скачать рефераты

МЕНЮ


Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика

Министерство общего и профессионального образования РФ

Уральский государственный технический университет

Реферат по дисциплине “Международные экономические отношения”

Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях.

Сравнительная характеристика

Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С.

Преподаватель Ямпольская Н.М.

Екатеринбург

2003

Содержание.

1. Введение

2. Особенности экономики двух государств.

3. Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.

4. Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.

5. Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

1. Введение.

В 1945 году, после освобождения Кореи от японских оккупантов происходило

формирование: на севере страны просоветского – социалистического типа

правления, так как в этом регионе оставались части Красной армии; на юге

прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные части США.

В 1950 – 1953 годах имел место вооружённый конфликт между Севером и Югом.

Север пытался навязать Югу свой тип и объединить страну. Армии США и ООН

защищали Южную Корею от нападок Северной Кореи, которой в свою очередь

помогали КНР и СССР.

9 Сентября 1948 года была создана КНДР – Корейская Народная Демократическая

Республика на Севере.Она занимает площадь 120,54 тысяч км2.

Население: 21.687.55 тысяч чел.

примечание: горные районы изолированы и скудно населены

Возрастные категории:

0-14 лет - 26% (мужчины 2.843.250; женщины 2.705.206)

15- 64 года - 68% (мужчины 7.223.364; женщины 7.502.094)

65 лет и старше - 6% (мужчины 448.242; женщины 965.394)

Средняя продолжительность жизни: 71 год

мужчины - 68 лет

женщины - 74 года

Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Северной Кореи)

Этнические группы: корейцы 99%, прочие (маленькие китайские общины и

этнические японцы) 1%

Религии: буддизм и конфуцианство, чхондоге, христианство, традиционные

верования;

Языки: корейский (официальный), китайский

Уровень грамотности: 99 %

Природные богатства: уголь, свинец, вольфрам, цинк, графит, марганец,

железная руда, медь, золото, пирит, соль, флюорит, гидроэнергия;

Использование земли:

пахотная земля - 12%

под постоянный урожай - 2%

под постоянные пастбища - 0%

заповедники и леса - 61%

остальное - 23%.

Столица: Пхеньян.

Порта и гавани: Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.

Экономика КНДР сильно милитаризована и засекречена, поэтому о центрах

концентрации производства сложно судить.

После объявления независимости КНДР в 1948 году Республика Корея стала

занимать площадь 98,48 тысяч км2.

Столица: Сеул.

Население 47.471 тысяч чел.

Возрастные категории:

0-14 лет - 22% (мужчины 5.471.520; женщины 4.867.688)

15- 64 года - 71% (мужчины 17.155.401; женщины 16.662.227)

65 лет и старше - 7% (мужчины 1.274.943; женщины 2.039.190)

Средняя продолжительность жизни: 75 лет

мужчины - 71 год

женщины - 79 лет

Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Южной Кореи)

Этнические группы: корейцы 99,9%, прочие (20 тыс. китайцев) 0,01%

Религии: христианство 49%, буддизм (махаяна) 47%, конфуцианство 3%,

шаманство, чхондоге 1%

Языки: корейский (официальный), английский широко используется и

преподается в средних и высших учебных заведениях;

Уровень грамотности: 98 %

Природные богатства: уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец,

потенциальная гидроэнергия;

Использование земли:

пахотная земля - 19%

под постоянный урожай - 2%

под постоянные пастбища - 1%

заповедники и леса - 65%

остальное - 13%

Экономики двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои

особенности.

Особенности экономики двух государств.

Северная Корея.

Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и

изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства

публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.

Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим

продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб

легкой и остальным необходимым отраслям.

Основная отрасль промышленности: военная промышленность.

Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими

в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает

использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей.

Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего

населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный

бюджет.

В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-

промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности

населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных

средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи,

сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на

существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование

распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи,

опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике,

ориентированной на восстановление экономики.

Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и

развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как

изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил.

Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения,

сокращению внутреннего производства и импорта.

Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных

расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную

промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает

занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном

секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций

значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно

частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней

точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость

инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве

приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных

расходах, которые превышают эффективность экономики страны.

Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных

предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военного

назначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчиком

Хван Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству

военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития

экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой

партии Кореи в 1967 году.

Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях,

когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает

дефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто отказывается

или не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В Северной

Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-

промышленного комплекса.

Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество, химическая

промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда,

магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия,

текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;

Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое,

сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии,

устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы

улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство

зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну

выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране

очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных

недоеданиями.

Южная Корея.

Как один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигла

невероятных экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень

дохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странами

Африки и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз

Индию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых

стран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом

благодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом,

включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорство

определенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию

нации. Финансовый кризис 1997 - 1999 годов, тем не менее, проявил слабые

стороны экономики страны, среди которых большие иностранные займы и слабое

управление в финансовом секторе. К 1999 году удалось восстановить

финансовую стабильность, превратив ощутимое падение 1998 года в

стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие финансовые и торговые

группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству экономики, а

конгломераты средних размеров на осуществление разных экономических

программ вместе с банками страны.

Особенностью экономики Южной Кореи является значительная роль

государства в управлении экономическими процессами. Правительственный

контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным

законом страны. Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и

одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма

при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивало

централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что

проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния

банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора.

Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы

избежать переполнения рынка труда безработными.

При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в

сельском хозяйстве

Южная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело

страну к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие

отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая

промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность,

текстильная промышленность, производство одежды, обуви.

Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению

крупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболь. Они

сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных

различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 групп

играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде»,

«Самсунг», «Деу».

Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской,

но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно

выше. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978

году, когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные

долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и

от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали

отрицательный реальный процент на сбережения. Всё было направлено на

мобилизацию ресурсов.

С 1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования,

предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных

производителей экономики. Этот процесс получил новый импульс после

финансового кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственной

структуре чеболь. Освободившись от части профильных предприятий, они

приблизились по своей структуре к промышленным концернам. Одновременно

увеличился непосредственный контроль пяти крупнейших чеболь над кредитной

сферой.

Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.

Во внешних экономических связях Южная и Северная Корея также значительно

отличаются друг от друга.

Экономическое положение КНДР все годы существования этого государства

зависело от иностранной экономической помощи. Сперва ее предоставляли

идеологически близкие Китай и СССР. После распада СССР Северная Корея

вынуждена была обратиться за помощью к странам, которые северокорейская

пропаганда называла и продолжает называть врагами - к Южной Корее, Западной

Европе, США и Японии.

СССР и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал

оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил

погоны капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким Чен

Ир - родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, во

время Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи

советских военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР

были оснащены советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДР

заключалась в лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени из

союзников - врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китая

экономическую, технологическую и военную помощь.

После окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР,

который традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться.

Причиной этого стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в

частности, в покупке северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру,

если в 1990 году объем торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то

в 1991 году упал до $365 млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился

на 3.7%. Резко вырос объем внешнего долга. Если в 1990 году он составлял

$7.86 млрд., что составляло 34% ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1

млрд. или 96% северокорейского ВВП. По различным оценкам, северокорейский

долг России составляет $3 - 5 млрд. и не имеет тенденции к погашению.

В 1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью к

международному сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДР

вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому

присоединилась в 1985 году. США и Северная Корея начали переговоры о

предоставлении американской экономической помощи. В результате

посреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная Корея

согласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры с

США. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязалась

заморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязались

снабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т.

ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансировать

строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которых

невозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Япония

и Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.

В 1996 году КНДР получила 900 тыс. т продовольствия, в 1997 году - 1.2

млн., в 1998 году - 1.3 млн. Для сравнения, в середине 1990-х годов

Северная Корея производила не более 3 млн. т . зерна в год. По данным

Агентства США по Международному Развитию The U.S. Agency for International

Development, за период с 1994 по 2002 год США оказали помощь КНДР в размере

$620 млн. Таким образом, Северная Корея стала крупнейшим получателем

американской помощи в странах Азии. Несмотря на то, что в 2001 году в КНДР

был собран хороший урожай, в стране продолжает ощущаться недостаток

продовольствия. По данным ООН, Северная Корея до сих пор нуждается в

иностранной продовольственной помощи - как минимум, она должна составлять

1.5 млн. т зерна ежегодно. По оценкам южнокорейских исследователей, если

США прекратят предоставлять КНДР продовольственную помощь, от голода умрут

300-400 тыс. северокорейцев. Некоторые аналитики считают, что нынешний

ядерный кризис, спровоцированный КНДР, является очередной попыткой получить

экономическую поддержку от США и их союзников.

Северная Корея придерживалась позиции самообеспечения, получая всё

остальное, что не производила сама от СССР по льготным ценам. В данный

момент такая позиция нежизнеспособна, КНДР имеет партнёров по импорту и

экспорту.

Партнёры Северной Кореи по импорту: (нефть, коксующийся уголь, машинное

оборудование, товары народного потребления, зерно) Китай 33%, Япония 17%,

Россия 5%, Южная Корея 4%, Германия 3%.

Партнеры по экспорту: (минералы, металлургические продукты, промышленные

товары, включая вооружение, сельскохозяйственные товары и рыбные продукты)

Япония 28%, Южная Корея 21%, Китай 5%, Германия 4%, Россия 1% .

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением её

внешнеэкономических связей.

Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима.

Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и

косвенный контроль во внешнеэкономических связях, до недавнего времени

внешнеторговая политика по существу представляла систему протекционистских

методов развития экспорта и лицензирования импорта.

Внешняя торговля занимает важнейшее место в системе внешнеэкономических

связей страны. Она развивалась высокими темпами. В 80—90-х годах темпы

внешней торговли в 1,2—2,7 раза превосходили темпы Прироста ВВП. Так, в 80-

е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 14,5, в 90-е - 15,6% (60-е

- 33,4%, 70-е - 39,8%). Быстрый рост внешней торговли явился результатом

воздействия различных факторов и условий, 51 том числе внешнеторговой

политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала

страны.

Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи

на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.