Право международных организаций
Право международных организаций
МГЮА
Международное Публичное Право
Контрольная работа
Тема №4 Право международных организаций
Москва 2004
1. Понятие, социальная природа и история возникновения международных
организаций, их роль и значение в современном мире.
Международные организации - сравнительно "молодой" субъект международных
отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что "знание" о международных
организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.
Мечты о такой форме организации человеческого общества можно обнаружить в
трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было
составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на
обеспечение международной безопасности, а в начале двадцатого столетия
появилось более 80 таких проектов.
Международные организации как элитарный идеал наиболее разумной и
справедливой организации социальной жизни рассматривались многими
выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского
парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам
предполагал, что создание международного суда может стать универсальным
средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант
предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных
государств".
В середине девятнадцатого столетия появились первые международные
межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано
двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате
буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к
национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической
революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности
государств.
Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы
проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю
связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения
этих двух противоположных тенденций - желания развиваться в рамках
суверенного государства и невозможности делать это без широкого
сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению
такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные
межправительственные организации. Последние, в свою очередь,
эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к
оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается
спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по
Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по
международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в
XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации
(например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и
административные союзы.
Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой
развития межправительственных организаций. Первая мировая война задержала
развитие международных организаций и привела к роспуску многих из них. В то
же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой
цивилизации стимулировало появление проектов создания международных
организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей
эффективным инструментом политического
международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания
безопасности государств.
С позиций сегодняшнего дня неудачи Лиги Наций объясняются причинами
двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919-1939
годов не содействовала позитивным акциям новой международной политической
структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не
интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление
националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или
доминирующему положению в мире. Крайними полюсами этой тенденции можно
назвать национал-социалистическую Германию и коммунистический Советский
Союз. Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций
был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные
ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития
межгосударственных отношений.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем
организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными
темпами.
Вторая мировая война в силу ее масштаба дала мощный толчок
правительственной и общественной инициативе во многих государствах по
разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности.
На правительственном уровне вопрос о создании организации международной
безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать,
что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть
войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое
внимание и вопросу о том, как строить мир, занимались разработкой принципов
и планов будущей глобальной международной организации.
В научной литературе серьезные разногласия вызывает вопрос о том, кто из
союзников и в каком документе первым предложил создание Организации
Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую
хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские
исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию
от 4 декабря 1941 года.
Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны и
равновелики.
Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием,
годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными
организациями надежд, которые возлагались на них как самими государствами,
так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала эпоха 1989-1990
годов. Крутые перемены связаны с падением Берлинской стены и утратой
политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота
в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.
Сейчас возникла необходимость по-новому организовать совместную жизнь
народов. Вопрос о ее принципах и целях уже поставлен. К сожалению, ответы
на него часто носят утопический характер. Участились региональные
конфликты, связанные с национализмом и стремлением к суверенитету. К ним
добавляются религиозные и этнические страсти, социальные различия и
культурные противоречия, территориальные притязания и стремление к
политической и экономической власти.
Важно создать конструктивную многостороннюю базу международного
сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного
сосуществования, стабилизировать их, сделать контролируемыми и
жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов.
Приоритетными направлениями в этой области являются:
полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная
дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение
безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством
создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь
разработанных международным сообществом в последние годы концепций.
2. Принципы деятельности и основные институты права международных
организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.
Международная межправительственная организация - это добровольное
объединение суверенных государств или международных организаций, созданное
на основе межгосударственного договора или резолюции международной
организации общей компетенции для координации деятельности государств в
конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных
и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее
членов.
Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.
1. Создание в соответствии с международным правом.
Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность
противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации
должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок.
Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если
их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно
международному праву неправомерным.
2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные
организации создаются на основе международного договора (конвенции,
соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является
поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации.
Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в
последние годы полноправными участниками международных организаций являются
также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является
полноправным членом многих международных рыболовных организаций.
Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями
других организаций, имеющих более общую компетенцию;
3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.
Международные организации создаются для координации усилий государств в той
или иной области.
Международные организации призваны объединять усилия государств в
политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская
организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой
(МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд
организаций уполномочен координировать деятельность государств практически
во всех областях (ООН, СНГ).
Международные организации становятся посредниками между государствами-
членами.
4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является
одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы
подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от
многочисленных других форм международного сотрудничества,
Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице
суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных
органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда
один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.
Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный
директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные
органы с различным правовым статусом и компетенцией.
5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой
организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях
высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти
документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть
имплементированы соответствующей международной организацией. Государства
вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и
организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С")
Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с
предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими,
экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с
положениями Устава этой организации.
6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Именно
сама организация как субъект международного публичного и частного права
вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом
случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли
организация использует свою автономную волю.
Правосубъектность международных организаций.
Правосубъектность международной организации включает следующие четыре
элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б)
дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять
права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного
правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои
действия.
Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций
является наличие у них собственной воли. Источником воли международной
организации является учредительный акт как продукт согласования воль
государств-учредителей.
Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций
являются следующие качества.
1. Признание качества международной личности со стороны субъектов
международного права. Сущность данного критерия заключается
в том, что государства-члены и соответствующие международные организации
признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей
межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять
организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам
все межправительственные организации являются юридическими лицами.
Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в таком объеме, в
каком это необходимо для выполнения их функций.
2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий
правосубъектности межправительственных организаций означает, что
организации обладают такими правами и обязанностями которые отличны от прав
и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном
уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности
организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов
путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение
развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в
сохранении, увеличении и распространении знаний.
3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная
организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или
резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры,
финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право
организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительственные
организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих
функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-
нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не
являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в
ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания
международного мира и безопасности.
4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособность международных
организаций можно отнести к числу главных критериев международной
правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного
права составляет его способность к выработке норм международного права.
В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации
имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В
принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что
вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между
государствами и международными организациями или между международными
организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что
международная организация обладает такой правоспособностью заключать
договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее
целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной
организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.
5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс
международной организации включает деятельность, направленную на создание
правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или
отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в
том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные
учреждения), не обладает "законодательными" полномочиями. Это, в частности,
означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной
организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть
признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-
вторых, как норма, обязательная для данного государства.
Правотворчество международной организации не является беспредельным. Oбъeм
и вид правотворчества организации определен в учредительном договоре.
Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и
направления правотворческой деятельности международных организаций
отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных
международной организации в области правотворчества, можно выяснить только
на основе анализа ее учредительного акта.
В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами,
международная организация может выступать в различных ролях. В частности,
на начальных фазах правотворческого процесса международная организация
может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении
определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта
текста подобного договора;
в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью
согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции,
осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем
межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции
депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области
интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.
6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов
невозможна нормальная практическая деятельность любой международной
организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется
специальным соглашением, а в других - национальным законодательством.
Однако в общей форме право на привилегии и иммунитета закрепляется в
учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории
каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые
необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы
Страницы: 1, 2
|