скачать рефераты

МЕНЮ


Права человека на защиту своих прав в Европейском Суде

Права человека на защиту своих прав в Европейском Суде

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Право человека на защиту своих прав в Европейском Суде. 5

Глава 2. Процесс в Европейском Суде. 21

Заключение. 30

Список использованных нормативных актов и литературы. 31

Введение.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты

прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое

характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в

области закрепления прав человека. Второе сотрудничеством государств в

области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их

соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты,

зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри

государственном законодательстве прав и свобод человека и системы

международных органов, наделенных функциями международного контроля за

деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека,

является важнейшей функцией МГП. Одной из характерных особенностей развития

сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе

является создание системы международного контроля за претворением в жизнь

взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и

функционирование, как на функциональном, так и на peгиональном уровне

является одним из одним из наиболее значительных достижений в международном

регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами

указанных направлений сотрудничества в области за крепления и защиты прав и

свобод человека являются в основном государства и международные и

межправительственные организации.

Ведущая роль государств в таком сотрудничестве

проявляется прежде всего в том, что они играют решающую роль в разработке и

принятии международно-правовых актов в области прав человека, а также в

создании как специализированных международных межправительственных

организаций, занимающихся вопросами защиты прав человека, так и

универсальных международных организаций, одним из направлений деятельности

которых является защита прав человека. Ни что не препятствует государствам

добровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы,

касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основе

международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом

Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и

политических правах 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и

о основных свобод 1950 г., Американской конвенции прав человека 1969 г. Все

эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных

организациях так называемых частных жалоб. Роль международных контрольных

органов, созданных государствами в современных условиях постоянно

возрастают. Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в

деятельности ООН и в различных универсальных и региональных соглашениях.

Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти,

которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм

международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в

жизнь или налагать санкции за нарушение взятых

обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного

контрольного механизма, возникшего в результате рассмотрения международного

правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появление глобальных

проблем, затрагивающих судьбы всего человечества. В этом процессе

значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы

традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, ныне

регулируются и нормами международного права[1]

Рассмотрим защиту прав и свобод человека

в региональной организации, а именно в Совете Европы.

Глава 1. Право человека на защиту своих прав в Европейском Суде.

Как предусматривается ч. 3 ст. 4 6 Конституции РФ[2], «каждый вправе в

соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны

все имеющиеся средства правовой защиты».

В сфере ООН существует шесть основных конвенций в области прав

человека: Международный пакт о гражданских и политических правах;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о

ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против

пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов

обращения и наказания: Конвенция о правах ребенка. Эти, равно как и другие

международно-правовые документы, предусматривают разнообразные меры

содействия осуществлению соглашений по правам человека, защиты этих прав.

Международные процедуры в области прав человека по методам осуществления и

источникам получения информации подразделяются на различные группы и

включают: рассмотрение докладов государств о выполнении и мм своих

обязательств в области обеспечения прав человека, рассмотрение

претензий государств друг к другу на нарушения таких обязательств,

изучение и расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или

установленными на внутригосударственные средства правонарушениями прав

человека, составление специальных списков, содержащих информацию о лицах,

виновных в нарушениях прав человека, возбуждение вопроса об индивидуальной

уголовной ответственности, рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или

неправительственных организаций на нарушения их прав. Гражданин РФ имеет

возможность выбора разнообразных процедур и организаций, куда следует

обращаться в случае нарушения прав и свобод.

С точки зрения реализации положений ч. 3 ст. 46 Конституции РФ,

представляется наибольший интерес, в связи с вступлением в Совет Европы,

анализ Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека[3],

где в первом разделе (ст. 2-13) содержатся права и свободы, подлежащие

международной защите, а именно:

- право на жизнь

- запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего

человеческое достоинство обращения и наказания;

запрещение рабства, подневольного состояния и принудительного или

обязательного труда;

- право на свободу и безопасность;

- право на независимый и беспристрастный суд и демократические

процессуальные права;

- право уважение личной и семейной жизни;

- неприкосновенность жилища и тайны переписки;

- свобода мысли, совести и религии;

- свобода мирных собраний и ассоциаций;

- право вступать в брак:

- право на действенные средства нарушенных прав.

Перечень прав и свобод, закрепленных в Европейской Конвенции по защите

прав и свобод человека, расширен следующими протоколами.

Первый протокол от 20 марта 1952 г. содержит право собственности, право на

образование, обязанность государств-участников периодически

проводить свободные выборы при тайном голосовании. Четвертый протокол от

16 сентября 1963 г. расширяет круг прав и обязанностей, предусмотренных

Конвенцией и первым протоколом. Это запрещение лишения свободы из-за

невозможности выполнения договорных обязательств, право свободно

передвигаться по территории страны и свободно избирать место жительства,

право покидать любую страну, включая собственную, запрещение изгнания из

страны гражданина и безусловного права въезда на территорию страны своего

гражданства, запрещение коллективного изгнания иностранцев. Шестой протокол

отменяет смертную казнь. Седьмой протокол от 22 ноября 1984 г.

устанавливает порядок выписки иностранцев, право обжаловать решения

нижестоящих судов в судах высшей инстанции, право на возмещение убытков,

причиненных неправомерным наказанием, установление равноправия супругов.

Девятый протокол от 6 ноября 1990 г. (вопросы рассмотрения докладов;

процедуры подачи петиций, передачи их в Европейский Суд). Десятый

протокол от 25 марта 1992 г. и одиннадцатый протокол от 11 мая 1994

г., вносящие структурные изменения в созданный контрольный

механизм.

Участие в Конвенции еще не означает участия во всех протоколах к ней

или одним из них. С другой стороны, присоединиться к протоколам может

только государство-участник.

Особого внимания заслуживает практика Европейского суда но поводу

определения «гражданских прав».

Несмотря на то, что Европейский Суд и Европейская комиссия

неоднократно анализировали «концепцию гражданских прав и обязанностей», она

в полном объеме еще не сформулирована и приводится лишь в качестве примеров

для общей ориентации.

Принципиальным положением является то, что понятие

«гражданские права», употребляемые в международных документах, не

совпадает с узкоотраслевым понятием. Европейский Суд и Европейская

комиссия считают, что имеют значение лишь «характер права», а не характер

законодательства, определяющего отраслевую классификацию, и не характер

органа, компетентного рассматривать данный вопрос.

В деле «Ригейзен Против Австрии» (Австрийская комиссия по купле-

продаже недвижимости отказалась утвердить акт покупки сельскохозяйственного

угодья, в результате чего договор о продаже оказался недействительным)

Европейский Суд решил, что здесь применима ст. 6 Европейской

Конвенции, так как она покрывает все судопроизводство, результат которого

может затронуть права индивида, и что характер законодательного акта,

применимого в данном случае (гражданского, административного права и т.д.),

и характер органа, под юрисдикцию которого подпадает данное дело (суд,

административный орган и т.д.), не имеют существенного значения[4].

Понятие "гражданские права" включает как частноправовые отношения, так

и широкий спектр публично-правовых отношений, способных затронуть права

индивида.

В деле "Кониг против Германии" Европейский Суд признал, что статья 6

Конвенции применима и в том случае, когда государство действует в своем

суверенном качестве.

Только характер правоотношения в данном случае имеет значение при

решении вопроса о том, является ли нарушенное право "гражданским».

По поводу "гражданского" характера прав практика свидетельствует о

том, что классификация, а также решение о нарушении или соблюдении права на

справедливое судебное разбирательство приводится в соответствии с

«содержанием и влиянием права», а не с его определением по государственному

праву, все права, которые рассматривают как «личные», считают в

данном отношении "гражданскими". Если определенная деятельность требует

административного разрешения, то сам этот факт не

лишает эту деятельность ее частноправового характера, и

споры, связанные с ней, также подлежат разбирательству в суде.

Если право определено как публичное согласно национальной правовой

системе, то суд взвешивает в кон тексте содержания и последствий дела

"публичный" и "гражданский" элемент и классифицирует это право

соответственно. Важно понимать, что в ст. 6 Европейской Конвенции речь идет

о защите прав человека и его интересов, которые охраняются законом. Поэтому

споры об интересах, не охраняемых законом, а также вопросы, которые

находятся в исключительном ведении определенных лиц или органов, суды

разрешать не вправе. В частности, отмечается, что к определению

"гражданские права и обязанности", подлежащие судебной защите, не

относятся:

- споры, касающиеся гражданства;

- право на въезд в страну;

- ходатайство заключенного о временном освобождении до суда (речь идет о

льготе, а не о жалобе на незаконное содержание под стражей);

- право на работу в тюрьме; право на помилование;

- установление налоговых ставок и налоговых льгот;

- дисциплинарное производство по делам служителей культа;

- право на пользование пенсионными и страховыми фондами в том случае,

когда соответствующее лицо не вносит взносы в эти фонды;

получение учебным заведением «разрешения» от

правительства на обучение иностранных учащихся: - дисциплинарное

производство по делам государственных служащих.

Все вышеназванные ограничения на судебную защиту относятся к ст. 6 и

не распространяются на ст. 13 Европейской Конвенции, где сказано, что

«каждый, чьи права и свободы, как они и заложены в настоящей Конвенции,

нарушены, имеет, действенные средства защиты перед национальными

властями»[5].

Практика показывает, что любой гражданин (независимо от его

дееспособности) имеет возможность обратиться в Европейские структуры по

защите прав и свобод человека в том случае если он считает, что

правительство нарушило его права и свободы, закрепленные в Европейской

Конвенции и протоколах к ней с учетом интерпретации их содержания

Европейским Судом.

В отличие от процедур, предусмотренных Факультативным протоколом

Международного Пакта о гражданских и политических правах. Европейские

структуры по защите прав и свобод предусматривают петиции не только от лиц,

чьи права уже нарушены. Дело в том, что Страсбургское "прецедентное право"

ввело понятие «потенциальной жертвы», нечто вроде доктрины вероятностного

нарушения прав человека»[6]. Это означает, что индивид может заявить, что

его права нарушены, если ему известно, что есть законодательство,

допускающее нарушения таких прав. Достаточно, чтобы угроза нарушения прав

была вполне реальной, отражалась бы на жизни потенциальных жертв и носила

бы в отношении их непосредственный характер. Например, в решении от 25

февраля 1982г. о возможности телесного наказания детей в шотландских школах

признается, что уже сам факт посещения школы, в которой применялись

телесные наказания, свидетельствует о наличии у детей возможности

подвергнутся наказанию и чтобы они считались «жертвой» по смыслу ст. 25

Конвенции.

Этот Суд вовсе не сентиментален, а европейские бюрократы немногим

лучше своих российских собратьев. Понятно, что к жалобам россиян они будут

относиться особенно придирчиво и настороженно.

Кстати, Россия ратифицировала Конвенцию не безоговорочно. В

соответствии со статьей 64 Конвенции были сделаны оговорки и заявления о

том, что положения пунктов 3 и 4 статьи 5 Конвенции не препятствуют

применению следующих положений законодательства Российской Федерации:

а) санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела 2 Конституции

Российской Федерации 1993 года временного применения установленного частью

1 статьи 11, частью 1 статьи 89, статьями 90, 92, 96, 96; 962, 97,

б) основанных на пункте 2 статьи 26 Закона Российской Федерации "О

статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года статей 51 -53 и 62

Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного

Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года,

устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры

дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке на

военнослужащих - солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и

мичманов.

В переводе на доступный восприятию простого смертного язык это

означает, что, хотя согласно Конвенции никого нельзя бросить за тюремную

решетку без надлежащего судебного контроля, российской власти очень не

хочется лишиться такого привычного и удобного для нее способа общения со

своими подданными.

Стремясь сгладить возможное негативное впечатление, которое может

произвести на новых друзей-европейцев эта оговорка, российский законодатель

торопливо добавляет, что "срок действия этой оговорки ограничен периодом,

который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации

изменений, полостью устраняющих несоответствия указанных выше положений

положениям Конвенции". Вероятно, это будет долгий период.

Но европейские государства проявляют достаточную снисходительность к

России. Как это ни забавно, уже при ратификации Конвенции Россия допустила

ее нарушение. И европейцы это проглотили. Речь идет как раз о сделанной

Россией оговорке.

Дело в том, что статья 64 Конвенции гласит:

"1. Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на

хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому

конкретному положению Конвенции о том, что тот или иной закон, действующий

в это время на его территории, не соответствует этому положению. Настоящая

статья не предусматривает оговорок общего характера.

2. Любая оговорка, сделанная в соответствии с положениями настоящей статьи,

должна содержать краткое изложение соответствующего закона"

Как видим, обязательное требование к оговорке состоит в кратком изложении в

ней норм того закона, который не соответствует Конвенции.

В целом же Конвенция - это, безусловно, величайшее достижение в

области международной защиты прав и свобод человека. Ее ратификация

позволяет россиянину наконец реализовать гарантированное статьей 46

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.