные вопросы. Стоимость проведения профессиональных

интервью может быть очень велика, в особенности, если принято решение о

проведении группового интервьюирования[1].

Анкетирование при проведении исследования Комитета использовано не

было, ввиду некоторых присущих этому методу сложностей, среди которых можно

выделить сложность возвращения к каким-нибудь вопросам или получения

дополнительных сведений после того, как анкеты возвращены респондентами, а

также невозможность добиться некоторых оценок, используя безличную форму

контакта с сотрудниками. Все это может оказывать негативный эффект на

желание последних открыто отвечать на вопросы. Форма анкеты и структура

вопросов в значительной степени зависят от задач исследования, существующих

ограничений и, наконец, от квалификации самого исследователя[2].

Еще один использованный метод- анализ документации. Исследованы были

как общедумские документы, такие как Регламент Государственной Думы, так и

внутрикомитетские документы (Положение о Комитете, должностные инструкции

работников аппарата, положение об аппарате).

В первой части работы будет рассмотрен исторический путь развития

Государственной Думы в России. Особое внимание обращает на себя тот

факт, что слабость палаты в стране обусловлена исторически. Появление

Думы в начале века не стало началом развития страны по демократическому

пути. Дума просуществовала лишь несколько лет, и не смогла стать

законодательным органам власти. Далее в работе рассматривается место

нижней палаты в современной организации власти. Законодательный процесс

не описывается, поскольку он достаточно подробно дан в Конституции.

Далее анализируется структура Государственной Думы. Ее деление на

комитеты и комиссии. Особо большое внимание уделяется принципу их

формирования. Автором предпринимается попытка рассмотреть нижнюю палату

в качестве объекта управления. Особая сложность заключается в том, что в

Думе не существует жесткой властной вертикали. Спикер Думы, главы

комитетов и комиссии наделены лишь несколько большими, чем рядовые

депутаты, организационными полномочиями. Прямого же подчинения не

существует. Каждый народник избранник действует в соответствии с

«Законом о депутате Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации». Это значит, что председатель комитета, например,

не может дать указания члену комитета заняться тем или иным вопросом.

Поэтому улучшение работы может осуществляться лишь за счет улучшения

схемы работы. Далее в работе рассматривается работа аппарата Комитета по

международным делам. Этому подразделению уделяется особое внимание. Дело

в том, что аппарат не является сугубо техническим органом. Секретарям и

машинистки составляют меньшую часть штатного расписания. Главная функция

аппарата - аналитическая. В его состав входят специалисты-эксперты,

советники и консультанты, помогающие членам комитета в работе. В их

функции входит составление аналитических записок, рекомендаций, отзывов

на законопроекты, поступающие в Комитет. Таким образом, от их

квалификации зависит, насколько грамотными и нужными для страны будут

проекты законов, поступающие на рассмотрение Государственной Думы.

Во второй части работы вносятся предложения по совершенствованию

организационно- правового обеспечения Комитета по международным делам.

Предлагается принципиально иная схема разбивки Комитета на подкомитеты.

Особое внимание уделяется созданию Совета при Комитете. В него должны

войти ветераны МИДа, внешней разведки, руководители «мозговых центров»,

занимающихся внешней политикой. Это позволить обеспечить, во-первых,

преемственность внешней политики, во-вторых, сбор более широкого спектра

мнений по каждому спорному вопросу, как, например, ратификация договора

СНВ-2. Далее в работе предлагаются проекты Положения о Комитете по

международным делам и должностные инструкции ведущих работников

аппарата. В Положении отражается предлагаемая новая схема деления

Комитета на подкомитеты, четче разграничиваются полномочия председателя

Комитета, его заместителей и рядовых членов. Также в Положении

учитываются новые нормы для данного вида документов.

В должностных инструкциях главное внимание уделено разграничению функций

и обязанностей работников аппарата. Сейчас в Комитете существует слишком

сильное пересечение обязанностей. Из-за плохой скоординированности, одни

и те же поручения даются разным исполнителям. Также в должностных

инструкциях отражается новая схема утверждения кандидатур работников.

Подбор кадров должен быть более персонифицирован. Нынесуществующяя схема

набора сотрудников иногда приводит к плачевным последствиям.

Комитет по международным делам весьма необычен для управленца как объект

исследования. Во-первых, как говорилось выше, здесь не существует

властной структуры. Во-вторых, Комитет значительно отличается от других

подразделений Госдумы. Ввиду того, что он оказывает весомое влияние на

внешнюю политику государства, большое значение приобретает личность

председателя Комитета и его членов. Председатель Комитета ежедневно

встречается с заместителями главы российского внешнеполитического

ведомства. Только с согласия членов Комитета назначаются и отзываются

дипломатические представители в зарубежных странах. Под эгидой комитета

проводятся круглые столы и парламентские слушания по вопросам,

отнесенным к его ведению. Комитет не представляет собой жесткую

структуру. Как правило, в случае необходимости обсуждения международных

договоров создаются рабочие комиссии. Например, в Комитет поступает

проект договора с иностранным государством об избежании двойного

налогообложения. Рекомендация об одобрении такого договора

Государственной Думой немыслима без согласования с Комитетом по

налогообложению. Постоянное создание подобных комиссий также требует

определенной регламентации.

В заключении делаются даются выводы, сделанные в результате проведения

обследования Комитета, обосновывается практическая ценность данной

дипломной работы.

В ходе написания работы использовалось большое количество как

опубликованных, так и неопубликованных источников. К числу первых

относится Конституция Российской Федерации[3], являющаяся основным

законом, определяющим место Государственной Думы в системе федеральных

органов власти. В ней определяется численность депутатского корпуса,

описывается порядок законодательной деятельности. «Регламент

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[4]»-

главный документ, определяющий внутреннюю структуру нижней палаты

парламента. В «Регламенте» подробно описана схема формирования комитетов

и порядок проведения заседаний. Федеральный закон «О статусе члена

Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации[5]» определяет статус депутата, его права,

обязанности и полномочия. Федеральный закон «Об основах Государственной

службы Российской Федерации[6]» определяет общие принципы госслужбы в

России. Также в нем описана ответственность сотрудников государственных

органов. Федеральный закон «О государственной тайне[7]» определяет

список сведений, не подлежащих разглашению сотрудниками государственных

органов. Из неопубликованных источников необходимо отметить «Положение о

Комитете по международным делам Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации[8]». В нем определяется внутренняя

структура Комитета, права его председателя, его заместителя и членов

Комитета. В «Положении об Аппарате Комитета по международным делам[9]»

описаны структура, функции и задачи Аппарата. Особое внимание в

документе уделено структуре Аппарата. Также использовались должностные

инструкции сотрудников аппарата Комитета по международным делам

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, письма

спикера Государственной Думы в аппарат Государственной Думы.

Литература по теме дипломной работы практически отсутствует. Тема

организационно-правового обеспечения деятельности Комитета российскими

авторами не разрабатывалась. При написании первой части работы

использовалась книга И.П. Рыбкина «Российский парламентаризм. История.

Методология. Проблемы[10].». В ней прослеживается путь развития

отечественного парламентаризма на современном этапе. В книге А.С.

Авакьяна «Федеральное собрание- парламент России[11]» главное внимание

уделяется юридическим нормам, которые использует в своей работе

Государственная Дума. В качестве справочника при описании

взаимоотношений ветвей власти использовалась монография А.Н. Шохина

«Взаимодействие властей в законодательном процессе[12]». В качестве

сборника опубликованных источников, внимание было уделено книге под

редакцией И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой «Парламентское право

России[13]». В качестве основного источника по истории Государственной

Думы использовалась книга коллектива авторов «История Государственной

Думы[14]», вышедшая в издательстве нижней палаты.

При написании второй части дипломной работы, основное внимание было

уделено интервью бывшего председателя Комитета В.П. Лукина и нынешнего

главы Комитета Д.О. Рогозина периодическим изданиям и телевизионным

компаниям. Документация разрабатывалась в соответствии с образцами,

размещенными в книге Артемова О.Ю., Ермаковой И.Н., Архиповой Н.И.

Овчинниковой Н.И. «Кадровый менеджмент: персонал технологии, оценка,

оплата труда[15]».

Глава I. Государственная дума как орган законодательной

власти.

1.1. История парламентаризма в дореволюционной России.

Слабость нынешней Государственной Думы обусловлена

исторически. В отличие от многих европейских стран, где

парламентские традиции складывались веками, в России первое

представительное учреждение парламентского типа (в новейшем

понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно

получило название - Государственная дума. Дважды ее разгоняло

правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до

падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья,

четвертая Государственные думы).

Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении)

преобладающее положение среди депутатов занимали представители

поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской

интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои

представления о путях развития России и навыки общественных

дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе

интеллигенция использовала навыки, приобретенные в

университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли

с собой в Думу многие демократические традиции общинного

самоуправления[16]. В целом работа Государственной думы являлась

в России начала XX века важным фактором политического развития,

оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Официально всесословное представительство в России было

учреждено Манифестом и законом о создании Государственной думы,

изданными 6 августа 1905 года.

Николай II под давлением либерального крыла правительства в

лице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять

обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть

общественную потребность в наличии представительного органа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.