скачать рефераты

МЕНЮ


Кризис в отнощениях России и Японии

Кризис в отнощениях России и Японии

Содержание:

1. Введение (стр: 2-

4)

2. 1-ая часть

КУРИЛЫ - ИСКОННО РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ (стр: 5-14)

1. «О ТЕХ ВОЯЖАХ ЧИНИТЬ ЖУРНАЛЫ И ЗАПИСКИ»(стр:5-7)

2. «...РУССКИЕ СОЗДАЛИ СВОИ ПОСЕЛЕНИЯ НА УРУПЕ, ИТУРУПЕ И ДРУГИХ

КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВАХ» (стр:7-9)

3. РОССИЯ «ОТДАЛЕНА ОТ ВСЯКОГО НЕСПРАВЕДЛИВОГО

ПРИСВОЕНИЯ» «ЭДЗО НЕ СЧИТАЛСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ЯПОНСКОЙ

ИМПЕРИИ»

(стр:9-12)

4. “ЭДЗО НЕ СЧИТАЛСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ”

(стр:12-14)

3. 2-ая часть

ЮЖНОКУРИЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ (стр:15-39)

3.1. Основные факты о курильской проблеме: (стр:15-22)

российская интерпретация

2. Правовые трактовки южнокурильской проблемы. (стр:23-26)

3. Основные точки зрения на южнокурильскую проблему.(стр:26-32)

4. Военная и экономическая аргументация. (стр:33-36)

5. Курильская проблема глазами прагматика. (стр:36-39)

3. Заключение. (стр:40-42)

4. Список источников и литературы (стр:43)

Введение

“Вид Урупа, как вообще и всех Курильских островов, весьма дик и безлюден,

все они гористы”. Такими их увидел и описал в 1807 году командир тендера

«Авось» мичман Г.Давыдов. Именно такими, вероятно, представлялись острова

архипелага, протянувшегося от Камчатки до Японии, и первым русским

мореплавателям и землепроходцам, посещавшим Курилы в XVIII — начале XIX

столетия. Те самые Курилы, которые вновь заставили говорить о себе в

последнее время в связи с известным вопросом о «северных территориях», то

есть претензиями Японии на четыре южных острова Курильской гряды: Итуруп,

Кунашир, Шикотан и группу мелких островов под общим названием Хабомаи, или

Плоские (русское название). Те самые Курилы, которые отделяют Охотское море

от Тихого океана, являясь естественным барьером на пути в «Восточное море»,

как в старину называли Тихий океан, и, одновременно, уникальным «островным»

участком нашей дальневосточной границы. В чем же суть проблемы

территориальных разногласий с Японией? Какие пути выхода из сложившейся

конфликтной ситуации предлагают сегодня исследователи проблемы Курильских

островов? Какие последствия будут иметь те или иные шаги в разрешении

спора? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые мы хотим рассмотреть

в своей курсовой работе. Здесь, я думаю, немного стоит сказать об

источниках. В работе было использовано 16 статей, что позволило нам

довольно разносторонне подойти к анализу выбранной темы. Большое количество

мнений и точек зрения по проблеме нашли свое отражение в данной курсовой

работе, как впрочем, и в сознании автора. Мы попытались рассмотреть как

основные, так и альтернативные подходы к решению сложившейся ситуации. В

рамках данной курсовой работы автор попытался осознать и выявить основные

аспекты проблемы, и представить их, а так же, по возможности, попытаться

дать проблеме свою оценку. Историко-политический и военно-экономический

аспекты стали определяющими в данной работе. В этой связи хотелось бы

отметить несколько публикаций.

Это статья А.Плотникова “Курилы- исконно русская земля”, которая была

опубликована в журнале “Азия и Африка” за 1994 №10. Появившаяся в журнале

“Кентавр”, работа В.В.Кобзева “Южнокурильская проблема вчера и сегодня”

1995 №3,4. Большое количество разных точек зрения можно найти, прочитав эту

статью. И это, наконец, очень интересная с точки зрения прагматизма статья

К.Барановского “Продать Курилы?”.

А. Плотников в своей публикации дает очень полную хронологию событий,

начиная с того времени, когда русские первооткрыватели впервые попали на

Курилы. Решая сегодня судьбу Курил, нам кажется, нужно обязательно иметь

ввиду тот багаж истории освоения края, что накопился за 200 лет.

Работа Кобзева оставила большое впечатление, как я уже сказал, по

насыщенности разных подходов к пониманию проблемы. Она позволила отойти от

однобокости в восприятии проблемы, позволила понять и осознать и Японскую

точку зрения, помимо отечественной. Абсолютно шокирующей показалась нам на

первый взгляд публикация Барановского “Продать Курилы”, но по ходу работы

подход, обозначенный в ней показался нам даже более реальным, чем его

альтернативы.

Актуальность выбранной темы, думаю, не вызывает ни у кого сомнения. Курилы

уже давно остаются яблоком раздора между Японией и Россией и поэтому данная

тема требует к себе очень тщательного внимания. В курсовой работе мы не

ставим цель выяснить все перипетии территориальных претензий России и

Японии, но определить основные направления решения проблемы и проследить

как этих направлений придерживались и придерживаются сильные мира сего

представляется нам возможным.

2.1. О ТЕХ ВОЯЖАХ ЧИНИТЬ ЖУРНАЛЫ И ЗАПИСКИ»...

Один из главных аргументов сторонников «японской» принадлежности Южных

Курил, активно используемых в настоящее время, — утверждение, будто эти

четыре острова всегда принадлежали только Японии, являются «исконно

японской территорией» и потому Россия не может претендовать на исторический

приоритет в открытии и освоении архипелага. При этом ссылаются на Симодский

договор 1855 года, согласно которому русско-японская граница в районе

Курильских островов устанавливалась между островом Уруп и Итуруп, причем

Итуруп и острова к югу от него признавались владениями Японии, а Уруп и

острова к северу — России.

Симодский трактат, знаменовавший установление официальных русско-японских

отношений, действительно определил границу между Россией и Японией по

проливу де Фриза (между Уруп ом и Итурупом), подтвердив то фактическое

положение, которое сложилось в регионе к середине XIX столетия. Однако это

вовсе не означает, что такое положение существовало здесь всегда, в

частности на рубеже XVIII и XIX столетий — ко времени завершения «русской

тихоокеанской эпопеи» по изучению, исследованию и освоению Россией огромных

пространств северной части Тихого океана. Факты говорят, что в конце XVIII

столетия ситуация в районе Курильских островов отличалась от существовавшей

там в 1855 году.

Международно-правовые нормы того времени давали государству право

претендовать на владение той или иной территорией (предъявлять права на

получение «правового титула») при соблюдении им трех непременных условий:

подтверждении фактов «Первооткрытия», «Первоосвоения — Первооккупации» и

«Владения территорией достаточно продолжительное время»[1]. Так был ли к

концу XVIII столетия «набор фактов» русской деятельности на архипелаге

достаточным, чтобы Россия имела право считать всю Курильскую гряду, включая

ее южную часть, собственными владениями? Но прежде — о терминологии курилы

«Северные» и «Южные». В настоящее время этим понятиям, помимо чисто

географического, кое-кем придается и особое политико-адмистративное

значение. Цель очевидна: попытаться выделить четыре южных острова в

отдельную обособленную группу «северных территорий». Между тем попытки

использовать понятие «Северные» и «Южные» Курилы, дабы доказать, что южные

острова к «Курильским островам» не относятся, а составляют некий

самостоятельный архипелаг, ныне уже, в основном, не предпринимаются ввиду

их явной надуманности и искусственности. Следует при этом особо отметить,

что в XVIII — начале ХIX столетий никакие «Южные Курилы» в русских

официальных документах отдельно не выделялись, именовались просто «дальние

острова». Это, впрочем, вполне естественно, если воспринимать архипелаг как

единое целое, а не пытаться разделить его на две части по соображениям

иным, нежели просто географическим. Интересно также вспомнить, что в

понятие Курильских островов в XVIII столетии под названием двадцать второго

острова Курильской гряды включался и Хоккайдо, обозначавшийся в русских

источниках как Матмай, или Матсмай[2]. В чем же конкретно проявлялась

русская деятельность на Курилах, и прежде всего на южных островах

архипелага, поскольку именно вокруг них идут сегодня жаркие дискуссии?

На протяжении XVIII столетия деятельность России в южной части Курил (как и

на ближайших к нам северных островах), осуществлялась по нескольким

направлениям:

1) описание, исследование и нанесение на карту островов, а также установка

специальных знаков, указывающих на пребывание здесь русских;

2) проведение геологоразведочных работ и промысел (пушной и морской);

3)приведение в подданство местных жителей (путем взимания ясака — дани);

4) освоение новых земель, создание там поселений.

Описание Курильских островов, «касающихся Японии», приводятся в отчетах

русских мореплавателей, начиная со второй половины XVII века. Наиболее

подробно они описаны в донесениях И. Козыревского (1713), сотника И.

Черного (1769) и И. Антипина (1780).

Одновременно с описанием на карту наносились и сами острова архипелага, что

являлось непременным условием инструкций, которыми снабжались участники

экспедиций на Курилы. В конце XVII — XVIII веках карты Курильских

островов, включая южные, составлялись не менее пяти раз. Первая появилась

еще в 1692 году. Вторая составлена в самом начале XVIII столетия С.

Ремезовым. В 1713 году свой «чертеж островам и даже до Матсмансхого острова

(Хоккайдо)» представил И. Козыревский. По результатам экспедиции 1738—39

годов составлена карта М. Шпанберга и В. Вальтона. В 1744 году появилась

карта М. Новограбленного. В 1779 году в Петербурге была представлена новая

подробная карта Курил, включавшая Матмай-Хоккайдо, составленная участниками

экспедиции И. Антипина и Д. Шабалина.

Особо следует отметить карту М. Шпанберга и В. Вальтона. В течение 1738—39

годов экспедиция посетила южные Курилы трижды. Были подробно описаны и

нанесены на карту Кунашир, Уруп, Итуруп, Шикотан и остров Зеленый (из

группы островов Плоские Хабомаи), которому дали это русское название. Всего

на карту был нанесен 31 остров. Русские названия также получили острова

Кунашир — Фигурный и Итуруп — Трех сестер и Цитронный.

Такого подробного исследования южной части архипелага, в то время не

принадлежавшей ни одному из государств, не проводил до М. Шпанберга никто.

С экспедицией 1738—39 годов связано и первое упоминание о геологическом

исследовании южных Курил, которые проводил на Кунашире участник экспедиции

Гардебол. В дальнейшем геологоразведкой на южных Курилах занимались в 70-х

годах И. Антипин и в начале 80-х Д. Шабалин. Словом, в то время ни одна

европейская страна (не говоря уже о Японии) ничего подобного в своем активе

не имела!

Геологоразведка — уже не просто изучение, а элемент «освоения» новой земли,

и, таким образом, налицо и второе условие, подтверждающее право России на

владение этой территорией, оговоренное Г. Витоном. Средств на освоение

Курил у русского правительства порой было недостаточно, их хватало в

основном на организацию поисковых и научно-исследовательских экспедиций.

Поэтому значительная роль в хозяйственном обживании Курил на протяжении

всего XVIII столетия принадлежала частной инициативе. Правительство

поощряло эту деятельность и нередко прибегало к помощи отправлявшихся

русскими купцами партий «промышленных людей» для выполнения поручений

официального характера. Так, Указом Сената от 24 августа 1761 года на

Курилах разрешался свободный промысел зверя с отдачей в казну лишь десятой

части добычи (иными словами, всего-навсего 10-процентным налогом на

прибыль) и предписывалось «стараться далее разведывать тамошнее состояние,

а по возвращении о тех вояжах чинить журналы и записки» и передавать их

правительственным учреждениям.

Промысел пушнины и зверя приносил очень хороший доход, и партии

промышленников, продвигаясь все дальше на юг, основывали поселения,

служившие базой, откуда они в промысловый сезон отправлялись на дальние

острова.

2. «...РУССКИЕ СОЗДАЛИ СВОИ ПОСЕЛЕНИЯ НА УРУПЕ, ИТУРУПЕ И ДРУГИХ

КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВАХ»

Появились такие поселения и на «дальних островах» — Урупе и Итурупе. Таким

образом, во второй половине XVIII столетия русские поселения уже

существовали на островах Шумшу, Парамушире, Симушире, Урупе и Итурупе, а на

Кунашире было заложено зимовье. Основывая поселения и осваивая земли,

русские ставили на них и свои знаки — кресты, подтверждая, таким образом,

права России на владение этими землями по принятому в то время «праву

открытия и освоения».

Этот факт подтверждают и японские исследователи. В частности, Кон-до

Морисигэ сообщал, что в 1768 году «рыжие» айну (то есть русские) поставили

на южных Курилах столбы, вырезали на них название «Курилы», стали взимать

ясак, дали им (айнам ) ружья, порох, одежду, окрестили и научили говорить

по-русски».

В 1785 году в результате официального обследования бакуфу (японского

правительства) установлено, что русские создали свои поселения на Урупе,

Итурупе и других Курильских островах» (как видим, никаких «южных Курил»

историк, издавший свою книгу в 1939 году, не выделяет )[3]. Это

подтверждает также Нумада Итиро, отмечавший, что «в 1785 году русские уже

посещали Итуруп и превратили его в свою базу».

Приведение в русское подданство местного айнского населения — не менее

важный аргумент в этом территориальном споре, чем промысел зверя и создание

поселений. Данный же процесс, свидетельствуют источники, осуществлялся

последовательно, систематически и достаточно регулярно.

В то время в Азиатско-Тихоокеанском регионе уплата дани (ясака) являлась

одним из важных «признаков» подданства местного населения, но не

единственным. Иными словами, уплата ясака свидетельствовала о подданстве,

однако его отмена, если таковая происходила, самого подданства не отменяла.

И потому в русских официальных документах на этот случай применялась

специальная формулировка:

«Привести во владение в подданство и в ясачный платеж» или просто «в

подданство и в ясачный платеж».

Принятие присяги (приведение к присяге) той или иной «короне», раздача

местным племенным вождям (айнским старшинам на Курилах и Сахалине) медалей,

зачисление их на государственную службу, а также взятие заложников-аманатов

обычно из детей местной родоплеменной знати также подтверждают факт

подданства.

Россия же при приведении в подданство курильских айнов «задействовала» все

перечисленные средства, о чем свидетельствуют рапорты, отчеты, инструкции,

указы и другая официальная документация того времени. При этом приведение к

присяге, раздача медалей, выдача удостоверений о принятии в подданство

очень часто производились одновременно с первым взиманием ясака.

В 1705—1713 годах ясаком обложили первые два острова, в 1730—32 годах —

четыре, в 1734 году — с пятого по девятый. В 1752—55-м ясак взяли с

пятнадцатого и шестнадцатого, в 1768—69-м — с восемнадцатого (Уруп),

девятнадцатого (Итуруп), а также «с князцов двадцатого» (то есть Кунашира).

В 1770—74 годах — вновь с тринадцатого по восемнадцатый и Итурупа, в

1778—79-м— с Итурупа, Кунашира, а также жителей северо-восточного Хоккайдо,

или двадцать второго острова (Матмая).

В начале 80-х годов ясак на южных Курилах продолжал взимать Д. Шабалин. В

этой связи, в частности, следует особо отметить также свидетельства А.

Полонского, писавшего: в 1782 году вернувшийся на Камчатку Д. Шабалин

привез с собой «...ясаков:

11 соболей, 2 выдры и 3 лисицы, присланные в 1781 году тойоном (старшиной)

о.Кунашира». В 1779 году Екатерина II прежде всего с целью создания более

благоприятных условий для своих новых «верноподданных» сочла возможным

отменить ясак «на дальних Курильских островах», не имевший большого

экономического значения. При этом самого подданства Указ не отменял. На

других Курильских островах ясак продолжал взиматься. Каждая очередная

партия ясашных сборщиков, двигаясь от Камчатки на юг, проводила сбор прежде

всего с ранее обложенных данью островов, и поэтому остров, с которого один

раз взяли ясак, в дальнейшем становился объектом регулярного визита

сборщиков подати. Таким образом, этот процесс носил последовательный и

систематический характер и начался для южных островов в 1768 году, что

подтверждают и японские исследования.

Организация сбора ясака (как и административное управление островами)

осуществлялась из Болыперепка на Камчатке, где в то время располагалась

резиденция Глазного командира (впоследствии — коменданта) Камчатки. Партии

сборщиков дани обычно состояли из казаков, но иногда, а со второй половины

XVIII века регулярно, в них назначались айнские тойоны, бывшие одновременно

и переводчиками. В этом, главным образом, и заключалась их государственная

служба.

Тойоны-переводчики, как правило, были крещеными и носили русские имена и

фамилии.

Приведение местных жителей в христианство — еще один из элементов «освоения

— оккупации» новой территории и, одновременно, составная часть мер по

«осуществлению административного контроля и управления» ею.

Христианизация Курил (как и русских владений в Северной Америке)

осуществлялась целенаправленно и достаточно успешно: с 1749 года на острове

Шумшу действовала школа для обучения детей айнов, а в 1756 году на нем же

построили часовню Св. Николая[4]. В период начальной колонизации Курил

первым и главным было поселение на острове Шумшу, а в последней трети XVIII

столетия также и поселение на острове Уруп, основанное еще в 1768 году

казачьим сотником И. Черным. В силу удобного географического положения

(самый большой и южный в группе средних Курильских островов, располагающий

удобными гаванями) Уруп становится естественным опорным пунктом дальнейшего

продвижения на юг «даже до Матманского острова», то есть до Хоккайдо.

Именно Уруп стал базой для проведения экспедиции 1775—1782 годов И.

Антипина и Д. Шабалина. Значение острова особенно усилилось после основания

на нем в 1795 году постоянного русского поселения В. Звездочетова,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.