скачать рефераты

МЕНЮ


Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

4

СОДЕРЖАНИЕ

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - стр. 3

Глава 1. ГАТТ

1.1. История ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - стр. 7

1.2. Основные принципы ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - -

- - - стр. 14

Глава 2. Система ГАТТ - ВТО

2.1. Итоги деятельности ГАТТ - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - стр. 27

2.2. Создание ВТО - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - стр. 39

Глава 3. Россия и ВТО

3.1. Цели вступления в ВТО - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - стр. 42

3.2. Процесс вступления в ГАТТ/ВТО - - - - - - - - - - - -

- - стр. 45

3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО - - - - - - - стр. 50

3.3.1. Участие государства - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - стр. 51

3.3.2. Регулирование импорта - - - - - - - - - - - - -

- - - - - стр. 53

3.3.3. Регулирование экспорта - - - - - - - - - - - - -

- - - - - стр. 55

3.3.4. Основные выводы - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - стр. 57

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - стр. 61

Приложение - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - стр. 65

Список использованной литературы - - - - - - - - - - - -

- стр. 67

ВВЕДЕНИЕ

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом

перестройки, предусматривал прежде всего развитие торгово-экономических

отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для

модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на

экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и

продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта

задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической

деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и

институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой

глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной прежде всего

на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального

Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе

международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование России

от участия в этом процессе способно лишь усугубить ее и без того трудное

положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы

одной из важнейших задач является присоединение России к системе ГАТТ.

Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы -

общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и

механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее

вступлением в ГАТТ/ВТО.

Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную Торговую

Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное Соглашение

по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила наша

страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ,

поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта “уругвайского”

раунда страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент

подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами

ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ.

Поэтому в рамках настоящей работы, состоящей из трех глав, введения и

заключения, во-первых, рассматривается собственно Генеральное Соглашение по

тарифам и торговле. Так, первый параграф Главы 1 посвящен истории

возникновения ГАТТ и основным тенденциям его развития. Во втором параграфе

анализируются основополагающие принципы ГАТТ, на базе которых строится

многосторонняя система международной торговли.

Принимая во внимание тот факт, что, вступив в силу в январе 1948 года,

Генеральное Соглашение за время своего существования претерпело

существенные изменения, отражающие его динамичное развитие, во-первых, как

многостороннего торгового договора, и во-вторых, как механизма

регулирования международных торговых отношений, особого внимания

заслуживает рассмотрение вопроса о результатах деятельности ГАТТ (Глава 2.

Параграф 2.1.), важнейшим среди которых является создание принципиально

новой международной организации - ВТО (Глава 2. Параграф 2.2.).

Глава 3 непосредственно связана с проблемой присоединения России к

системе ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО

недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой

организации других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен

анализу целей вступления России в ВТО. Механизм вступления в систему

ГАТТ/ВТО, а также прогресс России в этом направлении составляют основное

содержание второго параграфа. Глава 3 завершается параграфом, в котором

подробно рассматриваются проблемы, требующие решения в контексте вступления

России в ГАТТ/ВТО: участие государства, регулирование импорта и экспорта.

В процессе написания настоящей работы была использована различная

литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а

также вопросам, связанным с присоединением России к этой системе. Прежде

всего следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой “ГАТТ:

правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт-

Петербургского государственного университета в 1992 году. Наряду с

вопросами, вошедшими в название монографии, в работе подробно рассмотрены

тенденции развития ГАТТ и проблема приобретения им статуса международной

организации.

В работе кандидата экономических наук Чернышева С.В. “Механизм

регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, вышедшей в

1991 году в издательстве Всесоюзного Научно-исследовательского

Конъюнктурного Института МВЭС РФ дан постатейный анализ положений ГАТТ, а

также приведены комментарии западных специалистов.

Наряду с монографиями в настоящей дипломной работе были использованы

материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в

журналах “Внешняя торговля”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США:

экономика, политика, идеология” и газете “Экономика и жизнь” за период с

1990 по 1996 годы.

Особо следует отметить материалы научного семинара, посвященного

проблеме вступления России в ВТО, который состоялся 4-14 ноября 1996 года в

Карлтонском Университете (Оттава, Канада). Подборка материалов под

заголовком “Russia and the World Trade Organization”, включает общий обзор

“уругвайского” раунда переговоров, публикации, в которых подробно

анализируются все аспекты процесса присоединения России к ГАТТ/ВТО

(внешнеторговый режим, торговая практика, регулирование импорта и экспорта,

вопросы координации различных направлений экономической политики),

отдельные статьи, посвященные вопросам повестки дня “уругвайского” раунда

переговоров, в частности, субсидиям, компенсационным пошлинам, участию

государства во внешнеторговой деятельности, торговле сельскохозяйственными

товарами, демпингу и антидемпинговой практике, торговле услугами, торговым

аспектам прав интеллектуальной собственности, торговым аспектам

инвестиционной деятельности. Кроме того, в материалы семинара вошли

публикации отдельных авторов, посвященные взаимоотношениям ВТО с другими

международными организациями и интеграционными группировками, а также

перспективам дальнейшего развития и совершенствования многосторонней

торговой системы. Все вышеизложенное позволяет характеризовать материалы

семинара как наиболее репрезентативный источник информации по исследуемой

проблеме.

Полный список использованной литературы приведен в конце работы.

Глава 1. ГАТТ.

1.1. История ГАТТ.

Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию,

сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить

достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы

кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую

необходимость координации вопросов макроэкономической политики на

многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в

предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила

игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением

тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям,

значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях

приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и

стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний

уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг

59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах

большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой

экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на

60%.[1]

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе

(США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы,

выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии

экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования

торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве

примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей

(Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об

охране промышленной собственности и другие.[2] Однако они не были

системными и не всегда доводились до конца.

Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание

универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с

МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся

системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне

социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики,

экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики,

инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на

конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции

(август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой

Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе

США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее

развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня

таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных

экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч

тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10

млрд. Долларов).[3] Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом

торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по

взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод

этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок

получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на

временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими

странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года.

Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I,

состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме

наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и

списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и

представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел

III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о

применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен

Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по

требованию развивающихся стран.

В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда

тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и

временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в

силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских

проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что

Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом

схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой

политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в

себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном

органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме

того Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же

касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными

положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении

урегулирования разногласий.

Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом

(что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в

рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и

разработан механизм разрешения споров.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон.

Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на

них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а

не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года

Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать

Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный

Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-

участницами.[4]

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции.

Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные

толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также

предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных

случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному

Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными

полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-

участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу

компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат

Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая

организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в

первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем

превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения

(юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На

секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди

стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование

экономического развития и торговой политики стран-участниц.

В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило

обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и

непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым

проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция

Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по

платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного

Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще

сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4

июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет

Представителей ГАТТ.

Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около

девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и

выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-

участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии

Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить

следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся

Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их

деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и

других вспомогательных органов.

С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика

формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для

изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме

того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной

основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в

них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые

из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям,

Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела

IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым

переговорам создавались временно для наблюдения за ходом многосторонних

торговых переговоров.

Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную

структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального

наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.

В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного

Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.

Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого

органа. Он является главным должностным лицом, назначаемым

Договаривающимися Сторонами, выступает своеобразным арбитром в спорах меду

сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию

возникших споров.

Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь

многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой

инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.