скачать рефераты

МЕНЮ


Посредничество

Посредничество

ПЛАН:

Стр.

Введение……………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Структура посредничества

§ 1. Понятие, функции, этапы и модели посредничества…………………………..4

§ 2. Виды и типы посредничества…………………………………………………....7

ГЛАВА II. Стратегии, используемые посредником и возникающие проблемы

§1.Технологии посреднической деятельности……………………………………..19

§2.Трудности при осуществлении посреднической деятельности и условия,

предъявляемые посреднику………………………………………………………….22

ГЛАВА III. Эффективность посреднических услуг

§1. Условия эффективности посредничества………………………………………26

§2. Моменты, благоприятные для посредничества………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………………………...33

ВВЕДЕНИЕ.

Ясно, что в нынешней обстановке не существует никаких других

способов решения возникающих в нашем обществе конфликтов, кроме

организации посредничества и переговоров. Однако на деле всё выглядит

несколько сложнее. Путаница в социальной жизни общества вызвала путаницу

и в решении конфликтов. Посредники, появлявшиеся по решению высших

инстанций, зачастую навлекали на себя гнев враждующих сторон, а конфликты

вспыхивали с новой силой.

В последнее время к посредничеству стали относиться серьёзно. Об этом

говорят, в частности, поиск и появление более бескорыстных, непредвзятых,

в том числе и международных, посредников в большинстве конфликтов на

территории бывшего СССР. Это относится и к Нагорному Карабаху, и к Южной

Осетии, и к Приднестровью и т.д. Посредничество работает неровно, ещё

только приобретая опыт, но, шаг за шагом добиваясь некоторых успехов, о

чём свидетельствует стабилизация положения в некоторых регионах. Поэтому

тема посредничества на сегодняшний день является очень актуальной. Самое

время сделать попытку рассмотреть проблему посредничества и, может быть,

оглянуться на способы проведения посредничества, причины его неудач в

недалёком будущем. Но одна из важных причин, с которой столкнулась при

написании работы – это неумение организовать эффективное посредничество,

запустить механизм переговоров и поддержать его в рабочем состоянии. Во

многих странах организация посредничества в конфликтах – это настоящее

искусство, абстрагируясь от ненужных эмоций, слушать людей, понимать их,

уметь доходчиво объяснять им их истинное положение, подсказывать варианты

выхода из конфликтной ситуации с сохранением лица.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, в каждой из которой

по два параграфа,

заключения и списка литературы, который содержит 7 источников. Каждая

глава работы

снабжена большим количеством примеров из жизни в мире и имеет выводы,

как и вся

работа в целом. Основные аспекты данной деятельности освящены довольно

хорошо.

Целью работы является исследование посредничества при урегулировании

конфликтов,

при переговорах. Для достижения этой цели были поставлены следующие

задачи:

. изучение структуры посредничества,

. технологий и трудностей при осуществлении посреднической

деятельности,

. условия эффективности посреднических услуг.

ГЛАВА I. СТРУКТУРА ПОСРЕДНИЧЕСТВА.

§1. Понятие, функции, этапы посредничества.

Одна из наиболее значительных сфер деятельности третьей стороны –

посредничество. Упоминания о нём можно найти в Библии, в «Илиаде» Гомера и

других источниках, относящихся к глубокой древности. Широко использовалось

оно в Древней Греции, в Древнем Китае. К посредничеству нередко прибегали и

в более позднее время. Например, окончание русско-японской войны 1905 года

проходило при посредничестве США, которые предоставили свою территорию для

проведения переговоров – город Портсмут, где и был подписан мирный договор

между Россией и Японией. В мировой практике к посредническим услугам

особенно интенсивно стали прибегать после второй мировой войны. С 1945 г.

по начало 90-х гг. посредничество использовалось примерно в 2/3 конфликтных

ситуаций в Африке и Латинской Америке; 4/5 конфликтов на Ближнем Востоке.

Обычно под посредничеством понимается участие третьей, нейтральной

стороны с целью оптимизации процесса переговоров и поиска взаимоприемлемого

решения. Третья сторона подразумевает и посредника, и наблюдателя, и любое

иное лицо, занятое оказанием помощи в урегулировании конфликтных отношений

или решении вопросов между другими сторонами.

В Дипломатическом словаре посредничество определяется как одно из

средств мирного разрешения международных споров, суть которого «заключается

в том, что какая-либо третья, не участвующая в споре сторона в соответствии

с международным правом организует по своей инициативе или по просьбе

спорящих сторон переговоры между ними в целях мирного разрешения спора,

зачастую принимая непосредственное участие в этих переговорах»[1].

Целью посредничества, как подчёркивает Э.А.Пушмин, является содействие

мирному урегулированию конфликта[2]. К задачам посредничества относятся

организация переговоров, участие в них, поиск взаимоприемлемых формул

решения.

Посредничество – достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью

его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев

принимается населением и не вызывает негативных реакций, которые порождает,

к примеру, применение санкций или введение миротворческих войск. И ещё один

важный момент: несмотря на то, что посредничество не исключает

использования средств давления (угрозы, отказ в предоставлении

экономической помощи в случае продолжения конфликта и т.п.), оно всё же

ориентировано на диалог конфликтующих сторон между собой и каждой из них с

посредником.

Посредничество необходимо в следующих случаях:

-если стороны вовлечены в длительное противостояние;

- если они не признают

друг друга;

-если стороны связали себя множеством обязательств и им крайне сложно

пойти на уступки; - если имеются серьёзные различия в

культуре, идеологии или религии, которые создают дополнительные

коммуникационные барьеры. Эти условия не делают посредничество необходимым.

Среди всего многообразия функций посредничества можно выделить пять

основных:

1. формирование ориентации сторон, находящихся в конфликте, на поиск

совместного решения проблемы, как на уровне лидеров, так и на уровне

общественного сознания – здесь предполагается переход от односторонних

действий к совместным. Именно этот момент является критическим в

урегулировании конфликта или кризиса мирными средствами.

Занимаясь формированием ориентации на поиск взаимоприемлемого решения,

посредник должен учитывать, что внутри политической элиты каждой из сторон,

как правило, существуют два полюса: те, кто согласен на поиск мирного

решения и те, кто против. Посредник должен учитывать позиции и тех, и

других. В противном случае достигнутые договорённости могут оказаться под

угрозой срыва.

2. создание условий для обмена информацией и точками зрения между

участниками конфликта (обеспечивает каналы коммуникаций); оказание помощи

сторонам в формировании интересов и целей друг друга. Здесь сначала

участники конфликта обмениваются информацией через посредника, после

происходит обсуждение проблемы участниками конфликта в присутствии

посредника. Это повышает оперативность и снижает вероятность искажения

информации. Затем, когда уровень доверия установлен, встречи могут

проходить без непосредственного участия посредника. Посредник нередко

предлагает и место проведения встречи. В конфликтной и кризисной ситуации

это может быть территория посредника. Например, Советский Союз в 1966 г.

выступил посредником при урегулировании индо-пакистанского конфликта,

предоставив свою территорию для переговоров, которые закончились

подписанием Ташкентской декларации[3].

3. оказание помощи в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых

решений – является ключевой функцией. В этом случае посредник содействует

участникам в интерпретации информации, оценке предложений, выявлении

возможных вариантов решений и соглашений; помогает сторонам улучшить их

переговорные навыки и умения. Важно подчеркнуть, что посредник помогает

участникам в поиске выхода из конфликта, стимулирует их к мирному его

завершению, но не решает проблему за них.

4. помогает участникам конфликта «сохранить своё лицо», т.е. мирное

разрешение конфликта ни для одной из сторон не выглядело как поражение или

проявление слабости. Посредник может выступить инициатором мирного

соглашения, предложить формулировку итогового документа.

5. регуляционно – контрольная функция направлена на разработку правил

взаимодействия сторон, включая процедурные вопросы, а также на обеспечение

выполнения достигнутых договорённостей. Посредничество не обязательно

предполагает реализацию всех пяти названных функций в полном объёме.

Например, посредник может сконцентрировать своё внимание на оказании помощи

в получении и оценке информации (информационная помощь) и т.д.

Задачи, которые решает посредник, зависят друг от друга: решение одной

способствует решению другой. В частности, улучшение коммуникации между

сторонами позволяет точнее оценить ситуацию, а формирование ориентации

участников конфликта на совместный поиск выхода из конфликтной ситуации

побуждает их к установлению каналов коммуникации.

Кроме названных существуют побочные функции посредничества, не связанные

напрямую с проблемой урегулирования конфликта. Например, в функции

посредника может входить решение такой задачи, как поднятие и укрепление

собственного престижа.

Обычно посреднические функции осуществляются в определённой

последовательности. В связи с этим принято различать следующие этапы

посредничества:

. инициация поиска согласия;

. налаживание переговорного процесса;

. участие в переговорном процессе;

. наблюдение за выполнением соглашений.

Посредничество может закончиться на любом из перечисленных этапов, тогда

как его результатом будут либо дальнейшие совместные действия сторон,

предпринимаемые самостоятельно, либо возврат участников конфликта к

односторонним шагам.

Существует в переговорной практике следующие модели посреднической

деятельности:

. фасилитаторство;

. консультационное посредничество;

. посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на

переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под

этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1.Фасилитаторство. Роль третьей стороны сводится главным образом к тому,

что фасилитатор (от англ, facilitate - облегчать) оказывает участникам

конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие

фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь

конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в

обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры

переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и

выработке решений.

2.Консультационное посредничество. Специфика этой разновидности

посредничества заключается в следующем: конфликтующие стороны получают

предварительное согласие посредника на то, что если они не смогут

самостоятельно найти решение проблемы, то он выскажет свою точку зрения в

порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон

обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в

тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника

для достижения соглашения.

3. Посредничество с элементами арбитража. В рамках этой модели влияние

посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что

участники конфликта до начала переговоров договариваются о том, что если

переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения

решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие

стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми результатами,

приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения. В любом

случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет

достигнуто. Какой бы вариант посредничества ни был реализован в

переговорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разумеется,

наилучшим результатом посреднической деятельности является разрешение

конфликта. Например, на счету Федеральной службы посредничества и

примирения (США) более 500 тыс. разрешенных конфликтов за 50 лет работы.

Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии

развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, соотношения сил

участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т.п.

При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение

посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких

случаях о неудаче не всегда правомерно[4].

§2. Виды и типы посредничества.

Механизм посредничества должен быть достаточно гибким, что достигается за

счет многообразия видов посредничества, а также их сочетаний. К наиболее

распространенным видам относятся:

. предлагаемое — испрашиваемое;

. договорное — фактическое;

. формальное — неформальное;

. постоянное — временное;

. одностороннее — многостороннее (индивидуальное — коллективное);

. официальное — неофициальное;

. персональное — деперсонализированное.

Предлагаемое посредничество подразумевает, что инициатива в оказании

посреднических услуг исходит от посредника. Например, в конфликте 1979 –

1980 гг. между США и Ираном в связи с захватом американских заложников было

принято посредничество Алжира, хотя многие другие государства и

международные организации выступали с аналогичными предложениями[5].

В отличие от предлагаемого испрашиваемое посредничество подразумевает,

что инициатива исходит от конфликтующих сторон. Они сами обращаются за

помощью к стране, организации для разрешения спора.

Проводя различие между предлагаемым и испрашиваемым видами

посредничества, следует подчеркнуть, что их выделение является всё-таки

условным. Во многих конфликтных ситуациях, прежде чем официально предложить

посреднические услуги или запросить их, участники конфликта и потенциальные

посредники проводят предварительные консультации.

Следует различать также договорное и фактическое посредничество в

зависимости от формы его осуществления. В первом случае оно

предусматривается специальными соглашениями между посредником и участником

конфликта, во втором такие соглашения отсутствуют.

Формальное посредничество предполагает, что за посредником закреплён

статус посредника, который признают все стороны, участвующие в переговорах,

в то время как неформальный посредник такого статуса не имеет. Лишь

формальное посредничество может по определению считаться посредничеством.

Однако на практике придание тому или иному лицу посреднических функций не

всегда бывает желательным или даже возможным для участников конфликта. В

некоторых случаях лицо или группа лиц (это могут быть государства и

организации) выполняют посреднические функции, не имея на то формального

статуса посредника. Примером здесь может служить деятельность нейтральных и

неприсоединившихся стран по подготовке и уточнению компромиссных

предложений на ряде форумов СБСЕ: эти страны тем не менее оставались такими

же участниками переговоров, как и остальные государства.

В качестве неформальных посредников могут выступать и отдельные лица.

Таким посредником был, например, представитель Сингапура Т.Кох, который

имел статус председателя на 3-ей Конференции ООН по морскому праву,

проходившей в 70-е – начале 80-х гг. Проблема заключалась в том, что

достичь консенсуса в условиях, когда в переговорах участвуют более 1000

представителей из более 150 стран с различными идеологическими

ориентациями, уровнем технического развития, необходимым для разработки

морского дна, и т.п., в принципе довольно сложно. Кох внёс ряд новых

элементов в процесс выработки взаимоприемлемого решения, что и послужило

основанием рассматривать его деятельность как неформальное

посредничество[6].

В последние годы неформальное посредничество получает большое

распространение, что обусловлено двумя причинами: во-первых, развитием

практики многосторонних переговоров, на которых почти всегда требуется

неформальный посредник для улаживания разногласий и выработки окончательных

решений; во-вторых, достаточной гибкостью неформального посредничества. Оно

не связывает стороны какими-либо обязательствами. В случае неуспеха одного

из неформальных посредников его задачи может попытаться решить другой. Всё

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.