скачать рефераты

МЕНЮ


шпоры

шпоры

1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих

межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и

гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные

города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся

на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя

организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их

взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила

поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.

Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила);

универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов

одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens

признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее

недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять

свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по

конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок

реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и

обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм);

обязывающие, разещающие, управомоч-щие. Система МП делится на отрасли -

крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих

обособленные межд. отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП,

имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве

действует принцип запрещения национального присвоения космического

пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безопасности; М

гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; М морское право и

т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образований -

подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные

отношения в специфической ситуации, либо отношения двух или нескольких

отраслей МП. Международно-правовой институт - группа межд.норм,

регламентирующих однородные отношения. Пример: институт гражданства в

гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.

2. Межд.полеты и режим воздушного пространства. «Свободы воздуха»

М.полеты (сообщения) – воздушные передвижения летательных аппаратов с

пересечением гос.границ более чем одного гос-ва. Транспортировка в процессе

этих предевижений грузов, почты, пассажиров и багажа – межд.авиаперевозка.

Чикагская конвенция ст.6: Никакие регулярные межд.воздушные сообщенияне не

могут осуществляться над тер-рией или на тер-рию гос-ва, кроме как по

спец.разрешению или с иной санкции этого гос-ва и в соответсвии с условиями

такого разрешения или санкции» (возможны двусторонние соглашения между гос-

вами). Ст.11 Чикаг.конвенции все требования применяются к возд.судам всех

гос-ств без различия их нац-ной принадлежности. При нарушении этих правил –

применяются меры как к нарушителям гос.границы.Над тер-рией иностранного

гос-ва возд.судно в течении всего полета должно соблюдать условия

установленные законод-вом этой страны (порядок прибытия, пребывания,

отправления, паспортного, таможенного, валютного и др.контроля и другое).

Устанавливается угол., гражд-кая, админ-ная ответ-сть за нарушение этих

правил. Ст.16 и 29 Чикаг.конвенции устанавливает обязательное наличие на

борту судна док-тов: свид-ство о регистрации судна, удостоверение о его

годности к полетам, свед-ство о наличии у каждого члена экипажа

проф.подготовки, бортовой журнал, разрешение на пользование бортовой

радиостанцией, список фамилий пассажиров (пункт посадки/отправления и

следования), манифест и подробная декларация на груз. Права и свободы

«Свободы воздуха»: - право на беспосадончный транзит.полет; - право

транзита с посадкой в техн. и др. некоммерческих целях; - право высадки

пассажиров (багаж, груз, почту); - право принимать на иностранной тер-рии

пассажиров (багаж, груз, почту) если их место назначениея – гос-тво

регистрации возд.судна; - право принмиать и высаживать пассажиров (багаж,

груз, почту) на иностр.тер-рии, если пункт назначения любое третье гос-тво;

- право осуществлять все виды перевозок между третьими странами через тер-

рию гос-тва регистрации возд.судна; - право осуществлять все виды аэревозок

между третими странами минуя тер-рию гос-тва регистрации возд.судна; -

право осуществлять все виды перевозок между аэропортами одного и того же

иностр.гос-ва (каботаж).

3. Правовая природа общепризнанных принципов современного МП. Оновные

принципы МП – основополагающие, императивные, универсальные нормы МП,

обеспечивающие главные интересы человечества, гос-тв, др. субьектов МП.

Особеннсти: обязательны для всех без исключения гос-ств и др. субъектов МП;

они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы МП

(отклонение от нормы, содержащей принцип МП, недопустимо и она может быть

отменена только последующей номрмой общего МП, носящей такой же характер)

следствием чего является признание норм, не соответ-щих принципам,

недействительными, не влекущими праввовых послдествий и не пользующимися

защитой МП; принципы имеют обратную силу во времени: могут воздействовать

на любую норму, возникшую ранее самого прнципа; только деяния нарушеющие

принципы МП расматриваются как межд.преступления (применение к нарушителям

мер воздействия от имени сообщества гос-тв (в Уставе ООН ст 5,6,40-47)

разрыв эконом., диплом., отношений); принципы могут быть правовой

основойдля регулирования межгос-ных отношений. Классификация: писаные и

обычные;доуставные (принцип добросовестного соблюдения межд. обязательтв),

уставные и послеуставные (принцип всеобщего разоружения); функциональные

(принцип мирного разрешения межд.споров); защищающие мир, обеспечивающие

мирное сотрудничесвто и защищающие права человека.

4. Межд.организация гражданской авиации ИКАО (1944г.) размещается в

Монреале. Цели и задачи: обеспечивать безопасное развитие

межд.гражданской авиации; поощерять искусство конструирования; поощерять

равзитие воздушных трасс, аэропортов; предотвращать эконом.потери,

вызванные неразумной конкуренцией; удовлетворять потребности народов мира в

безопасном регулярном, эффективном и экономическом возд.транспорте. Высший

орган ИКАО – ассамблея, где представлены все члены ИКАО; собирается не реже

1 раза в 3 года, рассматривает отчеты Совета и принимает по ним

соответ.меры; утверждает бюджет и фин.отчет. Совет ИКАО – постоянно

действующий орган. В совет входят представители 33 государств, избираемых

на 3 года. Сессии проходят 3 раза в год. Руководит Президент. Функции:

принятие межд.стандартов и рекомендуемой практики, оформление их в качестве

приложений к Чикаг.конвенции о межд.гражд.авиации. Рабочие органы ИКАО: 1

авиатранспортный комитет; 2 авиа координационный комитет; 3 юридический

комитет; 4 комитет по поддержке аэронавигационного обеспечения; 5

финансовый комитет. Деят-сть ИКАО связана с разработкой проектов конвенций.

Региональные бюро ИКАО: 1 Африканское бюро в Дакаре; 2 Евробюро в Париже; 3

Южно-американское бюро в Лиме; 4 Азиатско-тихоокеанское бюро в Бангкоке; 5

Североамериканское бюро в Мехико; 6 Восточно-африканское бюро в Найроби.

Женевская конвенция 1948 г. Касается межд.признания прав в отношении

возд.судов. Римская конвенция 1952 г. касается причинения ущерба

иностранным возд.судном третьей стороне на поверхности Земли. ИКАО

разработала проекты протоколов 1955, 1971 и 1975 гг к Варшавской конвенции

1929г.

7. Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г.

Он обязывает гос-тва сотрудничать друг с другом независимо от различий их

политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях:

поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека;

осуществление международных отношений в экономической, социальной,

культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами

суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие

мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем

мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так

как невозможно обязать государства сотрудничать. Гос-ва имеют право на

выбор видом и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества. Гос-ва

обязаны сотрудничать с учетом всех принипов МП, то есть равноправно,

справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю функцию гос-

ва; выгода от сотрудничества должна быть взаимной и служить благу всех гос-

ств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию,

укреплению добрососедский отношений.

5.Принцип мира и мирного сосуществования. Принцип неприменения силы. В

качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от

бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы

применяются не иначе, как в общих интересах. Устав запретил применение не

только вооруженной силы, но и силы вообще, запрещена даже угроза силой

каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.Устав предусматривает

возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях: 1 по

решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или

акта агрессии; 2 в порядке осуществления права на самооборону в случае

вооруженного нападения, до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для

поддержания мира и безопасности. Принцип мирного разрешения споров. Принцип

закреплен в Уставе ООН и во всех межд.актах, излагающих принципы МП. Ему

посвящен ряд резолюций ГА, среди кот. можно выделить Манильскую декларацию

о мирном разрешении межд споров 1982 г. Первым многосторонним актом,

установившим этот принцип, был Статут Лиги Наций.В соответствии с Уставом

ООН Декларация о принципах межд права 1970 г. сформулировала принцип

следующим образом: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-

вами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергалось угрозе мир и

безопасность и справедливость”. Принцип невмешательства. В Уставе ООН

говорится, что он не дает Организации права на вмешательство в дела, по

существу входящие во внутреннюю компетенцию любого гос-ва, и не требует от

государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава.

Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу

вопросов явно внутреннего характера, например содействие повышению уровня

жизни, полной занятости населения, всеобщему уважению прав человека.

Принцип запрещения приминения силы или угрозы силой (ненарушение мира,

соблюдение права сообщества, оотдельного индивида).

6.Источники и правовые принципы межд. космического права (МКП). МКП – это

отрасль МП, которая определяют основы сотрудничества государств в области

исследования космического пространства. МКП определяет статус

косм.пространства (ком.пр.), естественных и искусственных небесных тел и

космонавтов. Источники МКП это договоры и обычаи. - договор «О принципах

деятельности гос-ств по использованию и исследованию косм.пр., включая луну

и других небесные тела» 1967г. (закрепил спец.принципы новой отрасли права;

определил возможность взаимосвязи деятельности в космосе гос-ств с другими

проблемами (мира, эколог. вооружения и т.д.). Значение договора – заложил

правовую базу для институтов, которые были созданы для этой отрасли;

предусматривает ряд соглашений, которые детализировали принципы ряда

соглашений»); - соглашение «О спасении космонавтов, возвращение космонавтов

и возвращение объектов, запущенных в косм.пр.»; - договор «О межд.ответ-сти

за ущерб, причиненный косм.объектами»; - Конвенция «О регистрации

косм.объектов, запускаемых в косм.пр.» 1975г. (объекты должны быть занесены

в национальный реестр и иметь знаки); - договор «О деят-сти гос-тва на луне

и других небесных телах» 18.12.79г.; - Конвенция «Об оперативном оповещении

о ядерных авариях» 1986г.; - Уставы межд.косм. организаций; 2

основополагающих принципа - свободы исследования и использования косм.пр. и

небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики косм.деят-сти

и в результате всеобщего признания со стороны межд.сообщества. Впоследствии

оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по

космосу, они продолжают являться юридически обязательными для всех

участников межд.общения в качестве международно-правового обычая. Как

отдельная отрасль МП МКП имеет ряд характерных особенностей касающихся

косм.пр.: 1) в косм.пр. находятся небесные тела, территории которых никому

не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком, 2) космос

практически безграничен, 3) в отличии от сухопутной территори, Мирового

океана и воздушного пространства, косм.пр. не поддается разденлению на

какие-либо зоны в процессе его использования, 4) косм.пр. представляет

собой особую опасность для деятельности в нем человека. К группе

особенностей, касающихся косм. деятельности относятся: 1) использование

космоса в военных целях представляет собой опасность, 2) в результатах

косм.деятельности заинтересованы все гос-тва, а осуществлять ее

самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в

научном и промышленном отношении гос-ств, 3) запуск косм.аппаратов и их

возвращение на землю могут быть связаны с использованием возд.прост-тва

иностр.гос-ств и пространств открытого моря, 4) косм. запуски могут

причинять ущерб иностранным гос-твам и их гражданам.

9. Принцип защиты прав народов и человека. В отношении развития данного

принципа принято большое количество межд.документов: Устав ООН; Всеобщая

декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о

гражданских и полит.правах, и об эконом., соц. и культурных правах);

конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948

г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации

всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка

(1989 г.) и т.д. Основные положения принципа уважения прав человека: -

признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их

равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и

всеобщего мира; - каждое гос-тво обязано содействовать путем совместных и

самостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод

в соответствии с Уставом ООН; - право человека должны охраняться властью

закона, что обеспечит мир и правопорядок, человек не будет вынужден

прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и

угнетения; - Гос-во обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в

пределах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по

какому-либо признаку; - каждый человек несет обязанности в отношении других

людей и того общества и государства, к которым он принадлежит; - гос-во

обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения

международно признанных прав человека; - гос-во обязано гарантировать

любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;

- гос-во обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в

соответствии с ними. Принцип уважения прав человека. Закреплен, кроме

Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах

1966 г.: один - о гражданских и полит правах, другой - об эконом., соц. и

культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

11.Виды субъектов МП: их общая характеристика. Субъекты МП – лицо, гос-

тво, межд.организации, обладающие правами и обязанностью. Сторона,

участвующая в межд. отношениях, которые регулируются нормами МП. Круг

субъектов МП определяется их способностью участвовать в межд.отношениях,

которые регулируются норами МП. Важной чертой является правосуб-сть

(объединяет понятия дееспособности и правоспособность). Гос-во как

первичный субъект обладает полной правосуб-тью (суверенитетом, полной

правосуб-тью, тер-рией, населением, власть,). Гос-тва: унитарное (единый

свбъект) и федерации (республики, области, сохраняющие опред.

самостоятельность внутри); конфедерация (союз суверенных гос-тв).

Межд.организации (гос-тва наделяют ее сответ.правами и обязанностями –

содержатся в уствах, статутах, договорах). Нация и народ, борющиеся за свое

освобождение (руководящий центр, вооруженные формирования, власть

реализуется на большей части тер-рии). К производным субъектам МПП

относятся государствоподобные образования, межправит-ные организации.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых

отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правит-тва

в изгнании (должно быть эффективны, поддерживаемое народм), восставшая

сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд.правосуб-сти решается

исключительно по согласию гос-тв. Вольные города (внутренне самоуправление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.