скачать рефераты

МЕНЮ


Правовой статус внутренних морских вод

Правовой статус внутренних морских вод

ПЛАН

Введение. 2

1. Внутренние воды – вид морских пространств. 4

1.1 Классификация морских пространств. 4

1.2 Понятие внутренних морских вод. 6

2. Порядок захода иностранных судов в морские порты. 9

3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных

судов в морских портах. 14

3.1 Административная юрисдикция государства порта. Санитарный режим.

16

3.2 Уголовная юрисдикция государства порта . 17

3.3 Гражданская юрисдикция государства порта. 19

3.4 Иммунитет иностранных государственных невоенных и военных судов.

19

4. Право контроля государства порта за соблюдением

исполнения некоторых международных соглашений. 22

Заключение. 26

Список литературы. 27

Задачи. 28

Введение.

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве

поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых

ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности

государства и международные организации вступают в отношения друг с другом,

которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими

в целом область международно-правового регулирований, называемую

международным морским правом.

Международное морское право является органической частью общего

международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о

субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров,

ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими

его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т.д.).

Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей

деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других

субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии

с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и

принципами международного права в целом, включая Устав Организации

Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и

безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Международное морское право является одной из наиболее древних частей

международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но

его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве І

Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о

территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном

шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в

настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих

конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы

международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и

другими государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после

принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы

исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого

числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового

морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как

возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей

освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям

международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции

ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали 157 государств, а также

ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии.

Некоторые подсчеты показывают, что в целом в Конвенции содержится

примерно 1500 норм и положений, создающих конкретные обязательства для

государств по их выполнению и соблюдению. Из этого числа сотни норм

совершенно новых.

Принятия такого рода норм привело к существенному изменению правового

режима морских пространств, к установлению новых правоотношений между

государствами при пользовании морями и океанами, их ресурсами.

Новые нормы относятся как к режимам открытого моря, территориального

моря, приливов, архипелажных вод государств-архипелагов, исключительных

экономических зон и континентального шельфа, режиму островов, замкнутых и

полузамкнутых морей, так и к правам внутриконтинентальных государств на

доступ к морю, мерам по предотвращению загрязнения морской среды и т.д.

Особое место в Конвенции занимают нормы, направленные на регламентацию

использования морских пространств.

Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает

значительное число других международных соглашений и международных обычаев,

которые определяют правовой режим морских пространств. На правовом режиме

внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей курсовой.

1. Внутренние воды – вид морских пространств.

1. Классификация морских пространств.

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой

точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и

составляющие территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из

них.

Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских

пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой

статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского

пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и

содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном

пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в

частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций

и различных видов сотрудничества между государствами.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря,

расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и

территориальным морем (или территориальными водами — оба термина

равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного

и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между

островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды — лишь

небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за

их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни

одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако

классификация морских пространств только на основании их правового статуса

не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и

более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не

менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них

соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в

некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального

моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни

внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских

вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют

единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в

рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из

государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из

районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом

(прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф

и т. д.).

Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских

пространств.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для

международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только

различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти

проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они,

будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его

внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства

подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Таким образом, правовая классификация морских пространств должна

осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима

конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически

сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по

морскому праву 1982 года.

1.2 Понятие внутренних морских вод.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье,

входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные

законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом

государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины

территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного

государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее

удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений

портов;

2) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства

(например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и оба

берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат одному и

тому же государству (например, Азовское море. Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат

одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24

морских миль.

Если ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета

внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24 морские

мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею было

отграничено возможно большее водное пространство. Это же правило

применяется к морским бухтам, губам и лиманам.

В состав государственной территории некоторых морских государств входят

также исторические воды. В частности, Конвенция о территориальном море и

прилежащей зоне и Конвенция ООН по морскому праву подтвердили международную

практику, согласно которой некоторые заливы, независимо от ширины входа,

считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической

традиции. Такие заливы называются „историческими". К ним, например,

относится на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии, соединяющей

устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские мили).

Его статус как исторического залива был определен Россией в 1901 году в

правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского

генерал-губернаторства, а также в соглашениях с Японией по вопросам

рыболовства 1907, 1928, 1944 годов. Этот статус залива Петра Великого был

подтвержден изданным в 1957 году Постановлением Совета Министров СССР.

Историческим заливом СССР является также Чешская губа в Баренцевом море,

которая глубоко вдается в сушу и окружена ею.

Канада считает историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50

морских миль), Норвегия - Варангерфьорд (ширина входа 30 морских миль),

Тунис - Габесский залив (ширина входа 50 морских миль).

Доктрина международного права также не ставит под сомнение право

государств объявлять некоторые заливы, окруженные сушей одного государства,

но имеющие ширину входа более 24 морских миль, историческими заливами. Так,

Д. Коломбос полагает: „В силу исторических или освященных давностью

оснований, либо оснований, покоящихся на особенностях залива, прибрежное

государство вправе притязать на более широкий пояс береговых вод, если оно

может доказать, что оно длительное время осуществляло верховенство над

данным заливом и что такое притязание прямо или молчаливо признано

подавляющим большинством других государств". Следовательно, по мнению Д.

Коломбоса, для объявления государством какого-либо залива историческим

необходимо прежде всего выдвинуть либо исторические основания, либо

основания, вытекающие из особенностей залива. Подобная позиция характерна и

для значительного числа других авторов — специалистов международного права.

Международное договорное право до сих пор не содержит определений понятий

„исторические воды" или „исторический залив" и не предусматривает оснований

для объявления государствами своих прав на такие морские воды. Генеральная

Ассамблея ООН еще в 1959 году (резолюция 1453 (XIV) от 7 декабря 1959 г.)

поручила Комиссии международного права изучить данный вопрос и направить

полученные результаты государствам — членам ООН. Эта работа не завершена.

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным

государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во

внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность

регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В

этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и

исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило,

любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого

государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи

вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых

портов.

Военные корабли, находящиеся в иностранных внутренних водах с согласия

прибрежного государства, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного

государства. Однако они обязаны соблюдать законы и правила последнего, а

также соответствующие принципы и нормы международного права (запрещение

угрозы силой или ее применение, уважение территориальной

неприкосновенности, невмешательство и др.).

2. Порядок захода иностранных судов в морские порты.

Воды морских портов — часть внутренних морских вод прибрежного

государства. Как сказано в ст. 11 Конвенции ООН по морскому нраву,

«наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые

являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть

берега». Ввиду этого акватория морского порта оказывается как бы окруженной

берегами прибрежного государства.

Прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои

порты судов других стран, а также правовой режим их пребывания там. Оно

решает, открывать или нет те или иные из своих портов для захода

иностранных судов. Это положение получило отражение в заключенной в 1923

году в Женеве Конвенции о режиме морских портов.

В некоторых доктринах иногда встречается мнение о том, что морские

торговые порты должны оставаться открытыми для всех государств, и торговые

суда всех стран имеют право захода в любой морской порт, служащий для

внешней торговли. Однако эта точка зрения не соответствует современному

состоянию международного морского права. Практика государств основана на

уважении полного суверенитета прибрежного государства над его внутренними

морскими водами, включая морские порты. Именно этим объясняется то

обстоятельство, что ни Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне,

ни Конвенция ООН по морскому праву, участники которой сознают, как отмечено

в ее преамбуле, «тесную взаимосвязь проблем морского пространства и

необходимость рассматривать их как единое целое», не устанавливают тем не

менее правового режима внутренних морских вод в целом или какой-либо их

части. Установление указанного правового режима является суверенной

прерогативой прибрежного государства.

Такой же прерогативой является право прибрежного государства объявлять

любой свой порт открытым или закрытым для захода иностранных судов. Однако

в интересах поддержания и развития международных экономических и иных

отношений прибрежные государства обычно открывают многие из своих портов

для свободного захода иностранных невоенных судов без различия их флагов и

дискриминации, а также заключают по некоторым вопросам, касающимся

пребывания иностранных судов в них, международные соглашения. Как правило,

для посещения открытых портов не требуется запрашивать у властей

прибрежного государства разрешение на заход или направлять им уведомление

об этом.

В морские порты, не объявленные открытыми, заход иностранных судов

допускается только с разрешения властей прибрежного государства,

полученного в порядке, установленном этим государством. Исключение

допускается, как показывает всеобщая практика и, следовательно,

международный обычай, только в случаях вынужденного захода судна (авария,

необходимость в медицинской помощи и др.). О таком заходе судно должно

сообщить властям соответствующего морского порта.

В последние годы в связи с возникшей угрозой загрязнения морской среды,

появлением судов с ядерными двигателями, возросшей интенсивностью морского

судоходства и по некоторым другим соображениям прибрежные государства стали

принимать правила, которые или ограничивают заход в открытые порты

некоторых категорий иностранных судов, или же устанавливают определенные

условия, без выполнения которых иностранное судно может быть не допущено в

открытый морской порт. Так, законодательством Швеции, Дании, Финляндии,

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.