скачать рефераты

МЕНЮ


Право международных организаций

Право международных организаций

МГЮА

Международное Публичное Право

Контрольная работа

Тема №4 Право международных организаций

Москва 2004

1. Понятие, социальная природа и история возникновения международных

организаций, их роль и значение в современном мире.

Международные организации - сравнительно "молодой" субъект международных

отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что "знание" о международных

организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.

Мечты о такой форме организации человеческого общества можно обнаружить в

трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было

составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на

обеспечение международной безопасности, а в начале двадцатого столетия

появилось более 80 таких проектов.

Международные организации как элитарный идеал наиболее разумной и

справедливой организации социальной жизни рассматривались многими

выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского

парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам

предполагал, что создание международного суда может стать универсальным

средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант

предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных

государств".

В середине девятнадцатого столетия появились первые международные

межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано

двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате

буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к

национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической

революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности

государств.

Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы

проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю

связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения

этих двух противоположных тенденций - желания развиваться в рамках

суверенного государства и невозможности делать это без широкого

сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению

такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные

межправительственные организации. Последние, в свою очередь,

эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к

оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается

спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по

Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по

международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в

XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации

(например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и

административные союзы.

Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой

развития межправительственных организаций. Первая мировая война задержала

развитие международных организаций и привела к роспуску многих из них. В то

же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой

цивилизации стимулировало появление проектов создания международных

организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей

эффективным инструментом политического

международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания

безопасности государств.

С позиций сегодняшнего дня неудачи Лиги Наций объясняются причинами

двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919-1939

годов не содействовала позитивным акциям новой международной политической

структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не

интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление

националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или

доминирующему положению в мире. Крайними полюсами этой тенденции можно

назвать национал-социалистическую Германию и коммунистический Советский

Союз. Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций

был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные

ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития

межгосударственных отношений.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем

организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными

темпами.

Вторая мировая война в силу ее масштаба дала мощный толчок

правительственной и общественной инициативе во многих государствах по

разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности.

На правительственном уровне вопрос о создании организации международной

безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать,

что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть

войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое

внимание и вопросу о том, как строить мир, занимались разработкой принципов

и планов будущей глобальной международной организации.

В научной литературе серьезные разногласия вызывает вопрос о том, кто из

союзников и в каком документе первым предложил создание Организации

Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую

хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские

исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию

от 4 декабря 1941 года.

Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны и

равновелики.

Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием,

годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными

организациями надежд, которые возлагались на них как самими государствами,

так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала эпоха 1989-1990

годов. Крутые перемены связаны с падением Берлинской стены и утратой

политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота

в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.

Сейчас возникла необходимость по-новому организовать совместную жизнь

народов. Вопрос о ее принципах и целях уже поставлен. К сожалению, ответы

на него часто носят утопический характер. Участились региональные

конфликты, связанные с национализмом и стремлением к суверенитету. К ним

добавляются религиозные и этнические страсти, социальные различия и

культурные противоречия, территориальные притязания и стремление к

политической и экономической власти.

Важно создать конструктивную многостороннюю базу международного

сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного

сосуществования, стабилизировать их, сделать контролируемыми и

жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов.

Приоритетными направлениями в этой области являются:

полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная

дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение

безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством

создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь

разработанных международным сообществом в последние годы концепций.

2. Принципы деятельности и основные институты права международных

организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.

Международная межправительственная организация - это добровольное

объединение суверенных государств или международных организаций, созданное

на основе межгосударственного договора или резолюции международной

организации общей компетенции для координации деятельности государств в

конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных

и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее

членов.

Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.

1. Создание в соответствии с международным правом.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность

противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации

должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок.

Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если

их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно

международному праву неправомерным.

2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные

организации создаются на основе международного договора (конвенции,

соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является

поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации.

Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в

последние годы полноправными участниками международных организаций являются

также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является

полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями

других организаций, имеющих более общую компетенцию;

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

Международные организации создаются для координации усилий государств в той

или иной области.

Международные организации призваны объединять усилия государств в

политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская

организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой

(МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд

организаций уполномочен координировать деятельность государств практически

во всех областях (ООН, СНГ).

Международные организации становятся посредниками между государствами-

членами.

4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является

одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы

подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от

многочисленных других форм международного сотрудничества,

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице

суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных

органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда

один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.

Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный

директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные

органы с различным правовым статусом и компетенцией.

5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой

организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях

высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти

документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть

имплементированы соответствующей международной организацией. Государства

вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и

организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С")

Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с

предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими,

экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с

положениями Устава этой организации.

6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Именно

сама организация как субъект международного публичного и частного права

вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом

случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли

организация использует свою автономную волю.

Правосубъектность международных организаций.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре

элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б)

дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять

права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного

правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои

действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций

является наличие у них собственной воли. Источником воли международной

организации является учредительный акт как продукт согласования воль

государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций

являются следующие качества.

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов

международного права. Сущность данного критерия заключается

в том, что государства-члены и соответствующие международные организации

признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей

межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять

организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам

все межправительственные организации являются юридическими лицами.

Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в таком объеме, в

каком это необходимо для выполнения их функций.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий

правосубъектности межправительственных организаций означает, что

организации обладают такими правами и обязанностями которые отличны от прав

и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном

уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности

организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов

путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение

развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в

сохранении, увеличении и распространении знаний.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная

организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или

резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры,

финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право

организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительственные

организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих

функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-

нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не

являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в

ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания

международного мира и безопасности.

4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособность международных

организаций можно отнести к числу главных критериев международной

правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного

права составляет его способность к выработке норм международного права.

В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации

имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В

принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что

вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между

государствами и международными организациями или между международными

организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что

международная организация обладает такой правоспособностью заключать

договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее

целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной

организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс

международной организации включает деятельность, направленную на создание

правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или

отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в

том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные

учреждения), не обладает "законодательными" полномочиями. Это, в частности,

означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной

организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть

признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-

вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Oбъeм

и вид правотворчества организации определен в учредительном договоре.

Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и

направления правотворческой деятельности международных организаций

отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных

международной организации в области правотворчества, можно выяснить только

на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами,

международная организация может выступать в различных ролях. В частности,

на начальных фазах правотворческого процесса международная организация

может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении

определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта

текста подобного договора;

в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью

согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции,

осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем

межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции

депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области

интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов

невозможна нормальная практическая деятельность любой международной

организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется

специальным соглашением, а в других - национальным законодательством.

Однако в общей форме право на привилегии и иммунитета закрепляется в

учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории

каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые

необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.