Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции
Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции
Содержание
Введение 3
1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства 4
2. Типы федераций 5
3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции,
Бразилии 6
4. Особенности российского федерализма 13
Заключение 14
Список литературы 18
Введение
Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа во многом
изменила существовавшие ранее приоритеты строительства Российской
государственности. Это затронуло и основные направления формирования
системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые,
в той или иной мере, испытывают трудности переходного периода, объективно
сопровождающегося поиском оптимальных путей демократического обновления
российского общества.
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в
истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-
государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к
территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт
США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с
российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия,
присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации
России, отразила сложный состав и прошлое страны.
Целью данного исследования является сравнение различий между
федеративным и регионализованным унитарным государством, а также между
местным управлением и самоуправлением по вопросам организации и
взаимодействия различных уровней и ветвей власти на примере нескольких
государств – Италии, Франции, Бразилии, а также сопоставление выявленных
конституционных особенностей с федеративным устройством Российской
Федерации.
1. Федерализм и унитаризм как формы государственного устройства
Некоторые авторы утверждают, что большинство всех существовавших и
ныне существующих государств являются унитарными[1].
Унитарное государство – целостное централизованное государство,
административно-территориальные единицы которого (области, провинции,
округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают
суверенными правами.
И все-таки некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько
типов федераций, характерных специфическими траекториями развития. На 24
“конституционные” федерации набирается, по мнению А. Подберезкина, не
менее чем 7 типов, к каждому из которых тяготеют формально унитарные
государства, использующие в своем устройстве принципы федерализма[2].
Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической
организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и
входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый
интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в
современном вире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом
отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с
высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития
капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан),
развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты,
Коморские острова). В то же время необходимо подчеркнуть, что федеративное
устройство отнюдь не является доминирующим, а его опыт – универсальным и
исключительно положительным.
Федерация - это единое государство, состоящее из нескольких
государственных образований, объединившихся для решения центральной властью
общих для всех членов федерации задач.
В состав современных федераций входит различное число субъектов:
в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии
-3, Индии - 25, Югославии - 2 и т. д.
В большей части государств федеративное устройство не служит формой
решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии
территориально-политическая организация государства в той или иной мере
отражает многонациональный состав населения.
Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы
власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой
степенью независимости.
Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации
важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику,
финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение
конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие
транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более
широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие
единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов
власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно
необходимые работы и службы.
Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня
развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил
определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным
образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в
Швейцарии и Бразилии они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и
Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией
субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но
здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории
США принадлежит федерации на правах собственности.
Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об
этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды,
ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний
объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих
государствах мира.
Далее мы рассмотрим более подробно отдельные государства с
федеративным устройством.
2. Типы федераций
Всякая типология условна. И все-таки некоторые специалисты, как уже
упоминалось выше, считают, что можно выделить несколько типов федераций,
характерных специфическими траекториями развития.
“Западноевропейский” тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария –
старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не
связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями
самоуправления или независимой государственности составных частей,
устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К
этому же типу можно отнести многие “полуфедеральные” западноевропейские
государства – Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др.
“Североамериканский” тип: США, Канада, Австралия – старые англоязычные
“переселенческие” федерации, созданные “снизу” в ходе строительства
либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными
различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой
децентрализацией государственной власти.
“Латиноамериканский” тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия –
старые “переселенческие” федерации, созданные “сверху” в результате распада
испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с
этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой
централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами
самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность
федерации – создание новых полноправных субъектов из территорий или путем
деления “старых” штатов, особенно в районах нового освоения – традиционно
использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования
внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.
“Островной” тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китте и Невис,
Коморские острова – молодые островные федерации, созданные в результате
распада колониальных империй, асимметричные и слабоинтегрированные.
“Афро-азиатский” тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР – молодые, но
устойчивые централизованные федерации, созданные “сверху” на базе
компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств
и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации,
высокоасимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как
правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в
центре и на местах. ЮАР, в которой процесс государственного строительства
после слома режима апартеида еще не завершен, сочетает признаки “афро-
азиатского” и “переселенческого” типов, регионы, основывающиеся на прежнем
размежевании между “независимыми” бантустанами и традиционными
историческими провинциями, возникшими в ходе освоения территории
европейскими переселенцами.
“Нигерийский” тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма – молодые
высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами,
возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного
устройства использованы центральными властями (“сверху) как средство
сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом
отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами
самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела
регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними.
Российский федерализм: была ли модель? Нынешний российский федерализм
чрезвычайно эклектичен, сочетая многие элементы из советского и даже
имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных
демократий и собственными “наработками”. Россию, наряду с Югославией, можно
отнести к уникальному “постсоциалистическому” типу. Обе эти страны –
молодые многонациональные федерации с глубокими внутренними этническими и
социально-экономическими различиями, унаследовавшие асимметричность и
использование в государственном устройстве принципа национально-
территориальной автономии и диспропорции в соотношении политической
(общегосударственной) и этнической идентичности граждан от своих
исторических предшественников. К этому же типу принадлежала и бывшая СФРЮ.
3. Региональная и местная публичная власть в Италии, Франции, Бразилии
Франция. Франция является неделимой, светской, демократической и
социальной Республикой.
Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его
через своих представителей и посредством референдумов[3].
По форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентская
республика, по форме территориального устройства – сложное унитарное
государство (Корсика – политическая автономия, Новая Каледония – нечто
вроде ассоциированного штата). Во Франции существует демократический
государственный режим[4].
Вся система местных органов Франции строится в соответствии с
административно-территориальным делением. Они представлены коммунами)
департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу
территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает
приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром,
который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами
коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее
граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает
необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).
Основной единицей административно-территориального деления Франции
являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и
так называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета
относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением,
организация департаментских служб, управление имуществом департамента.
Исполнительным органом департамента является председатель генерального
совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает
и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление
департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой
административных и технических служб департамента.
Самой крупной единицей в административном делении Франции является
регион. Регионы имеются и в заморских территориях. Образование регионов
вызывалось необходимостью преодоления препятствий в экономическом и
социальном развитии вследствие существовавших узких административно-
территориальных единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали .
способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов. В
принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы
власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе
учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по
займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет
избирает своего председателя, который является исполнительной властью в
регионе.
Французское местное и региональное управление строится на основе
сочетания управления и самоуправления. Управление. осуществляют назначаемые
чиновники (комиссары Республики, супрефекты и др.). Самоуправление
предоставлено выборным органам. Комиссар Республики назначается в каждый
департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики наиболее
значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар Республики
представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за
национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного
порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.). Финансовый контроль
осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет счета местных
коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов, фондов и
ценностей".
Италия. Конституцией Италии, принятой 22 декабря 1947 г., утверждена
форма правления парламентской республики в весьма приближённом к
классической модели варианте, унитарная форма государственного устройства с
широкой территориальной автономией для составляющих государство областей.
Демократические положения конституции не сразу были реализованы,
некоторые из них не осуществлены и до сих пор; последнее, например,
относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не
проводились в жизнь в течение многих лет. Так, создание областного
самоуправления растянулось более чем на 20 лет, откладывалось начало
деятельности Конституционного Суда; в течение 11 лет со времени вступления
в силу основного закона не функционировал Высший совет магистратуры. До
настоящего времени не реализованы положения конституции об учреждении
президиума Совета Министров (ст.95), не выполнено требование шестого
переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции.
Характеристика Италии как государства:
- с точки зрения государственного устройства – Италия является унитарным
государством;
- с точки зрения уровня социально-экономического развития – Италия –
высокоразвитая страна;
- с точки зрения способа организации власти – республика;
- с точки зрения государственного устройства – унитарное государство.
- с точки зрения способов и методов осуществления государственной власти
– демократическое.
- с точки зрения двух глобальных этапов развития государственности
является конституционным государством.
- в зависимости от характера взаимоотношений между государственной
властью и индивидом Италия является демократическим государством.
Специфика федерализма в Италии. Оригинальное решение государственного
устройства было принято в Италии. Именно на Италию, ее опыт, чаще всего
ссылаются сторонники ассиметричной федерации.
Опыт создания "областного государства" в Италии и государства,
состоящего из "региональных автономных объединений", представляется
полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной
государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных
началах с регионами. Так, в некоторых сферах полномочия итальянских
областей шире, чем полномочия субъектов федерации (например, в Индии и
Австрии).
С точки зрения практики государственного строительства интересны и
сроки проведения таких реформ. В Италии принципы автономного устройства
этих стран были закреплены конституциями (1947 г.), принятыми на волне
демократических преобразований в обществе. Конституцией Италии были
предусмотрены сроки проведения реформ (выборы в областные советы в течение
года с момента вступления в силу Конституции). Однако процесс реализации
конституционных требований по вопросам создания механизма областного и
регионального управления растянулся на долгие годы.
Анализ практики государственного строительства в Италии позволяет
говорить об осторожном подходе к проблеме новой политико-территориальной
Страницы: 1, 2
|